Этот достаточно функциональный документ полезен не только для ведущих,
но и для их мучителей и одновременно жертв--игроков. Стараюсь
просматривать его перед каждой игрой--это никогда не бывает лишним.
Как ведущий, очень бы хотел призвать беречь ведущих, а как
игрок--поменьше с ними церемониться, но как это объединить? Может
быть, это хоть частично удастся в приведенной ниже инструкции.
1.
Вспомни, всех ли предупредил об игре, а то скандалов не
оберешься. Но это лучше пораньше дня за два, за три.
2.
Перед игрой хорошо выспись--денек будет еще тот!
3.
Подготовь по возможности себе помощников, реквизит и озвучку.
Если зал велик--микрофон совсем-таки не помешает. Помощники нужны
двух сортов--красивые девочки, чтоб собирать записки, и человек
потолковей, чтоб вести протокол. Если некого запрячь--обдумай, как
будешь делать это сам. Учти, что в этом случае надо объявить, чтоб
ответы несли на стол ведущего сами--будет давка, проверь, широки ли
в зале проходы.
4.
Изготовь или поручи изготовить бланк для учета ответов. Обычная
таблица, по горизонтали--команды, по вертикали--вопросы.
Предусмотри все предварительные и запасные вопросы, чтоб места на
бланке хватило.
5.
Если вопросы писал не сам--хотя бы прочти их вместе с автором,
чтоб не сбиваться при всех, как бывает прямо на записи с некоторыми
московскими ведущими, в частности, мариупольского происхождения. Я
их отлично понимаю--сам из этих краев и с русскими ударениями
несколько нетверд, но почему бы заранее не принять мер? Особенно
неприятно будет, если из-за ошибочного прочтения вопрос признают
некорректным (см. случай в разделе 3.3, вопрос о
водке "Абсолют"). Еще неприятней выйдет, если не признают (в финале
телефонного чемпионата МАК в вопросе о духах команде Мороховского
ошибочно прочли "венской королевы" вместо "венгерской", мы половину
минуты крутились вокруг Вены и не ответили, а именно этого очка нам
и не хватило, чтоб победить).
6.
Оденься попристойней, но удобно--возможно,
придется побегать между стульев. Проверь, захватил ли секундомер и,
кроме него, ручку, если придется писать.
7.
Приди в зал пораньше и наори на тех, кто должен его
готовить--они опять не расставили столы, как надо. Как расставят,
предупреди, чтоб после игры не разбегались, пока не поставят все на
место, а то могут быть неприятности с хозяином зала, а он (обычно не
хозяин, а зал) на улице не валяется.
8.
По возможности здоровайся с приходящими или хотя бы
улыбайся--если ведущего ненавидят, это плохо. Постарайся начать
вовремя, но помни, что это почти невозможно. В своем клубе можно
начинать точно в срок, а кто не пришел, тот сам виноват--это
подтягивает явку. Но на больших турнирах это получается не всегда
по целому ряду причин.
9.
Когда все будет готово, объяви о начале турнира. Если в зале
есть спонсоры--скажи что-нибудь хорошее о них, без издевки и
ерничанья, а то следующий турнир будешь играть черт знает где.
Представь авторов вопросов и апелляционное жюри, если
нужно--повтори механизм подачи апелляций.
10.
Если неясно, сколько команд пришло и какие--проведи перекличку
и запиши всех в таблицу. Напомни, что на каждой записке должно быть
написано название команды и номер вопроса--в противном случае любая
записка будет сочтена принадлежащей Неизвестной Команде, которая,
бывало, и турниры выигрывала. И никаких претензий по этому поводу. В
ходе игры можешь одних таких растяп помиловать, если их авторство
никто не оспаривает. Но не более одного раза--и это, кстати, тоже
не обязательно.
11.
Начинай игру, пока все не разбежались.
12.
Вопрос проходит так: читаешь вопрос, а дочитав до конца,
говоришь "Время!". Пускаешь в этот момент секундомер
(см. п. 6). По прошествии 50 секунд громко говоришь
"Десять!" (но не вопишь, чтоб не случилось какого конфуза с нервными
игроками). По истечении минуты говоришь: "Время! Уважаемые
знатоки, запишите и сдайте ваши ответы!". Ждешь еще 10 секунд и
начинаешь отсчитывать: "Пять, четыре, три, два, один..., ноль!".
После слова "ноль" ответы берешь только у тех, кто до этого
пикантного момента поднял руку с запиской. Настаивай на том, чтоб
не знающие ответа тоже сдавали записки с прочерком--а то потом
начнутся разговоры, что правильный ответ был, а ведущий его потерял.
Сразу предупреди, что протесты на этот факт не принимаются.
13.
Особо отлавливай тех, кто поднял руку с другой бумажкой,а сдать
пытается дописанную после счета "ноль". Собирающие ответы--плохие
помощники в этом деле, берут их когда не попадя, за ними нужен глаз
да глаз. После того, как у кого-то самого наглого ответ
действительно не возьмешь (надо, чтоб это было для всех очевидно),
сдавать начинают вовремя. Но ненадолго, так что все равно следи.
14.
Если можешь--назови тех, кому ответ засчитан. До этого можешь
прочесть самые смешные из неправильных ответов--для разрядки. Кто
их дал--не называй, нечего людей позорить, и на старуху бывает
проруха. Если назвал давших правильные ответы и кто-то
запротестовал--посмотри его записку. Если это техническая ошибка
(так бывает довольно часто)--исправь. Если нет--предложи ему
подать протест в установленном порядке и продолжай игру, не
втягиваясь в бесполезное толковище. Если протестов нет--можешь
выбросить эти записки, чтоб не затовариваться ненужной бумагой.
Если команд слишком много и это снижает темп--только объяви, какой
ответ засчитан, а уж в конце скажи, кто сколько очков набрал, и
тогда принимай все возможные жалобы (желание узнать, какие ответы
засчитаны, а какие нет, не есть протест--удовлетворяется немедленно
и залога не требует). Но при этой схеме записки следует хранить до
конца срока подачи протестов, причем крайне желательно записки по
каждому вопросу держать отдельно.
15.
Где-то после 12-15 вопросов при больших турнирных дистанциях
обязателен пяти- либо десятиминутный перерыв--покурить и прочее.
Сразу объяви, что в назначенное время начнешь читать следующий
вопрос вне зависимости от того, будет ли кто-то в зале, и слово это
сдержи. Теперь можно.
16.
Если команд очень много и помощников нет--просто отмечай в
таблице крестиками, кто ответил, потом посчитаешь. Если есть кому
это делать--можно писать итоги сразу нарастающим числом. Если
команд немного и ведущий таблицу успевает--пусть считает и
рейтинги. Рейтинг вопроса есть число не ответивших на него команд
плюс единица (чтоб не было нулей даже, когда все ответили--впрочем,
это не принципиально). Его тоже неплохо вести нарастающим числом,
чтоб всегда иметь итоги. Не успеваете--плюньте, не велики баре,
подождут. Хуже будет, если что-то напутаете неправильно объявите.
Результаты сообщай, когда сочтешь нужным по драматургии. Перед
последними двумя турами--обязательно (если они вообще есть, а то и
перебьются).
17.
Проведя последний вопрос, скажи что-нибудь официальное об
окончании тура. Хоть число взятых каждой командой вопросов объявить
все-таки придется. Подчеркни, что это еще неофициальные результаты.
Не расслабляйся--работы еще хватит. При необходимости--скажи
командам, чтоб хоть со своего места убрали бумажки, в том числе и
конфетные, а то упаришься.
18.
Ответь всем недовольным, какие вопросы им засчитаны. Гони всех
протестантов в апелляционное жюри. Напоминай про залог и
необходимость сдачи протестов в письменном виде. Сразу проверь все
жалобы на технические ошибки (типа "мы правильно ответили, но нам не
засчитали"--бывает сплошь и рядом) и по возможности все исправь.
19.
Проверь, убрала ли назначенная на это команда в зале. Не убрала
и разбежалась--сам убирай, ты и виноват. А то потом поищешь зал, а
ведь каждый последующий обычно хуже предыдущего.
20.
Положи результаты так, чтоб их, не дай Бог, не потерять, и уноси
ноги, пока цел.
21.
Получив официальный результат с учетом всех исправлений и
протестов, сообщи его всем, кому следует (как хорошо, что в наше
время в этих словах нет второго смысла--помню, что он был, и даже
помню, какой).
22.
Придя домой, поменьше разговаривай с домашними, поскольку они в
твоих неприятностях не виноваты. Нечего на них отвязываться из-за
чужой невоспитанности, а из-за своей--тем паче.