Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Ольга Сергеевна Потапова

Мифотворчество Дж.Р.Р. Толкина: "Сильмариллион" в контексте современной теории мифа.


Специальность - 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (английская)

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Нижний Новгород, 2005


Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского"

Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор Шарыпина Татьяна Александровна

Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор Федоров Александр Александрович;
кандидат филологических наук, доцент Шолина Надежда Владимировна

Ведущая организация:
Московский государственный областной университет

Защита состоится "24" ноября 2005 г. в 14 ч. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.166.02 при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского (603000, Нижний Новгород, ул. Б. Покровская, 37, III этаж).

С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (603950, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, корп. 1).


Автореферат разослан "20" октября 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Л.В. Рацибурская.



     Джон Роналд Руэл Толкин (John Ronald Reuel Tolkien, 1892-1973) - одна из самых значительных фигур в английской (и мировой) литературы XX века. Широкому кругу читателей он известен прежде всего как автор эпического произведения "Властелин Колец", ряда волшебных историй ("Хоббит, или Туда и обратно", "Фермер Джайлс из Хэма", "Лист работы Ниггля" и др.), нескольких эссе1 на различные темы ("О волшебных историях", "Тайный порок", "Беовульф: монстры и критики" и др.), а также книги "Сильмариллион" ("The Silmarillion"), исследованию которой посвящена данная работа.

     Дж.Р.Р.Толкин был не только писателем, но и филологом - профессором Оксфордского университета. Он занимался историей английской литературы и языка - читал лекции по "Беовульфу" и другим памятникам средневековой письменности. Научная деятельность Толкина характеризуется среди прочих важнейшим принципом: он считал принципиально неверным разделение филологии на литературоведение и лингвистику, и этот факт нашел отражение как в его теоретических трудах, так и в его художественном творчестве.

     "Сильмариллион", анализу которого посвящено данное исследование, - произведение уникальное в силу многих обстоятельств. Прежде всего, необходимо отметить глобальность замысла. Дж.Р.Р.Толкин задумал создать мифологию для Англии, которая не сложилась самостоятельно в полном объеме.

     Еще одно важное обстоятельство, касающееся "Сильмариллиона" - это история его создания. Произведение это было главным в жизни Толкина, и писал он его на протяжении пятидесяти лет (начиная с 1914-1915 гг. и заканчивая смертью автора в 1973 г.). Складывался "Сильмариллион" на основе различных, на первый взгляд несвязанных между собой, преданий и легенд (часто поэтического характера), написанных в разное время: и издан был не автором, который так и не смог закончить свою работу, а его сыном.

     Следующий момент, на котором необходимо остановить внимание - это жанр исследуемого произведения. В англоязычных источниках бытует определение fantastic fiction (художественные фантазии) или romantic epic literature (романтический эпос)2, иногда еще проще: "романтические фантазии". В отечественном литературоведении существует другая формулировка3: "Сильмариллион" определен как некий искусственный литературный эпос. Исследователи приводят два доказательства: во-первых, эпос существует в западноевропейских культурах в книжной форме, им занимаются преимущественно литературоведы-медиевисты, зачастую относя его к литературе, а не к фольклору; во-вторых, сам Толкин разделяя подобный подход к древнему эпосу в своих научных статьях4 разработал свою концепцию происхождения эпоса. Для него такие эпические памятники, как "Беовульф", были, прежде всего, авторскими произведениями, а мифологические, сказочные элементы, в них содержащиеся, художественными образами, созданными или отображенными воображением творца.

     "Сильмариллион" в жанровом отношении - это литературно-мифологический эпос. Мифологическим он назван потому, что охватывает не только героические времена (изображение которых свойственно эпосу героическому), но и времена первотворения - времена мифические. Литературным он является по той причине, что создан писателем, а не народом и однозначно является принадлежностью литературы.

     Важнейшая особенность поэтики "Сильмариллиона", которую надо отметить - взаимосвязь мифотворчества и языкотворчества, что является одним из основополагающих принципов во всей творческой деятельности Толкина. Для писателя языки и имена были неотделимы от сюжета, фонетическая и графическая форма слова порождали художественный образ, а произведения всегда были попыткой создать мир, в котором получили бы право на существование лингвистические пристрастия автора.

     Следует несколько слов сказать об "эскейпизме", в котором часто обвиняли Толкина. Значение произведений исследуемого автора, не отражавших современную реальность, а обращавшихся к реальности мифической или сказочной, часто преуменьшали, а порою и полностью игнорировали, так как Толкин не откликался напрямую на события середины XX века.

     В ответ на обвинения в "эскейпизме" писатель утверждал: во-первых, есть разница между побегом дезертира с поля боя, и побегом заключенного из темницы (именно к последней категории он относил свое творчество), а во-вторых, он считал, что мифы, сказки и подобная им литература призвана восстановить душевное равновесие в современном мире, который он считал уродливым и дисгармоничным.

     Очевидно, что в современном обществе миф уже не может выполнять свои прежние функции - конституировать социум; миф вытеснен в сферу - эстетическую, в литературу и искусство. Но в свете воззрений Толкина можно утверждать, что "новая" мифология вновь обретает часть своих функций, а именно - компенсаторную и воспитательную. "Новая" мифология призвана компенсировать неустроенную современную действительность, восстанавливая душевное равновесие, и воспитать в людях ясное видение мира.

     Толкин не был оригинален в своем понимании этой проблемы, ведь еще Р.Вагнер говорил о том, что "назначение искусства в создании иллюзии, превращающей "в призрачные картины самую ужасную действительность". Она придает жизни вид игры и успокаивает индивида в его душевных терзаниях"5.

     Актуальность работы связана с тем, что в настоящее время в литературоведении по-прежнему не утихает интерес к проблемам мифотворчества и мифологизации, однако многие ракурсы взаимосвязи классического мифа и литературных произведений, тяготеющих к созданию мифоподобных конструкций, остаются не проясненными до сих пор. Актуальность исследования обусловлена необходимостью более широкого и всестороннего изучения как причин обращения писателей XX века к мифу, их теоретических разработок в этой области, так и практики индивидуального мифотворчества. Актуальность работы также определяется глубоким интересом к творчеству Дж.Р.Р.Толкина и зарубежных, и отечественных литературоведов. Уникальность работ писателя уже на протяжении нескольких десятилетий заставляет исследователей обращаться к различным аспектам его творчества. Толкин является знаковой фигурой для всего ХХ века, и значимость его не стала меньше в начале века ХХI. Масштабность творческой личности писателя и значительность его влияния на развитие современной культуры не вызывают сомнений и побуждают к серьезному исследованию его произведений.

     Обращение к творческой специфике "Сильмариллиона", принципам поэтики данного произведения в контексте современной концепции мифа, изучение изобразительных средств, формирования сюжетных линий и образов позволяют проследить связь мифологической картины мира в исследуемом произведении с языковой картиной и понять феномен творчества Толкина.

     Научная новизна работы заключается в том, что "Сильмариллион" не был объектом целостного самостоятельного исследования и не рассматривался с позиций взаимосвязи и взаимообусловленности языкотворчества и мифотворчества. В отечественном литературоведении впервые предпринята попытка системного, комплексного филологического изучения "Сильмариллиона" - произведения, в котором наиболее полно воплощается философско-эстетические воззрения Толкина, создавшего самобытную мифологическую модель мира.

     Объектом исследования становится литературно-мифологический эпос "Сильмариллион" в контексте всего творчества писателя (стихотворных произведений, малой прозы, теоретических работ писателя, эпопеи "Властелин колец").

     Предмет исследования - специфика мифотворчества Толкина, сформировавшаяся в определенном историческом и литературно-эстетическом контексте; уникальность взаимосвязи мифопоэтики и лингвопоэтики, воплощенной в "Сильмариллионе".

     Цель данной работы - определить истоки и характер индивидуального мифотворчества Толкина, а также раскрыть своеобразие мифопоэтики "Сильмариллиона" как художественной системы, вобравшей в себя многообразные творческие опыты и открытия минувших эпох, определить принципы взаимосвязи и взаимообусловленности мифо- и лингвопоэтики Толкина. Поставленные цели определяют задачи исследования:

  1. Выявить принципы индивидуального мифотворчества Толкина в контексте философско-эстетической рецепции мифа ХIХ-ХХ вв.

  2. Определить устойчивые архитепические мотивы и мифологические универсалии, являющие собой основу индивидуальной мифологии Толкина.

  3. Рассмотреть роль мифологических универсалий и образов в формировании общей смысловой модели целостного художественного мира писателя.

  4. Определить философско-эстетическое значение "Сильмариллиона" в контексте творчества Толкина.

  5. Выявить принципы взаимосвязи и взаимообусловленности мифо- и лингвопоэтики в этико-эстетических воззрениях и художественной практике Толкина.

     Теоретико-методологической основой диссертации являются фундаментальные работы крупнейших представителей отечественного литературоведения, среди которых можно выделить труды по теории мифа Е.М.Мелетинского, работы по поэтике А.А.Потебни, и особенно устанавливающие связь между языком и мифом работы А.Ф.Лосева и А.А.Тахо-Годи. Кроме вышеуказанных работ использовались теоретические труды следующих авторов: Р. Барт, М.М. Бахтин, М.Л. Гаспаров, Г.Д. Гачев, В. фон Гумбольдт, Э. Кассирер, Дж Кэмпбслл, Ю. Лотман, М.М. Маковский, В.Я. Пропп, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский, А.Л. Федоров, О.М. Фрейденберг, Т.А. Шарыпина, Ф.В. Шеллинг, М. Элиаде, Р.О. Якобсон.

     В работе использованы методы сравнительно-типологического, историко-биографического, мотивного анализа, а также методика комплексного филологического исследования.

     Следует отметить, что используемые в работе термины миф и мифология близки по своему значению к их пониманию А.Ф. Лосевым и А.А. Тахо-Годи. В трудах А.А. Тахо-Годи мифология определяется как упорядоченное единство существовавших первоначально в дифференцированном виде "слов", обобщающих для древнего человека представление о том мире, в котором он живет, и тех силах, которые этим миром управляют. Л.Ф. Лосев в своей работе "Диалектика мифа" выводит формулу - "Миф есть развернутое магическое имя"6. Она имеет принципиальное значение для теоретической базы представленного исследования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
  1. "Сильмариллион" является уникальным по своей сути произведением, занимающим центральное место в творчестве Дж.Р.Р.Толкина; в нем наиболее полно представлена мифологическая картина мира, созданная писателем, и воплотились принципы его индивидуального мифотворчества.

  2. Поэтика "Сильмариллиона" представляет собой целостную, динамическую систему художественных средств, складывающуюся из мифопоэтического и лингвопоэтического аспектов, которые можно условно разделить, но рассмотрение их независимо друг от друга приводит к неточному толкованию эстетических воззрений и творческой практики Толкина.

  3. Мифотворчество Толкина испытало на себе влияние идей "новой мифологии", что проявляется в ориентации на архаическую мифологическую образность при попытке создать индивидуальный авторский миф.

  4. При создании мифологической картины мира Толкин опирался на эстетический опыт предшествующих эпох, в особенности на мифы и сказания разных народов, на общую мифологическую традицию, архетипические мифологические универсалии.

  5. Помимо мифологической картины мира Толкин создал языковую картину мира, измыслил "игровые" языки для народов, населяющих выдуманный им мир. При их создании писатель опирался на индоевропейскую традицию, что вытекает из его увлечения лингвистикой и, в особенности, историей языка. Концепция "игрового" языка и его значимости для мифотворчества и всей художественной практики писателя была выведена автором в теоретических работах и подтверждена всей его творческой деятельностью.

     Научно-теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в изучение мифотворчества XX века, дает базу для последующих изыскании и дискуссий в этой области, а также для более углубленного изучения как специфики английской интеллектуальной прозы в целом, так и дальнейших исследований творчества Толкина.

     Практическая ценность работы состоит в возможности использовать материалы диссертации как в общих лекционных курсах по зарубежной литературе XX века, английской современной литературе, так и в спецкурсах по проблемам мифопоэтики, интеллектуальной западноевропейской прозы.

     Общая концепция работы, а также отдельные ее аспекты нашли отражение в шести публикациях, апробация исследования состоялась на конференциях и семинарах различного уровня, в частности, на XIV, XVI и XVII Всероссийских Пуришевских чтениях (Москва, 2002, 2004, 2005); на 8-й Нижегородской сессии молодых ученых (2003); на III Поволжском научно-методическом семинаре по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла (Н.Новгород, 2005); на конференции "Русско-зарубежные литературные связи" (Н.Новгород, 2005) и др.

     Структура исследования определяется поставленными задачами и исследуемым материалом. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, состоящей из 234 русскоязычных и 49 англоязычных названий, и приложений.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

     Во введении дана общая информация о творческом пути Дж.Р.Р.Толкина, освещается степень научной разработанности заявленной проблемы в отечественном и зарубежном литературоведении, обосновывается актуальность темы и выбор материала для изучения, сформулированы цель и задачи диссертации, определяется научная новизна работы и основные положения, выносимые на защиту.

     Первая глава посвящена рассмотрению проблемы философско-зстетической рецепции мифа в ХIХ-ХХ веках. Она является одной из самых актуальных в современной науке и культуре. За последние два столетия интерес к мифу был особенно высок, что закономерно привело к рождению многих теорий, рассматривающих проблему мифа и мифотворчества.

     Однако история мифа насчитывает не два столетия, а более двух тысячелетий, поэтому для понимания современных концепций дан краткий исторический экскурс - от Античности и до начала XIX века (наибольшее внимание уделено воззрениям Дж.Вико, И.И.Винкельмана, И.Г.Гердера).

     В работе рассмотрены наиболее важные для исследования мифоторчсства Толкина теории Ф. Шлегеля, Ф.В. Шеллинга, М. Мюллера, Л.Л. Потебни, А.Н. Веселовского, Р. Вагнера, Ф. Ницше, Л. Бергсона, З. Фрейда, Т. Манна, K.Г. Юнга, Дж. Кэмпбелла, Э. Ноймана, М. Элиаде. Г. Мюррея, М. Бодкин, Н. Фрая, Э. Дюркгсйма, Л. Леви-Брюля, Й. Хейзинги, Э. Кассирсра, С. Лангср, К. Лсви-Строса, Р. Барта, Г.Г. Гадамера, К. Ямме.

     Особое внимание в этой главе уделено рассмотрению англоязычной теории мифа и определению места концепции Толкина в этом контексте. Рассмотрены антропологическая школа (Э. Тэйлор, Г. Спенсер, Э. Лэнг, Дж. Фрэзер), кембриджская школа (Э. Чемберс, Дж. Харрисон, Дж. Уэстон), а также теоретические воззрения Б. Малиновского и Р. Грейвса. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что с некоторыми теориями Толкин полемизировал (метеорологическая, ритуалистическая), с другими же частично соглашался (эвгемерическая, символическая). Особенно важно то, что для писателя миф всегда был сообщением, повествованием. Это понимание мифа связано с исконным значением греческого слова миф.

     Толкин испытал определенное влияние романтической идеи "новой мифологии", а это, в свою очередь, проявило себя в ориентации писателя на архаическую образность при попытке создать индивидуальный авторский миф.

     Большое значение при изучении мифотворчества Толкина имеет символическая теория Э. Кассирера, в особенности - его концепция соотношения языка и мифа. О мифе и языке писали также К. Леви-Строс и Р. Барт - представители структурализма. Обращение к этой теме различных ученых указывает на некоторую тенденцию в изучении мифа и его соотношения с языком, словом (А.А. Потебня, А.Ф. Лосев), а также подтверждают закономерность обращения Толкина к этой проблеме.

     Для рассмотрения концепции мифотворчества в философско-эстетических исканиях Толкина имеют особое значение не только воззрения ученых-теоретиков в области философии мифа, но и творческие поиски современников (и соотечественников) Толкина, в особенности же - Р.Грейвса и К.С.Льюиса. Все они были филологами и преподавателями в университетах (Оксфорде и Кембридже), все они помимо основной научной деятельности занимались написанием художественных произведений, непосредственно связанных с мифом и мифологией.

     С теоретическими воззрениями Р. Грейвса Толкина объединяло увлечение лингвистикой и древними языками, а также осознание важности поэтического магического языка, который, по мысли Грейвса, был неотделим от обрядов в честь Белой Богини, а позднее подвергся порче в период позднеминойской культуры, когда социальные институты матриархата заменялись новыми. Вследствие этого мифы были смоделированы заново, чтобы оправдать социальные перемены. Грейвс считает, что этот древний язык сохранялся только в поэтических школах Ирландии и Уэльса, а к концу 17 столетия исчез как народная религия.

     С К.С.Льюисом писателя связывала многолетняя дружба и клуб Инклинги (Inklings). У Льюиса и Толкина было между собой очень много общего, хотя Льюис и был младше Толкина на семь лет, им обоим довелось побывать в окопах, оба увлекались языками и, несмотря на то, что Льюис уступал Толкину в знании исландского языка, он столь же страстно интересовался тонкостями скандинавской мифологии и древнеанглийской литературы. К.С. Лыоис, подобно Толкину, создал свой собственный мифический (только ориентированный на христианскую традицию) мир, который воплотился в его "Хрониках Нарнии".

     Эти три писателя (и профессора) не случайно жили и творили в одной стране и в одно время, и не случайно были увлечены проблемами мифа и языка. Этот факт демонстрирует общую тенденцию английской интеллектуальной прозы середины XX века. Причем эта тенденция к сближению мифа и языка была характерна не только для литературного сознания Англии, но и для научного изучения мифотворчества.

     Вторая глава посвящена анализу мифологических универсалий книги Дж.Р.Р.Толкина "Сильмариллион" и начинается с рассмотрения композиции исследуемого произведения. "Сильмариллион" делится на несколько частей разных по содержанию и по объему, каждая из которых является, по сути, законченным произведением и обладает собственным названием. Толкин представляет эти части как псевдоисторические летописи Средиземья, якобы написанные эльфами (или представителями иных вымышленных народов), причем каждый псевдолетописец имеет свою собственную историю.

     В связи с нам можно сказать, что мифология лишена антропоцентризма, скорее, она "эльфоцентрична", так как не человек пытается объяснить мир, а мир, глазами эльфов, пытается объяснить себе человека. Через призму их видения многие человеческие качества предстают в новом, не всегда лестном ракурсе. Таким образом писатель пытается абстрагироваться от антропоцентристского видения мира. Этот факт побуждает последователей и оппонентов Толкина взглянуть на историю Арды как раз с точки зрения людей (например М.Васильеву с ее произведением "Черная хроника Арды").

     Последовательность, в которой расположены эльфийские псевдолетописи, обусловлена хронологией излагаемых событий и повторяет общую мифологическую традицию, согласно которой в начале идет повествование о мифологических временах (эпоха первотворения, появление божеств, упорядочение мирового пространства, сотворение светил н небесных тел, создание людей и иных разумных существ7), а затем о героической эпохе, связанной с деяниями различных героев. Такую структуру имеет и Библия, и "Старшая Эдда", и многие другие мифологические тексты.

     Открывается "Сильмариллион" Песнью айнуров - "Айнулиндалэ8)" - преданием о сотворении Арды, поданным от лица эльфа Румила из Тириона и созданным в Первую Эпоху Средиземья. Ему же приписывается авторство и некоторых других произведений - "Анналы Амана", "Изречения Румила" и "Амбарканта", а также создание первого алфавита, который был впоследствии переработан и дополнен Феанором. Следующая часть - "Валаквента9)" (История валаров) - повествование о валарах, майарах и прислужниках Мелькора.

     Центральная часть "Сильмариллиона" - "Квента Сильмариллион10" (Повесть о Сильмарилах) - история Предначальной и Первой Эпох, создание которой приписывается эльфу Пенголоду. Само название этого произведения говорит о том, что речь пойдет о Сильмарилах. В этой части все внимание уделено изготовлению и похищению Сильмарилов и всему, что связано с этими событиями. Эта псевдолетопись основывается на "Анналах" Румила и занимает в силу своей значимости самое большое место в "Сильмариллионе". Она состоит из 24 глав, первые из которых повествуют о начале дней и о появлении эльдаров. Центральная ее часть посвящена созданию Сильмарилов Фсанором, их похищению Мелькором-Морготом и попыткам детей Феанора вернуть чудесные камни. Вторая половина этого произведения и его конец связаны с историей людей, низвержением Моргота и судьбой Сильмарилов.

     История основания и падения Нуменора, государства людей, составленная дунаданами Гондора, является следующей частью "Сильмариллиона" - "Акаллабет11".

     Завершает "Сильмариллион" небольшое произведение "О Кольцах Власти и Третьей Эпохе", которое повествует о Сауроне, верном прислужнике Моргота, о созданных им Кольцах Власти, об истории Средиземья в Третью Эпоху и об окончании этой эпохи поражением Саурона. Последние события Третьей Эпохи легли в основу самого известного произведения Дж.Р.Р. Толкина - "Властелин Колец".

     Последовательность анализируемых мифологических универсалий следует композиции "Сильмариллиона", а она, как было сказано ранее, повторяет сложившуюся мифологическую традицию в изложении событий. В связи с этим в первой главе выделяется несколько параграфов.

     В параграфе 1.1. Космогонические мифы ("Айнулиндалэ") анализируется мотив первотворения в мире Толкина, обнаруживаются четкие параллели с христианской традицией, так как Илуватар в "Сильмариллионе" творит сначала мир невидимый, а потом - видимый. Подобные мотивы имеются также в египетской, иранской и индийской мифологиях, в которых творение осуществляется при помощи мысли и слова. Наряду с этим появляется идея музыки, которая присутствует в ряде мифологий (например, в финском эпосе "Калевала") и в философии (воззрения Ницше, который основывался на идеях Р.Вагнера).

     В параграфе Теогонические мифы ("Валаквента") проведен детальный анализ созданного Толкином в подражание традиционной мифологии пантеона высших существ, которых можно было бы назвать богами, если не принимать во внимание существование Илуватара, который и является у Толкина истинным Богом.

     Владык Валаров семь, и Вал, владычиц Валаров, также семь. Число семь является воплощением космической целостности как сложение числа 3 (вертикальные координаты - небо, земля и преисподняя) и числа 4 (горизонтальные координаты - четыре стороны света). Эта закономерность проявляется во многих реалиях: временных - семь дней недели, астральных - семь планет, мифологических - семь богов пантеона в иранской (Амеша Спента), восточнославянской и др. традициях, семь богов счастья у японцев, семеро против Фив в греческой мифологии, семь спящих отроков в христианской, и религиозных - семь таинств церкви, семисвечник в христианстве.

     Толкин создает пантеон валаров - божеств в мире Арды, опираясь на общую мифологическую традицию, вследствие чего у большинства образов находятся традиционно-мифологические прототипы. Особенно частыми являются параллели с греческой, скандинавской и кельтской мифологиями.

     Писатель вводит в повествование яркий отрицательный образ - Мелькора, продолжая этическую традицию противопоставления добра и зла, свойственную многим мифологиям, но в особенности - христианской и иранской. Образ Мелькора во многом сходен с Люцифером в христианской традиции. Автор подчеркивает, что Мелькор, подобно падшему ангелу ветхозаветной мифологии, лишен способности творения, он лишь уродует уже созданное.

     Наряду с образами валаров, уподобленных старшим богам, Толкин вводит образы майяров, которых можно сравнить с младшими богами различных мифологий.

     В параграфе Астральные мифы анализируется создание небесныз тел в мире Толкина. Подробно рассматриваются творение Солнца и Луны, которым предшествовали светильники Иллуин и Ормал и деревья Тельперион и Лаурелин. В данном авторском мифе используются мифологические универсалии скандинавской мифологии (образы Суль и Мани, которые водили светила по небу), а также привносятся оригинальные моменты (светильники, деревья в качестве светил). Помимо Солнца и Луны Толкин создаст и другие космические реалии (звезды и созвездия), многие из которых соотносятся с существующими небесными телами (Большая Медведица, Сириус, Кассиопея).

     В мире Толкина наиболее разработана история звезды Гиль-Эстел - Звезды Надежды, связанная с мотивом вознесения на небо Эарендила, владеющего одним из Сильмарилов. В традиционных мифологиях (особенно греческой) часты сюжеты о вознесении людей или животных на небо в качестве небесных тел - звезд и созвездий; например - Плеяды, Стрелец, Близнецы. Толкин использует эту общую мифологическую традицию, органично вписывая этот сюжет в повествование "Сильмариллиона" при помощи образа Сильмарила.

     В параграфе Антропогонические мифы (этот термин понимается в широком смысле) исследуется история создания писателем народов, которые составляют образную систему "Сильмариллиона". Мир Толкина населен самыми различными существами, одни из которых выступают на стороне добра, другие - на стороне зла. При создании большинства образов автор опирался на мифологическую и литературную традицию, частично изменяя характеристики персонажей в соответствии со своим замыслом.

     Наиболее интересны образы эльфов, которых Толкин, в отличие от маленьких человечков У.Шекспира ("Сон в летнюю ночь") и М.Дрейтона ("Нимфилия"), уподобляет людям, но делает их прекраснее, благороднее и достойнее. Это позволяет взглянуть на род людей со стороны со всеми их достоинствами и недостатками. В диссертации проанализировано деление эльфов на темных и светлых эльфов, а также - деление светлых эльфов на три рода, причем в обоих случаях Толкин использует германо-скандинавскую мифологическую традицию.

     Образы людей в мире Толкина отличаются от всех остальных тем, что они сами могут выбирать свою судьбу. Часть людского рода выбирает Тьму, а не Свет, и служит Мелькору. В "Сильмариллионе" наибольшее внимание уделено роду дунаданов, испытавших сильное влияние со стороны эльфов и превосходящих остальных людей настолько, насколько их самих превосходили эльфы.

     В образах гномов сочетаются черты скандинавских цвергов и традиционно-мифологических гномов, однако Толкин очень подробно описывает историю их создания валаром Ауле.

     Чрезвычайно интересны образы хоббитов, которые занимают центральное место в повествовании "Властелина Колец", но в "Сильмариллионе" находятся на периферии.

     Возникает в фантазии Толкина еще очень любопытный народ - энты - наполовину деревья, наполовину люди. Появление их связано, скорее всего, с традиционными представлениями о существовании духов-хранителей лесов.

     В "Сильмариллионе" также представлены образы орков, троллей, волколаков и драконов, создание которых Толкин приписывает Мелькору. Однако творение их весьма условно, поскольку Мелькор лишен функции подлинного созидания, извращая уже сотворенное. С помощью такого сюжетного хода Толкин подчеркивает вторичность зла, а также указывает на сходство с образом Люцифера.

     В системе образов "Сильмариллиона" орки - это изуродованные Мелькором эльфы, тролли выращены в насмешку над энтами, а создание Толкином волколаков и драконов опирается на мифологические сюжеты и образы, в основном из германо-скандинавских источников ("Старшая Эдда", "Сага о Велсунгах").

     Все образы органично вписываются в систему мироздания Арды, дополняют и оттеняют друг друга; все народы имеют своеобразную историю возникновения, судьба народов и их отдельных представителей гармонично включаются в повествовательную ткань "Сильмариллиона".

     В параграфе Модель мира в "Сильмариллионе" Дж.Р.Р.Толкина анализируются взаимосвязи основных пространственных и временных координат, определяющих место человека (коллектива) в мифологизированном космосе. Универсально распространенный способ описания мира в архаических традициях - система фундаментальных противопоставлений (противопоставляются стороны света, мир людей и мир богов, море и земля, центр и периферия и др.).

     Толкин также строит пространственную модель мира на противопоставлениях (центр и периферия в разных вариациях, стороны света, земля и море). Отдельно внимания заслуживает символика Центра Мира, которая характеризуется некоторыми постоянными составляющими как в традиционных мифологиях, так и в произведении Толкина.

     Как и во многих традиционных мифологиях, толкиновская модель Центра Мира строится на универсальных образах горы и древа, на которые накладывается символика города, храма и места совета. Истинный Центр Мира является таинственным и практически недостижимым, поэтому возникают его эльфийские и человеческие подобия. Они повторяют судьбу своего прообраза, но на более низком уровне: расцвет и гибель двух Древ Валинора находят свое отражение и в исходе нолдоров из Тириона, сопровождающемся битвой со своими сородичами, и в создании и падении Гондолина, Нуменора и Гондора.

     Временная модель мира в произведении Толкнна неоднозначна: во-первых, по воле автора параллельно существуют хронологии Арды и Средиземья; а во-вторых существует несколько хронологий Арды в зависимости от фактора отсчета, которые накладываются друг на друга.

     Выделение эпох в развитии является общепринятым как в мифологии (практически в любой мифологии присутствует деление на эпохи или века), так и в истории (деление на каменный, медный, бронзовый, железный века...). Толкин использует общую структуру деления времени, более того, в "Сильмариллионе" можно выделить время мифическое и время историческое. Кроме того, линейная модель времени (выделение исторических эпох) в мифологии Толкина дополнена циклической. В конце времен, когда зло будет побеждено окончательно, зазвучит Вторая Музыка Айнуров и развитие пойдет но новому витку.

     В параграфе 6 старой главы в центре внимания находится мотив проклятья и проклятого сокровища в исследуемом произведении. Этот мотив часто встречается в различных мифологиях. Достаточно упомянуть ожерелье Гармонии, сокровища Фафнира и Нибелунгов, золотую гривну Инглингов. В "Сильмариллионе" вышеупомянутое проклятое сокровище выступает в двух ипостасях - Кольцо Всевластья12 и Сильмарилы, именно с последними связано Проклятье Нолдоров и судьба всего мира.

     Автор поднимает проблему судьбы носителей родового проклятия, разрешение которой не является однозначным и может быть соотнесено в большинстве случаев с германо-скандинавской трактовкой, в ряде эпизодов - с концепцией судьбы в древнегреческой драматургии. Дж.Р.Р.Толкин разрабатывает механизм родового проклятья па примере рода Феанора, который необдуманной клятвой обрек себя и свой род на неизбежную гибель. В тексте присутствует множество второстепенных линий, чаще всего соотносящихся с сюжетами и образами скандинавской, финской, кельтской и греческой мифологий.

     В параграфе Numenor-Atlantis ("Акаллабет или Падение Нуменора") проведен анализ истории Нуменора. Толкин нередко подчеркивал, что, описывая судьбу этого человеческого государства, он опирался на легенду об Атлантиде. Этот факт находит множество подтверждений в тексте. Народ Нуменора был гораздо выше по своему развитию жителей Средиземья, также и жители Атлантиды превосходили континентальную цивилизацию. По мифологической версии, изложенной Платоном, Атлантида была разрушена за свои грехи Зевсом, также и Нуменор пал из-за гордыни и алчности своих владык. Гибель Атлантиды связана с сильнейшими землетрясениями и наводнениями, гибель Нуменора - с извержением горы Менельтарма и, как следствие, с землетрясением и наводнением. Потомками цивилизации Атлантиды многие считают народ Египта. Толкин также поддерживал эту версию, и даже использовал египетские реалии при создании материальной культуры потомков Нуменора; также и некоторые созданные Толкином имена можно соотнести с именами египетскими.

     В заключение второй главы делается вывод о том, что Толкин в своей работе опирался на различные мифологии; причем не просто заимствовал сюжеты и образы, а вписывал их в свою мифологическую систему, руководствуясь общими для всех мифологий закономерностями.

     Третья глава "Мифологические аспекты языкового мировидения в художественной практике Дж.Р.Р.Толкина" исходным тезисом имеет толкиновское понимание соотношения слова (языка) и мифа, которое сводилось к утверждению того, что язык порождает мифологию, и, соответственно, языкотворчество порождает мифотворчество.

     Первый параграф этой главы - Из истории развития языкотворчества (модельной лингвистки) - посвящен обзору опытов в создании искусственных языков начиная с 11 века. Наибольшей популярности языкотворчество достигло во второй половине 19 века, когда активные поиски универсального искусственного языка шли в двух направлениях: модификация языка существующего и создание автономной системы. Двадцатый век протекает под знаком Эсперанто и его различных вариаций.

     Второй параграф носит название Теория лингвопоэтики в трудах Дж.Р.Р.Толкина и в нем анализируются теоретические работы писателя ("Тайный порок" и "О волшебных историях"). Для Толкина языки и имена были неотделимы от его произведений, они всегда были попыткой создать мир, в котором получили бы право на существование лингвистические пристрастия автора. Вначале были языки, легенды появились потом.

     Важен тот факт, что Толкин не столько формально изучал языки, сколько вникал в них и проникался ими, воспринимая не слова и конструкции, а тексты, по преимуществу поэтические, в их животрепещущей языковой насыщенности. С помощью текстов писатель и ученый во всей целостности воспринимал картину мира, представленную в языке.

     Дж.Р.Р.Толкин знал множество языков - латынь, греческий, англосаксонский, готский, валлийский, испанский, итальянский, французский и финский, хотя знание это было больше теоретическим, нежели практическим, ориентированным на разговорную речь. Сам Толкин не мог отрицать и не отрицал связь между своими языковыми пристрастиями и вымышленными языками в своих произведениях.

     Помимо воззрений Толкина на проблему соотношения языка и мифа, в этом параграфе приводятся теории других ученых - М. Мюллера, Э. Кассирера, В. фон Гумбольдта, А.А. Потебни, Ф. Ницше. Макс Мюллер считал, что миф - это болезнь языка и первоначальное значение слова (т.е. более раннее, домифическое) и связанной с ним мысли гораздо возвышеннее мифа. Кассирер полагал, что общая структура мифическою мышления тождественная первично-языковому сознанию. Мифический мир, по его мнению - это единственный мир, доступный доисторическому сознанию, и творчество языка или мифа есть только часть общего процесса осознания мира. Связь их настолько генетична, что языковые представления и звуковые комплексы рождаются одновременно с мифическим образом. Слово является не просто обозначением или наименованием предмета, оно не духовный символ бытия, а его реальная часть.

     По мысли Гумбольдта, разные языки - не различные обозначения одной и той же вещи, а различные ее вuдения, языки - это иероглифы, в которые человек заключает мир и свое воображение. Ученый считал, что существует такая древность, в которой мы не видим на месте культуры ничего, кроме языка, который не просто сопутствует духовному развитию, а целиком замещает его. В отечественной науке подобные мысли развивал А.А. Потебня, который полагал, что поэтическая деятельность является прямым продолжением и аналогом деятельности языковой, а мифологическое сознание - это особый тип и особая стадия эволюции поэтического сознания, предшествовавшая стадии собственно поэтической. Для Потебни миф генетически - явление языка, и возникает он из слова и при помощи слова, для него немыслимо предположение о существовании мифа помимо слова.

     Ф. Ницше считал, что именно язык устанавливает законы восприятия мира и закрепляет ценности культуры, в частности, понятия об истине и лжи, о добре и зле. Другими словами, можно сказать, что, управляя словом, человек управляет миром. Существенна его мысль о том, что познать мир - это значит отобразить его в слове, и достаточно сотворить новые слова, оценки и вероятности, чтобы на долгое время сотворить "новые" вещи.

     Дж.Р.Р.Толкин считал, что язык (как орудие мышления) и миф появились в нашем мире одновременно. Об этом он особенно подробно пишет в докладе "Тайный порок". Писатель был убежден, что для создания игрового языка: для того, чтобы этот язык стал настоящим и приобрел все качества естественного, следует измыслить, хотя бы приблизительно, соответствующую мифологию. В художественном мире Толкина создание языка и создание мифологи взаимосвязаны и вытекают одно из другого. Точнее, "Язык и мифология родственны и даже единовременны друг другу; лишь мифология придает языку индивидуальность и лишь язык наделяет мифологию достоверностью, причем эти личные индивидуальность и достоверность существуют в русле традиции, будь то мифопоэтическая традиция архетипов или европейская фонетическая традиция. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что язык порождает мифологию"13.

     Третий параграф третьей главы - Языковая картина мира в творчестве Дж.Р.Р.Толкина. Мир (или различные миры) представлены человеку через призму его культуры и, в частности, языка Он точно отражает все колебания и особенности нравов, обычаев, верований, способов мышления, в нем как в зеркале, непосредственно отражаются различные модели видения мира, а тем самым и различные возможности формирования и развития языковых значении и форм. Толкин населяет вымышленный мир Арды многими народами, каждый из которых обладает своей уникальной культурой, а, следовательно, у каждого из них должен быть собственный язык, который и будет отражать его культуру. Толкин наделяет народы валаров, эльфов, людей, гномов, энтов и даже прислужников Саурона языками, которые в полной мере отражают их сущность.

     При всем многообразии наречий Арды между большинством из них при внимательном рассмотрении можно обнаружить родственные связи. Толкин относился к языкотворчеству исключительно по-филологически: придумывал некий псевдоисторический фон и как бы выводил сконструированное слово из предшествовавшего ему по времени, намечал несколько направлений в развитии языка и смотрел, к каким изменениям словоформ они приведут.

     Наиболее разработанными являются модельные эльфийские языки Синдарин (Sindarin) и Квенья (Quenya). Их максимально подробному анализу посвящена большая часть данного параграфа. Рассматривается история языка, фонетика, графика и орфоэпия, лексика, словообразование, морфология и синтаксис, а также даются тексты с поэтическим и прозаическим переводом на смоделированных Толкином эльфийских языках. Особого внимания заслуживает лексика "игровых" языков, потому что многим их словам можно найти параллели в различных индоевропейских языках (английском, французском, немецком, латинском и др.).

     Толкин не создал оконченной и стройной концепции соотношения языка и мифа, но само его творчество подтверждает его теоретические высказывания, ведь у писателя зачастую толчком для создания легенды было какое-либо слово, имя. Так, если говорить об энтах, то слово ent в переводе с англосаксонского означает великан, взято оно из англосаксонской поэмы The Wanderer (Странник), где есть строчка: Earl enta geveorc idlu stodon, которая в переводе на английский звучит следующим образом: the old creation of giants и означает древнее сотворение великанов. Толкин нашел слово ent и упоминание об их сотворении, в результате родилась легенда об огромных людях-деревьях и об их создании валарами.

     В названии Middle-earth (Средиземье) Толкин использует среднеанглийское слово midel-erde (или erthe), или староанглийское Middangeard - название страны, населенной людьми из-за моря. Так рождается легенда о пришедших из-за моря (как эльфах, так и людях), которые обладали большим могуществом и более развитой культурой, чем те, кто за морем никогда не был.

     В третьей главе с помощью лингвопоэтического анализа была рассмотрена языковая картина мира Толкина и аспекты его языкового мировидения, а также показана взаимосвязь и взаимообусловленность лингвопоэтики и мифопоэтики, процесс становления авторского мифа на основе моделирования языков, проанализированы вымышленные Толкином языки на всех уровнях и выявлено, что их построение опирается на общие языковые законы.

     В Заключении делаются выводы по результатам изучения своеобразия поэтики "Сильмариллиона" как художественной системы, вбирающей в себя многообразные творческие опыты и открытия минувших литературных эпох, а также современной теории мифа.

     Важен тот факт, что в исследуемом произведении наиболее полно представлена мифологическая картина мира, созданная Толкином. Поэтика "Сильмариллиона" представляет собой целостную, динамическую систему художественных средств, складывающуюся из мифопоэтического и лингвопоэтического аспектов, которые можно условно разделить. Однако рассмотрение из независимо друг от друга приводит к неточному истолкованию творческих принципов Толкина.

     С помощью мифологического анализа была установлена традиционно-мифологическая основа "Сильмариллиона" и показано, из каких элементов (взаимосвязанных и взаимообусловленных) строится повествование. Была применена методика комплексного филологического исследования. Анализ мифопоэтический часто сопровождался лингвопоэтическим, особенно в тех моментах, когда полное понимание анализируемого элемента или мотива могло быть достигнуто только с помощью прояснения значения имени или названия. Подобный подход обоснован обращением к теории А.Ф.Лосева, для которого миф есть развернутое магическое имя.

     Помимо мифологической картины мира Толкин создал языковую картину мира, измыслил "игровые" языки для народов, населяющих выдуманный им мир. Концепция "игрового" (или модельного) языка и его значимости для всего творчества была выведена писателем как в теоретических работах, так и в его художественной практике.

     В процессе исследования было доказано, что при создании вымышленных языков Толкин опирался на традиции различных индоевропейских языков, что вытекает из его увлечения лингвистикой и, в особенности, историей языка.

     С помощью лингвопоэтического анализа была рассмотрена языковая картина мира Толкина и аспекты его языкового мировидения и выявлена взаимосвязь и взаимообусловленность лингвопоэтики и мифопоэтики, процесс становления авторского мифа на основе моделирования языков.

     Анализ вымышленных Толкином языков на всех уровнях и позволил выявить, что их построение опирается на общие языковые законы. Особенно ярко это видно при анализе лексического уровня смоделированных Толкином эльфийских языков, потому что к словам модельного языка обнаруживается чрезвычайно много параллелей в индоевропейских языках. Модельные языки Толкина были исследованы не просто как независимо существующая данность, а в контексте его поэтического творчества. Были рассмотрены поэтические тексты на "игровых" зльфийских языках, выявлена их специфика. На конкретных примерах продемонстрировано, каким обратом лингвопоэтика перетекает в мифопоэтику, а, следовательно, показана нерасторжимая связь лингвопоэтического и мифопоэтиического подходов к изучению творчества Дж.Р.Р.Толкина.

     Итак, "Сильмариллион" занимает особое место в творческих исканиях Дж.Р.Р.Толкина. В нем воплотились принципы индивидуального мифотворчества писателя, и наиболее полно отразилась авторская мифологическая картина мира. При ее создании Толкин опирался на мифы и сказания различных народов (прежде всего, германо-скандинавские, кельтские, финские, греческие и др.), архетипические мифологические универсалии, на философско-эстетический опыт предшествующих эпох. Помимо мифологической картины мира писатель создал оригинальную языковую картину мира, измыслил модельные языки для народов, населяющих выдуманный им мир. При их создании он опирался на индоевропейскую традицию, что органично вытекало из его увлечения лингвистикой и, в особенности, историей языка.

     В своих философско-эстетических исканиях Толкин испытал определенное влияние романтической идеи "новой мифологии". Это проявляется в ориентации писателя на архаическую мифологическую образность при попытке создать индивидуальный авторский миф и в стремлении восстановить воспитательные функции мифа, а также при помощи вечных ценностей, закрепленных в мифологии, повлиять на нравственное развитие социума. Творческий опыт Толкина оказался гораздо более удачным, нежели у многих его предшественников и современников, доказательством чего служит огромнейшая популярность его произведений у подрастающего поколения и безусловное влияние этико-эстетических ценностей авторского мифологического мира писателя на воспитание молодежи.

     Проведенное исследование помогает понять, какие слагаемые поэтики произведений Дж.Р.Р.Толкина, прежде всего "Сильмариллиона" и "Властелина Колец", обеспечивают их популярность и востребованность в современной культуре. Такой универсальной почвой становится своеобразное мифотворчество писателя, используемые им мифологические и литературные архетипы, определяющие основы не только национального, но и универсального общечеловеческого мировидения, легко узнаваемые и легко воспринимаемые читателем, зрителем и слушателем.

Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:
  1. Потапова, О.С. О некоторых особенностях поэтики "Сильмариллиона" Дж.Р.Р.Толкина. / О.С. Потапова. // XIV Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сборник статей и материалов. - М.: МПГУ. 2002. - С. 284-286

  2. Потапова, О.С. Миф и язык в творчестве Дж.Р.Р.Толкина ("Сильмариллион") / О.С. Потапова. // Вестник Нижегородского университета им. Н.Н.Лобачевского. Серия Филология. Выпуск 4. - Н.Новгород. Изд-во ННГУ. 2003.- С. 68-74

  3. Потапова, О.С. Структура мира в "Сильмариллионе" Дж.Р.Р.Толкина. / О.С. Потапова. // 8-я Нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки): Сборник статей и материалов. - Н.Новгород, 2003. - С. 148-149

  4. Потапова, О.С. Символика Центра Мира в "Сильмариллионе" Дж.Р.Р.Толкина. / О.С. Потапова. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия Филология. Выпуск 1(5). - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. - С. 112-116

  5. Потапова, О.С. Проклятие Нолдоров (Дж.Р.Р.Толкин "Сильмариллион"). / О.С. Потапова. // XVI Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сборник статей и материалов конференции "Образы иной культуры в национальных литературах". - М.: МПГУ, 2004. - С. 158-159

  6. Потапова, О.С. Странствия Эарендила в "Сильмариллионе" Дж.Р.Р.Толкина. / О.С. Потапова. // XVII Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сборник статей и материалов конференции "Странствия и странники". - М.: МПГУ, 2005. - С. 187-188


Примечания.

1. Они чаще всего являлись лекциями, которые Толкин читал как профессор истории английского языка и литературы.

2. Уайт М. Толкиен Биография М.Уайт - М. Изд-во Эксмо, 2002 - С. 103

3. Подробнее см. Апенко Е.М. "Сильмариллион" Джона Толкина (к вопросу об одном жанровом эксперименте) / Е.М.Апенко // Вестник ЛГУ Сер. 2 Вып. 1 (N 2) - Л., 1989.

4. Прежде всего в статье "Беовульф: чудовища и литературоведы".

5. Подробнее см. Шарыпина Т.А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе ХIХ-ХХ вв. Материалы спецкурса / Т.А. Шарыпина - Н.Новгород Изд-во ННГУ, 1995 - С. 60.

6. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф.Лосев - М., Мысль, 2001 - С. 214.

7. Например, альвы в германо-скандинавской традиции.

8. Ainulindale

9. Valaquenta

10. Quenta Silmarillion

11. Akallabeth

12. К мифологеме кольца обращаются практически все исследователи творчества Толкина, поэтому рассказывать о нем представляется излишним, достаточно лишь пояснить, что образ кольца, приносящего несчастья, наиболее разработан в германо-скандинавской мифологии - кольцо Андваранаут.

13. Толкин, Дж. Тайный порок // Толкин, Дж. Сильмариллион.: Сборник. / Дж. Толкин. - М. ООО "Издательство АСТ". СПб.: Terra Fantastica, 2000 - С. 516.



Хранитель благодарит Д. Виноходова и А. Кудряшова за предоставленный материал.


Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов