Конкурс прозы "фэнтези"
Работа #12
Повесть об Эрине-нари
Марта очень хотела и ждала ребенка. Мечтала, как
будет нянчиться с малышом, кормить, петь
ему песенки... И очень хотела, чтобы это был мальчик.
Мальчика и родила. Повитуха Ферах
взяла его на руки и показала измученной роженице.
- Красавец! Гордись, мамаша, богатырь вырастет!
Хорошая она была женщина, повитуха Ферах.
Коротенькая, вся кругленькая, с простецким
лицом - в их селении, чьи девки славились красой и
статью на все княжество, она казалась
почти уродиной. И все же не было в ней этой бабьей
зависти к более удачливой красотке.
Добрая она была, веселая и открытая. И ни одна из
женщин не боялась, что она сглазит
младенца. А это для повитухи важно, почти так же
важно, как само ее искусство.
Мальчика назвали Эрином. Марта и впрямь гордилась им
- и тряслась над ним, как только
может неопытная мамаша трястись над своим первенцем.
И, укладывая малыша в колыбель, пела
ему лучшие песни, какие знала - не только
колыбельные, как обычно поют матери своим
несмышленышам, а все подряд. Она считалась первой
певуньей во всей округе, пока замуж не
вышла - тут уж стало не до песен.
Была бы она поопытнее - конечно, раньше бы
заметила, что дело неладно. Хотя что толку-то? Ну,
видела она, что когда малыш, бывало, разревется,
потеряв ее из виду, так не обращал
внимания на ласковое воркованье матери до тех пор,
пока не видел ее перед собой - а тогда
умолкал сразу, как будто рот заткнули. Ну и что?
Забеспокоилась она, когда Эрин ползать
начал: окликнешь его - словно и не слышит, а поманишь
- сразу к тебе ползет. И только когда
мальчик научился ходить, Марта наконец поняла: и
вправду не слышит. Глухой. Неужто все
же сглазила повитуха Ферах?
Муж, когда она сказала ему про мальчика, ничего не
ответил, помрачнел только. А на
ближайший праздник Возжжения Огней повез их в Домайн.
Толкались в Храме, в праздничной
толпе, прикасались к Священному Мечу, ходили к
целителям. Целитель посмотрел, покачал
головой. На вопрос, не от дурного ли это глазу,
только посмеялся - и долго ли будут крестьяне
верить всяким суевериям! Сказал - рука Божья, Меч
поразил. А за что - не сказал. Так ни
с чем и уехали обратно. Марта плакала, муж молчал.
Через год Марта родила второго сына, еще через год
- сразу двойню, мальчика и девочку, и
как-то ей стало не до Эрина. А отец на него давно
рукой махнул. Так бы и прожил парень свой
век убогим глухарем. Но на мальчишку положил глаз
новый жрец, Вендаль.
Вендаль приходился сыном нынешнему князю.
Незаконнорожденным. Малый он был с детства
смышленый, до всякой науки охочий, так что его, как
водится, десяти лет отправили в Храм,
учиться. Вроде бы там он и собирался остаться, но
чего-то вдруг передумал, и двадцати
семи лет отроду возвратился домой и попросился жрецом
в какое-нибудь селение. А в Сенде
как раз в прошлом году старый жрец помер, вот его
туда и послали.
А с Эрином он познакомился так. Зашел проведать
старую Сталу, и обнаружил, что она как
раз собралась помирать. А из домашних никого дома не
было, все в поле ушли. Вышел во двор - в
соседнем дворе мальчишка в песке копается. Окликнул:
- Эй, малый, поди сюда!
А тот и ухом не ведет. Вендаль еще крикнул - то же
самое. Хоть бы голову поднял, обормот!
Вендаль тогда молодой был, горячий, вспыльчивый.
Недолго думая, перемахнул через плетень и
дал сопляку затрещину. Не так чтоб очень увесистую -
но внушительную: отвечать надо,
когда старшие с тобой говорят!
Мальчишка упал; сел, поднял на Вендаля глаза - не
столько обиженные, сколько удивленные.
- Ты что ж делаешь, поганец? Почто мальчонку
лупишь, а?
Это была Ферах. Вендаль был не в облачении, в
обычной одежде, вот она его и не признала - а
то не стала бы так орать. Вендаль обернулся к ней -
она ахнула и принялась извиняться. Он
сказал, что прощает ее, и спросил, в чем дело с
мальчишкой.
- Да, батюшка, вы ведь не здешний - у нас-то все
его знают, убогого.
- А что с ним?
- Да глухой он, так глухим и уродился.
Вот оно что! Вендаль повернулся к мальчику. Тот
по-прежнему смотрел на него; взгляд у
мальчишки был теперь скорее вопросительный. Вендаль
погладил его по голове, сказал
"Извини", словно тот мог понять - и мальчик кивнул,
словно понял.
Потом Вендаль встречал его еще пару раз, и каждый
раз невольно присматривался к нему - и
удивлялся. Видывал он глухонемых, когда жил в Храме -
каких только калек и убогих ни
приводили к Священному Мечу в надежде на исцеление! -
не был этот мальчишка похож на
глухонемого. У глухих от рождения вид всегда
придурковатый. Это оттого, думал Вендаль,
что люди мыслят словами, а глухонемые не знают слов.
Вендаль всегда думал о том, о чем
прочие люди не задумывались. Отчасти это помогло ему
сделать карьеру - и это же ему ее и
испортило: однажды он слишком долго размышлял, пока
его однокашник действовал - и тот его
обошел. Может, и не стоило из-за этого так
переживать, но Вендаль плюнул на все и уехал на
родину. Так вот, Эрин не был похож на глухонемого.
Взгляд у него был другой. Осмысленный.
Словно он там себе что-то думает. Интересно, что? И,
главное, как?
И однажды Вендаль зашел к Херему. Встретила его
хозяйка, Марта. Вендаль поздоровался и
сразу взял быка за рога.
- Марта! Старшенький ваш кажется мне неглупым
парнишкой. Не отдадите ли мне его в ученики?
Марта села и вдруг расплакалась.
- Да ведь глухой он, батюшка! - всхлипывала она. -
С рождения глухой, ничего не слышит.
- Я знаю. Вот и хочу попробовать научить его
читать.
Тут пришел отец. Выслушал Вендаля, покачал
головой.
- Да что вы, батюшка! Какое глухарю ученье! Вот к
работе я его потихоньку приучаю,
может, и будет из него хоть какой толк. А книжки
читать - зачем ему?
- Я же его не насовсем у вас забираю! - спорил
Вендаль. - Вот кончатся осенние работы -
пусть приходит ко мне. Зимой-то делать все равно
нечего!
Папаша упирался, как баран рогами, но Вендаль все
же настоял на своем. И однажды в конце
ноября, в самую осеннюю распутицу, Марта привела к
нему своего сына.
Вендаль достал из ларя расправленный лист бересты,
положил на стол, нацарапал на нем
писалом собаку. Рисовальщик из него был тот еще, но
собаку он рисовал старательно: хвост
крючком, уши торчком - видно, что собака, а не лошадь
и не волк. Показал Эрину:
- Это - собака. Видишь? "Со-ба-ка", - словно тот
мог его услышать. И написал рядом слово -
"хонд", "собака". Потом нарисовал домик... Так и
пошло.
Эрин и в самом деле оказался на диво понятлив.
Поначалу Вендаль учил его вроде бы для
забавы, от скуки - но дело оказалось куда дольше и
муторней, чем он себе представлял.
Вендаль бы и бросил - но уже не мог: такая надежда
загорелась в глухом мальчишке, что
бросить его на полпути было бы просто бесчестно. А
потом, стало просто интересно. Сколько же
слов произносят люди, не задумываясь о том! А Эрина
всему этому надо было учить, каждому
слову - отдельно. Он ведь не знал даже собственного
имени, он даже не умел сказать про себя
"я". Чтобы научить Эрина думать и говорить как люди,
надо было сначала понять, _как_ они
думают и говорят. И все-таки мало-помалу дело
двигалось.
Научившись читать, Эрин полез в книги. Объяснять
ему что-то было трудно - все
приходилось писать, поэтому Вендаль просто давал
мальчишке то, что считал нужным, а потом
отвечал на вопросы. К тому времени завелись у Вендаля
и другие ученики - кого привели
родители: пусть, мол, грамоте выучится, в жизни
пригодится; кто сам пришел. Но Эрин
оставался самым любимым. И самым способным. На пятый
год он просто переселился к Вендалю.
Помогал по хозяйству его жене - Вендаль успел
жениться на тихой, молчаливой девушке,
которая души не чаяла в его мальчишках, - а в
свободное время читал, читал, читал... Херем
на сына давно рукой махнул, тем более что к тому
времени подросли младшие. Эрин все же иногда
забегал домой - маму проведать. Марта теперь и впрямь
гордилась старшим сыном: высокий,
крепкий, белокурый - весь в нее (младшие-то в отца
пошли, темненькие), и умница - батюшка
хвалит. Но и тревожилась за него: умный-то он умный,
а куда ему с этим умом, убогому?
Вендаль тоже подумывал об этом. Селли родила ему
дочь, но Эрин все равно был ему все равно
что сын. И когда парень перечитал весь запас книг,
который был в доме жреца (довольно
скудный, надо заметить), и все книги, что Вендалю
удалось раздобыть в доме своего отца,
где в них не видели особой надобности, и все записи
Вендаля, что он делал, учась в Храме,
Вендаль подумал-подумал, и отвез Эрина в Домайн, в
Храм. С согласия родителей, конечно.
Согласия Эрина спрашивать не пришлось - он был готов
хоть пешком бежать в Домайн. Было
ему тогда двенадцать лет.
В Храме Вендаль, поклонившись прежде Священному
Мечу, повел Эрина к главному наставнику.
Главным был теперь Хальти, тот самый однокашник
Вендаля, из-за которого он бросил
карьеру. Хальти этот был человек удивительный: в
детстве он казался Вендалю
существом какой-то иной породы, пока Вендаль не
повзрослел настолько, чтобы понять, что люди
действительно могут быть до такой степени непохожи на
него самого. Обычный человек
ненавидит тех, кто причиняет ему зло - сильнее можно
ненавидеть только того, кому причинил
зло ты сам. А Хальти начисто не помнил обид, ни
своих, ни чужих. Удивительно, конечно, как
при таком характере он ухитрился занять свой пост - и
удержаться на нем. Но когда Хальти
встретил его как старого друга, Вендаль совсем не
удивился.
Историю Эрина Хальти выслушал с разинутым ртом.
Было в нем это неистребимое
ребячество - за это-то Вендаль его как раз любил.
Поцокал языком, покачал головой,
"поговорил" с Эрином - написал несколько вопросов на
листе бумаги, а Эрин ответил - хорошим,
ровным, почти не детским почерком. И Эрину было
дозволено остаться при Храме - учеником.
Но не+ наравне с прочими. Учить его как прочих было
невозможно. Он просто сидел в библиотеке
(разумеется, во время, свободное от обязанностей
послушника, которые он выполнял вместе со
всеми) - сидел сколько хотел, никто его не заставлял,
наоборот, библиотекарю приходилось
выгонять его, а то бы он и обедать забывал, - и
иногда задавал вопросы, либо Хальти, либо
прочим наставникам. Вопросы он задавал нечасто, и
вообще старался пореже попадаться на
глаза.
Когда-то такая жизнь, как теперь, казалась ему
верхом блаженства. Библиотека Храма
была совсем крохотной для главной библиотеки страны -
он понял это потом, когда побывал в
южных странах, где даже в небольших приграничных
крепостях были библиотеки немногим
меньше этой, а в столичных библиотеках можно было
заблудиться по-настоящему, как в лесу.
Но тогда ему казалось, что в большой комнате,
уставленной сундуками и шкафами, где лежали
свитки, собрана вся мудрость мира. Казалось бы, чего
ему еще?
В этом он не признавался никому, даже Вендалю -
единственному своему другу. Он мечтал -
отчаянно, до слез, как другие мальчишки мечтают о
коне или о том, чтобы стать сильными - он
мечтал стать музыкантом. Он никому не говорил - кто
бы это понял? Всякий поймет слепого,
который жалуется, что не видит дороги, или глухого,
который хочет говорить и не может. Но
кто поймет слепорожденного, который мечтает увидеть
закат? Как можно тосковать по тому, о
чем понятия не имеешь? Тот послушник, что хотел
сделать крылья и полететь - Эрин читал
эту историю еще дома, у Вендаля, - он хотя бы видел,
как летают птицы. А Эрин никогда не
слышал, как поют. Он только видел, как в деревню
приходили певцы, и как народ собирался
вокруг них - на плясовой поляне, если летом, или в
доме жреца, - и как слушали их люди, когда
те начинали перебирать струны и открывать рот. Нет-
нет, он не тому завидовал, что все
смотрят на них с почтением и наперебой зазывают к
себе. Должно быть, часть души Марты-
певуньи передалась ее глухонемому сыну. Он заучивал
наизусть песни, записанные в книгах, и
пытался представить себе, как выглядели те "дивные
напевы", от которых "душа
возносилась в небо, словно на лезвии Меча", как
говорилось в одной старой книге. Они почему-то
представлялись ему цветными: "Баллада о любви Аннери
и Варта" - серебристо-голубой,
как небо в октябре, и еще зеленой, как платье Аннери,
"Песнь о первом короле" - ярко-синей с
золотом, "Сказание о Мурге" - красным всех оттенков,
от ярко-алого до темно-пурпурного. Иногда
ему удавалось взять в руки арфу или зонн(*). Он
дергал струны, и инструмент трепетал под
пальцами, словно пойманная птица. Он мог бы сидеть
так часами, но длилось это недолго:
прибегали, отбирали инструмент, смеялись, а то и по
шее давали.
* Зонн - инструмент типа домры; название
звукоподражательное.
Первые четыре года он старался не думать об этом.
В конце концов, несправедливо требовать
у Бога больше, чем тебе дано. А дано ему было не так
уж мало. Он был одним из первых учеников
- и знал это. Но когда ему исполнилось шестнадцать
лет, случилось то что рано или поздно
должно было случиться. Он обнаружил, что перечитал
все, что было в библиотеке. Только
человек, живущий книгами, способен понять, какая это
катастрофа, когда нечего больше
читать. Эрин пытался перечитывать уже читанное, но он
уже и так успел перечитать
половину книг по два, по три раза, а богослужебные
книги и те, что нравились ему больше
прочих, знал почти наизусть. Больше нечему было
отвлекать его от его тоски - тоски по
музыке, которой он никогда не слышал. И однажды он не
выдержал.
Он пришел в святилище ночью, в самый смутный час,
когда тьма сгущается перед рассветом.
В Храме было темно - факелы в коридорах догорели и
погасли, пришлось пробираться ощупью.
Но из дверей святилища падал красноватый отблеск
Священного Меча.
Эрин прошел через лес колонн и вышел в зал. Меч стоял
там, как всегда прямой и неподвижный.
Эрин встал на парапет, протянул руки вперед и вверх,
к острию Меча, прочитал свою молитву
- он полтора года как прошел посвящение, - а потом
стал читать, словно пробегая глазами
строки, возникающие под пером:
- О Священный Меч, Меч Разящий, меч Карающий и
Исцеляющий, знак Единого Бога! Молю, дай
мне дар слуха, дар речи, пения и музыки - или же
возьми мою жизнь!
И с последними словами бросился в огонь, через
расселину, как парни, что прыгают через
священные костры в дни Весеннего праздника. Только на
празднике никто не разводит таких
костров - высотой до неба...
На крик сбежались и жрецы, и послушники, и даже
ходячие больные из лечебницы. Эрин
катался по полу, пытаясь сбить пламя, и орал, как
может орать только глухонемой - без слов,
во всю глотку, не пытаясь сдержать крик, словно дикий
зверь, - не звал на помощь, а просто
вопил от боли. На него накинули толстое шерстяное
одеяние, потушили огонь, отнесли в
лечебницу. Когда с него стягивали одежду, он потерял
сознание, но по-прежнему стонал. Ожоги
были не такие уж страшные, но их было много. Целитель
осмотрел Эрина, смазал ожоги мазью и
объявил, что парень выживет, хотя может остаться
уродом - а Эрин к тому времени успел
вырасти в красивого юношу.
Мало-помалу все разошлись спать, и только главный
наставник Хальти остался сидеть с
Эрином. Хальти успел искренне привязаться к толковому
мальчишке; он даже жалел втайне,
что Эрин глухой - а то был бы ему хороший преемник
лет через пятнадцать (Хальти
надеялся, что к тому времени сам он сделается кем-
нибудь поважнее). К тому же его снедало
любопытство: как это Эрина угораздило сунуться в
огонь, да еще об эту пору? Не может
быть, чтобы Эрин подошел слишком близко к Мечу и
нечаянно подпалил край одежды, как
предполагал целитель Хартах. Во-первых, шерстяная
накидка так легко не вспыхнет, а во-
вторых, не такой Эрин дурак, чтобы не суметь потушить
загоревшийся подол. Похоже, что он
целиком залез в огонь, да еще и постоял там. Но это ж
надо совсем ума решиться!
Эрин открыл глаза. Боль от ожогов почти ушла -
целители Храма славятся своими
обезболивающими мазями. Но с ним творилось что-то
непонятное. Названия этому ощущению Эрин
подобрать не мог. Больше всего было похоже на то, как
однажды в детстве он свалился с
мостков в бурную речку, и она волокла и трепала его,
пока он не изловчился ухватиться за
какой-то сук и выбраться на берег. Не сказать, чтобы
ему было плохо, но это было странно, и
даже страшно. Эрин не мог понять, в чем дело. Но тут
на глаза ему попался сидящий у постели
наставник Хальти. Эрин шевельнулся - наставник
обернулся к нему, встретился с ним
глазами и шевельнул губами. Люди часто пытались
говорить с Эрином, даже те, кто знал, что
он глухой. Эрин даже научился угадывать некоторые
слова по движению губ. Сейчас
Хальти сказал "Здравствуй". И ощущение как-то
переменилось. И Эрин осознал: это -
звуки, и он - слышит! Он попытался повторить этот
звук. Вышло не очень похоже, даже сам
Эрин это понял. Но наставник изумился ужасно.
Вскочил, открыл рот - закричал, и Эрин
понял, что еще не слышал того, что называется
"громкими звуками". Он инстинктивно попытался
зажать уши - и охнул от боли. А тут вбежал целитель,
на ходу натягивая верхнюю одежду.
И наставник принялся что-то объяснять целителю,
суетливо - и очень громко!
Оказалось, слышать - это еще полдела. Надо было
еще научиться отличать нужные звуки от
лишнего шума. Эрин бы, наверно, свихнулся, если бы не
Хартах. Старому целителю это было
не совсем в новинку: случалось на его веку, что,
подойдя к Священному Мечу, слепые вдруг
прозревали, и Хартах знал, что надо делать в подобных
случаях. Он на неделю запер Эрина в
подвале, куда не долетало почти никаких звуков - кто-
нибудь другой сказал бы, что там
стояла мертвая тишина, но Эрин-то знал, что такое
настоящая мертвая тишина. В подвале
звуков было немало, и он скоро научился различать их:
где-то капала вода, шуршали и
попискивали мыши в соломе, поскрипывали и
потрескивали доски... По нескольку раз в день -
сперва ненадолго - заходили к нему наставники,
говорили с ним. Эрин напряженно вслушивался,
пытаясь связать звуки речи со знакомыми и привычными
значками на бересте. Иногда ему это
даже удавалось.
Через неделю Хартах сказал, что Эрин может выйти
из подвала. Однако поселили его не в
общей спальне, с другими юношами, а в отдельной
келейке, предназначенной для отшельников. И
звуки хлынули на него потоком. Было очень тяжело, но
Эрину ни разу не захотелось вернуться
обратно, в безмолвие. Так человек, исстрадавшийся от
жары в засуху, стоит под проливным
дождем, не обращая внимания на струи, хлещущие в
лицо, и промокшую одежду.
Говорить было очень трудно - труднее, чем заново
учиться ходить после того, как много
месяцев пролежал в постели. Понимать речь он выучился
быстрее - хотя так никогда и не
отвык мысленно переводить услышанные слова в писаные
строки. Но впервые Эрину стало по-
настоящему плохо, когда он понял, что певцом и
музыкантом ему не быть. Раньше, пока он был
глухой, ему казалось, что достаточно взять в руки
арфу и провести рукой по струнам, и
польется прекрасная музыка. Ему и теперь так
казалось. Но когда он начинал дергать
струны, видел, как окружающие ежатся, морщатся и
зажимают уши. Он не умел отличить
хорошей музыки от плохой, и вообще музыки от
беспорядочного шума. Он сладко замирал, когда хор
мальчиков возносил торжественное песнопение под своды
Храма - но точно так же замирал он,
когда на кухне с громом и звоном летела на пол стопка
глиняных мисок. Он понял: красивая музыка
- дело привычки, ей надо учиться. Что ж, учиться ему
не привыкать: выучился же он
читать, не слыша ни единого звука! Было бы кому
учить... Вот в этом-то все и дело. Кто
возьмется учить музыке и пению косноязычного
восемнадцатилетнего парня с хриплым,
ломающимся голосом, то и дело срывающимся на писк?
Эрин искал по всему Домайну - ни один
певец не согласился! Он уже было отчаялся, но тут ему
повезло.
На маленькой площади собралась кучка народа -
послушать певца. Старик - не совсем старик,
на самом деле ему тогда было лет пятьдесят, но в
восемнадцать лет все люди старше
тридцати пяти кажутся стариками, а он к тому же был
совсем седой, - старик сидел,
запрокинув голову, перебирал струны зонна и
хрипловатым, но красивым голосом выводил
балладу о Фалере - древнем певце, которого унес с
собой волшебный крылатый конь. Глаза у
старика были затянуты мутными бельмами.
Старик допел песню. Люди зашумели, задвигались, в
кожаный футляр от зонна посыпались
монеты, куски хлеба; кто-то бросил большой ломоть
окорока, другой бережно опустил бутыль с
вином. Потом все начали расходиться. Старик опустился
на колени, стал собирать плату.
Эрин подошел поближе, кашлянул.
- Простите, - сказал он, стараясь как можно
правильней выговаривать слова.
- Чего тебе, мальчик?
- Я, это... - Эрин не знал, как начать. - Мне...
И окончательно завяз.
- Там, в футляре, ничего больше не валяется? -
перебил его старик. - А то, знаешь,
завалится монета в зонн, дребезжать будет,
вытряхивать потом...
- Нет, ничего...
- Ну, тогда пошли. Где тут ближайший трактир
поприличнее, переночевать прохожему
человеку?
Они были в богатой части города, так что приличный
трактир нашелся тут же, на площади.
Одежда на старике была хоть и замызганная, но
довольно новая, к тому же певец в кабаке -
всегда десяток лишних посетителей, даже в столице,
где певцы не в диковинку, так что
кабатчик встретил их с почетом. Старик попросил
провести его в угол, положил на лавку зонн,
сел сам, усадил рядом Эрина, заказал две миски
вареников, от вина отказался - вино в
дареной фляге оказалось очень даже ничего, - и,
дожидаясь, пока принесут еду, сказал, как
бы между делом:
- Меня Риннаром зовут. Риннар-певец из Ромея. А
тебя как звать?
Эрин назвался, назвал и свою деревню, потом
решился спросить:
- Ты странствующий певец?
- А что, не похоже?
- Да нет, похоже... - он почему-то никак не
осмеливался завести разговор о том, что ему было
нужно: чувствовал, что это - последняя надежда. Если
сейчас сорвется, то все. Поэтому,
чтобы оттянуть решительный момент, спросил:
- А отчего ты не лечишься?
Музыкант рассмеялся.
- От бельма, мальчик, не лечат.
- Неправда! У нас в Храме целители умеют бельмо
снимать!
- Не-ет, сынок. Может, и умеют, да не всякое. Я
ведь к ним ходил уже, лет десять тому назад,
когда только начал слепнуть. Ковырялись они,
ковырялись, да только хуже сделали.
- Так пойди к Священному Мечу! Он может помочь. Ты
разве не слышал, как слепые прозревали?
- Много сказок слышал я на своем веку, сынок. И
плох тот певец, что не может отличить сказки
от правды.
- Не сказки это! Со мной так было!
И Эрин, захлебываясь, запинаясь, рассказал Риннару
свою историю. Рассказывая,
чувствовал, как неуклюже он говорит. Взять бы писало,
бересту... Впрочем, Риннар все
равно прочесть не сможет. А слушал он очень
внимательно, не перебивал, не переспрашивал,
только время от времени кивал. Когда Эрин кончил,
отхлебнул вина, помолчал, и медленно,
раздумчиво сказал:
- Да. Это, конечно, чудо. Истинное чудо. Пожалуй,
баллада хорошая выйдет. Только, знаешь, -
он поднял голову, повернулся к Эрину, словно хотел
посмотреть ему в глаза, - такие чудеса
случаются раз в сто лет. И только с теми, кто истинно
верует. И кому это очень надо. Не для
каких-то там мелких причин, а - нужно, и все. Просто
необходимо. А мне, знаешь ли, глаза не так
уж и нужны. Я ведь видел раньше. Когда слепнуть
начал, думал - все, конец света. А потом
привык - и ничего. Знаешь, когда постепенно - не так
уж это и страшно. А глаза для меня - не
главное. Главное - оно тут, при мне, никуда не
делось. Я ведь, парень, и когда зрячий был,
видел не столько то, что вокруг, сколько то, о чем
пою. А это я и сейчас вижу, даже лучше,
чем прежде: то, что вокруг, не мешает. Ты понял?
Эрин кивнул, забыв, что Риннар его не видит. И
сказал:
- А можно, я буду твоим поводырем?
- А выдержишь? Жизнь бродячая - жизнь собачая.
Сейчас-то ладно, теплынь, раздолье, а
зимой - ой-ей! Хорошо, если повезет зазимовать у
какого князя, а то так и ходи всю зиму по
деревням, в морозы, в распутицу. А ты как думал?
- Я ничего! - Эрин так и подскочил. - Это все
пустяки! Я здоровый, сильный. Если уж ты
можешь, так я тем более! Возьми, а? Что хочешь делай:
черствым хлебом корми, бей, как осла
вьючного - только выучи меня музыке!
- А отпустят тебя, в Храме-то? - лукаво усмехнулся
певец.
- А я и спрашивать не стану! То есть... ты не
беспокойся, отпустят, конечно. Зачем я им?
На самом деле, Эрин вовсе не был уверен, что его
отпустят. А потому и не стал спрашивать.
Отпросился у наставника навестить родителей,
собрал вещички в узелок - и сгинул. Кто
станет искать по дорогам мальчишку-послушника?
Ох и бранился же почтенный Хальти, когда недели
через две забрел случайно в комнату
Эрина и нашел на постели лист бересты с многословными
извинениями! Учишь их, учишь, а они
- шасть! И никакой благодарности...
Поначалу Эрин дивился, почему это такой певец,
как Риннар, бродяжит по дорогам, вместо
того, чтобы остаться при каком-нибудь князе и жить в
тепле, покое и довольстве. Понял он это
зимой, когда они остановились в замке князя Артаха.
Поначалу их приняли там с
распростертыми объятиями, звали остаться до весны.
Риннар так и собирался. Но за
несколько недель ухитрился перессориться с половиной
домашних, довел хозяина до белого
каления, и странники с треском вылетели за ворота -
спасибо еще, собак не спустили, как
рассудительно заметил Риннар, шагая по дороге,
звонкой от мороза.
Характер у Риннара был отвратительный. Обид он не
спускал никому, особенно же -
вышестоящим. Чуть что - лез в драку. Слепой-то!
Вспыльчив был, неуживчив, за словом в
карман не лазил, а слова у него были - одно острее
другого, особенно когда напьется. Это был
еще один его порок: меры в вине он не знал, сколько
поставят - столько выпьет. А напившись как
следует, делался прямо-таки буйным. Эрин, будучи в
гостях, старался потихоньку убирать
от него подальше бутылки с вином. Но помогало это
мало: Риннар хоть и не видел, но слышал
прекрасно, и ужасно сердился, когда замечал такое
дело. К тому же все хозяева почему-то
считали своим долгом напоить певца до бесчувствия.
Ну, и получали...
Единственный человек, которого Риннар никогда не
обижал, а задев, даже нечаянно,
старательно извинялся, был почему-то Эрин. Эрин
потом, много лет спустя, удивлялся, как у
непоседливого, взбалмошного певца хватало терпения по
сто раз повторять с ним одни и те же
мелодии и слушать, как Эрин безбожно перевирает самый
простенький мотивчик. Как-то раз,
когда оба они были в подпитии, Эрин набрался
храбрости и спросил:
- Рин, а отчего ты со мной такой добрый? На
других, чуть что, сразу злишься, а меня не то,
что ни разу не ударил, - дурного слова не сказал...
Риннар серьезно обернулся к нему - в такие моменты
всегда казалось, будто он смотрит, -
помолчал, и ответил:
- Тебя грех обижать, ты - Богом отмеченный. И дар
тебе дан великий. Я вижу. Вот
выучишься петь - ты не только меня, ты и Фалера, и
Анара-южанина за пояс заткнешь.
Он помолчал еще. Потом добавил:
- А потом, они все - они сами по себе. А ты мой
ученик, ты мне сдачи дать не можешь. Какой же
интерес драться с тем, кто сдачи не может дать?
Несносный он был человек, Риннар-певец, грубиян,
задира и пропойца. Но потом, много лет спустя,
вспоминая учителя, Эрин был благодарен ему не только
за науку, но и за эти брошенные
мимоходом фразочки - ему казалось, что именно они -
больше, чем все книги, прочитанные им за
свою жизнь, - сделали его человеком.
Пятнадцать лет странствовали они вместе. Обошли
весь Делон. Бывали и на западе, в
Ромейских лесах - Риннар забирался в самые глухие
деревушки в предгорьях Западных
гор; и на севере, у высоких, скалистых берегов, о
которые вечно билось холодное Северное
море; и на востоке, на границе со Степью, в
княжествах, где люди жили в вечном ожидании
набега, а среди высоких светлокожих делон-ри
частенько попадались приземистые,
смуглолицые люди с раскосыми глазами - потомки
степных кочевников; и на юго-востоке, где
веселые, загорелые люди выращивали виноград на
склонах гор - там их в каждом, самом бедном
селении, вдоволь поили отличным местным вином; и на
юге, в Проходе. Забредали они и в южные
земли, где народ говорил не по-делонски, не
признавали власти владыки Домайна и поклонялись
диким языческим богам, не ведая в невежестве своем о
Едином Боге, чей Меч царит над миром.
Эрин давно уже стал настоящим певцом, искусно играл и
на зонне, и на арфе, и даже на флейте
- хоть и не подходящий это инструмент для певца. Он
знал наизусть все песни Риннара, и многие
из старых песен, которых Риннар не пел, и еще слагал
свои, ничем не хуже. И все же по-
прежнему называл себя учеником Риннара.
- Да брось ты меня, - говаривал ему Риннар. - Чего
тебе возиться со стариком? Хочешь
бродить - броди один, а меня оставь, стар я по миру
таскаться. Вот поселюсь у какого-
нибудь князя...
Но Эрин прекрасно понимал, что все это - лишь
прекрасные мечты. Риннар начал сдавать, и
голос у него был уже совсем не тот, что прежде. К
тому же к старости характер у него
отнюдь не улучшился.
Но однажды зимой Риннар заболел, и заболел
всерьез. Перезимовали они в замке какого-то князя:
Риннар петь не мог, но Эрин пел за двоих, и вдобавок
обучал грамоте сыновей князя - тот
считал грамоту делом полезным, но в Храм детей
посылать почему-то не хотел.
Риннар, против обыкновения, вел себя очень тихо, но
весной, когда кончилась распутица,
потребовал, чтобы Эрин отвез его в Домайн. При Храме
был приют для бездомных стариков, и
Риннар заявил, что хочет туда. Отговорить его не
удалось ни князю - который с радостью
взялся бы кормить его ради того, чтобы оставить при
себе Эрина, - ни самому Эрину.
Делать нечего - Эрин повез его в Домайн. Но по дороге
старику стало хуже, и он умер в двух
днях пути от Домайна. Эрин очень горевал по учителю,
но в душе был рад за него. Не
представлял он себе гордого, независимого певца в
стариковском приюте. А умереть в дороге -
эта смерть была как раз для него. Эрин отвез Риннара
в Домайн, похоронил его там по
торжественному обряду, проведал Хальти - тот по-
прежнему был главным наставником, - и снова
отправился в путь. Мог бы он, конечно, наняться на
службу к какому-нибудь князю - да что там
к князю! к самому королю - не было в Делоне певцов,
равных ему, - но за пятнадцать лет Эрин
привык бродяжничать, и теперь ему не сиделось на
месте.
И покатилась по Делону слава несравненного Эрина,
Эрина-певца, Эрина-нари(*). И только в
Сенде, его родной деревне, где его братья и сестры
успели обзавестись многочисленными
семействами, его по привычке звали Эрином-убогим.
* Нари - певец, который не только поет чужие песни,
но и слагает свои. Прозвище же "нари"
дается только самолучшим певцам: за всю историю
Делона его носили всего пять или шесть
певцов.
|