Реклама

Na pervuyu stranicu
Kaminniy ZalKaminniy Zal
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Язык поэзии

       Здесь начинается Язык Поэзии, сиречь справочник молодого скальда. Здесь перечислены имена и кеннинги, какими надлежит называть разные вещи, ибо, не зная этих имен, не сумеешь ты ни сложить песнь, ни понять песни, сложенные до тебя иными скальдами.
       Какие есть имена и кеннинги воина? Воина можно назвать воителем, бойцом, мечемашцем, добродоблестным, храброрубящим, выносителем, устрашителем, радующим ворона, другом волка. Кеннинги воина суть: ясень битвы, бук меча, столп победы - можно взять название любого дерева мужского рода (кроме дуба - имя Дуба в кеннингах употреблять не следует), или же другие слова мужского рода, имеющие отношение к дереву, как то: столп, чурбан, пень, кол, и присоединить к нему названия битвы или оружия. Называют еще воина именами богов, присоединяя к ним названия битвы или оружия, например: Оссе (1) сечи, Ульмо (2) меча, и тому подобное. Вот еще примеры кеннингов воина: столп секиры, пень победы, клен кольчуги, Мелькор (3) мечей, тополь копий, тис схватки, Ирмо (4) бури копий. Вождя можно называть теми же именами, что и воина, а еще князем, конунгом, повелителем, королем, воеводителем, направляющим рати, владыкой сечи, дарителем злата, кольцедробителем, щедрым на дары (5), главою пира. Впрочем, такими же именами можно назвать и простого воина.
       Как называют скальда? Зовется он певцом, стихоплетом, висослагателем, дарителем меда Манве (6), усыпителем, заклинателем, сказителем, творцом песен, искусным в речах, кузнецом стихов, знающим руны (7).
       Какие есть имена для женщины? Женщину называют дарительницей, кормилицей, рождающей, красавицей, советчицей, подстрекательницей. Кеннинги женщины составляются так: к названию дерева женского рода или имени богини присоединяется название украшения или другой вещи из женского обихода: сосна ожерелий, ива прялки, ветла веретен, Варда (8) нарядов, колода колец, рябина очага, Нэсса (9) тканей, Вана (10) нитей, Вайрэ (11) пряжи, пила ясеня битвы.
       Какие есть кеннинги для оружия? Меч называют пламенем или головней битвы, палкой схватки, огнем бури Тулкаса (12), ветвью сражений, суком сечи, чайкой ран, льдиной щита. Щит называют доской драки, кругом секиры, луной игры мечей, стеной корабля, солнцем вьюги ворона. Копье называют древом битвы, жердью сражения, осью схватки. Доспех называют боевой рубахой, ужасным одеянием, и другими словами для одеяния, к которым присоединяются названия битвы: плащом побоища, туникой смуты Тулкаса, курткой радости ворона.
       Какие есть названия битвы? Битву зовут сражением, сечей, схваткой, побоищем, боем, дракой; называют ее также вьюгой Тулкаса, бурей ворона, весельем волка, игрой оружья, пляской секир, смутой Тулкаса, стычкой щитов, метелью дротов, ливнем стрел, ураганом Ороме (13), и многими иными кеннингами.
       Как можно именовать корабль? Корабль зовется ладьей, челном, лодкой; крутогрудым, белокрылым, летящим, птицеподобным; морестранником, волнобежцем, буреборцем; зовется он вепрем моря, конем дома Оссе (14), оленем дороги китов (15), рысью путей Уйнен (16), псом весел, медведем мачты, лебедем Ульмо.
       Море называют дорогой рыб, путем лебедей, землей тюленя, полем волн, равниной Уйнен, домом Ульмо, долиной Салмара (17).
       Горы называют деревьями Ауле (18), и об этом Мудрые рассказывают так: пришла некогда Йаванна (19) к Манве, и поведал он ей, что в свое время придут в мир Орлы Западных Владык. Тогда Йаванна возрадовалась и встала, и, воздев руки к небесам, воскликнула:
       - Высоко поднимутся деревья Кементари (20), дабы орлы могли поселиться там.
       Но Манве также поднялся, и казалось, что стоит он на недосягаемой высоте, куда залетают лишь ветра.
       - Нет, - промолвил он, - лишь деревья Ауле будут под стать им. Орлы поселятся в горах, и будут внимать голосам взывающих к нам.
       Вот так горы прозвали деревьями Ауле. Деревья же можно называть горами Йаванны, или еще столпами Кементари (21).
       Также и звезды часто именуют через самоцветы, самоцветы же через звезды, ибо они похожи. Звезды зовут самоцветами Варды, огнями ночи, искрами неба, а самоцветы называют звездами Ауле, или звездами нолдор (22), ибо все камни, лежащие в земле, сотворил Ауле, а нолдор наладили производство искусственных кристаллов. Звезды называют еще радостью эльфов, ибо, как рассказывают, эльфы пробудились, когда не было еще ни солнца, ни Луны, а одни лишь звезды, отчего эльфов и называют эльдар, звездный народ; звезды же называют еще знаком пробуждения (23). А самоцветы называют еще радостью гномов, и искрами или огнями подземелий. Зовут их также погибелью нолдор, ибо Мудрые говорят, что из-за каких-то камней нолдор оставили Благословенные земли, где живут боги, и пришли в земли людей, а боги прокляли их и предрекли им погибель (24).
       Золото называют огнем руки, солнцем подземелий, пламенем волн, ложем дракона, кровью солнца. Почему золото называют руслом Аскара (25)? Когда гномы из Ногрода (26) вынесли Дориат (27) и возвращались с добычей, захватив уйму сокровищ, у Сарн Атрада (28) их подстерег Берен (29) с гопой Зеленых эльфов (30). Гномов, само собой, всех положили, а из сокровищ Дориата Берен взял себе только Наугламир с Сильмарилем (31), все же прочие ценности были опущены в реку Аскар, и с тех пор носила она новое имя - Ратлориэль, Златоструйная. Поэтому золото называется руслом, или дном Аскара (32).
       Как называют серебро? Зовут его лунным светом, молоком звезд, луной копей; еще зовут его радостью тэлери (33), ибо тэлери любят серебро больше золота и необычайно искусны в его обработке - кроме кораблестроения, это единственное ремесло, в котором они превосходят даже нолдор.
       Эльфов в поэзии принято называть Перворожденными, Дивным народом, Бессмертными, Звездным народом, Старшими Детьми. Нолдор называют искусными, мудрыми, пытливыми, знающими, дотошными, протырливыми, надменными, любящими битвы. Средиземских эльфов называют певцами, друзьями лесов, говорящими с миром (34).
       Людей называют Вторыми, Пришедшими Следом, Смертными, отважными, Детьми Солнца, лесорубами, охотниками, и многими иными именами. Эльфов и людей вместе зовут Воплощенными и Детьми Единого (35).
       Гномов зовут: карлики, долгобородые, дети Ауле, племя Дурина (36), сыны семи пратоцев, подземные жители или жители пещер, рудокопы, мастера, неукротимые.
       Орков называют тварями тьмы, исчадиями Ада, злобной ордой, шумным полчищем, ненавистными, лютыми врагами, всадниками волков, любящими мрак, и прочими достойными их именами (37).
       Троллей называют кеннингами, которые они выдумали для себя сами. Вот как рассказывают об этом: жил человек по имени Браги, искусный скальд (иные говорят, что Браги не настоящее его имя, а прозвали его так за то, что он любил здравур (38) и часто делал брагу; но о других его именах нигде не говорится). И вот однажды этот скальд повстречался в лесу с троллем. Тролль захотел съесть Браги, но Браги предложил сперва померяться силами в поэтическом искусстве. Тогда тролль сказал такую вису:

Тролли называют меня
месяцем жилья Рунгнира,
сосуном богатства йотуна,
пагубой буре-солнца,
приятелем вельвы,
стражем фьорда трупов,
поглотителем небесного колеса.
Что такое тролль, если не это? (39)

       Браги не растерялся, и сказал в ответ свою вису (в том же размере, хоть это и не очень заметно):

Скальды называют меня
мастером мысли Манве,
добытчиком дара Единого,
нескаредным певцом,
подателем напитка эльфов,
творцом поэзии,
искусным кузнецом стихов.
Что такое скальд, если не это? (40)

       И, конечно, выиграл состязание, потому что в его кеннингах был хоть какой-то смысл, и вообще они были круче. Но тролль с этим не согласился, и Браги пришлось заговаривать ему зубы до самого восхода солнца, когда тролль, ко всеобщему удовольствию, окаменел. Вот так и стали известны кеннинги тролля.
       Дракона называют огнедышащим, златолюбцем, ползунком, гадом ползучим (или летучим, в зависимости от породы), Змеем- Горынычем (41), птичкой Мелькора, чайкой Моргота (42), бакланом Ангбанда (43), стервем Моргота. А Глаурунга Отца Драконов зовут также Златочервь Ангбанда (44).
       Мелькора называют Черным Врагом, Душителем, Владыкой Зла, Правителем Ада и прочими нелестными эпитетами, но, желательно, не в его присутствии. В лицо его можно называть Всемогущим, Могущественнейшим айну (45) Мелькором, или просто Властелином Мира, а также всеми кеннингами вождя. Бросание Мелькору в лицо выражений типа "Черный Враг", "ненавистный" и т.п., может повлечь за собой печальные последствия, известные из песни о детях Хурина (46).
       Орлов называют птицами Манве, вестниками Сулимо (47), бакланами, козлами, и прочими подобающими титулами.
       В заключение следует добавить, что здесь перечислены далеко не все возможные кеннинги, и искусство скальда состоит именно в том, чтобы составить как можно больше новых кеннингов по вышеприведенным рецептам (соль и сахар по вкусу). Кроме того, можно сляпать вместе несколько кеннингов, чтобы получилась цепочка: например, столб вьюги стены коня дороги Уйнен: дорога Уйнен - море, конь моря - корабль, стена корабля - щит, вьюга щита - битва, столб битвы - воин.
       Здесь кончается Язык Поэзии.


К.Кинн

"Средиземская Эдда" и другие памятники первой эпохи

       Две дошедшие до нас части "Эдды" сильно отличаются друг от друга по содержанию и по форме.
       Первая часть, условно называемая "Повесть начал", представляет собой поэтическое изложение мифа о сотворении мира. В ней просматриваются два слоя. Первый - весьма архаичный миф явно людского происхождения. Второй - более поздний миф, в котором сказывается сильное эльфийское влияние. "Повесть начал" написана простым аллитерационным стихом, во многом подобным тому, которым написаны эпическая поэма "Турин и Глорунд" и немногие дошедшие до нас отрывки из сказания о сыновьях Феанора и гибели Гондолина.
       Вторая часть называется "Язык поэзии" и содержит много ценных сведений о поэтике скальдов-людей. Так, в последней части излагаются правила образования кеннингов - этого несомненно людского изобретения. Надо отметить, что в эльфийской поэзии встречаются конструкции, которые можно счесть кеннингами и "именами", но они, очевидно, имеют иное происхождение. У эльфов, скорее всего, не было понятия, аналогичного кеннингу, и именования вроде "сверкание (Q. russe)" - клинок меча, "рассекатель (N. crist)" - меч представляют собой частный случай метафоры. Единственный пример явного кеннинга - одно из нолдорских названий медведя - megli, букв. "поедатель меда", которое существовало наряду с обыденным названием brog, и является, несомненно, заимствованием.
       В "Языке поэзии" тоже просматриваются мотивы архаичной мифологии людей и эльфийское влияние. В качестве пояснений к происхождению различных поэтических фигур приводятся истории об определении места поселения орлов, битве у Сарн Атрада, состязании скальда Браги с троллем. Кроме того, в "Языке поэзии" упоминаются сказание о проклятии Сильмариллов и песнь о детях Хурина (очевидно, "Турин и Глорунд").

КОММЕНТАРИИ

1. Оссе - старший из майяр Ульмо, известный буйным нравом.

2. Ульмо - вала, Стихия Вод, второй среди Аратар. Эльфы именуют его Живущим в Глубинах и Владыкой Вод.

3. Мелькор - могущественнейший из айнур, среди валар не именуется.

4. Ирмо - вала, владыка Золотого Сада Лориэн. Тж. Лориэн. Эльфы именуют его Владыкой Грез и Повелителем Видений. К делам войны Ирмо не имеет никакого отношения.

5. Эти три кеннинга отражают обязанность вождя награждать скальдов и менестрелей за песни и висы, каковой обычай был, к прискорбию, забыт в последующие времена.

6. Манве - вала, Стихия Воздуха, первый из Аратар. Эльфы именуют его также Извечный Король, Владыка Ветров, создатель орлов.

7. Имеются в виду так назывемые "черты и резы", известные людям до знакомства с эльфийской письменностью. Им приписывались магические свойства. Позднее рунами называли Кирт Даэрона, которым также приписывали магические свойства.

8. Варда - валиэ, супруга Манве, одна из Аратар. Эльфы именуют ее Сотворительница Звезд, Королева, Элентари, Тинталлэ, Элберет, Гилтониэль.

9. Нэсса - валиэ, супруга Тулкаса, сестра Ороме. Богиня танца, покровительница брачных союзов.

10. Вана - валиэ, супруга Ороме, сестра Йаванны. Богиня юности.

11. Вайрэ - валиэ, супруга Намо. Богиня судеб. Эльфы именуют ее также Ткачихой, Пряхой, Создательницей Гобеленов.

12. Тулкас - вала, пришедший в Арду для сражений с Мелькором. Именуется также Доблестным, Защитником Валар, Асталдо.

13. Ороме - вала, бог леса, покровитель охотников. Эльфы именуют его Таурон, Алдарон, Таурос, Всадник.

14. Дом Оссе - море.

15. Дорога китов - море.

16. Уйнен - майя Ульмо, повелевающая речными водами, супруга Оссе. Пути Уйнен - море.

17. Салмар - майя, сделавший рога Ульмо. Больше ни в чем не замечен.

18. Ауле - вала, Стихия Земного Огня, третий из Аратар. Эльфы именуют его Мбартан, Великий Кузнец, Владыка Пламенного Блеска.

19. Йаванна - валиэ, богиня земли и плодородия, супруга Ауле. Эльфы именуют ее также Кементари.

20. Кементари - "Королева Земли" (квэнья).

21. Эта история почти совпадает с рассказанной в "Сильмариллионе" в главе 2.

22. Нолдор - второй из эльфийских народов. На языке Белерианда - Гелид, Годэльрим. Отличались от остальных более высоким ростом, силой, темным цветом волос, гордым и непокорным нравом, а также любовью к ремеслам и знанию.

23. Ср. "Сильмариллион", гл.3.

24. Ср. "Сильмариллион", гл.9.

25. Аскар - самый северный приток реки Гелион в Оссирианде.

26. Ногрод - царство гномов в Синих Горах.

27. Дориат - древнейшее эльфийское царство Белерианда, владения Тингола и Мелиан.

28. Сарн Атрад - переправа через Гелион, там, где в него впадает Аскар.

29. Берен - человек из Дома Беора, герой "Песни о Лэйтиан", добывший Сильмарил и взявший в жены Лютиэн, дочь Тингола, короля Дориата.

30. Зеленые эльфы - лайквэнди, жители Оссирианда.

31. Наугламир - ожерелье, сделанное гномами в подарок Финроду Фелагунду, королю Нарготронда. Сильмарил - тот самый, который добыли Берен и Лютиэн (подробней см. "Сильмариллион", гл.7, 19).

32. Ср. "Сильмариллион", гл.22.

33. Тэлери - третий и самый многочисленный из эльфийских народов. Большинство эльфов Средиземья по происхождению - тэлери. Отличаются от прочих светлыми серебристыми волосами, пристрастием к музыке и пению, а также любовью к рекам, ручьям и морю.

34. У эльфов существовали другие названия для этого.

35. По-эльфийски - Эрухини и Мирроанви.

36. Дурин - первый из праотцев гномов. Тж. Дарин, Дьюрин.

37. Орки - раса неизвестного происхождения, предположительно выведенная Мелькором в Предначальную эпоху. Известны страстью к разрушению и уничтожению, жестокостью и безобразием.

38. Здравур - хмельной напиток. Считается, что его изобрели эльфы, что неверно. Эльфы пьют мирувор.

39. Жилье Рунгнира - ночь, Рунгнир - ?, йотун - великан, богатство йотуна - пиво, вельва - ведьма, фьорд трупов - могильник.

40. Мысль Манве - стих, мастер стиха - скальд, дар Единого - смерть, добытчик дара Единого - скальд, напиток эльфов - мирувор, податель мирувора - Браги, кузнец стихов - скальд.

41. Змей-Горыныч - происхождение этого эпитета неясно. Вероятно, дракона назвали так потому, что он живет в горе, то есть в пещере.

42. Моргот - "Черный Враг", прозвание Мелькора, данное ему после похищения Сильмариллов.

43. Ангбанд - "Железный Ад", крепость Моргота на севере Белерианда. Ужасное место.

44. Златочервь Ангбанда - прозвание Глаурунга среди людей народа Хадора.

45. Айну - "Священный". Айнур были первыми творениями Единого.

46. Песнь о детях Хурина - вероятно, "Турин и Глорунд", аллитерационная поэма, дошедшая до нас в отрывках.

47. Сулимо - эпитет Манве, "Веятель".

впервые опубликовано в ТАЛИСМАНе N11-13, 1995


Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Свежие отзывы

Хранители Каминного Зала