Вечерняя Москва (Москва) , N105, 9.6.2000 Сергей МИНАЕВ И МЫ НЕ БОТФОРТОМ ТРЮФЕЛЯ ХЛЕБАЕМ Ник Перумов, из-за которого гномы полюбили пиво Родился в Ленинграде. Сейчас живет в США, работает биофизиком. Заодно пишет книги в жанре фэнтези. Не менее раза в год приезжает в Россию, где к нему стоит очередь за интервью. В разговоре проскакивают американизмы. Выглядит немного прозрачным. В узких кругах считается классиком.
О классике - Вас здесь называют классиком. Есть такое самоощущение? - Нет. Абсолютно. Просто никто не пишет фэнтези, которое мне было бы интересно читать. -И тут и там? - Да. На Западе фэнтези, как правило, слишком примитивно. А у наших - либо глубокий уход от канонов жанра и от жанра вообще в какую-то самодостаточно новую форму. А классическое фэнтези никто не пишет, если разобраться. - Может, пласт уже выработан? - Если бы он был выработан, то, наверное, упал бы интерес. И не продавали бы мои книги. - Известно, что Бах - самый хорошо продаваемый композитор. Несмотря на то, что он давно умер. Никто давно, как Бах, не пишет. И инструменты другие, но тем не менее его продают. - Пожалуй, есть такая опасность - мумифицироваться. Но, например, что может быть нового в шахматах? - Разве что сексуальный скандал среди шахматистов. - Но игра-то жива сама по себе. - Ее пытаются модернизировать, пытаются установить более жесткий временной контроль, придумать новую форму состязаний. Вокруг игры меняется оплетка. Жанр фэнтези - это провод или оплетка? - Это провод, мне кажется. Хотя, если мы копнем глубже, вся литература - оплетка вокруг каких-то моральных ценностей. Для чего создавались первые книги много веков назад? Чтобы стать средством передачи каких-то своих моральных принципов подрастающему поколению в форме, наиболее для этого подрастающего поколения доступной. - Какие принципы подрастающему поколению передает фэнтези? - Мы от этого уже отошли. Далеко. - То есть не передаете ничего? - Передаем, но то, что сам каждый находит в этом. Я могу судить об этом по письмам читателей. Вот письмо, где написано: я понял, что вы хотели сказать этим романом. И дальше излагается то, чего у меня и в мыслях не было. Наверное, так и должно быть...
О войне и любви - Сколько у вас отбраковки? - КПД - как у паровоза. Если говорить о черновиках, их не так много. Но на уровне кручения в голове сцены процентов 90 уходит в отвал. Это очень много. Думаю, надо, чтобы процентов 90 уходило в отвал из написанного, а не из придуманного. - Фэнтези и война неразрывны? - Да. Я думаю, что это отражение такого детства человечества: пушки - не только последний, но и любимый аргумент королей. Я немножко недоволен собой, тем, что не написал еще то, что можно назвать разрешением конфликта без крови, мечей, столкновений и битв. Пока не написал, но хочу. - Фэнтези не балуют разнообразием любовных сюжетов. Бывает любовное фэнтези? - Бывает. Но очень неудачное. Это Барбара Картленд в обрамлении мечей и драконов. Иногда мне начинает казаться, что фэнтези происходит преимущественно из мальчишеского возраста, когда крови надо и есть неприязнь к девчонкам. Понятно: природа оберегает несозревший организм от вступления в связь. Мой сын, которому седьмой год, терпеть не может девчонок. Для фэнтези это тоже проблема. Нужно соответствующее собственное душевное состояние. У меня, например, не получается выписать с точки зрения холодного, отстраненного литературного мастерства, как, пардон за сравнение, Льву Толстому - Наташу Ростову. Хочу написать, пытаюсь написать. И отбрасываю. Не то, фальшиво, плохо.
Об Америке - Куда идет Америка? - Мне кажется, тенденция - грабь награбленное. Полное отмирание естественного производства. То есть вся Америка пишет программы и торгует акциями. Я читал, сколько-то лет назад в Америке был собран последний телевизор, последний видеомагнитофон. Вы не найдете ничего американского в Америке, ну кроме, может быть, автомобилей. Хорошо сказано: американцы живут, чтобы работать. Почему они работают? Чтобы платить по счетам. То есть они живут, чтобы платить по счетам. Самый ужасный, главный страх - оказаться на обочине. И быть не в состоянии платить задом, за машину. Мне неуютно в Америке, я не понимаю ее. Я не могу понять: неужели у них все это серьезно? С горящими глазами обсуждать, насколько подорожали наши акции, что поднялось, что опустилось? - Многие ваши книги можно по эмоциональному фону отнести к жанру антиутопии. Вам не хотелось отработать Америку именно в этом жанре? - Я ведь писал в соавторстве с Аланом Коулом. Написали книгу на английском языке, где речь как раз идет об Америке далекого будущего и о России тоже далекого будущего. К сожалению, в Америке толстые вещи проходят очень плохо. А книга писалась с расчетом на американскую публикацию. И мой соавтор Алан все время мне говорил: "Ник, это не пойдет, это не пройдет, это нам вычеркнут, это нам переправят. Нужно писать просто, нужно писать прямо. Если мы хотим посмеяться над консьюмеризмом - нужно писать об этом прямыми большими буквами". - В Европе не так? - В Европе не так. И книга, которую мы написали, она не нашла в Америке своего издателя. Нашла издателя в Европе - например, в Чехии, Германии.
О халяве и успехе - Коммерческий успех, когда вы только-только очутились в Америке, доминировал в ваших устремлениях? - Я хотел доказать, что и мы не ботфортом трюфеля хлебаем... Был некий мальчишеский азарт. Но я очень быстро понял: чтобы у них добиться коммерческого успеха, нужно изнасиловать себя. Писать книгу, которая бы там пользовалась коммерческим успехом, - это настолько неинтересно, настолько скучно и противно... А про мои собственные книги мне сказали коротко и ясно: не пойдет. Там цензура и ограничения на жанровое творчество сильнее, чем у нас. - Вы любите халяву? - Я успел забыть, что это такое. Последний раз на халяву доводилось сдавать в институте. Потом халявы не было. И потом, что значит - на халяву? В Америке халявы нет по определению. - Раскрученное имя в каком-то смысле халявой не является? Например, Россия, Ник Перумов - это лежит на прилавке. Естественно, имя узнается и с большей вероятностью покупается. - Ну да... Если у тебя раскрученное имя, то все - дальше можно писать что угодно. Как говорят, впаривать любую ерунду - читатель, мол, дурак, он все сожрет. Да, сейчас у меня есть преимущество перед молодым автором: книгу возьмут и опубликуют. Но с другой стороны, шишек-то сыпется больше, и спрос больше. Если я напишу плохую книгу, то свиста и улюлюканья будет намного больше. Да, легче опубликоваться: люди знают и, может быть, купят. Но если я напишу полную туфту, то обманутые читатели следующую книгу не купят.
О гномах - Это вопрос более специальный, не знаю, применим ли термин, - есть ли у вас любимая раса? - Есть. Гномы. Я их очень люблю. - Гноумс или дуаврс? - Я имею в виду дуаврс. У меня они как-то получаются. Я ставлю себе в заслугу, что пиво у гномов стало национальным напитком после "Кольца тьмы". Эту любовь гномов к пиву придумал ваш покорный слуга. - А сами? - Пиво стал пить. - Только после этого? - Только после этого, а так не пил. - Вы биофизик. Гномы, насколько я помню, были созданы чуть ли не из камня. Вас не смущает это? - Нет, потому что я легко могу себе представить жизнь не на основе углерода, а на основе кремния. - Не хотелось бы вам вернуться к старой своей специальности, дать вполне нормальную статью о возможности существования гномов? - Этим сейчас занимается Слава Логинов, который написал сугубо научные статьи о драконах, вампирах. Я испытываю некоторую зависть, потому что это моя профессиональная сфера. Не хватает времени. Желание есть, но приходится отсекать все, что не работает на главную идею. - Насколько серьезно вам нужно разрабатывать географию и прочие "материальные" характеристики мира в каждой конкретной книге? Для фэнтези это вроде бы обязательно... - Тут у меня есть два метода. Метод первый, когда рисуется карта и даже пути героев измеряются. Есть другой метод. Типично импрессионистский, когда пишется без карт, без всего. Раньше я писал без планов, без сюжетов, без схем. Садился за машинку и не знал, чем это дело кончится. Сейчас нет. Сейчас я стал рисовать схемы сюжета, кто где стоит и куда смотрит. Я думал, что я без этого обойдусь. Не обошелся. Когда количество времени уменьшилось в разы, я столкнулся с тем, что мне приходится жестоко рубить дерево, которое выпускает побеги. Появилась отработка сюжетов, сцен, диалогов, появилось большое количество черновиков. - Стало лучше? - Люди говорят, да. Я не знаю. *** Фэнтези - жанр литературы, появившийся в Англии в середине двадцатого века. Родоначальниками Ф. считаются писатели из оксфордского кружка "инклингов" Толкиен и Льюис. Романы Ф. отличаются изобилием пеших (морских, воздушных) путешествий, персонажей кельтского (германского, славянского) эпоса, магических предметов (сущностей, явлений). Изначально Ф. было интеллектуальным - своего рода сказки для взрослых со смыслом, но после переселения на американскую почву сильно отупело. В России очень популярно среди компьютерщиков, особенно интернетчиков. Сюжеты Ф. породили массу компьютерных игр и анекдотов на любителя. Гноумс (Gnomes), Дуарвс (Dwarves) - два вида гномов в фэнтези. Из сказок мы знаем название "гномы" (маленькие, но очень богатые человечки), так вот это совсем другое. Оба вида - злейшие враги переводчиков с английского, которые их часто пугают. Обладают крайне недоверчивым характером и большими топорами. Анджей Сапковский - польский писатель, автор наиболее известного цикла "славянского" фэнтези. Алан Коул - соавтор Перумова.
|
Отзывы |
Напишите, что вы думаете об этой статье. Размер комментария не ограничен! Ваш отзыв будет добавлен при следующем обновлении Начало Темы Рейтинг Все сплетни Все отзывы |
|||||||
Здесь может быть ваше имя |
Лэймар Хранитель Обновлено 12.10.2000 |
Новости |
Кабинет |
Каминный зал |
Эсгарот |
Палантир |
Онтомолвище |
Архивы |
Пончик |
Подшивка |
Форум |
Гостевая книга |
Карта сайта |
Кто есть кто |
Поиск |
Одинокая Башня |
Кольцо |
In Memoriam
|
|
Отзывы Архивов | Хранители Архивов |