Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta



Кэтрин Кинн
опубликовано в Талисмане, 1995

Этот дракон звался Зилант, и обитал он в Казани. Его-то именем и назвали этот конвент - а мы по-прежнему зовем его эльфийским новым годом. Хотя по календарю эльфов начало года приходится приблизительно на наше 6 апреля, а Самейн и Хэллоуин уже неделя как прошли. Только не все ли равно - это наш праздник, как его ни называй

Хроники Зиланта

составленные Кэтрин Кинн по воспоминаниям участников и собственным,
с помощью старого диктофона и огромного количества кофе

        Пролог

        Мы ехали в Казань... Двадцать шесть толкиенистов в одном вагоне.
До поздней ночи мы пели и беседовали. И шили - об этом тоже нельзя
забывать, как же мы можем не дошивать перед праздником парадные и
прочие прикиды!

        И вот утром мы приехали. Полшестого утра - но нас уже встречали.
Народ, они встречали ВСЕ поезда! "Я в восхищении!"  Правда, на
регистрации возник вопрос - регистрировать ли Ринке своего
чернобурого котенка. Но вот после первых восторгов и радостных встреч
мы поехали вселяться. Кто-то - в гостиницу, а кто-то - по клубам. И
мы попали в эльфийский клуб - к феанорингам.

        Не знаю, как объяснить человеку, который этого никогда не
испытывал, что такое встретиться, наконец, с друзьями, которых не
видел целый год. Что такое эта непроходящая радость, которая скоро
сменится печалью разлуки... И что такое кон, и зачем на него ехать.
Здравствуй, Казань!


        В первый день, как говорят, во Дворце Пионеров показывали
всякие фото- и киноматериалы, но мы туда не попали. Весь день, до
самого вечера был тусовкой - иначе я этого назвать не могу. Все
встречались со всеми. В клубе народ устраивался, кто-то готовил еду,
кто-то - прикид, а Илсэ, Потаня и Рамил, устроившись в уголке, пели
монсегюрские песни. Вообще я всегда поражалась, как много у нас
талантливого народу - и просто менестрелей на уровне КСП, и хороших
музыкантов, и... Ну, да вы знаете.

        Открытие состоялось в шесть вечера в этом самом Дворце
Пионеров. Когда Дм.Бугров и А.Ермолаев объявили распорядок кона,
состоялось несколько "представительских" выступлений.

        Собравшиеся почтили память В.Бугрова, зав.отделом фантастики
"Уральского Следопыта", и почтительно выслушали рассказ о нем
С.Казанцева, из того же журнала.

        Затем вся толпа переместилась в помещение факультета
физкультуры, где и состоялись турниры - воинский и менестрельский. В
спортивном зале были развешаны драпировки, расставлены скамьи и
установлен трон для короля и королевы. Так что мы с удивлением
увидели на троне в роли короля персонажа по имени Феанор, то есть
Антона Ремизова и королеву по имени Нерданэль в платье,
стилизованном под XVII век или около того. Турнир был вполне
традиционным, и страдал всеми турнирными болезнями - отсутствием
герольдов, минимальным антуражем, ошибками судей. Надо отдать должное
участникам и судьям, они вели себя очень корректно и
предупредительно. Но, по-моему, в прошлые разы было получше. По
крайней мере, интереснее. Второй тур перенесли на второй день. Не
считая себя великим специалистом в военном деле, я остановлюсь на
том, что мне ближе к сердцу - а именно, на Турнире Менестрелей.

                Турнир Менестрелей

        Когда два года назад Митриллиан подвигнула московскую тусовку
на Турнир Менестрелей, мы, разумеется, не предвидели того, что
случится потом. Насколько мне известно, идея такового турнира бродила
себе по умам, но вот форма - которая, как известно, должна бы
соответствовать содержанию... Не знаю, какое влияние московские
Турниры Менестрелей оказали на умы и планы нашего фэндома, но то тут,
то там происходят так называемые "менестрельники" (откуда происходит
это слово - то ли от слова "стрелять", то ли от слова "менестрель",
мне неизвестно).

        Как-то само собой вышло, что получается либо
турнир - вроде рыцарского (см. второй ТАЛИСМАН, Устав Турнира
Менестрелей), либо эдакое перепевание "в тему". Организовать
интересный Турнир по второй схеме намного сложнее, чем простое
регламентированное состязание, - главным образом потому, что от
ведущего требуется определенная жесткость, которая зачастую вызывает
нарекания выступающих, но отсутствие которой приводит к потере
зрелищности и зрительского внимания. Кроме того, досточтимые
менестрели почти всегда не готовы именно к состязанию. Не принимают
они всерьез и правила игры. Ведь Турнир Менестрелей, как и любой
другой турнир - прежде всего игра, правила которой необходимо
соблюдать. Эта игра требует от участника следования выбранному
образу, который позволит оформить некий сюжет игры - а иначе чем наши
турниры будут отличаться от какого-нибудь эстрадного конкурса?

        Не могу я и удержаться от упрека в адрес известных в фэндоме
музыкантов и певцов. Увы, часто они словно бы считают ниже своего
достоинства участвовать в подобных представлениях. Скажу честно - я
этого не понимаю. Да, на "менестрельниках" иной раз выходят
малоодаренные исполнители с на редкость занудными песнопениями. Но
происходит это отчасти потому, что другие сидят себе в уголке, с
любопытством наблюдая за попытками ведущего исправить положение. А
если они выходят - держись, ведущий! Вряд ли они станут подыгрывать
тебе... (Сказанное не относится к тем из них, кто не участвует в
подобных состязаниях, не желая смущать начинающих.)

        Но... Состязание в Казани все же состоялось. И я не назову
его плохим. Неудачно выбранное помещение и прегадостный микрофон
доставляли мало радости, бедная королева играла роль мебели на заднем
плане, в задних рядах занимались чем-то своим. Многие из зрителей
вели себя весьма невежливо, и Эленхильд не раз пришлось призывать их
к порядку - что совсем не украсило представление. Однако менестрели
оказались на высоте, и я от души им благодарна. Очень жаль, что Лора
из Екатеринбурга опоздала и не смогла принять участия в Турнире - мы
услышали только одну ее песню уже по завершении его. И еще одна
шпилька в адрес зрителей: невежливо вскакивать и с шумом устремляться
к выходу, не дождавшись конца и награждения победителей.

        А победил там хоббит Тэм Гринхилл (Н.Новикова, Москва).
Победитель получил, помимо приза, целых две грамоты. В первой
излагались его, победителя, достоинства и связанные с его победой
обязанности. В каковые входит: если просит король - петь три песни о
доблести, если просит королева - три песни о любви, а если простой
люд - петь до изнеможения. Во второй же грамоте, подписанной
мастерами ХИ-95, говорилось, что Тэму Гринхиллу, победителю
состязания менестрелей, сей грамотой обещана всемерная защита на
игре, а посягнувшим на его, Тэма, жизнь (буде таковые найдутся),
гарантировалась страшная месть. Второй была признана Иллет
(Н.Некрасова, Москва), третьей же стала Гвейдалон (более о ней ничего
не ведаю).

        Судили же то состязание многомудрая Скади (Л.Смеркович,
Казань), Рагнар (А.Ермолаев, Казань), достойный гном Свинли
(Д.Нежданов, Москва), прославленный хоббит Фродо (Е.Сорокина, Уфа), а
также Эленхильд-полуэльф.

        А тебя, Скади, я поздравляю с почином - следующий твой Турнир
наверняка будет удачнее. К слову, на первом московском было ненамного
лучше...

                После турниров

        Зато мы все прокляли казанскую холодную погоду. Митреллас и
без того подозрительно покашливала, Кинн простыла, у Эленхильд сел
голос, да и Илсэ было не то чтобы хорошо. Так что после
менестрельника Эленхильд потеряла голос окончательно. Надо заметить,
что акустика в зале была ужасная, а микрофон и усилитель устарели еще
до моего (то есть Кинн) рождения.

        Не обошлось и без огорчений. Народ, ну неужели нельзя прожить
без водкопития? Словом, пьяного скандала, учиненного не то
парой феанорков, не то полудюжиной гостей, хватило администрации
факультета, чтобы расторгнуть договор с устроителями кона (говорят,
комендант хотел получить еще бакшиш, устроители готовы были на все,
чтобы спасти кон, но что-то там не сложилось). Тем не менее Бал
Отражений и прием у короля с продолжением турнира состоялись
назавтра во Дворце Пионеров.

                Заседания секций

        СЕКЦИЯ ТОЛКИЕНИСТИКИ начала свою работу в половине десятого
утра. Уж не знаю, что это за утонченный садизм, но народ все же не
поленился подняться в такую рань и приехать. А если учесть, что оба
клуба довольно далеко от вышеупомянутого факультета... Словом,
когда эта секция открылась, в аудитории было от силы два десятка
слушателей, но народ все прибывал, и в конце аудитория была полна. Не
могу сказать, что меня порадовал уровень представленных докладов.
Самым лучшим из них был, на мой взгляд, доклад И.Бадьиной из Москвы о
так называемых "дописываниях за Профессора", который вы сможете
прочесть в ТАЛИСМАНе под названием "Кот диктует про валар мемуар".
Другим интересным явлением был юмористический доклад "Об эльфийском
происхождении славян". Но все остальное - боги, то есть Великие
Валар! Дело даже не в дилетантизме - кто из нас профессионал? Но уж
если ты берешься толковать текст, делать какие-то выводы, так сначала
хотя бы подумай! Не стану говорить конкретно, это не имеет смысла. Но
прошу вас, не забывайте, что Толкиен был филологом, знал древние и
современные языки (латынь, греческий, готский, древнеисландский,
древнеанглийский, немецкий, французский, валлийский, и даже, кажется,
финский), прекрасно знал античную и европейскую мифологию
(ирландские, валлийские, древнегерманские мифы и сказания, "Калевалу"
и пр.), а уж историю-то он знал получше наших фэнов. Так что
подумайте, не лучше ли перед тем, как толковать Толкиена, прочитать
как минимум "Старшую Эдду" и "Беовульфа".


        СЕКЦИЯ РОЛЕВЫХ ИГР открылась в час дня представлением ХИ-95.

        Итак, что год грядущий нам готовит? Об этом поведали
рискнувшие своей репутацией (головой, деньгами и т.д.) мастера-95 в
лице Отца Федора и Тошки (Москва, "Риф"). Ниже следует содержание их
выступления, изложенное Тошкой для ТАЛИСМАНа

        1. Игра на 500 человек. Время проведения - первая половина
августа. Продолжительность - около 4-х дней. место проведения - под
Казанью. Оргвзнос - $15.

        Мастерская группа: "Риф" (Москва), А.Ремизов (Казань), при
участии В.Борисюка (Гил, Иваново) и других.

        Адреса и телефоны для связи: (убраны за давностью лет - М.)

        2. Игра по Первой Эпохе. Период между Побежоносной Битвой и
Битвой Внезапного Пламени. То есть на начало игры люди еще не пришли
в Белерианд и пока что живут на Востоке. Принуждать их к переселению
никто не будет - это каждое племя решает для себя. Так как Восток -
не концлагерь, там тоже будет идти своя игра. [А что, это разве не
само собой разумеется? Только учтите, господа, у Толкиена все
взаимосвязано, и даже эти самые Дагор Аглареб и Дагор Браголлах неким
образом связаны с тамошним переселением народов. Как? А догадайтесь с
трех раз, то есть с трех прочтений "Сильмариллиона" и истории раннего
Средневековья. А кто хочет узнать побольше - пишите нам, в Москву, мы
сейчас как раз очень интересные вещи переводим. - К.Кинн]

        Мир будет моделироваться по "Сильмариллиону". Можно
использовать и другие тексты из Профессора, если они не противоречат
"Сильмариллиону".

        Первая эпоха - мир легендарный. Но мы не хотим притягивать
за уши сюжет, описанный у Толкиена. На игре можно создать новую
легенду из любой роли. Главное - эту роль сыграть. Красиво и
интересно. Предпочтение будет отдаваться персонажам, упомянутым у
Профессора. Но и требования к игрокам, взявшим такие роли, будут
выше.

        3. Мы поддерживаем уже прижившийся принцип закрытости и
разделения информации. То есть любая информация дается только тому,
кто должен ее знать. Делиться ею до поры не рекомендуем - себе же
испортите игру.

        Сама же игра будет информационной. Знания будут иметь
реальную ценность. Большой объем информации - в библиотеках.

        4. Игра моделируется по многим параллелям: экономика,
политика, военка, экология, информация, культура. Это поможет
обеспечить ее жизненность. То есть любая инициатива будет поддержана,
если она вписывается в логику данного мира.

        5. Экономика чиповая. Существует несколько уровней профессий.
Обучение - информационное. Так как к игровой экономике всегда было
отношение от + до - , мы попытались придумать систему, которая
устроила бы и фанатов, и ненавистников игровой экономики. А конкретно
- добыть себе прожиточный минимум будет достаточно просто. Чтобы
умереть с голоду, надо обладать незаурядными способностями. Но тем,
кто хочет сделать свое племя (страну) процветающим, придется
попотеть.

        6. На ХИ-95 сказочные народы будут отличаться друг от друга
не только по названию. У каждой расы будут какие-то свои особенности.
Например, разделение на смертных и бессмертных. Подробости узнают
заявившиеся команды.

        От команд, решивших заявиться на игру, ждем следующих
разработок:
        1. Командная легенда.
        2. Обычаи, обряды, легенды, фольклор.
        3. Социальная (государственная) структура племени (страны).
        4. Законы.
        От ролевиков - личная легенда.

        Правила ХИ-95 будут печататься в следующих выпусках
ТАЛИСМАНа.

        После выступления новоявленных мастеров вышел Д.Нежданов. Как
всегда емко и довольно аргументированно он сказал, что Хоббитские
Игрища зашли в тупик, поскольку делаются непрофессионально, и что
лично он не доверяет данной мастерской группе. Интересно, многие ли
решатся сказать подобное, как бы недоверчиво они ни относились к
мастерам? Страшно, а? А вот Нежданов не боится. Но на игру, говорят,
заявку подал. В эльфы.

        К слову, секция ролевых игр работала и во второй, и в третий
день. Интересного там было много, но как-то так получилось, что самое
интересное было в спонтанно вспыхивающих дискуссиях, которые, конечно
же, никто не записывал. Из докладов хочется отметить рассказ
С.Переслегина (Петербург) о некоторых аспектах тактических настольных
игр и, в противоположность ему - "шпионское" выступление Д.Богуша
(Петербург же). Я, конечно, уважаю право на свободу слова, но
вышепомянутый Богуш уже второй год приезжает на "Зилант-кон" лишь
затем, чтобы привлечь к своей особе скандальное внимание путем
нанесения оскорблений всем подряд. Богуш, тебе не надоело?

        Разумеется, много внимания было уделено ХИ. Одна из жарких
дискуссий разгорелась вокруг так называемого "Кодекса Мастерской
Этики", составленного и распространенного Доком (Харьков), Ульдором
(В.Гончаров, Екатеринбург) и др.

            КОДЕКС МАСТЕРСКОЙ ЭТИКИ

        (Мастер несет ответственность за последствия своих действий для
морально-психологического и физического состояния игроков)

        1. Игра делается мастерами для игроков, а не наоборот.
        2. Мастер не имеет права хамить Игрокам.
        3. Игрок имеет право игнорировать пьяного Мастера, равно как и
пьяного Игрока (а может и не игнорировать).
        4. Мастер не имеет права угрожать Игроку какими-либо санкциями за
действия, не являющиеся нарушением Игровых Правил (объявленных
заранее), уголовно-административного законодательства либо данного
Кодекса.
        5. Мастера не имеют права запрещать участникам доигровое общение
(рекомендуется предигровой сбор / парад).
        6. Основные правила предстоящей игры должны быть опубликованы в срок,
достаточный для их распространения, обсуждения, корректирования.
        7. Мастера обязаны обеспечить нормальное хождение игровой валюты
вплоть до официально объявленного конца Игры.
        8. Мастерский кабак должен быть обеспечен необходимым минимумом
продуктов для пропитания Игроков.
        9. Игроки должны быть избавлены от многочасового "выпаса рогулек"
(процесс моделирования игровой экономики - не более 20% игрового
времени).
        10. В Стране Мертвых игроки должны быть обеспечены:
        а) В ночное время - спальными принадлежностями. При невозможности
должна быть разрешена ночевка в своем лагере.
        б) При отсидке более 3-4 часов - бесплатным минимальным питанием
(за счет оргвзноса).
        11. При наличии в Игре реальных водных пространств Мастера должны
обеспечить достаточное количество плавсредств или реальных переправ.
        12. Изменение Правил в ходе Игры недопустимо. Мастера подчиняются
Правилам в первую очередь.
        13. Мастера обязаны пресекать любые неигровые разборки. Неигровые
угрозы караются неигровыми санкциями.
        14. Координация Игры осуществляется только игровыми методами.
        15. Игрок играет. Мастера не мешают. Игрок имеет право на собственную
трактовку роли. [К сведению Мастеров: Игрок, не нарушающий Игровых
Правил и игровой Этики не может отрицательно влиять на Игру].
        16. На Игре обязательно наличие психоотстойника в любой форме.
        17. Мастера обязаны обеспечить строгий контроль оружия. На тонких
клинках обязательно наличие пуандаров, надежно закрепленных.
        18. Боевые Правила должны быть минимальнго травмоопасны. (Снижение
травматизма - в первую очередь за счет Правил, а не доигрового
"контроля" владения Игроками оружием. Любой доигровой контроль умения
Игроков - заведомая фикция).
        19. Мастера не имеют права запрещать передвижение по полигону
игроков, окончательно вышедших из Игры, при условии их
невмешательства в Игру и наличия "белого хайратника".
        20. На крупных Играх Мастера обязаны обеспечить Игроков
квалифицированной медицинской помощью и транспортировкой
пострадавших. Памятка капитанам: в команде необходимо наличие
командной аптечки. На ВСЕХ игроков должна быть информация о группе
крови и непереносимости лекарств. (Решение врача может быть
обжаловано только врачом).
        21. Мастера не имеют права запрещать использование электрофонарей в
быту и при затрудненной ориентации, равно как и в плохих погодных
условиях.
        22. На полигоне должна быть система оповещения о ЧП.
        23. Недопустимо создание "черных списков" в какой-либо форме. (Но
Мастера имеют право открыто объявить, что тот или иной человек либо
группа лиц нежелательны на Игре. Впрочем, из этого не должно
проистекать никаких оргвыводов.)
        24. Мастера обязаны дать ответ на любую заявку роли или команды,
причем в максимально короткий срок.
        25. Полигон должен быть в обязательном порядке обеспечен питьевой
водой.

        Примечания по всем пунктам:

        Если Мастера не видят возможности выполнения на Игре хотя бы
части данного Кодекса, они должны сразу объявить, что на их Игре
данный Кодекс не действует.

        Дополнение:

        В Игровых Правилах должен быть ясно определен порядок их
введения в действие. Переход из состояния "Мастер" в состояние
"Игрок" допустим не более 1 раза для 1 человека за Игру.

        Сей кодекс уже поминался на страницах ТАЛИСМАНа - в выпуске
восьмом, в статье Ниенны. Со своей стороны замечу, что появление
подобного документа есть свидетельство кризиса ХИ. В нем на равных
фигурируют и жизненно необходимые вопросы, и мелкая регламентация -
хотя бы тот же вопрос об электрическом свете.

        "Ой, братья, был в Немедии, такое чудо видел! Там на дереве
ящик висит, а из него музыка слышится, да так чудно! Колдовство,
должно быть!" (Из разговора в лагере друидов на питерской игре "Конан
-94")

        Кстати, я считаю, что электрический фонарик на фэнтезийной
или феодальной игре - лишнее. "Колдунство" - как заметила Ниенна. И
это говорю вам я, человек, который без очков в двух шагах не способен
четко увидеть лицо собеседника. А на игре я и вовсе хожу без очков,
но фонарик включаю только в палатке - и ничего, не заблудилась нигде
и даже не упала. Впрочем, это личное дело каждого. Хочешь слияния с
природой и проникновения в дух эпохи - сделай себе жестяной фонарик
со свечой, он ничуть не хуже электрического, и по глазам не бьет. А
если лень одолела или руки, пардон, из задницы растут - ну что тут
скажешь...

        А насчет психоотстойника - так он необходим! Трижды
необходим! На игре каждый игрок много раз в день испытывает
неосознаваемый шок от перехода из мира воображаемого (мира игры) в
мир реальный (поесть, попить, в сортир сходить, поспать, еду
приготовить и т.д.). Плюс игровые потрясения - не обязательно
отрицательные, любое сильное переживание. Плюс бытовые неурядицы,
которых всегда хватает. У нас что, есть профессиональные психологи,
следящие за безопасностью игры? Ах, нет? Значит, нужна нейтральная
территория, на которой можно отдохнуть. И лучше, если не одна, ведь
одному, чтобы прийти в себя, нужно выйти из игры и осознать себя
целиком и полностью как "пожизненную личность", а другому, наоборот,
нужно полностью погрузиться в волшебный мир игры, чтобы снять стресс
"по жизни". Да, и капитан, и мастер, и просто более сильный духом и
здравомыслящий игрок должны отслеживать психологическое состояние
окружающих и снимать напряжение. Но психоотстойник нужен! И не
говорите мне обратного! Сначала побывайте-ка в капитанах.

        И подумайте - профессиональный актер после спектакля,
который длится от 3-х до 5-ти часов, устает и физически, и
психологически, зачастую - испытывает стресс. А мы - не профессионалы,
на время игры мы вырваны из привычных нам обстоятельств и физически,
и духовно. Не всем это под силу. Только не кричите: "Ну и сидели бы
дома!" Эта беда поправима, все зависит от нас самих - от нашей
доброты, от нашего взаимопонимания, нашей честности и желания
сотрудничать.

        Другая интересная дискуссия развернулась вокруг боевых
правил. Записей, опять же, нет никаких, но хочется отметить несколько
моментов.

        Первое. Игровое фехтование признано самостоятельным видом,
отличным как от боевого и "железного", так и от спортивного.

        Второе. В игре очень много зависит от порядочности игроков.
Совершенно не допустимы споры в разгар боя друг с другом и с
мастерами-посредниками. Неприятно смотреть, как здоровый мужик, в
железе с ног до головы, утыканный арбалетными стрелками, как
дикобраз, вопит, что он еще жив и никто в него не попал (как Росс на
уфимской игре при штурме Мории). С другой стороны, недопустимы
остановки боя, испортившие много битв на нынешних ХИ. Все разборки -
потом, а не во время... Да и не стыдно ли, воины? "Жизнь - государю,
сердце - даме, душу - Богу, честь - никому!"

        Еще стоит отметить дискуссию о "женской игре". Начал ее
Д.Нежданов. Я, к сожалению, не могу воспроизвести его выступления
дословно, как оно того заслуживает. Но вкратце так: Наш мир - мир
мужчин, и место женщины в нем - у очага. Когда же женщина не хочет
мириться с этим, ей приходится занимать мужские позиции - вариант
амазонки. В играх это приводит к тому, что женщины берутся за оружие,
поскольку и игры наши рассчитаны на мужчин, и делают их
преимущественно мужчины. И у мужчин много шансов выдвинуться, а у
женщин? Несколько лет назад "Город Мастеров" пытался сделать "женскую
игру", но попытка эта не удалась - получились опять же амазонки.

        И это очень печально. Ибо женская игра должна быть чем-то
принципиально иным и, следовательно, интересным. "Я с удовольствием
поиграл бы в такую игру," - закончил свое выступление Дмитрий.

        И тут началось! Все женщины в зале пришли в волнение - еще
бы, в кои-то веки и о них вспомнили! Говорилось много ценного, но
как-то разрозненно, поскольку проблема, затронутая Неждановым, не
только проблема движения ролевых игр, она выходит далеко за рамки игр
вообще и практически не разработана.

        Но что касается наших игр... А вы заметили, что на них
культуру делают практически одни женщины? То же касается всяких
торжественных действ, начиная игровыми обрядами и кончая турнирами
менестрелей. У меня такое впечатление, что хороших игроков
(спонтанных актеров) среди женщин гораздо больше, чем среди мужчин.
Они, мужчины, словно бы стесняются играть...

        И, наконец, два моих доклада, как-то незаметно слившихся в
один. Как со-редактор ТАЛИСМАНа я считаю себя вправе поместить их
здесь. Тем более, что первый из них - результаты опроса по ХИ-94. На
мою анкету - весьма примитивную, кстати, - ответили четыре десятка
человек. Некоторые из ответов вы могли прочесть в шестом выпуске под
заглавием "Личное мнение". В порядке ответа на ту же анкету написана
статья Эйлиан "Прошу любить и не жаловаться!!!!!" в восьмом выпуске.


        И, наконец, нужно сказать пару слов и докладе Ульдора
(В.Гончаров, Екатеринбург), который был признан самым проблемным.
Гончаров попытался взглянуть на толкиенистов как на часть фэндома
вообще (КЛФы, "Аэлита" и т.д.), и сделал следующий вывод: Бывший
советский фэндом обрел возможность возродиться при помощи
толкиенистов. Дм.Нежданов при этом заметил, что он, Нежданов, сам
старый фэн, и традиции фэнства поддерживает. А Вячеслав Рожков
(Москва) сказал, что не совсем понимает, почему Гончпаров считает
старый фэндом таким уж развалившимся. Например, КЛФ МГУ, в котором
он, Рожков, состоит, как-то и не собирался никогда разваливаться и
живет себе, невзирая на... И в толкиенисты фэны МГУ записываться не
спешат.

        СЕКЦИЯ ФЭН-ПРЕССЫ. Народу там было

немного. Основное внимание было уделено рассказу С.Казанцева об
"Уральском Следопыте". Как ни крути, а ведь толкиенистский фэндом
обязан своим существованием Хоббитским Игрищам, а кто мне скажет, с
чего они начались? А с того, что как-то встретились на "Аэлите"
красноярцы-толкиенисты с москвичами, занимающимися ролевыми играми...

        Затем последовал рассказ о журнале "СВЕРХНОВАЯ американская
фантастика". Главный его редактор - Лариса Михайлова. Этот журнал
представляет собой русскую версию американского журнала "The Magazine
of Fantasy and Science Fiction". Это действительно СВЕРХНОВАЯ
фантастика, то есть произведения девяностых годов. Не стоит, однако,
думать, что это просто перевод американского журнала. Нет! Сей журнал
объявил конкурс на русскую фэнтэзи и собирается лучшее напечатать. Да
что я вам пересказываю! Если увидите - купите, не пожалеете! В Москве
его можно купить в магазине "Стожары", это возле метро "Тульская",
там же можно подписаться.
        Адрес издателя: 103617, Москва, Зеленоград, корп. 1435, НИЦ
"Ладомир".
        Адрес редакции: 107076, Москва, Б-76, а\я 3. Тел. 963-76-94.

        Следующим номером был ТАЛИСМАН. Ну, о нем вы кое-что знаете,
так что я не стану пересказывать все, что я там говорила. Были
представлены свиридовский "Фэн Гиль Дон" и несколько клубных листков.

        О фэн-прессе говорить можно долго. Желающих я могу отослать к
владивостокской "Третьей теме", где был напечатан обзор
толкиенистской фэн-прессы за 1990-1993 год. Насколько мне известно,
еще живут и появились такие издания:

        1. "Третья Тема". Владивосток, клуб "Мэллон". Редактор -
М.Завадская (Лорнариэль). Нормальный клубный фэнзин, с 1994 года
выходит на 20 страница формата А5. Компютер, ксерокс. Тираж - по
числу подписчиков. Адрес: 690063 Владивосток, ул.Зои Космодемьянской,
д.26, кв.76, Марина Завадская.

        2. "Поиск Средиземья". Переводы (в частности, О.Лазарева),
попытка осмысления толкиенизма. Вышел первый номер - 20
страниц формата А5, принтер, ксерокс. Адрес:  620075 Екатеринбург,
ул.  Шарташская, д.9, кв.6, Андрей Головатенко.

        3. "Черный баклан".  Екатеринбург.  Редактор - В.Гончаров
(Ульдор). Четыре страницы А5. Принтер, копирка.  Тираж - десятка три
экземпляров. Содержание: хохмы, фэнские сплетни. Адрес: 620141
Екатеринбург, Автомагистральная, д.5, кв.46, В.Гончаров.

        4. "Фэн Гиль Дон". Москва. Редактор - А.Свиридов
(С.О.Рокдевятый). Издается чуть ли не типографским способом.
Содержание: события фэндома, новости и ляпы книгоиздания, хохмы,
немного рекламы.

        Свои печатные издания завели клубы "Белое Древо" в Саратове и
новокузнецкие толкиенисты ("Четвертая Эпоха", вышло уже два номера).

        На третий день, помимо СЕКЦИИ РОЛЕВЫХ ИГР РАБОТАЛИ ТАКЖЕ:

        СЕКЦИЯ ФАНТАСТИКОВЕДЕНИЯ. Там меня не было, но, говорят,
опять Богуш отличился - выступал больше, чем основные докладчики. Не
лень, а? А доклады были интересные - присылайте тексты или тезисы,
напечатаем.

        ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЕМИНАР. Вот уж куда я даже и не подумала пойти.
Потому и не знаю, что там творилось.

                И был БАЛ

        Ох, плохо мне, плохо! И когда же мы научимся хоть немного
соответствовать своим персонажам! Ни этикета не знаем, ни даже просто
правил приличия. Но об этом еще скажут.

        А когда мы научимся устраивать зрелищные и интересные
празднества и действа? Ладно, кое-что можно списать на
организационные неурядицы (см.выше). Но прочая неразбериха происходит
от того, что нет ни сценария, ни людей, готовых подыграть ведущим. Я
понимаю, мы все хотим быть первооткрывателями, но не стоит сбрасывать
со счетов опыт массовиков-затейников прежних времен. Это я вам по
собственному опыту говорю.

        Или вам не скучно битый час сидеть в зале и наблюдать
"прибытие гостей", каковое прибытие никак нельзя назвать
увлекательным зрелищем? Но я-то помню, как вы веселились над
Эленхильд, которая пыталась выкрутиться из совершенно дурацкой
ситуации, да еще одновременно с достоинством, да еще и королю дать
шанс показать себя. Ведь веселились же? И какая толпа сразу сбежалась
поучаствовать в разборке - кто защищать, кто наоборот. Одно плохо -
сбежавшиеся сразу столпились плотной кучей, закрыли обзор и говорили
вполголоса, так что опять остальным стало скучно. Господа, Эленхильд,
которая накануне совершенно потеряла голос, говорила так, что было
слышно по всему залу и на галерее. А где были ваши голоса? Король-то
оказался на высоте, в отличие от гостей, которые то ли побоялись, то
ли не пожелали показать, на что они способны.

        А танцы! Я уж не буду говорить, что эльфы не танцевали менуэт
- каковы костюмы дам, таковы и танцы. И я могу только гордиться
нашими танцами - спасибо нашему танцмейстеру Итильмиру и
Гвайт-и-Эльдайн. А что, только в Москве и Новокузнецке умеют
танцевать? Нет? Так где же вы, танцоры? Чего боитесь? И не говорите
мне больше о "дивности" наших Раздола и Лориэна! Вам-то эта дивность
- не под силу! А дискотека в контекст бала не вписывается совсем.

        Турнир - еще куда ни шло. Только вот беда - пол в зале был с
уклоном, и обувь на нем скользила. Тем не менее четверо бойцов
второго тура показали класс. А были это Углук (Казань), Балин
(Казань), Ахто (Москва), Барон Пампа (Новосибирск). Как и в прошлом
году, Ахто сражался с Бароном, но на сей раз победил его. В финале же
ему противостоял Балин, который и победил. Королевой турнира Балин
избрал Екатерину Хабарову. Слава победителю и его даме!

        ...А какие там были персонажи! И целый прайд Бойцовых Котов, и
дружина ломбардского наемника (В.Хабарова, он же Балин, он же сей
ломбардец с непроизносимым с первого раза именем), и Хозяин Башни
Теней (Дэт), и бездомный демон (Тимсон), и две гоблинки с острыми
зелеными ушками, компания амберских принцев и принцесс (уфимцев) во
главе с Бенедиктом (Юрис Сорокин), разрозненные амберские принцы во
многих модификациях, пара барлогов (в том числе Махтан, то есть
Константин Смирнов), монах, хитроумный купец Дэн Гагура, шериф
Ноттингемский (Отец Федор) с присными, а так же гномы, эльфы,
хоббиты, нуменорцы и прочие...

        ...И еще была свадьба корис Скади и карума Трора. Нет, не
игровая. Несмотря ни на что - было хорошо. И я еще раз поздравляю
вас, друзья мои, и желаю вам счастья. Счастья - "невзирая на..."

        А потом были пьяные... Я все понимаю, сама в ту ночь в
гостинице, празднуя свой день рождения в теплой компании (человек так
тридцать, если не больше), выпила шампанского сверх меры. Только я-то
сидела себе тихо... Народ, а давайте не напиваться пьяными, а? Уж
очень потом тошно бывает...


                ИТОГИ
        (почти стенограмма заключительного сборища)

        Тордис. ...и я надеюсь, что как бы ни было там дальше, на
какие бы более мелкие кусочки ни дробились Союз, Россия и так далее -
все-таки вы к нам будете приезжать, и мы будем рады вас увидеть.

        Ермолаев. Теперь очень любимый в нашем клубе процесс раздачи
слонов. Сначала - краткие отчеты по секциям. Я бы попросил сначала
отчитаться секцию ролевых игр.

        Балин. Секция ролевых игр работала со второй половины
вчерашнего дня и весь сегодняшний день. Было прослушано двенадцать
докладов - отрадно, что уровень их существенно повысился в
теоретическую сторону по сравнению с прошлыми годами, с прошлыми
"Зилант-конами". Что не может не радовать. Народу здесь у нас сидело
- полный зал, как вы помните, очень живые были обсуждения,
приходилось даже сворачивать их периодически. Тем не менее  я считаю,
что наша работа прошла в очень хорошей атмосфере, по-деловому и
творчески.

        Ермолаев. Тогда я прошу отчитаться литературный семинар.
        Ведущий семинара. На литературном семинаре в этот раз было за
все три раза максимальное количество рассказов - по сравнению с двумя
предыдущими. Было прочтено девять произведений, правда, на этот раз
был только один человек иногородний. Потом ко мне, правда, подходили,
но не "живьем"... (смех в зале) Подходили, предлагали: вот мы вам
дадим, вы почитайте... Я должен огромную благодарность выразить
Сергею Ивановичу Казанцеву, который показал настоящее
профессиональное ведение семинара. Мне бы очень хотелось, чтобы
Сергей Иванович и в дальнейшем к нам приезжал. Я могу сказать, что на
нашем казанском литературном семинаре вас очень не хватает - если
соберетесь переезжать в Казань, мы вас встретим с огромной радостью.
В общем, на семинаре шло настоящее профессиональное обсуждение, я
считаю, немножко только проглотили обсуждение первой вещи, в
остальном шло обсуждение хорошее и профессиональное. В этот раз
впервые будем награждать. Вот, победитель получит вот этого симпатягу
(показывает), между прочим помимо всего прочего. И поскольку я знаю
точно, что есть люди, которые приехали с произведениями, а читать так
и не пришли, я очень всех приглашаю в следующем году, когда
"Зилант-кон" состоится - я надеюсь! - приходить, читать, ну и если
заслужат - получать... всякое. Ну вот, очень приятно было
познакомиться.

        Ермолаев. К сожалению, впервые в истории "Зилант-кона"
возникла ситуация, когда оргкомитет не может отчитаться за проведение
секций толкиеноведения и фантастиковедения. Мы настолько были
оторваны от народа вчера, что оказалось, что никто из нас все доклады
не слушал. Поэтому если есть человек, который может что-то сказать,
то это Сергей Иванович Казанцев, которого мы просим сказать хотя бы
пару слов о работе...

        С.Казанцев. Я, кроме литсеминара, участвовал еще в секции
фэн-прессы. Она была довольно-таки информативной, просто
представители нескольких фэнзинов и журналов доложили о том, как
выглядят их журналы. В частности, О. рассказала о журнале "Сверхновая
американская фантастика". Кэтрин Кинн - о фэнзине ТАЛИСМАН, Алексей
Свиридов - о своем фэнзине "Фэн Гиль Дон"...[тут диктофон несколько
фраз записал очень неразборчиво] ...А на секции фантастиковедения
было посложнее. Было несколько докладов, в частности, Т.Борщевская
докладывала о том, что современная фантастика все более уклоняется в
сторону фэнтэзи... [тут снова неразборчиво в записи] ...очень
интересный был доклад "Философские воззрения в романе Булгакова
"Мастер и Маргарита"...[опять диктофон, черт побери!]... доклад
Дм.Бугрова "`Трудно быть богом` бр.Стругацких как источник по истории
Арканарского королевства". Когда он начал выводить по дням и часам
хронологию событий в "трудно быть богом", оказалось, что в ночь с 3
на 4 октября там как раз и произошел переворот...

        (смех в зале)

        Ермолаев. Спасибо. Так, ну что ж, оргкомитет, посовещавшись,
решил вручить следующие призы. Сначала за доклады. За самые
толковые, интеллектуальные и интересные доклады на секции ролевых игр
- С.Переслегин...  (аплодисменты) За самый проблемный доклад,
поднимающий проблемы нашего движения, мы решили наградить
Гончарука... то есть Славу Гончарова. Гончаров где?

        (шум, аплодисменты)

        Так, теперь за доклад по роману Булгакова "Мастер и
Маргарита" решено наградить Лену и Альберта Зеличенко. Мы им дарим
первый-второй томы собрания сочинений Роберта Шекли.

        (аплодисменты)

        Теперь за литературный семинар - первое место, насколько я понял не
присуждено.

        Ведущий литературного семинара. Первое место не присуждено.
Тем не менее второе место по приоритету - Алексей свиридов ,
награжден глиняным Зилантом и кассетой Скади. За второе место
- Лена Бурмистрова (Казаннь) Третье - З.И.Бугаенко и И.Галиулин.

        (аплодисменты, шум, диктофон захлебывается...)

        Обсуждение.
        На сцене - оргкомитет.

        Бильбо (Е.Ливанова, Москва). На самом деле я хочу сказать то,
что я по этому поводу думаю, и, думаю, найдутся люди, которые со мной
согласятся.  Все мы ездим сюда, на подобные встречи, особенно на
коны, именно для того, чтобы увидеть родные рожи. Увидеть что-то
лучшее, чего нам не хватает именно в обычной такой, обыденной жизни.
Иначе вообще мы все не оказались бы в этой системе и не были бы
знакомы друг с другом. Но я хочу наехать. Я буду сейчас гнусно
наезжать. Ребята, в этот раз здесь, на Зилант-коне, присутствует одна
девочка, которая приехала первый раз и никогда не была ни на одном
толкинутом сборище. Она толкинистов в глаза не видела. Она решила
съездить первый раз и посмотреть. Она съездила, и она сказала
следующее: "Да, конечно, я понимаю, это все очень хорошо и романтично
- красивые костюмы, танцы, песни, доспехи, туда-сюда. Но, ребята,
должна же быть еще элементарная культура." Просто вот такая вот. В
частности, наезд именно на гостей. Потому что, извиняюсь, когда по
коридорам шатаются пьяные слюнявые рожи, мужики, лапающие девчонок,
стоит мат, бьются бутылки - омерзительно. Это настолько омерзительно,
что я не знаю уже, для чего мы все это делаем. (шум в зале) Я не
знаю... Вот когда вчера во время бала было что-то вроде угощения, и
когда появилась эта еда - бросились, как стадо к кормушке. Это тоже
омерзительно. Это был наезд на гостей. Я прошу - подумайте вот об
этом. С этим надо что-то делать, потому что от кона к кону этого
становится все больше и больше.  все грязнее и грязнее. и мне стыдно.
Есть люди, которые приехали сюда в первый раз, и мне стыдно, что они
это видят.

        Вопрос из оргкомитета. А это было здесь или в гостинице?

        Вопрос 2. Простите, Бильбо, а где были эти слюгявые мужики? Я
что-то...

        Бильбо. Вот здесь. Ночью. И во время бала, и после бала.
Шатались и пили.

        Скади. Под утро было уже хорошо так, часов в пять этих рож
было достаточное количество...

        Бильбо. Да. Их было полно...

        Скади. Кто ушел раньше - тому повезло. Они этого не видели.

        Бильбо. Так вот. Может быть, кому-то пофиг. Мне - не пофиг,
потому что я очень люблю, в частности, Зилант-кон. Я его
действительно очень люблю, я его всегда считала самым лучшим
фестивалем из всех, что существуют. И даже несмотря на то, что здесь
был куча накладок - все равно многие знают, по какой причине, по чьей
вине были эти накладки, - поэтому я на самом деле хочу низко
поклониться тем, кто сейчас здесь есть. За то, что несмотря на это,
они сумели сохранить человеческий облик.

        (шум и смех, аплодисменты)

        Они сумели не сорваться ни на кого. Потому что было очень
тяжело... И я знаю, что я и в следующий раз приеду на Зилант-кон. И
еще сюда людей привезу. Я хочу, чтобы Зилант-кон был, и чтобы все
было хорошо. Чтобы все было замечательно. Чтобы все было красиво. И
это зависит и от организаторов, и от участников. Давайте что-нибуль
думать на эту тему. У меня все.

        Тордис. У меня ответное спасибо. Многие здесь нам помогали,
но конкретно - двум людям. Это Диме Нежданову и Сергею Переслегину.
Спасибо им за то, что они помогали нам бороться с нашими трудностями.
Спасибо большое.

        Ермолаев. Еще высказыыания будут? Пожалуйста.

        Голос с места (женский) У меня маленький наезд. Извините, я...

        Ермолаев. Пожалуйста, пожалуйста.

        Голос. Просто это третий Зилант-кон, на который я приехала, и
поскольку так любят статистику всякую, я немножко подбросила... Я не
знаю, от каких причин, от объективных или каких - это зависит, но у
меня сложилось впечатление, что раз от раза кон становится
организован все хуже. Это мое мнение...

        Ермолаев. Извиняемся. Еще? Пожалуйста, кто там?

        Голос с места-2 (мужской). Я приехал один, больше никто не
приезжал из Волгограда, приехал в первый раз. Я про ваше движение не
то что не знал - даже не слышал. Ну, конечно, накладки были, но от
этого никуда не денешься. Я приеду еще. Я обязательно приеду. Мне
нравится.

        (смех в зале)

        Ермолаев. Спасибо.

        Сэм. Хуже и хуже - так ведь и жизнь становится сложнее. А я
от Харькова хочу сказать вам спасибо за то, что кон вообще был.

        (аплодисменты)

        Голос. Есть предложение: оргкомитет помиловать!

        (смех, аплодисменты)

        Ермолаев. Вообще я хотел низко поклониться гостям за то, что
они нас помиловали. смех Давайте закончим на фразе: мы все друг друга
любим и постараемся встречаться еще. И мы постараемся, чтобы в
следующем году кон был. У нас в будущем году десятилетие нашего
клуба, казанского клуба любителей фантастики "Странники", и мы кон
постараемся сделать. Спасибо вам. На этом разрешите объявить
официальную часть нашего кона закрытой.

        ПОСЛЕ ЗИЛАНТА

        Мы уезжали. Мы попрощались с друзьями и просто знакомыми - до
следующего кона, до игры, до встречи. До свиданья, Казань! Мы приедем
снова. Да здравствуют Зилант и его хозяева!


 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов