Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

Каспийский свод сведений о Восточной Европе

Б.Н. Заходер

Часть 1. Поволжье и Хорасан

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СВОДА (окончание)

Народы и земли

Одним из самых заметных признаков того собрания географических наблюдений о Восточной Европе, которое условно мы называем Среднеазиатско-хорасанским сводом, является обязательное прикрепление каждой тем-ы к определенному народу. Таким образом, Свод делится на разделы: хазары, буртасы, булгары, мадьяры, славяне, русы, ису (или вису), йура, народы северного побережья. В наиболее полном и выпуклом виде подобную структуру мы находим в сочинениях Ибн Русте, Гардизи, в "Худуд ал-'алам", у Марвази, Бакри и более поздних компиляторов, как-то: Ахмад Туей, Шукрулла ибн Шихаб, Мехмед Заим, Хаджжи Халифа и др. Но даже там, где подобная структура менее отчетлива, как, например, у Мас'уди, Истахри, Ибн Хаукала, мы все же ясно видим ее следы в группировке материала, в традиционном следовании одной группы материала задругой. Обычный порядок, сохранившийся, например, в наиболее четком виде у Ибн Русте и Гардизи, таков: 1) хазары, 2) буртасы, 3) булгары, 4) мадьяры, 5) славяне, 6) русы. Сравнение различных текстов показывает, что этот порядок достаточно устойчив. Даже при наличии значительных пропусков все сочинения стремятся сохранить вышеприведенный порядок: Истахри - 1) хазары, 2) булгары, 3) русы; Исхак ибн ад-Хусейн - весьма поврежденный и поздний вариант - 1) хазары, 2) буртасы, 3) булгары, 4) славяне. Уничтожение одного звена не уничтожает, как явствует из приведенных примеров, последовательности; эта последовательность в описании народов сохраняется даже в случае значительных пропусков.

Нижеприводимый список с общей нумерацией имеет своей целью кратко, с упоминанием только самых характеристических черт каждой темы, изложить содержание Свода. Для облегчения пользования списком разделы располагаются в алфавитном порядке, по имени народов, оглавляющих каждый раздел. Порядок расположения тем внутри разделов - произвольный, не зависит от места нахождения того или иного сообщения в географическом сочинении, откуда взято это сообщение.

Булгары

1. Страна булгар соседит со страною буртасов. 2. Между буртасами и булгарами три дня пути. 3. Булгары обитают на берегу (или берегах) реки, которая втекает в Хазарское море и называется Итиль; эта река между хазарами (или буртасами) и славянами (или русами). 4. Царь булгар по имени Ал.м.с исповедует ислам, у него сородичи числом пятьсот (или пятьсот тысяч) человек. 5. Земля булгар в зарослях и дремучих чащобах, среди которых булгары и обитают. 6. Булгары делятся на три разряда, каждый из этих разрядов носит свое название и имеет отдельное место пропитания. 7. Хазары торгуют с булгарами, также русы привозят свои товары, также и другие народы; привозят к ним меха соболя, горностая, белки и другие меха. 8. У булгар имеется земледелие; они выращивают разные зерновые. 9. Булгары постоянно нападают на буртасов и полонят их. 10. У булгар вьючные животные (или лошади), кольчуги и оружие. 11. Они дают царю дань вьючными животными; когда кто-либо из булгар женится, царю также приносят в дар вьючное животное; с приходящих в Булгар судов царь берет десятину. 12. Одежда булгар походит на одежду мусульман, равным образом булгарские кладбища подобны мусульманским. 13. Основное имущество у булгар - меха куницы; у булгар нет золотой или серебряной монеты, а расплачиваются они куньим мехом, один мех равен двум с половиной дирхемам; дирхемы же, белые, круглые, привозят к ним из мусульманских стран. 14. Земля булгар в северной стороне, по направлению к полюсу. 15. Между булгарами и Хорезмом путь равен трем месяцам. 16. У булгар два города, имя одному Сувар, другому Булгар; оба города поблизости друг от друга (или в двух днях пути друг от друга); в обоих городах - деревянные строения, соборная мечеть, живут там мусульмане, по 10 тыс. человек в каждом городе; они сражаются с неверными. 17. У булгар деревья по большей части хаданк и орешник; в булгарских лесах водятся белки, соболь и другие звери с (ценным) мехом. 18. У булгар летом ночь так коротка, что не успевает вскипеть котелок (или: не успеет человек пройти более одного фарсаха); зимою же день становится таким же коротким, как ночь летом. 19. Язык булгар походит на язык хазар, у буртасов другой язык, язык русов не походит на язык хазар и буртасов. 20. На восток и юг от булгар - горы, к западу - река Итиль, на севере - область печенегов. 21. О посылке в 415/1024- 25 г. булгарским государем денег и подарков в Хорасан на построение соборных мечетей.

Буртасы

22. Буртасы находятся между булгарами и хазарами; между буртаса-ми и хазарами расстояние в 15 дней пути. 23. Соседствуя с хазарами, буртасы живут на реке, название которой также Буртас (или Итиль); у них деревянные дома, в них они живут зимою, и шатры, в них они обитают летом; Буртас - название области, также как Рус, Хазар; Сарир - название царства, а не города и не народа. 24. Буртасы находятся в подчинении царя хазар, они поставляют десять тысяч всадников. 25. У буртасов нет главы или начальника, который управлял бы ими; в каждой местности у них имеются один или два старца, которые вершат дела (или суд) между ними. 26. Земля буртасов - обширная; они живут в лесах (или: земля буртасов - ровная; большая часть их деревьев - халандж; это дерево они вывозят в Хорасан). 27. Земля буртасов в длину и ширину - 15 дней (или 17 дней, или полтора месяца) пути; здесь много торговых мест. 28. Буртасы постоянно воюют с булгарами и печенегами. 29. Буртасы - стойки и неустрашимы; они - совершенны лицом и общим видом. 30. Вера буртасов походит на веру гузов. 31. Когда поступит один из буртасов вероломно по отношению к другому, начнет его притеснять, причинит ему ранение или побои, тот, другой, не примирится, пока не добьется возмездия. 32. Когда буртасская девушка достигает зрелости, она перестает повиноваться своему отцу, выбирает сама того, кто ей понравился из мужчин, тот мужчина сватается сам (или через свата) и женится на девушке. 33. Наибольшая часть достояния буртасов - куницы, из шкур которых делают шубы. Имеется у буртасов мед, а также верблюды, крупный рогатый скот (или коровы), овцы (или свиньи). 34. Буртасы делятся на два разряда: одни предают мертвых сожжению, другие хоронят их. 35. У буртасов (обширные) пахотные поля. 36. От области буртасов до хазар все степь, дорога - благоустроенная, с источниками, деревьями, текучими водами; некоторые же, отправляясь от буртасов к хазарам, плывут по реке Итиль на судах, а некоторые (путешествуют) сухим путем. 37. Оружием буртасов служат два кинжала, секира, лек, у них нет панциря и кольчуги; лошадью у них владеет не каждый, а только тот, кто обладает многим достатком; их одежда - архалук и халат; у них - головной убор, а чалму завязывают вокруг него. 38. У буртасов нет фруктов, и вино их - из меда. 39. К востоку от области буртасов река Итиль, к югу - хазары, к западу - в.н.нд.рр., к северу - тюркские печенеги.

Вису (или И су), Иура и народы северного побережья

40. На север (или по направлению к полюсу) от булгар находится страна сису (или ису), за нею народ иура и "страна мрака"; путь туда от булгар - двадцать дней (или один месяц; или сорок дней; или три месяца). 41. Иура - народ дикий, живет в чащах, не сносится с другими людьми из-за страха перед злом, которое те могут причинить; торгует народ иура при посредстве знаков и скрытно, ввиду их дикости и страха перед людьми; вывозят от них превосходных соболей и другие прекрасные меха, - ведь они охотятся на этих зверей, питаются их мясом, одеваются в их шкуры. 42. Булгары везут в страны вису и иура товары на санях, которые тащат собаки по сугробам снега; сами люди передвигаются на лыжах. 43. В стране вису ночь такая короткая, что жители не видят мрака, затем в другое время года ночь становится такая длинная, что не видно света. 44. Путешественник, следуя к полюсу, достигает такого места, где отсутствует ночь летом и день зимою; кружится солнце шесть месяцев по окружности горизонта, подобно кружению мельничного жернова, и в году бывает один день и одна ночь. 45. За (страною) иура (находятся) береговые люди, они плавают в море без нужды и цели, а лишь для прославления самих себя, что вот, мол, они достигли такого-то и такого-то места. Они - люди, находящиеся на крайней степени глупости и невежественности: вот едуг они на кораблях по морю, и вот встретились два корабля, привязывают их оба моряки один к другому, обнажают мечи и сражаются; кто остался победителем, тому и владеть обоими кораблями. 46. Далее находится Черная земля, а в море водится рыба, клыки которой употребляются на различного рода поделки: ручки для кинжалов и т.д.

Мадьяры

47. Начало границ мадьяр - между страною печенегов (или булгар) и булгарскими а.с.к.л. 48. Мадьяры - тюрки, глава их по названию к.нд.р выезжает в сопровождении 20 тыс. всадников; действительный правитель - дж.л.а. 49. Мадьяры живут в шатрах, кочуют в поисках пропитания. 50. Страна мадьяр - обширна, по сто фарсахов в длину и ширину, одна сторона выходит в море, туда же втекают две реки; мадьяры живут между этими реками, зимою останавливаются на берегу той реки, которая ближе, занимаются рыболовством. 51. На реке влево от мадьяр в сторону славян живут н.н.д.р, их больше, чем мадьяр, но они - слабее; когда мадьяры бывают на берегу реки, они видят этих н.н.д.р. Выше н.н.д.р на берегу реки находится большая гора, река идет сбоку этой горы. Сзади той горы обитают м.р.дат; между ними и н.н.д.р дорога в десять дней пути, они - народ многочисленный, одежда их - как у арабов, они заняты сельским хозяйством, у них виноградники, вода течет по земле, а не по карнизам. Их больше, говорят, чем жителей Рума, и у них особенная вера. Торгуют они с арабами. Река, что направо от мадьяр, идет к славянам, впадает в Хазарское море, из двух рек эта последняя - наибольшая. 52. В стране мадьяр - деревья, водоемы, земля сырая, пашни. 53. Мадьяры нападают на славян (и русов), которые соседят с ними, обращают их в рабство, торгуют ими в Византии. 54. Мадьяры - идолопоклонники (или огнепоклонники). 55. В прежние времена хазары окапывались рвами, опасаясь мадьяр и других соседних народов. 56. Мадьяры - хороши по внешности, у них богатые одежды и вооружение. 57. При сватовстве мадьяры в качестве калыма приводят вьючных животных кто сколько может; взамен отец невесты отправляет в дом жениху нагруженные на лошадь меха. 58. От мадьяр к востоку - гора, к югу - народ по названию в.н.нд.р, по вере - христиане, к западу и северу - область русов.

Печенеги

59. Путь к печенегам начинается от Гурганджа; путешествующие идут сначала на гору Хорезма, на вершине которой башня, а по склонам - пашни и жилища людей Гурганджа, затем подходят к озеру Хорезма, оставляя его по правую руку, оттуда идут по пустыне, затем попадают в область, где имеются источники воды и охота на всякого рода птиц и джейранов; когда наступает семнадцатый день, добираются до палаток печенегов. 60. Печенеги кочуют по местам, где много дождя и кормов; протяженность печенежского края - тридцать дней пути в длину и ширину. 61. С печенегами соседят: с востока - область кипчаков, с юго-запада - хазары, с запада - славяне (или: с севера - область кипчаков, с юга - хазары, с запада - славяне); все эти народы нападают на печенегов, обращают их в рабство и продают. 62. У печенегов много скота, вьючных животных, овец, у них много злотых и серебряных сосудов, оружия, у них - серебряные пояса, знамена, боевые копья, трубы, в которые они трубят во время сражения и которые походят на бычьи головы. 63. Дорога к печенегам очень тяжелая, добраться к ним можно только на спине вьючного животного, дорога к ним идет через древесные заросли, и путь определяют лишь по звездным приметам. 64. Страна печенегов - ровная, нет в ней гор и укрепленных мест. 65. По рассказам мусульманских пленников в Константинополе, печенеги прежде исповедовали веру магов; после 400/ 1009-10 г. они приняли ислам. Те печенеги, что отказались принять ислам, пошли войною на печенегов, принявших ислам; победили мусульмане, хотя их было вдвое меньше. Вновь попадающих в их края они называют хавалис и предоставляют им полную свободу в выборе места жительства. 66, Печенеги, изгнанные со своей родины, разместились в новых краях между хазарами и Румом.

Русы

67. Русы проживают на острове, размер которого три дня пути в длину и ширину. На острове - чащи, заросли, земля - сырая. Царя русов называют каган. Русы - народ многочисленный. 68. Русы нападают на славян, продают их в качестве рабов в Хазаране и Булгаре, грабят припасы славян, чтобы этими припасами кормиться самим. 69. У русов - обычай оставлять в наследство имущество только дочери; если у руса рождается сын, отец вручает ребенку меч, заявляя: это - твое наследство, отец приобрел мечом свое достояние, так и ты должен поступать. 70. Русы - один из разделов славян, они возят меха к Румскому морю, а отправляются до Хамлиджа, хазарской столицы, затем плывут по морю Горгана и оттуда уже на верблюдах везут свои товары до Багдада; переводчиками им служат славянские евнухи. Русы называют себя христианами и платят подушную подать. Переплыв море Горгана, русы иногда направляются на Балх, оттуда в Мавераннарх к кочевьям тогузов и в Китай. 71. Урусов нет недвижимого имущества, деревень, пахотных полей, их занятие - меховая торговля; за меха они берут чеканные монеты, которые прикрепляют к своим поясам. 72. Русы опрятны, заботятся о своей одежде, так как занимаются торговлей; мужи их носят золотые браслеты. 73. Страна русов богатая, в ней большие богатые города. 74. Русы оказывают почет гостям и хорошо обращаются с чужеземцами, которые ищут у них приюта, они не позволяют никому обидеть гостя или чужеземца, защищают их. 75. У русов мечи соломоновы; когда русы начинают войну, то прекращаются усобицы и все действуют единодушно, пока не победят врага. 76. Если русы не согласны с судебным решением царя, то вступают в поединок на мечах; кто возьмет верх - тот победитель в споре. 77. Знахари у русов занимают привилегированное положение, они имеют власть даже над царем; в качестве жертвы богу русы убивают женщин, мужчин и лошадей. Знахарь указывает, кого следует принести в жертву, и самолично вешает того на дереве. 78. Русы мужественны и смелы, походы совершаются не на конях, а на кораблях. 79. На шаровары, которые носят русы, идет до сотни зар (или араш) материала; русы носят шапки со спущенными по затылку хвостами. 80. Вероломство среди русов - обычное явление, а потому даже за нуждой они ходят в сопровождении друзей. 81. При похоронах знатного руса в могилу, наподобие обширного дома, кладут одежду, пищу, вино, деньги; вместе хоронят живую жену, которую любил покойный. 82. Одежда русов и славян из льна. 83. Русы делятся на три разряда: куйаба, салавийа, арса; особенно страшен разряд арса; в страну арса никто не проникает, так как они убивают всякого иноземца, кто вступил на их землю. Сами русы-арса спускаются вниз по реке для торговли, но никому ничего не сообщают о себе, ни о своих товарах, никого не допускают в свою страну. 84. Русы сжигают своих покойников вместе с женами; некоторая часть русов хоронит покойников стоя. 85. Русы бреют бороды, а некоторые завивают; одежда их - короткие архалуки, а одежда хазар, булгар и печенегов - длинные архалуки. 86. К востоку от области русов находится гора печенегов, к югу - река Рута, к западу - славяне, к северу - безлюдные земли севера. 87. В 300/912-13 г. или 333/944-45 г. русы приняли христианство, но исповедание этой веры "притупило их мечи", и они отправили четырех мужей в Хорезм, чтобы при посредстве хорезмшаха стать мусульманами.

Славяне

88. От печенегов до славян десять дней пути по лесам и трудным дорогам. Славяне - народ многочисленный, живут в лесах по равнине. У славян город В.б.нит. 89. У славян мед употребляется вместо винограда, у них развито пчеловодство. 90. У славян свиньи так же многочисленны, как (у мусульман) овцы. 91. Когда умирает славянин, его труп сжигают, вместе с покойным бросают в огонь его жену, при этом совершают тризну и веселятся. 92. Славяне поклоняются огню (или быку). 93. Славяне сеют просо; при наступлении времени жатвы они кладут зерно в сито и, обращаясь к нему, произносят молитву. 94. У славян имеются разные музыкальные инструменты: лютни, тамбуры, свирели (дается подробное описание этих инструментов). 96. Хмельной напиток славян из меда, у некоторых до сотни сосудов этого медового вина. 96. У славян мало вьючного скота, лошадей; они носят рубахи и надевают на ноги сафьяновые сапоги; их вооружение: копье, щит, пики, меч, кольчуга; глава славян и его наместник; глава славян питается молоком вьючного скота (кумысом), он живет в городе В.б.нит, где ежемесячно в течение трех дней происходит торг. 97. Славяне строят подземные сооружения, в которых спасаются зимой от сильного холода (или от нападения мадьяр). 98. Царь славян берет дань платьем. 99. Славяне подвергают суровому наказанию виновных в воровстве и прелюбодеянии. 100. К востоку от славян живут внутренние булгары и русы, к югу - море К.р.з и Румское море, к западу и северу - безлюдные пустыни севера.

Хазары

101. От печенегов до хазар путь в десять дней по степям и лесам; торных дорог до самой страны хазар нет. 102. Страна хазар обширна, одной из своих сторон соприкасается с большой горой, где обитают народы т.лас и луг.р. 103. У хазар два царя, один наибольший, другой - заместитель; функции обоих царей. 104. Хазарский каган выезжает из своей резиденции один раз в четыре месяца, а также в случае возникновения войны и усобицы; встречные падают ниц при приближении кагана. 105. Посещение кагана царем-заместителем, унизительный церемониал, сопровождающий это посещение. 106. Хазары выбирают кагана только из одного священного рода; рассказ о юноше - торговце хлебом, которого чуть не выбрали каганом. 107. Цари хазар из потомства Анса. 108. Продолжительность правления кагана - сорок лет (или: количество лет, которое сам каган назначает себе при церемонии удушения); если каган живет больше положенного срока, его убивают (или: кагана убивают для устранения несчастья, постигающего народ). 109. Трон кагана под золотым кубба, место его выше, чем место царя-заместителя. 110. В гареме кагана 25 жен и 60 наложниц, каждая из них живет в отдельном помещении; порядок соединения. III. Могила кагана сооружается тайно, по завершении всех строителей убивают, могилу тщательно скрывают, а об умершем говорят, что он "ушел в рай". 112. Проезжающий мимо могилы царя должен спешиться и не может сесть верхом на коня, пока не удалится от могилы. 113. Конное царское войско состоит из 10 тыс. всадников, находится на содержании царя или знатных людей, обязанных поставлять войско царю. 114. Войско царя состоит из 12 тыс. мужей; когда умирает один воин, его место занимает другой; никто из воинов не получает постоянного содержания. 115. Порядок выступления царя в поход, правило распределения военной добычи, устройство военного лагеря. 116. Отправляясь в поход, хазары оставляют войско для охраны семейства и имущества. 117. Когда царю случится приговорить кого к казни, тот покорно убивает сам себя. 118. Если отряд воинов, посланный на битву, обращается в бегство, то и предводителя, и всех воинов постигает суровое наказание. 119. Царь хазар и его приближенные в числе 4000 мужей - иудеи, остальные хазары исповедуют ислам, христианство, иудаизм, или же они идолопоклонники. 120. Каган и вельможи у хазар исповедуют иудаизм, остальной народ - веру, похожую на веру других тюрок. 121.Статьи дохода царя. 122. У царя два города; весной все население уходит в степь. 123. Хазар - название климата; западная и восточная части города Итиля; стена, постройки, состав населения; мусульмане. 124. Город Итиль делится на три части, остров посередине реки соединен с берегом мостом из лодок. 125. Течение реки Итиль от области Х.рхиз; впадает река в Хазарское море семьюдесятью рукавами, при впадении цвет речной воды отличается от цвета морской воды. 126. У хазарской столицы нет деревень и полей, для занятия хлебопашеством население отправляется за 20 фарсахов, урожай привозят по реке и в повозках. 127. У царя в подчинении 7 (или 9 ) судей для судебного разбирательства между иудеями, христианами, мусульманами, идолопоклонниками; царь принимает участие в судопроизводстве. 128. Обычай хазар падать ниц перед наиболее уважаемыми людьми. 129. Основа существования хазар - рис (или пшено) и рыба; мед, воск, меха привозят к ним. 130. Страна хазар производит только рыбий клей, остальное привозят к ним, в том числе и материал на одежду. 131. Хазарские рабы происходят от хазар-идолопоклонников, другим религиям запрещено обращение в рабство одного другим. 132. Два разряда хазар: черные и белые. 133. Язык хазар не похож ни на какой другой известный язык. 134. Во главе мусульман в Итиле находится муж из царской гвардии, он же судит мусульман, приезжающих по торговым надобностям. 135. Разрушение мусульманами в 310/922-23 г. синагоги в Дар ал-Бубанадж и ответные репрессии хазарского царя. 136. Идолопоклонники - славяне и русы - живут в одной части Итиля; они же войско и рабы царя. 137. Хазары воюют с печенегами, уводят от последних скот и пленных. 138. Письмо хазар, заимствованное от Рум-и Рус. 139. Русы захватили в 358/968-69 г. Булгар, Итиль и Семендер. 140. Список хазарских городов. 141. Описание города Семендера. 142. К востоку от хазар - стена, а также река Итиль, к югу - сариры, к западу - горы, к северу - буртасы и н.н.д.р. 143. Принятие хазарами иудаизма во времена халифа Харун ар-Рашида и в 332/943-44 г. 144. Царь хазар сначала был магом, потом христианином, а затем по проискам ловкого исповедника иудаизма принял иудаизм. 145. Поход халифа ал-Ма'муна из Джурджании (=Ургенч) на хазар и обращение последних в ислам. 146. В 254/868 г. хазары приняли ислам в благодарность за помощь, оказанную им хорезмийцами. 147. Ал-ларисийа - выходцы из Хорезма, их правовое положение в Хазарии; Ахмад ибн Кувейх - везир итильских мусульман. 148. Мусульмане купцы и ремесленники в Хазарии, о численности мусульман и христиан в Итиле. 149. Страна хазар богатая, с большим достатком.

Как явствует из самого беглого просмотра описанного выше содержания Свода, большинство сообщений относится к IX-Х векам, к этому же времени относятся и известные Своду немногие хронологические данные по истории хазар и других народов Восточной Европы. Не менее характерной чертой является волжский характер Свода. Хазары и Нижнее Поволжье, с которыми каспийское купечество поддерживало наиболее систематические и близкие отношения, занимают своей тематикой больше трети Свода. Сама последовательность разделов, поименованных по названиям восточноевропейских народов, прекрасно иллюстрирует вышесказанное. Этот волжский характер особенно рельефно выступает при сравнении нашего Свода со сводами известий о Восточной Европе, составленными, например, Ибн Халдуном, Идриси и другими западномусульманскими географами. Стержнем, вокруг которого у названных авторов располагаются сведения о народах Восточной Европы, является не Волга, а Черное море. Волжским характером источников нашего Свода объясняется и качественное отличие отдельных сообщений в отношении достоверности, обилия деталей и т.д. Подробно рассказывая о народах Поволжья и северных народах, с которыми Поволжье было тесно связано, Свод становится куда менее подробным и достоверным по мере удаления объекта повествования от волжских берегов. Этой же малой осведомленностью нашего Свода о странах на запад от Волги объясняются в значительной мере ошибки и многочисленные неопределенности в отношении таких крупных и значительных в исторической жизни рек, как Дон, Днепр. Характерной чертой Свода является также наличие в отдельных сообщениях восточноевропейских (в том числе и русских) терминов и слов, а также сравнений и параллелей, которые могли появиться лишь при условии, что они были понятны достаточно широкому культурному кругу.

 

Д. Э. Харитонович, Н. И. Колышкина

 
[an error occurred while processing this directive]

[an error occurred while processing this directive]

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top