Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Irbis

Бог - или человек?

      Богом быть действительно трудно, но Антон-Румата, мне кажется, так и не понял почему.

      Бог, по определению, всемогущ и всеведущ. Именно из этих качеств и вытекают остальные, т.е. всепонимание, всепрощение, и тому подобные все: (в ту же категорию войдет, наверное, и вседозволенность). Антон, как и другие прогрессоры, именно таким себя должен был ощущать, прибывая в Арканар впервые. Они все знали совершенно точно: и кто виноват, и что делать, и почему так, а не иначе. Вот только как это делать было пока небольшим пробелом, потому и дали своему Институту такое страшное название: институт экспериментальной истории. Никому не показалось безнравственным экспериментировать на истории (своей ли, чужой ли, какая принципиальная разница? Не в том дело даже, что монастырь чужой.)

      И ведь заметьте - не собирались они этим заниматься изначально. Первые ученые были лишь наблюдателями. Причины перехода к активным действиям, по формулировкам самих Стругацких, следующие.

1. <Нетерпение потревоженной совести.<:> Ваша совесть возмущена существующим порядком вещей, и ваш разум послушно и поспешно (!) ищет пути изменить этот порядок. <:> Ваша совесть подвигает вас на изменение <:> стремлений миллионов человеческих масс по образу и подобию ваших стремлений> (Колдун - Максиму Камереру, <Обитаемый остров>).

2. <:наше человечество занимается прогрессорством, потому что у нас история такая, потому что мы плачем о своем прошлом:Мы не в можем его изменить и стрмимся хотя бы помочь другим> (Горбовский, <Волны гасят ветер>)

      Именно что поспешно, заметьте! На планете они всего лишь двадцать два года. И сами себе в противоречие говорят что мы, мол, историки, не физики; результатов, мол, при жизни не увидим:

      Румата и сам признает неготовность землян к средневековью. Интриговать они не умеют толком, хотя понимать интригу уже научились. Опасность не страшит, а вот грязью брезгуют. Не зря Арканарскому писателю приписываются слова о грязи на ногах бога.

      Бог - прежде всего Бог в моральном смысле. Прощающий. Но <поход в массы> сделал прощение невероятно сложной задачей. Когда читаешь в газете об убийстве, то очень легко думать что убийца - на самом деле жертва системы. А подставить свою собственную левую щеку - уже труднее. И уже на грани невозможного - поцеловать убийцу, когда жертва - близкий человек. К тому же убийца совсем может и не просить прощения, и не раскаиваться, а злобно глумиться.

      Вот именно это испытание и не прошли земляне. С вершин своего локального Олимпа они казались себе богами, но сойдя на землю, очеловечились. Эмоции-то у них остались человеческие. И хуже всего то, что эмоции эти, ярость, ненависть, презрение, были совершенно им не знакомы - в таком масштабе. Как следствие, справляться с собой становилось все труднее, не смотря на прогрессорскую закалку. Вы посмотрите, какие выводы делает <первый прогрессор>, Максим Камерер: <да, существуют на свете носители разума, которые гораздо хуже тебя, каким бы ты не был>. Не стану сейчас делать выводы о верности или спорности этой фразы (это тема для совершенно отдельной дискуссии). Важно то, что она идет вопреки основам земной морали в мире Камерера.

      Марк Твен в одном из рассказов описывает <нравственный> город, не имеющий ни одного грещника:пока не появился искуситель, без труда сбивший с пути истинного не привыкших к испытаниям и тщательно от таковых оберегаемых жителей. Нравственность базировалась не на моральной стойкости, а на отсутствии искушений. С тем же успехом евнуха можно хвалить за верность целибату.

      Антону действительно стыдно! Стыдно, как могло быть стыдно человеку, пообещавшему научить людей читать, но обнаружившему на страницах совершенно незнакомые символы. Но стыд не главное, точнее, не единственное. Стрела, прошедшая через грудь Киры, убила большую часть Антона, оставив Румату наедине со слепым бешенством. Не бог уже, едва человек.

      Не то что я призываю к бездействию. Но такие действия (да и любые) требуют тшательного сбора информации. Врач прежде всего делает анализы, а не кидается кромсать скальпелем, едва расспросив о симптомах. Исторические масштабы действий требуют не 22 года, а 122 как минимум. А не скороспешных выводов на основе построения коммунизма на одной отдельно взятой планете. Не выдерживают нервы? Так и не прикидывайся богом!


Высказать свое мнение и обсудить статью вы можете на специальном форуме

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов