Реклама в Интернет

Лист второй

Фазиль Искандер


Сандро из Чегема


Мы проехали село под названием Эстонка. Здесь живет национальность под названием эстонцы, а кто они на самом деле, никто не знает. Но живут тихо, нашим не мешают. Вообще о них мало что известно.
Одно только известно, что они разводят огромных коров, которые дают по двадцать литров молока. Но нашим абхазцам такие коровы ни к чему. Нашему абхазцу неприятно возиться с такой коровой. Она его унижает своей несамостоятельностью. Эти эстонские коровы по горам ходить не могут и сами себя не прокармливают. То и дело приходится их кормить, подмывать, держать в чистом сухом помещении.
Нет, нашим такие коровы ни к чему. У абхазца совсем другой подход. Скажем, одна эстонская корова дает двадцать литров молока, а абхазская корова, скажем, два литра, хотя на самом деле она может дать до четырех литров. Но будем считать два, это яснее покажет глупость другого понимания выгоды. Эстонец имеет от одной коровы двадцать литров, а абхазец заводит десять коров и имеет те же двадцать литров. Эстонец целый день крутится возле своей коровы, а у абхазца всех-то дел - утром открыть ворота скотного двора и выпустить их, а вечером, когда они придут, снова впустить их.
Так что же выгодней - целый день возиться с одной коровой и иметь двадцать литров или то же молоко получать от десяти коров и не иметь с ними никакой возни?
А теперь возьмем со стороны мяса. Ясно, что тому, кто имеет десять коров, проще прирезать телка, чем тому, кто имеет одну корову.

Сейчас я расскажу про знаменитые огурцы дяди Сандро... Он получил неслыханный урожай огурцов. Сколько ни шарили в кустах колхозники, проходившие мимо его бахчи, огурцов оставалась тьма тьмущая. Слух об этих огурцах прошел по всему району, и из Кенгурска приезжала комиссия за комиссией, и все они пробовали огурцы и уносили с собой в мешках, а огурцов все равно было полным-полно.
И начальство, приезжавшее пробовать огурцы, говорило, что Сандро вывел новый сорт, который сначала надо распространить по всему району, а потом по всей стране. А самого Сандро, говорило начальство, будем выдвигать в депутаты.
- Болваны! - кричал мой старик. - Я раньше в этом месте загон держал, там навозу на полметра!
Но его все равно никто не слушал. В середине лета сорвали огуречную плеть, на которой насчитывалось до ста огурцов, и снарядили четырех чегемцев, чтоб они ее отвезли в Мухус на сельскохозяйственную выставку. Сандро хотел с ними поехать, но ему сказали, что он почти депутат, а для перевозки плети с огурцами можно использовать людей и попроще.
Сначала эти четверо чегемцев осторожно, не осыпав огурцы, донесли плеть до Анастасовки. Но когда они сели в машину, пассажиры стали удивляться их необыкновенной ноше, и они, хвастаясь неслыханным урожаем огурцов, стали всех угощать. Правда, они хитроумно, по их разумению, от плети отрезали огурцы ножом, а не обрывали. Так что на месте отрезанного плода оставался пятачок, чтобы было видно, что огурец там и в самом деле рос.
К тому же один из пассажиров машины оказался и с большой бутылкой чачи, и он стал всех угощать чачей, а наши давай им подсовывать огурцы, аккуратно отрезая от их плети так, чтоб оставались пятачки. Так что, когда они приехали в Мухус, на плети оставалось около двадцати целых огурцов и великое множество пятачков. Посланцы Чегема пришли со своей плетью на выставку, но там у них ее не приняли. Смотритель выставки сказал, что на плети маловато огурцов.
- Так видно же, сколько было, - отвечали чегемцы, показывая на пятачки.
- Мало ли что видно, - сказал смотритель, люди будут думать, что я или мои помощники съели эти огурцы.
- Ну и пускай себе думают, - уговаривали его чегемцы, - главное - видно, сколько на ней огурцов было выращено.
- Нет, нет, - наотрез оказался смотритель, отпихивая от себя плеть, которую чегемцы пытались разложить на его столе, - это проходит как вредительство.
Удрученные упорством смотрителя, посланцы Чегема вышли из помещения выставки и стали раздумывать, как быть дальше и что делать с оставшимися огурцами. И тут один из них заподозрил, что смотритель выставки, скорее всего, эндурец армянского происхождения.
- А-а-а, - сказали остальные, - тогда все ясно. Разве эндурец когда-нибудь будет способствовать нашей славе? И тогда они зашли в винную лавку и стали там пить вино, закусывая оставшимися огурцами.
Чегемцы, узнав о неудаче с выставкой, до того озлились на смотрителя, что окончательно распотрошили бахчу Сандро. А в райцентре, между прочим, ничего не слыхали обо всем этом. Осенью из района приехала новая комиссия, чтобы взять огурцы на семена для других колхозов. Но им не удалось нашарить в кустах ни одного плода. И комиссия очень обиделась на Сандро, хотя он ни в чем не был виноват.
- Такой депутат нам не нужен, - сказали члены комиссии, уезжая в Кенгурск с пустыми мешками.
На этом закончилась история со знаменитыми огурцами Сандро.

- Ну, и как там дальше, - бывало, спрашивал кто-нибудь из соседей, - наших никого не видела?
И тетя Катя рассказывала сон свежий, как только что разрытая могила. Дело в том, что сны ее обычно представляли из себя полулегальные встречи с близкими и дальними родственниками и односельчанами, покинувшими этот мир. Во всяком случае, местность, в которой проходили ее сны, была одинаково доступна для жителей того и этого мира.И те, что уже там, при встрече с теми, что уже здесь, вечно выражали им свое недовольство, предъявляя свой грустный, иногда очень запутанный счет и, главное, сами же, заранее зная, что этот счет никто не оплатит, не выполнит, старались изложить его как можно точней, что должно было лечь дополнительным укором на совесть тех, кто с ними встречался. Они веля себя примерно так, как крестьянин, надолго, может быть навсегда, застрявший в больнице, при встрече дающий им хозяйственные указания на дому, чувствуя, что они все сделают не так, как надо, и все-таки не в силах оторваться от горькой сладости укоряющего совета.
(Тут ваш скромный историограф хочет взять слово и поделиться своими наблюдениями над природой сна, что ни в коем случае не является попыткой умалить ценность открытий, сделанных в этой области тетей Катей или даже дядей Фрейдом.
Как ни разгадывай сон, который произвел на нас сильное впечатление, истинный смысл его уже в том, что он хотя бы на миг раздвинул перед нами пелену повседневности и дал почувствовать трагическую даль жизни. В этом его могучее освежающее предназначение. Как бы ни был нелеп или запутан сюжет сна, подспудный смысл его никогда не мелочен: неосознанная или, чаще, неразделенная любовь, коварство, страх, стыд, милосердие, жалость, предательство.
Сюжет сна можно сравнить с обезьяной, которая с кинокамерой на шее пробежала по джунглям нашего подсознания. А может, это хлам жизни, вынесеннвй прибоем на пустынный берег. И вдруг среди сотен бессмысленных кадров мы находим несколько, приоткрывающих истинный смысл увиденного в прибрежном хламе, какой-то никчемный лоскуток тупой болью отяжелил наш сон, и мы, проснувшись или еще во сне, догадываемся, что он напомнил нам платье давно любой женщины, а мы-то думали, что все позабыто. И тут мы начинаем понимать, что нужны были сотни нелепых кадров, чтобы сделать убедительными те два-три, которые приоткрыли нам смысл. Ведь если бы все кадры более или менее логически приводили бы нас к смыслу, мы могли бы заподозрить, что кто-то подсунул нам нравоучительную басню. Убедительность находки тем жгучей, чем подлинней мусор, из которого мы ее извлекли...)

Тип такого рода деятеля мне очень хорошо известен. Такие люди встречаются в некоторых секторах наших учреждений, которым (секторам) полность или почти полность удалось прервать живую связь с жизнью.
Человек сидит в кабинете - ему идет зарплата. Сделать он ничего не может, но и сказать это открыто, признать, что он напрасно получает зарплату, естесственно, не хочется. Да и потом, все это получается не в один день.
Постепенное отмирание сектора усиливает внешнюю деятельность работника этого сектора. И когда вы являетесь к нему с каким-то делом, он радостно отдается вам, то есть пишет бумаги, звонит, консультируется, и, в конце концов, выясняется, что сделать ничего нельзя.
Но вы после всех его хлопот не только не разочаровываетесь в нем, но испытываете тихий, мистический восторг перед совершенством дел его рук. Этот тихий восторг у некоторых перерастает в такой же тихий же ужас. Ведь это нелегко узнать, после долгих, мягких, ненастойчивых усилий этого человека по проталкиванию вашего дела, что с самого начала было обречено и он об этом прекрасно знал с самого начала. Ведь это все равно, что вы наблюдаете, пусть из-за стекла, но своими глазами наблюдаете многочасовую операцию, которую проделывает хирург над вашим близким, и вдруг узнаете, что больной умер еще до операции и его оперировали только потому, что по плану было намечено его оперировать и были отпущены соответствующие средства для операции, которые необходимо было использовать, и что вас особенно поражает, - наркоза не пожалели на вашего бедного покойника, наркоза! Именно это наркоз, как последняя капля, словно его отчасти впрыснули и вам под кожу, повергает вас в тихий благоговейный трепет...

Всякой женщине... можешь сказать одно и никогда не ошибешься: "При таком характере могла бы быть и покрасивее..."

Так, два-три раза в году город наполняется слухами, что эндурцы захватили власть в Москве, Как захватили, почему захватили и, главное, кто допустил, что захватили - неизвестно. Все знают одно: эндурцы захватили власть в Москве.
При этом говорится, что одной из первых реформ в стране, которую проведут эндурцы в ближайшее время,- это объявление всех народов нашей страны эндурцами, правда, с указанием атавистических оттенков, как-то: русские эндурцы, украинские эндурцы, эстонские эндурцы, грузинские эндурцы, армянские эндурцы, еврейские эндурцы и так далее. Сами эндурцы будут называться - эндурские эндурцы - со скромным пояснением: коренное население, (Однако без указания: коренное население какого именно края, или республики, или страны? Или земного шара! Эта зловещая недоговореность больше всего пугала наших.
- Они, выходят, коренное население? Значит, мы пришлые?
- Выходит,- вздыхает собеседник.
Слухи о захвате власти эндурцами обычно держатся с неделю.
В таких случаях попытка навести справку у самих эндурцев обычно ни к чему не приводит.
- Да нет,- уклончиво отвечает эндурец,- вечно у нас преувеличивают.
В таких случаях наши иногда бросаются с расспросами к москвичам, которые только что приехали к нам отдыхать.
Но и они толком ничего не знают, хотя, между прочим, не слишком скрывают опасения быть захваченным кем-нибудь.
- Лишь бы не китайцы, - говорят москвичи.
Все эти слухи в основном распространяет эндургенция.

Считаю, что пора обьяснить, что это такое. Наша интеллигенция давным-давно расслоилась на две части. Меньшая ее часть все еще героически остается интеллигенцией в старом русском смысле этого слова, а большая ее часть превратилась в эндургенцию.
Внутри самой эндургенции можно разглядеть три типа: либеральная эндургенция, патриотическая эндургенция и правительствующая эндургенция.

Либеральная зндургенция обычно плохо работает, полагая, что, плохо работая в своей области, она тем самым хорошо работает на демократическое будущее. Понимает демократию как полное подчинение ее образу мыслей.
Дома при своих или в гостях у своих всегда ругает правительство за то, что оно не движется в сторону парламента.
Глядя на просторы родины чудесной, нередко впадают в уныние, представляя грандиозный объем работ предстоящей либерализации.
Однако при наличии взятки легко взбадриваются и четко выполняют порученное им дело. Взятки берут в том или ином виде, но предпочитают в ином. Берут с оттенком собирания средств в фонд борьбы за демократию.

Патриотическая эндургенция и ее местные национальные ответвления. Подобно тому, как их отцы и деды делали карьеру на интернационализме зтн делают карьеру на патриотизме.
Внутри старой идеологии патриотическая идеология сушествует, как сертификаты внутри общегосударственных денежных знаков.
Обычно плохо работает и плохо знает свою профессию, считая, что приобретение знаний, часто связанное с использованием иностранных источников, принципиально несовместимо с любовью к родине. Элегически вспоминает золотые тридцатые годы, а также серебряные сороковые.
Часто ругает правительство за то, что оно превратилось в парламентскую республику.
Это не мешает ей время от временп входить в правительство с предложением: пытающихся эпатировать - эпатировать,
Патриотическая эндургенция считает своим долгом все беды страны сваливать на представителей других наций. Эту свою привычку любит выдавать за выражение бесхитростного прямодушия.
С восторгом глядя на просторы родины чудесной, в конце концов приходит в уныние, вспоминая, сколько иноредцев на нней расположилось, Однако при наличии взятки быстро взбадриваетя и довольно сносно выполняет порученное дело.
Взятки берет в том или ином виде, но предпочитает в том. Берет с намеком собирания средств: на алтарь отечества.
Судя по размерам взяток - алтарь плачевном состоянии.

Правительствующая эндургенция. Работает плохо, считая, что любовь к правительсву отнимает столько сил, что ни о какой серьезной работе не может быть и речи.
Правительствующая эндургенция тоже иногда поругивает правительство за то, что оно, не замечая ее одинокой любви, недостаточно быстро выдвигает ее на руководящие должности.
Эндургенцию двух других категорий ненавидит, но патриотическую побаивается и кое-что ей уступает, боясь, что иначе она отнимет все. Считая свое умственное состояние государственной тайной, с иностранцами никогда не заговаривает и только улыбается им извиняющейся улыбкой глухонемого.
Глядя на просторы родины чудесной, иногда впадает в уныние, представляя, сколько инакомыслящих может скрываться на такой огромной территории, Однако, при наличии взятки легко утешается и довольно четко выполняет порученное дело, Одинаково берет как в том, так и в ином виде. Берет с оттенком помощи вечно борющемуся Вьетнаму.
Любимое занятие - рассказывать, а если под рукой карта, и показывать, сколько иностранных государств могло бы вместиться на просторах родины чудесной,

Он знал, что такое бывает после крепкой выпивки. И он подумал: для того и существует крепкая выпивка, чтобы приближать то, что приятно душе и отдалять то, что ей неприятно.
А те, кто говорит, что это нехорошо, пусть придумывают такое средство, чтобы человек иногда мог отдалять от души то, что ей неприятно, и приближать то, что ей приятно. А если не могут придумать - пусть заткнутся.

Кемал так устроен, что тот, который делает ему доброе дело, считает для себя дополнительным удовольствием еще и угостить его.
Такова особенность его обаяния. В чем ее секрет? Я думаю, придется возвратиться к Пизанской башне. В отличие от этой башни, которую мы вспомнили действительно случайно, а теперь якобы случайно к ней возвращаемя, сама фигура Кемала... производит впечатление исключительной устойчивости, прочности, хорошо налаженной центровки.
Я думаю, существует болезнь века, которую еще не открыли психиатры и которую я сейчас открыл и даю ей название - комплекс Пизанской башни. Прошу зафиксировать приоритет советской науки в этом вопросе. Современный человек чувствует неустойчивость всего, что делается вокруг него. У него такое ощущение, что все должно рухнуть, и тем, что все еще держится.
И вот человек с этим пизанским комплексом, встречаясь с Кемалом, чувствует, что в этом мире, оказывается, еще есть явления и люди, прочные крепкие и надежные. И человека временно отпускает гнет его пизанского комплекса, и он отдыхает в тени Кемала и, естественно, старается продлить этот отдых.


{Лист первый "Виктор Шкловский"} {Лист второй "Фазиль Искандер"}
{Лист третий "Еще раз Фазиль Искандер"} {Лист четвертый "Михаил Веллер"}
{Лист пятый "Еще раз Михаил Веллер"}


{Блокнот} {Альбом} {Мастер-класс} {Плюшки} {Библиотечка}



{Главная страница} {Наши авторы} {Детский сад} {Птичка на проводах}
{Камера пыток} {Лингвистическое ревю} {Ссылки}
{Творческий семинар} {Пух и перья}