Akselbant
Реклама в
Интернет
Все
Кулички

Gusarskij Klub





























С ПРАЗДНИКОМ, МУЖЧИНЫ!
Немного истории:
        23 февраля в России традиционно отмечают День защитника Отечества, один из важнейших праздников в календаре россиян. Это не просто день почитания солдат и бойцов, служивших и защищавших страну во время войны и невзгод - знаменательная дата уже превратилась в своеобразный неофициальный "день всех мужчин".
        Однако почему именно 23 февраля? Эта дата пришла из Советского Союза, с далекого 1922 года, когда Президиум ВЦИК "напомнил" исполкомам отмечать праздник именно 23-го числа. С самого начала этот день был не чем иным, как годовщиной основания Рабоче-Крестьянской Красной Армии... но годовщиной, перенесенной в будущее. Архивные данные говорят о том, что РККА была основана по Декрету от 15 (28) января 1918 г., изданному Советом Народных Комиссаров СССР. В 1919 г. Н. Подвойский, Председатель Высшей военной инспекции РККА, предложил отмечать годовщину 28 января. Однако его предложение отклонили, а день армии совместили с "Днем Красного подарка" 17 февраля. Но... 17 февраля попало на понедельник, и празднование перенесли на 23 февраля, после чего 3 года о нем никто не вспоминал. А в 1922 году Президиум ВЦИК назвал датой годовщины уже 23 февраля.
        После распада СССР праздник не исчез - он по-прежнему популярен, и по-прежнему его отмечают не только в России, но и в Приднестровье, и на Украине. С 2002 года 23 февраля - выходной день в Российской Федерации. Многие настолько привыкли к празднованию этого дня, с шумными застольями, подарками, а теперь и еще одним выходным, подаренным нам правительством, что никто и не помнит, а почему вообще возник этот праздник. С чего все началось? Что дало смысл существованию этого дня? Кто сочинил тот миф о победе над немецкими войсками под Нарвой и Псковом в 1918 году, что дало рождение так называемой Красной Армии? Было ли это рождение вообще и что же мы тогда отмечаем - об этом пойдет наш рассказ: правда о 23 февраля, или история возникновения мифа о Дне защитника Отечества.
        Как говорят историки, никаких сколько-нибудь значительных событий, объяснивших бы выбор именно 23 февраля, в Советской России обнаружить не удалось. Но что всё-таки происходило почти век назад?
        Сразу после победы вооруженного восстания в Петрограде 24-25 октября (7-8 ноября по новому стилю) 1917 года Советской власти пришлось вести борьбу с контрреволюционными выступлениями. Вооруженной силой Советской власти были отряды Красной гвардии революционных солдат и моряков. 27 октября 1917 года Советское правительство обратилось к народам и правительствам стран-участников Первой мировой войны немедленно начать переговоры о заключении справедливого мира. Германия, ведущая боевые действия на Западном и Восточном фронтах, согласилась вести такие переговоры, которые начались 20 ноября 1917 г. в Брест-Литовском. Выход России из войны облегчил положение Германии, Австро-Венгрии и Турции. Хотя США вступили в войну против Германии 6 апреля 1917 года, американские войска начали прибывать на Западный фронт только с марта 1918 года. Логика войны требовала все силы Германии бросить на Западный фронт. Но классовая ненависть победила разум. Германское командование, явно переоценив свои возможности, на 1918 год спланировало нанесение двух ударов: на Западе, опережая прибытие во Францию основного контингента войск США, и на Востоке - теперь уже в целях развертывания военной интервенции против Советской России.
        Не надо думать, что Германский Генеральный штаб был укомплектован дураками. Штаб спланировал переброску войск с Восточного на Западный фронт. Но кто помешал этому? Это до сих пор остается тайной.
        Известно лишь то, что три монархии, которые законодательно ввели в конце XIX века ограничение процента банковского кредита (если проще - предел ростовщического процента) в пределах 14-18 % - это Россия, Германия и Австро-Венгрия, - были приговорены хозяевами "либеральной экономики", а точнее - главными банкирами мира - к уничтожению. Николай II совершил в начале ХХ века еще большее "преступление" перед мировым ростовщическим капиталом: ввел ограничение на вывоз прибыли от вложенного в России иностранного капитала - не более 12,6% прибыли. Остальная прибыль должна была вкладываться в промышленность, сельское хозяйство, строительство или банки России.
        Руководитель банкиров Нью-Йорка Шифф (к нему ездил на поклон С.Ю. Витте при заключении Портсмутского мирного договора с Японией в 1905 году) на одном митинге поклялся, что царизм в России не переживет ХХ век.
        Как известно, столица банкиров мира Лондон волею короля Великобритании отказалась в 1917 году принять свергнутого с российского престола Николая II и его семью.
        1 августа 1914 года три императора сошлись в самоубийственной войне во имя чьих-то интересов.
        Страна-победитель в любых вариантах хода и исхода войны был предопределен: Соединенные Штаты Америки. Вопрос стоял только об уровне потерь сторон и, соответственно, степени зависимости от США. Разгром французских и английских войск в весеннем наступлении 1918 года позволил бы Германии заключить перемирие, а затем получить хотя бы и тяжелый, с потерей всех колоний, но все же мир, а не капитуляцию с неизбежным хаосом в управлении и революцией. Мир бы сохранил Германскую монархию.
        Почему, несмотря на очевидность ситуации, Вильгельм II (или кто-то другой помимо его воли?) начал с наступления на Восточном фронте, в котором кайзеровские войска увязли до конца Первой мировой войны?
        Советское правительство с целью защиты Советского государства от кайзеровской Германии приступило к организации регулярных вооруженных сил. 15 (28 по н. с.) января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров В.И. Ульянов (Ленин) подписал декрет "Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 29.01 (11.02 по н. с.) - декрет "Об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота" (РККФ).
        18 февраля 1918 года австро-германские (только немецких дивизий было 39) и турецкие войска, вероломно нарушив перемирие, заключенное 2 (15) декабря 1917 года, вторглись в Советскую Россию и приступили к оккупации Украины, Белоруссии и Прибалтики. Этих 39 дивизий и не хватило для развития значительного успеха германской армии во время "мартовского наступления" в Пикардии (во Франции).
        21 февраля германские войска захватили Минск. В этот день Советское правительство обратилось к народу с воззванием "Социалистическое Отечество в опасности!"
        23 февраля в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от "кайзеровских войск". В документах того времени нет слов "немецкие" или "германские" войска, а только "кайзеровские": видимо, в интересах пролетарского интернационализма и по аналогии с "царскими войсками".
        Германские войска 25.02 захватили Таллин (Ревель) и Псков, 3 марта - Нарву. На Украине австро-германские войска, наступавшие вместе с контрреволюционными войсками Петлюры, 1.03 захватили Киев и восстановили власть Центральной рады. Советское правительство, не имевшее достаточного количества сил для отпора германским интервентам, вынуждено было подписать 3 марта 1918 года в Брест-Литовском мирный договор.
        23 февраля 1919 г. на заседании Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов, посвященного годовщине создания РККА, с приветственной речью выступил Председатель ВЦИК (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета) Я.М. Свердлов, подчеркнувший, что Красная Армия была создана в первую очередь против иностранного врага. С 1922 года чествование Красной Армии и Флота в день их юбилея приобрело характер большого всенародного праздника. 22 февраля 1922 года на Красной площади состоялся парад войск Московского гарнизона, а вечером - торжественное заседание Моссовета совместно с представителями воинских частей Московского гарнизона. В 1923 году в честь Дня Красной Армии и Флота впервые был издан приказ Реввоенсовета Республики.
        С тех пор ежегодно 23 февраля отмечался как День Красной Армии. С 1946 года он стал называться День Советской Армии и Военно-Морского флота. Государственная Дума России 10 февраля 1995 года приняла федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором этот день назван так: "23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитника Отечества". Действительно, февральское наступление 1918 года кайзеровских войск в России привело Германскую империю к гибели.
        Интересно, что в анналах военной истории сохранилось описание доблестной защиты Пскова, но только во время Ливонской, а вовсе не в последний год Первой мировой войны. На протяжении без малого пяти месяцев, с августа 1581 по январь 1582 года, осажденный псковский гарнизон, возглавляемый воеводой Иваном Шуйским, успешно отражал неоднократные попытки польского короля Стефана Батория овладеть городом. Зимой 1918 года все получилось иначе.
        Вечером 10 февраля 1918 года бесплодные Брест-Литовские переговоры, проходившие с 20 ноября 1917 года в ставке главнокомандующего германским Восточным фронтом, были прерваны после декларации советских представителей во главе со Львом Троцким, возвестивших - в одностороннем порядке - о прекращении войны с государствами четверного союза (Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией). Утром 11 февраля советское правительство распорядилось о полной демобилизации российских вооруженных сил. Всем, кто не мог понять, зачем распускать войска, не подписав сепаратного мира, глава петроградских большевиков и правая рука Ульянова-Ленина Зиновьев разъяснил с трибуны: ожидать неприятельского нападения не следует, так как трудящиеся Германии и Австро-Венгрии воевать не желают совсем.
        Через неделю германское верховное командование Гинденбурга, давно перебросившее на свой Западный фронт самые боеспособные соединения, заявило об окончании временного перемирия. Немецкие воинские части начали наступление по всей линии разваленного Восточного фронта, захватив Двинск (впоследствии Даугавпилс) 18 февраля, Минск - 20-го, Полоцк - 21-го, Режицу (позднее Резекне) - 22 февраля.
        Неординарность возобновившихся военных действий заключалась прежде всего в стремительности германского вторжения. Противник продвигался на восток преимущественно "боевыми поездами", не встречая практически никакого сопротивления. В 14-16 вагонах таких эшелонов размещались эскадрон кавалерии, до полуроты пехоты (при 14-16 пулеметах и 2-4 пушках) и саперный взвод. По признанию того же Зиновьева, в хорошо укрепленный Двинск въехал неприятельский отряд, состоявший не то из 60, не то из 100 человек. В Режицу, как писали "Русские ведомости", ворвалось подразделение настолько малочисленное, что не сумело с ходу занять телеграф, проработавший еще почти сутки. По свидетельству прессы, минские большевики стали готовиться к бегству с утра 19 февраля. На станцию свозили оружие и продовольствие; к 18 часам туда прибыл грузовик с ящиками и баулами, где находилось 13 миллионов рублей - конфискованная за день городская наличность. В 10 вагонах "секретного эшелона" расположились местные начальники с охраной и штаб Красной гвардии во главе с военным комиссаром западной области Мясниковым (Мясникяном) - бывшим помощником присяжного поверенного и будущим первым секретарем Закавказского крайкома РКП(б). Неожиданно рабочие железнодорожных мастерских отогнали паровоз и потребовали жалованье за последние месяцы.
        Ночь протянулась в спорах о допустимых масштабах вознаграждения за пролетарский труд, лишь к рассвету обе стороны сошлись на общей сумме в 450 тысяч рублей. Получив деньги, рабочие вознамерились было не выпустить из города нескольких комиссаров, подозреваемых в крупных хищениях. В ответ большевики выставили на площадках и крышах вагонов пулеметы и пригрозили разгромить всю станцию, если к поезду не прицепят паровоз немедленно. Утром 20 февраля "секретный эшелон" отправился наконец в Смоленск, а к белорусской столице приблизилась германская кавалерия. После короткой передышки в Минске немецкие отряды продвинулись на 117 верст по направлению к Москве за каких-нибудь 18-20 часов.
        В ночь на 19 февраля Ленин и Троцкий уже спешно телеграфировали в Берлин о готовности Совнаркома без промедления подписать мир на германских условиях, но немецкое командование предпочло продлить экономически выгодное и необременительное наступление до получения официального письменного подтверждения присланной депеши. На следующий день Совнарком одобрил ночную телеграмму и призвал все местные советы и войсковые организации приложить максимум усилий к воссозданию армии. Вместе с тем советское правительство отнюдь не спешило отдать приказ хотя бы о приостановлении трудно объяснимой демобилизации, и соответствующий комиссариат продолжал свою конвульсивную деятельность по расформированию воинских частей.
        Первый пункт по вербовке добровольцев в Красную армию открылся в Выборгском районе Петрограда лишь 21 февраля. В тот же день был учрежден чрезвычайный штаб Петроградского военного округа во главе с управляющим делами Совнаркома Бонч-Бруевичем, а Ленин написал воззвание "Социалистическое отечество в опасности!". Чрезвычайный штаб объявил столицу на осадном положении, ввел военную цензуру и распорядился о расстреле "контрреволюционных агитаторов и германских шпионов". Советский главнокомандующий прапорщик Крыленко настроился, в свою очередь, на разгром коварного противника посредством публикации приказа об "организации братания" и поручил революционным агитаторам убеждать немецких солдат "в преступности их наступления". И только.
        Тем временем германские военные части направились к Пскову, где был штаб Северного фронта и находились обширные склады военного имущества, боеприпасов и продовольствия. Лишь 23 февраля большевики объявили Псков на осадном положении; вечером 24 февраля немецкий отряд численностью не более 200 человек без боя овладел городом. В тот же день, 24 февраля, пали Юрьев и Ревель (ныне Тарту и Таллинн). Прорыв, не удавшийся мощной группировке генерал-фельдмаршала фон Гинденбурга в 1915 году, осуществили - фактически без потерь - небольшие и разрозненные германские подразделения, скорость продвижения которых ограничивала преимущественно степень проходимости российских шоссейных и железных дорог.
        Через несколько часов после падения Пскова Бонч-Бруевича всполошила телеграмма о возможном германском наступлении на Петроград. В ночь на 25 февраля он зачитал это тревожное известие на заседании Петроградского совета и потребовал разбудить спящий город заводскими гудками, дабы перейти от слов к делу и срочно приступить к записи добровольцев в Красную армию. Напомним, это было уже 25 февраля, после "победы" под Нарвой и Псковом, как утверждали позже советские пропагандисты.
        К вечеру 25 февраля "Правда" продублировала ночное беспокойство Бонч-Бруевича восклицаниями, частично заимствованными из популярных в начале ХХ века романов о Французской революции: "Смертельный удар занесен над Красным Петроградом! Если вы, рабочие, солдаты, крестьяне, не хотите потерять своей власти, власти Советов - до последнего издыхания сражайтесь с разбойниками, которые надвигаются на вас! Все к оружию! Сливайтесь немедленно в красные социалистические батальоны и идите победить или умереть!" С этого дня в разных районах Петрограда действительно открылись вербовочные пункты, где принимали кандидатов в защитники отечества ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней, с 10 или 11 до 15 или 16 часов, но только по рекомендации того или иного комитета (партийного, солдатского или фабричного).
        Постоянный, хотя и совсем не густой, приток волонтеров в Красную армию обеспечивала нарастающая хозяйственная разруха. Небывалая безработица и надвигающийся голод служили надежной гарантией успешной вербовки добровольцев и впредь, поскольку армейский паек, подкрепленный обещанием денежного довольствия, издавна рассматривали как верное средство для возбуждения боевого духа у безработных. В дневнике В.Г. Короленко отражены сцены комплектования советских войск на Украине еще в январе 1918 года:
        "...Приходит наниматься в Красную гвардию человек. Ему говорят: - Вы, товарищ, значит, знаете нашу платформу? - Та знаю: 15 рублей в сутки."
        Свидетель тех лет писатель Юрий Фелыптинский пишет: "Но самым удивительным (в германском наступлении 23 февраля - Ред.) было то, что немцы наступали без армии. Они действовали небольшими разрозненными отрядами в 100-200 человек, причем даже не регулярными частями, а собранными из добровольцев. Из-за царившей у большевиков паники и слухов о приближении мифических германских войск города и станции оставлялись без боя еще до прибытия противника. Двинск, например, был взят немецким отрядом в 60-100 человек. Псков был занят небольшим отрядом немцев, приехавших на мотоциклах". Так что получается, что ни побед над германской армией не было 23 февраля, ни самой германской армии, наступавшей на Петроград.
        Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты не менее боевого 1919 года не ликуют по поводу первой годовщины "великой победы". Но зато теперь день Красной армии - "могильщика капитала" - пришелся на воскресенье 23 февраля и ознаменовался, как положено, "большими митингами" в театрах и на заводах. Нарком по военным делам Лев Троцкий, неожиданно для всех придумавший из ничего этот праздник, объявил конкурс на лучший марш Красной армии. Гражданская война, голод и разруха отнюдь не способствовали радужному настроению трудящихся, поэтому, вероятно, в 1920 и 1921 годах о дне Красной армии попросту забыли. Зато в 1922 году председатель Реввоенсовета Троцкий устроил в этот день военный парад на Красной площади, заложив тем самым традицию ежегодного всенародного торжества. Ровно в полдень 23 февраля "организатор и любимый вождь нашего воинства" принял рапорт командующего парадом и, обойдя полки, прокричал по привычке пламенную речь, приурочив четвертую годовщину Красной армии к публикации ленинского декрета о ее создании.
        Тут опять открывается нестыковка. Декрет об организации РККА был принят на заседании Совнаркома 15 января 1918 года (здесь и далее даты до 1 февраля 1918 года указаны по старому стилю.) На следующий день, 16 января, Ленин подписал декрет о выделении из государственного казначейства 20 миллионов рублей на нужды заново формируемых воинских соединений; куда ушли эти огромные по тем временам ассигнования, осталось, впрочем, неизвестным. Оба декрета были распубликованы 19 января 1918 года. Тем не менее Троцкий и в 1923 году настойчиво повторял: декрет об организации Красной армии Совнарком издал именно 23 февраля 1918 года. То есть, говоря словами Михаила Булгакова, "гражданин соврамши". Столичная же пресса к пятилетней годовщине РККА указала ее стратегические задачи, поместив под изображением земного шара, накрытого буденовкой, недвусмысленную подпись: "Перед Красной Армией стоят большие цели". К этому дню Троцкий не приготовил военного парада - "выдающийся вождь и воспитатель" РККА уже наигрался в солдатики на площадях и увлекался теперь собственным здоровьем и внутрипартийными раздорами.
        С опалой Троцкого немного трансформировалось и официальное обоснование праздника. К десятилетней годовщине РККА выяснилось вдруг, что 23 февраля 1918 года советское правительство уже приступило к формированию первых отрядов Красной армии, хотя новый нарком по военным делам Ворошилов все еще связывал "торжественные мероприятия" с вышеупомянутым ленинским декретом. Взамен портретов Троцкого и его сподвижников прессу украсили тогда фотографии Ленина, Фрунзе и Ворошилова.
        В последующие десять лет на торжественных заседаниях по поводу очередной годовщины РККА военное руководство произносило пышные речи с ритуальными угрозами, но без внятных экскурсов в недавнее прошлое. К 23 февраля 1938 года была учреждена юбилейная медаль "ХХ лет РККА". И только в сентябре того же 1938 года, когда газета "Правда" впервые напечатала "Краткий курс истории ВКП(б)", трудящиеся получили наконец единственно правильное истолкование всенародного праздника: "...На брошенный партией и советским правительством клич "Социалистическое отечество в опасности!" рабочий класс ответил усиленным формированием частей Красной армии. Молодые отряды новой армии - армии революционного народа - героически отражали натиск вооруженного до зубов германского хищника. Под Нарвой и Псковом немецким оккупантам был дан решительный отпор. День отпора войскам германского империализма - 23 февраля - стал днем рождения молодой Красной армии".
        Такое чисто мифологическое объяснение всенародного праздника укоренилось в массовом сознании легко и прочно. В тяжкие годы войны, когда каждое веское слово укрепляло боевой дух действующей армии, верховный главнокомандующий Сталин усилил прежние акценты, заявив, что 23 февраля 1918 года отряды РККА "наголову разбили под Псковом и Нарвой войска немецких захватчиков".
.         Священная формулировка "Краткого курса истории ВКП(б)" оставалась замороженной почти 20 лет, и лишь во время хрущевской "оттепели" в ней образовалась проталина. "Решительный отпор" под Нарвой исчез из нее совершенно бесследно, зато под Псковом созданная Лениным Красная армия оказала "упорное сопротивление превосходящим силам противника и нанесла им серьезное поражение".
        На самом деле задача троцкистского, а затем и сталинского руководства в изобретении этого мифа была проста и понятна: все они принимали непосредственное участие в шутовских переговорах о мире, бесславной организации "сопротивления" немецким частям, а затем и позорной сдаче Германии в Бресте. Вытеснив из памяти неприятные впечатления, связанные с постыдной капитуляцией, Троцкий назначил на 23 февраля всенародный праздник. Продолжив традицию ежегодного торжества, Сталин постарался окончательно вытеснить из сознания своих подданных позорное пятно на прошлом его империи.
        Миф удался славный - в лучших традициях советской пропаганды. Однако, несмотря на всю сложность истории этого праздника 23 февраля - День защитников Отечества - был и остается профессиональным днем российских уже военных. Именно так - в народном обиходе, а официально все же "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии 1918 года - День защитника Отечества", называется этот праздничный день с 1993 года, восстановленный через несколько лет после официального умолчания эпохи крушения коммунизма в 1991 году. И дело здесь, как кажется, уже не в датах и реальных событиях, стоящих за этими датами.
        Конечно, каждому из нас хотелось бы, чтобы мы отмечали подлинный день защитника Отечества. В России до большевистского переворота 1917 г. традиционно Днем Русской Армии считался праздник 6 Мая - День Святого Георгия - покровителя русских воинов. Начиная с начала 90-х годов, этот праздник уже ежегодно отмечается в России Русской Православной Церковью и военно-патриотическими, казачьими и общественными объединениями. Когда-нибудь его будет отмечать и Российская Армия. В этот День воины русской армии участвовали в парадах, в этот день награждали Георгиевскими крестами и другими наградами, в этот день вручали и освящали знамена, а по окончании посещали храмы и поминали всех воинов, погибших за Россию. Для тех, кто придерживается такого истолкования истории, 23 февраля остается лишь поводом для пьянки "товарищей безбожников".
        А пока дата не отменена - нет помех отметить День защитника Отечества настолько широко, насколько позволяют возможности. Уж так сложилось: этот день олицетворяет всё то, что женщины ценят в мужчинах: силу, ответственность, мужество и заботу.
         От редакции: существуют и другие, не менее правдиво-истрические версии о дате создания Красной армии и о её легендарно-мифическом первом успешном сражении. Те из читателей, кто не шибко ленив, могут сами покопаться в материалах на истрических сайтах Интернета. История, особенно российская - дама непредсказуемая, и её биграфия имеет склонность неоднократно переписываться в свете новых веяний руководящих политических сил...
                 Благодарю П. Копорского за ценные историко-военные консультации.
                                 Главред.


Комментарии к картинкам про мужчин:

Зря их дразнили недомерками
И лилипутами в полку,
Ребятки стали главковерхами
И оба на своём веку
Именовались начпрестолами.
Чекист с юристом - это нечто!
Где сослуживцы с их приколами?
В глубокой заднице, конечно...
            П.Копорский


Чтоб разжалобить сержанта, бедолага
Даёт понять: мол, так же надорвусь я!
Без эффектно-показушного напряга
В России носит брёвна баба Дуся.
            П.Копорский

Дабы дать пример сачкам воочию,
Старшины законная жена
Из папье-маше таскает точную
Копию реального бревна!
            Рукохвост


Гастарбайтера-водителя
В маршрутке оскорбит не всяк.
А уж пилоту истребителя
Решится лишь стажёр-мудак
Сказать под руку: "Идиот!"
Вмиг сам отправится в полёт.
            П.Копорский


Стоять у стенки на приколе
Авианосцу западло.
Паромом стал он поневоле,
Ему с шабашкой повезло.
На службу денег нет у флота,
Они давно все попилились,
А экипажу жрать охота -
Подкалымить подрядились.
            П.Копорский


Не удивительно, что лишь один копает,
Когда с ним рядом трутней дюжина стоит.
В России каждый работяга понимает,
Что гопа менеджеров им руководит.
            П.Копорский


Умудохался, амиго?
На жалость давишь? А вот фига!
Дальтоник я, тореадор,
Давай вставай, продолжим спор.
            П.Копорский
         И бык уморился, как видно,
И нет на тореро лица...
Сегодня на блюдо "Коррида"
Пойдут четыре яйца.
            Рукохвост
С ПРАЗДНИКОМ, ЖЕНЩИНЫ!
Немного истории:
        8 марта - "Международный женский день", праздник весны и внимания к женщине. В этот день мы освобождаемся от работы, а наши "прекрасные половинки" ожидают от нас знаков внимания, цветов и подарков. Такова традиция. Мы радуемся празднику, не особенно вникая в его смысл. Проходит время, смысл праздника окончательно выветривается, и мы иногда спрашиваем себя: что, собственно, и зачем мы празднуем 8 марта - день с ароматом мимозы?
        Этот всеми любимый праздник имеет давнюю историю и туманное происхождение. По одной версии, традиции этого праздника исходят из Древнего Рима. Праздник 1 марта был посвящён богине Юноне-Луции. Считалось, что она дарила богатый урожай, удачу, хорошую погоду, семейное счастье, покровительствовала всем женщинам, при родах особенно.
Праздник Жен-мироносиц,
или дарите женщинам цветы не только 8 Марта!
        Основатели Советского государства были воинствующими атеистами, и вряд ли руководствовались иудейскими религиозными мотивами при выборе даты для "женского дня". Им нужно было создать свою систему верований, обрядов и ритуалов в противовес Церкви. Советские традиции - пародия на духовную жизнь, фальшивка, пропагандистская пустышка. Партия вместо Церкви, труп вождя вместо Спасителя, портреты руководителей вместо икон, партсъезды вместо церковных Соборов, демонстрации вместо крестных ходов... Вместо почитания Пречистой Матери Божией - люмпенизированной рабоче-крестьянской толпе был предложен "женский день", так удачно вписавшийся в советский календарь. Да и трудно выбрать лучшее время для празднования, чем раннюю весну, когда пробуждается от зимнего сна природа, по-весеннему начинает светить солнце и распускаются первые цветы - подснежники.
        Наши современники особенно не задумываются об истоках празднования 8 марта, а просто воспринимают этот день как повод подарить цветы своим дорогим женщинам. Но стоит помнить и чтить традиции, тем более что в Православной Церкви третье воскресенье после Пасхи посвящено поминовению жён-мироносиц, которые в утро Воскресения спешили ко Гробу Христа и первыми получили радостную весть о Его восстании из мёртвых. И если так, то давайте помнить, что наших жён и матерей, сестёр и коллег мы можем поздравлять и тогда, когда Церковь прославляет заботу и верность жен-мироносиц. А ещё лучше: давайте не будем забывать их и в прочие дни! Поэтому - дарите подарки и цветы любимым женщинам не только на 8 марта.
Возникновение праздника
        В 1848 году восстание рабочих женщин принудило прусского короля обещать им избирательное право и много чего ещё, но он не сдержал своего слова.8 Марта 1857 года американские ткачихи одёжных и обувных фабрик Нью-Йорка бастовали за улучшение условий труда, сокращения рабочего дня, за повышение зарплаты. А в 1910 году на конференции в Копенгагене женщины-социалистки из Германии предложили установить 8 марта Международный женский день. В 1911 году его отметили в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии. В 1913 году этот день праздновали в разных странах в разные дни. Это был не совсем праздник, а день политмероприятий и митингов. В России он был отмечен только в Санкт-Петербурге. Первый и последний раз 8 Марта отмечали одновременно в шести странах: Австрии, Германии, Дании, России, Нидерландах и Швейцарии в 1914 году по одной простой причине - это было воскресенье. В1965 году Советская власть сделала 8 Марта "красным днём календаря". ООН в 1977 году узаконили "Международный женский день борьбы за права женщин и международный мир". При Советском Союзе праздник 8 Марта приобрёл широкую популярность, как и Новый год, потому, что праздновался не по принуждению, без лозунгов и транспарантов.
        В наши дни это торжество сложно назвать международным, с размахом его отмечают только население бывшего Советского Союза, и то не во всех бывших республиках. После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации. Отмечается Женский день и в странах СНГ: в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении, Украине как Международный женский день; в Белоруссии и Узбекистане как День матери; в Армении, 7 апреля, отмечают День материнства и красоты. В Германии этот день рабочий, считается социальным праздником. Так, как мы отмечаем 8 Марта, они празднуют День Матери в мае. Женщины освобождаются от повседневных хлопот и забот о хозяйстве. Литва этот день чтит, как праздник Весны, Любви и Женщины. Девушки и женщины одариваются цветами и подарками от литовских мужчин. Во Вьетнаме этот день приурочен ко дню памяти храбрых сестер Чынг. Они возглавляли народную освободительную войну против китайской агрессии. Французы этот праздник вскользь упоминают в средствах массовой информации. Празднуют только левые и коммунисты. Так же, как и в Германии, отмечают День Матери в мае. В Италии это празднование не ассоциируется с социализмом, но отмечается так же широко, как и в России, хотя этот день у итальянцев не выходной. С 1946 года символом 8-го Марта стала мимоза. Зачастую итальянки предпочитают проводить этот день в кругу подруг, без мужчин. В Китае не празднуют, только старым революционеркам государственная администрация рассылает официальные поздравления. В Болгарии 8 Марта не национальный праздник. Отношение у населения к нему разное. В основном поздравляют коллег, с последующим застольем в кафе или ресторане.
        Политическая окраска этого праздника давно потеряла весь цвет, остался просто наш любимый праздник 8 марта - Женский день Весны, Тепла и Улыбок!

        Праздник 8 марта был задуман как день прославления не Прекрасной Дамы, но женщины-революционерки. Этот праздник на заре революции газета "Правда" называла "днём женского Рабочего Интернационала", это был праздник женщин, стремящихся быть равными в правах с мужчинами, день эмансипации. Сегодня праздник утратил своё историческое предназначение. Хотя в этот день во многих странах всё ещё проходят массовые акции феминисток, и многие считают его днём борьбы с сильным полом...
        В Европе историю этого праздника традиционно связывают с Кларой Цеткин, которая создала революционный отряд, состоящий из женщин - так сказать, решила включить неудержимую энергию женщин в борьбу с эксплуататорами. И хотя создание его было делом не одного дня, решено было выбрать день, который можно было бы считать днем рождения "женского пролетариата". Его и стали отмечать 8-го марта.
        Но существует достаточно популярная теория диакона Андрея Кураева, что выбор числа принадлежал Кларе Цеткин, связавшей рождение нового отряда, борющегося против несправедливости, с историей еврейского народа (да хоть с историей марсиано-венерианского народа!). Много веков назад царица Эсфирь хитростью спасла свой народ от уничтожения. Ей и посвящён ежегодный, самый весёлый еврейский праздник - праздник Пурим. Празднуется он на переломе от зимы к весне, а в 1909 году он отмечался накануне 8 марта...
        Не будем пересказывать эту статью, как явную попытку посеять семена вражды и ненависти. Но что поделаешь? Церковь ведь тоже поражена всеми теми недугами, которыми болеет сегодня наше общество. Если генерал объявляет свою партию "Движением против жидов", если руководитель крупнейшей фракции в Госдуме коммунист-интернационалист Зюганов заявляет, что "интеллигенция разделилась на две части, которые я условно называю для себя "иван иванычи" и "абрам абрамычи", то почему бы и православному священнику не иметь своё "частное мнение"? В конце концов, крайности всегда сходятся...
        Официальную же позицию Русской православной церкви однозначно высказал Алексий II ещё в конце 1991 года в Нью-Йорке на встрече с американскими раввинами: "Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства... Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон - это наш закон, ваши пророки - это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами".
Праздник Пурим, или "Родной брат Масленицы"
        Пурим не относится к религиозным праздникам, он родной брат нашей Масленицы, европейского Карнавала, греческих Дионисий (или Вакханалий), болгарского Кукере, персидского Новруз-Байрама. Это праздник в честь избиения врагов и восходит к 480 году до Рождества Христова, когда ветхозаветный народ, народ "жестоковыйный", с помощью хитрости Эсфири освободился от власти персов. История царицы Эсфири подробно описана в одноимённой книге, входящей в состав Библии.
        Царица Эсфирь почитается нашей Церковью наряду с прочими ветхозаветными праведниками в неделю Праотец (за две недели до Рождества Христова). Кратко эта история звучит примерно так...
        После окончания вавилонского плена евреев, все желающие могли вернуться в Иерусалим. Но, прижившись за столетья в Вавилоне, тысячи евреев не захотели покинуть обжитые места и остались жить в городах персидской империи.
        Сложившееся положение со временем начало раздражать персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал? Персы покорили Иерусалим или евреи захватили Вавилон? Персидский министр обороны генерал Аман идёт к царственному Ксерксу и делится своими печальными наблюдениями. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь, которая скрывала от царя свою национальность. Она не стала прямо просить царя о милости, а решила использовать любовь царя к себе. В момент, когда царь был весь под действием её неотразимых чар, она потребовала с него обещание, что он уничтожит всех врагов, которые покушаются на её народ. И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев...
        "все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле" (Есф., 9,3-5).
        В итоге день 13 Адара считается у евреев праздником избавления от смертельной опасности и наказания всех врагов. И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги пророков и будут забыты, книга Эсфири всё-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать".
Россия, или Женщина-грузчик
        Когда впервые в России в 1913 году в Петербурге отмечался Международный женский день, то в прошении на имя градоначальника было заявлено об организации "...научного утра по женскому вопросу". Власти дали разрешение, и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысячи человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни.
        С первых лет Советской власти 8 марта стал у нас государственным праздником. В марте 1917 года женщины России получили право голоса, а Конституция 1918 года закрепила политику равноправия женщин в качестве государственной, и органы Советской власти стали проводить её в жизнь (можно напомнить, что советская идея "равенства полов" привела у нас к появлению такой "сугубо женской" профессии как "асфальтоукладчица"...
Постепенно Международный Женский день
терял свою политическую окраску.
        С 1965 года этот день стал нерабочим. Существовал и его празднично-официальный ритуал: на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.
        Но вот грянула перестройка, и многие женщины были в буквальном смысле слова выброшены на обочину жизни. Появились термины: "женское лицо безработицы", "насилие в отношение женщин", "мужской парламент", "материнская семья", "материнская смертность", "социальное сиротство", "женский алкоголизм". Была официально признана дискриминация женщин на рынке труда.
        Правительство Российской Федерации заявило на IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.) о своих обязательствах по ликвидации всех форм дискриминации женщин. В 1996 году были приняты Концепция улучшения положения женщин и Национальный план действий по улучшению положения российских женщин. Аналогичные документ были приняты и в субъектах Федерации. Однако ни 8 марта, ни в День матери в ноябре никаких отчётов о выполнении этих важных государственных документов мы не слышим.
Россия, век XXI, или Декларация прав человека
        "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их." (Бытие, гл. 1, ст. 27). Если бы человеческое общество в своем развитии руководствовалось этими словами, необходимости в Международном женском дне не возникло бы, поскольку женщинам не было бы нужды доказывать, что они тоже люди, и бороться за свои человеческие права.
        Но, увы, только в XX веке человечество, в лице своих лучших представителей, доросло до осознания этой истины, и в 1948 году Организация объединенных наций приняла документ - "Всеобщую декларацию прав человека", в котором сказано:
        Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
        Статья 2: Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

        Декларация стала базой, на основе которой приняты другие международные документы, направленные на защиту социальных, политических, экономических и общечеловеческих прав женщины (1 сентября 1985 года правительства 88 стран мира подписали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации женщин).
        Однако декларировать право и обеспечивать его реализацию - это далеко не одно и то же. Ведь и сегодня женщины и дети подвергаются насилию и унижениям: это - торговля людьми, принуждение к проституции, жестокость, проявляемая при вооруженных конфликтах и войнах. Растущая нищета и пренебрежение правами человека - коренные причины насилия, к тому же нищета и сама по себе уже есть форма насилия. А жертвами нищеты, как известно, прежде всего становятся женщины и дети.
        Сегодня праздничное настроение женщин прямо зависит от экономического положения семьи, её реальных доходов. А цены растут, материнство становится роскошью, ибо детские товары стоят всё дороже, образование и здравоохранение становятся платными, пособия на детей эфемерным. Бедность и нищета стали нормой для большинства семей с детьми, растёт расслоение общества на богатых и бедных. В стране культивируется дух насилия, вседозволенности, женское достоинство попирается. В результате - в России насчитывают до 4 миллионов беспризорных и безнадзорных детей, 15 тысяч женщин ежегодно гибнет от насильственных действий, рождаемость в два раза ниже, чем смертность.
        Потому вряд ли уместно рассматривать 8 Марта только как праздник весны и весь круг проблем сводить к одной: что подарить любимой женщине.
        Прошедший век ознаменовался социалистической, научно-технической, культурной и сексуальной революциями, и остается только сожалеть, что в этом ряду не нашлось места для революции духовной. А без этого все декларации и призывы ООН, ЮНЕСКО и других организаций так и останутся гласом вопиющего в пустыне.
                 Использованы материалы статьи Дмитрия Костромина.

Комментарии к картинкам про женщин:

Россию во всех поколеньях
И поныне, из года в год,
Женщины в русских селеньях
Спасали во время невзгод.
КАМАЗ на ходу остановят,
Соперницам избы сожгут,
С получкою мужа отловят,
Охальникам морды набьют.
Эти женщины всё умеют.
В деревнях рожая детей,
Красивейшую стать имеют
В фуфайках, без всяких затей.
Гламурные светские львицы,
Модели, коих не счесть,
В провинции, а не в столице
В момент потеряли бы спесь.
                П.Копорский
Кто вытолкнет тачку из лужи,
Кто чарку осушит до дна,
Буксирует пьяного мужа,
Рожает детей? Всё она!
И убыли населенью
Вовеки не будет здесь,
Покудова в русских селеньях
Девицы и женщины есть!
                Рукохвост

Снасильничать хотел, маньяк,
Девчушечку в подъезде?
Куда ж ты денешься, чувак,
При девичьем наезде?
Насильников я не люблю,
Не ссильничаешь - удавлю!
                П.Копорский

Частушка:
Ох, боюсь, подружка, враки -
Сексуальные маньяки:
На денек бы маньячка,
Заморить бы червячка! ©
                Рукохвост


Мороз и солнце, день чудесен,
Спешу я напоить коня.
Мой муж, приехав, хочет песен
Фривольных. Их есть у меня!
                П.Копорский
Навстречу тётка с вёдрами полными -
Успех в делах ожидает нас,
А если баба еще и голая -
Значит, примета высший класс!
                Рукохвост


В День защитника мужчину
Славно женщина встречает.
Имеет, видимо, причину,
О которой муж не знает.
                П.Копорский
Согласно моды последнему писку,
Нынче к водке дадут закусиську!
                Рукохвост


Грустно тёлкам без быка
Нудистка им сочувствует,
Она сама без мужика
Себя хреново чувствует.
                П.Копорский

У ангела хранителя - по сути ж он мужик -
То ль гены искусителя,
                      то ль мимолётный бзик.
Мечтанья охраняемой не оценить не смог
И выдал ей желаемый
                 нежнейший в щёчку чмок.
                П.Копорский
Пожелания и советы
дорогим женщинам к Празднику!

 
 
 
 
 
 
 
 
 














Реклама в Интернет