Проре... & Успе...
 ХИ-99
(Субъективные заметки. Субъект - это я, С.О.Рокдевятый, находившийся на ХИ99 в качестве видеооператора. Кстати, некоторые видеокадры с игры можно увидеть здесь... а большую подборку хороших фотографий - на странице у Влада)

 

⌠Игра будет не по Перумову, и не по Ниенне┘ Она будет именно по Толкиену!■
Кор на ⌠Зиланте-98■.

╚Дырки в правилах у нас есть! Я об этом знаю, и вы должны об этом знать. И не надо делать вид, что их нету!╩
Обращение о.Федора, главмастера ХИ-99 к посредникам.

⌠А теперь давайте поприветствуем тех из присутствующих, кто был на ХИ-90: Балина, Колобаева┘ Ну, и меня!■
Б.Батыршин на открытии ХИ-99

⌠Вандос, ответь Малинору┘ Цитадель в канале, Валинор, в Мандосе нет рации┘ Валинор в канале, понял тебя┘ Мандос, ответь Валинору┘⌠
Ночной эфир на ХИ-99

⌠Мы не добрые! Мы светлые!■
Девиз Минас-Тирита на ХИ-99

⌠У, блин! Гэндальф┘ красивый! Мудрый √ еще не значит сообразительный!■
Государь Балин на ХИ-99

⌠Мастер √ это не только ценный мех и вкусное мясо, это еще и двадцать килограммов радиодеталей, и полтонны злости на весь этот мир!■
Маф, мастер по боевке на ХИ-99

⌠Светлые эльфы√ бня!■
Ниенна, мастер-координатор светлого блока на ХИ-99

"Главное достоинство ХИ-99 в том, что она прошла!"
Мастер-посредник Лориэна после ХИ-99

"Ты необъективен. Ты пишешь не только о том, что
видел, но и о том, о чем слышал. И почему-то ты  собираешь
только слухи про плохих мастеров и хороших игроков!"
О.Федор, мнение по поводу этой статьи.

    Необходимое преуведомление. Да, я необъективен. И в подготовке этого отчета я пользовался в том числе и слухами, а так же выступлениями в ФИДО и Интернете других участников ХИ. Но я не собирался специально хаять одних, и возвеличивать других. Если на полигоне в разных командах разные люди говорят что "у мастеров барда ", то пусть меня извнят - я буду пользоваться этим термином. Кое-кто считает, что жалобы на мастеров - это отговорка, оправдание своего собственного разгильдяйства. Ну что ж... Наверное, можно смотреть и так. Каждый видит этот мир по-своему, и то, какими я увидел ХИ-99 изложено в этом тексте...
 

    На Зиланте-98 на мой вопрос, чем будет отличаться ХИ-99 от предыдущих, Кор высказал следующее (за точность цитаты не ручаюсь, но за смысл вполне): ⌠Последние годы каждый, кто делает всесоюзные ХИ заявляет √ на этот раз мы сделаем самую правильную, самую лучшую, самую крутую хишку┘ Мы не собираемся делать самую-самую. Мы хотим просто сделать игру. Нормальную, без претензий.■
    В чем-то эта идея оказалась реализованной. Мастера ХИ-99 действительно сделали просто игру. Без претензий. А то, что обычно от всесоюзной игры ожидается что-то нечто большее, нежели ⌠просто игра■, это уже проблема ожидающих┘

    Начну по порядку. Подготовка к ХИ99 была отмечена с одной стороны некоей крутостью (Как же! Специальный сайт в Интернете!), а с другой стороны √ провалами. Никак иначе, кроме как организационным провалом, например, нельзя назвать спешное рекрутирование посредников в момент, когда до игры осталось меньше месяца. Более того, мне приходилось слышать, что посредниками назначали людей, приезжающих играть, то есть непосредственно на полигоне! За точность этих сведений я не поручусь, но слышать - слышал.
   Информационное обеспечение подготовки игры тоже было несколько своеобразным: сайт в Интернете был, а вот в ФИДО материалов не было ни хрена! Объяснение было простым: в ФИДО много фидошников, и некоторые из них полные фидорасы┘ Интересно, а что бы мастерам еще и по телефону перестать общаться? Ведь из трубки тоже не сплошь разумное-доброе-вечное слышится! Одним словом, мастерская группа сознательно игнорировала один из мощных каналов общения с будущими игроками.
    Ну и конечно, вопрос с полигоном┘ Засуха и лесные пожары в Подмосковье напрочь убили и основной, и запасной варианты, и поэтому и мастера, и полигонщики, и просто волонтеры-добровольцы мотались по          окрестностям Москвы с высунутыми языками, осматривая любое мало-мальски подходящее место на карте.
    Насколько мне известно, Бабур (мастер-хозяйственник) осмотрел 11 полигонов, Куковлев √ 8, сколько кто еще √ не знаю.
    Словом, неясность добавляла нервотрепки для всех: и для игроков, которые уже купили билеты, чтобы успеть отстроиться, и для игровых мастеров, которые до последнего момент допускали возможность перенесния (а читай √ отмены) игры. Полигон был найден за 3 дня до начала заезда √ и этим все сказано. Расположение его нельзя назвать удачным √ заброска от электрички на рейсовом автобусе + пешкарусом (лесная дорога оказалась проезжей не для всякой машины не со всяким водителем) не самое лучшее, что можно придумать. Во всем остальном полигон был оказался как минимум неплохим: строяк-дрова в достаточном количестве, вода в виде двух ручьев близко почти для всех команд, и практическое отсутствие цивилов.

    Раз уж я заговорил про полигон, поговорю и про ⌠полигонную команду■, которая в свое время произвела фурор на Зиланте, да и потом, работая на многих играх сделала себе неплохое имя.
    К сожалению, похоже на то, что сейчас в полигонке, сложившейся за прошлые годы, произойдут перетряски и изменения. Личные амбиции, накопившиеся проблемы во взаимоотношениях не могли не сказать на работе. Но это в конце концов внутренние разборки, а если говорить про непосредственно работу┘
    Насколько я понял, сейчас существуют две почти не зависимые друг от друга группы, именующиеся ⌠полигонной командой■: условно я их назову ⌠техниками■: (Толченов, Булгаков, до недавнего времени Куковлев иже с ними) и ⌠экологи-безопасники■ (Дар Вольсон, казанские ⌠легионеры■ и опять же тусовка, которая сложилась вокруг Вольсона) С ⌠техниками■ я почти не пересекался, кроме нескольких рейсов на толченовском ⌠каблуке■, и чего-то обоснованного сказать о них не могу. Каблук ездил, рации работали┘
    Но я жил на стоянке с ⌠экологами■, и имел возможность видеть их не только ⌠при исполнении■, но и, так сказать, в домашней обстановке.
    Так вот, ХИ-99 еще сильнее уверили меня в том, что я подозревал с самого начала: нельзя воспринимать ⌠экологов-безопасников■ как профессионалов, несмотря на то все их замечательные качества. Это такие же игроки, приехавшие поиграть в свою игру, игру в полигонщиков, и не более того. Дело не в том, что они не сделали чего-то, что должны были сделать √ дело в том, как они это делали, и сколько сил на это тратилось.
    То есть: я со своим пузом и прочей физической подготовкой (вернее ее отсутствием) могу пробежать километр. И пять километров тоже могу. И даже десять, если потребуется √ при этом я выложусь нафиг, для меня это будет подвиг, но я это сделаю. Правда, после этого сделать еще что-то я буду уже не в состоянии. А для профессионала-бегуна эти десять километров √ ежедневная норма, это работа и не более того.
    Полигонщики на ХИ-99 не работали. Они именно выкладывались, причем даже там, где подвига в общем-то и не требовалось. ⌠Я уже сутки (двое, трое, четверо┘) не сплю!■ √ это говорилось чуть ли не с гордостью, типа во какой я двужильный, во сколько пользы людям причинить успел! Необходимость этого героизма вежливо оставляется за кадром, поскольку нет ее. А когда возникает ситуация, действительно требующая напряжения сил, их уже и нету почти┘
    И возникает вопрос: а нужны ли такие ⌠подвиги■? Нужен ли ночной патруль службы безопасности, если патрульный плохо сознает, где он находится и куда идет? Нужен ли сонный дежурный на рации, который путает и позывные, и слова сообщений? Нужен ли, в конце концов, ⌠психолог■, который сам считает себя настолько перенапрягшимся, что ⌠снимает напряжение■ наиболее популярным способом, после чего все желающие имеют возможность наблюдать очередную ⌠одиночную женскую истерику■?

    А вот от кого действительно требовались подвиги, так это от врачей, что были на полигоне. У меня создалось впечатление, что туда съехались не игроки на ХИ, а участники конкурса членовредителей. Причем можно было бы понять, если травмы возникали из-за каких-то игровых действий √ но ведь подавляющее большинство бед были┘ как бы это сказать┘ бытовые, что ли.
    По игре до финальной битвы (ее нельзя назвать полностью игровой, но об этом √ позже) была только одна серьезная травма: Сайта со сломанным ребром (его возили в Москву проверить целость внутренних органов, ничего страшного не обнаружили, и он вернулся на полигон). (Комментарий самого Сайты: "...дядь Леш, усе хорошо токо ребро я не сам употребил а обаплы з Балинской команды мене его поломали..".)
    На прощальном оттяге имели место сотряс мозга, три поврежденных головы, и одна  травма ушного хряща. На игру эти травмы списать, кончено можно, но условия их получения были несколько специфическими: народ откровенно выпускал пар со всей дури. Все остальные игровые травмы были мелкими царапинами-ссадинами. Их было примерно столько же, сколько обычно.
    А вот все остальное┘ Порезанные ножами-топорами руки (до сих в пор в руках держать не научились?), наколотые ноги (По лесам босиком гулять любим?), желудочные беды (Хранить продукты не умеем? Сырую воду пить любим?), болячки-аллергии-простудифилисы (Самыми здоровыми себя считаем?), последствия пожизненных драк (Культура прям-то таки прет?)┘ И плюс к этому √ последствия работы Феликих Шпецалистов: к примеру у Балина неприятности с травмированной после аварии ногой начались с массажика, который ему устроил некий умелец. Плюс √ халтурно сделанная в Клину процедура, и результат: необходимость устраивать операцию прямо на полигоне.
    Надо сказать, что меня поначалу некоторые из докторов попросту раздражали √ идет игра, а они бодро и весело гуляют (именно гуляют, а не куда-то там идут) по полигону без бел-хайратников, с ⌠Кроссманом■ за поясом и громогласно обсуждают, сколько спирту надо сегодня вечером разводить. Но после того, как начали сыпаться ⌠случаи■ я понял что был не прав: на мой непросвещенный взгляд все они свое дело знали, и лишними на игре не были.
    Кстати, следует заметить, что мастера считали иначе √ отче Федор, к примеру устроил настоящий скандал на тему - чьи, собственно, в этом лесу шишки, и кто должен иметь преимущество в радиоканале: главный мастер с игровыми вопросами, или врачи с разговором что кому куда колоть.

    Ну вот, я и добрался до игровых вопросов, то есть собственно до ИГРЫ, которая называлась ХИ-99.
Собственно говоря, по идее 99-я хишка должна была быть самой что ни на есть толкиновской игрой, потому что время ее развития √ как раз то, что описано в трилогии. На полигоне были и Фродо, и Арагорн, и Гэдальф, и прочие персонажи со значащими именами.
    Главмастером был отче Федор, причем √ любопытный момент: его окончательное главмастерение было утверждено голосованием  людей, оказавшимися рядом в мастерятнике в момент приезда на полигон его и Ниенны. Выбор был как раз между Федором и Ниенной, хотя по мнению многих, следовало назвать решающим голос Кора. Но √ увы и ах┘.
    Надо сказать, что и персонально ролевики, и команды вообще были подобраны, на мой взгляд, очень неплохо, и в этом несомненный плюс ХИ-99.
    В большинство я был готов поверить безоговорочно, при том, что их трактовка не всегда сходилась с канонической. Например Радагаст-Арлекин (Мне так и хочется называть его Радагаст Дремучий). Посмотрев на него, послушав его, понаходившись рядом в игровые моменты я готов поверить в то, что Радагаст Карий мог стать и Радагастом Кровавым.
    Очень эффектен был Саруман√ даже внешне он был ослепительно белым все несколько дней игры, а Сарумановы уруки оказались чуть ли не светлее эльфов √ во всяком случае на битвы они выходили на стороне светлых.
    Лиссэ в роли Галадриэли была┘ мнэ-э-э┘ словом, теперь я понимаю, почему Лориэн в Средиземье называли Гибельным Лесом не только орки. Закоренелая стервозность и выскомерие древнего эльфа не просто сквозили, они сочились из Галадриэли как┘ Ну, к примеру, как мед из переполненных сот.
    Саурон-Берсерк на мой взгляд играл свою роль с меньшим азартом, нежели в 95-м году √ наверное не так уж и интересно ощущать себя профессиональным Сауроном. Зато голос Саурона (Фомор) был колоритен до ужаса: с бритым черепом, по жизни звучным голосом┘ Смотрелось великолепно!
    Особо надо отметить Горлума √ я, к сожалению не знаком с этой девушкой, кажется ее зовут Настя. Роль Горлума была в основном театральной, но эта театралка была сыграна очень убедительно.
    Я не способен вот так вот раздельно вспомнить всех ролевиков, но еще раз подчеркну: совсем провальных или тусклых ролей пожалуй не было. Были менее яркие √ например Гэндальф, на мой взгляд, мог бы быть позаметнее, ⌠погромче■, если хотите. Но плохим его отыгрыш я называть не буду, потому что это не так.
    (Посмотреть, как кто выглядел, да и вообще увидеть картинки с ХИ можно здесь.)

    Команды тоже были практически все на месте. Я не могу припомнить ни одной отркровенно плохо отыгрывающей команды. Некоторые были более заметны, некоторые менее, но тем не менее √ откровенной неигровухи, или нездравого стеба не было почти нигде. Разве что кабак 7-40 с ⌠таки да бабушкой Г▓озочкой, штоб она был здог▓ова┘■ На мой взгляд а-ля одесские приколы на ХИ малость черезчур не в тему.
Самым колоритным, конечно же, был Харад, расположенный на дальнем крае огромной поляны √ харадской степи. ⌠Конкретные пацаны в малиновых пиджаках■ так сказать (якрие короткие халаты я воспринимал именно как пиджаки соответсвующего цвета). Харад состоял из нескольких кланов, которые во внешний мир выступали под общим руководством, но в то же время имели свои сложные взаимоотношения внутри страны. По части военной силы и организованности с ними мало кто мог сравниться. Кроме того, Харад вел активную деятельность и окромя войн: шпионы, мелкие нападения, ночные вылазки, коварные интриги┘ Ну и конечно, пленники. Жизнь Харада была построена на жертвах √ без них ни жениться, ни корабль построить, ни урожая попросить. Так что пленники были для Харада расходным материалом, и за ними охотились не по злобе, а по суровой необходимости.
    Пленников харадцы брали сами, или же покупали, например Умбаре. Умбарские пираты на игре были именно пиратами. Безбашенными, вероломными, жадными и разухабистыми. Причем последнее относилось и к гульбе, что в драке. Веровали умбарцы в Великого Утундрия, и надо сказать, мне глаза не резало: мало ли что себе пираты напридумывают.
    Мордор был черен и беспросветен даже по жизни: лагеря стояли в темном ельнике, куда надо было заходить с залитой солнцем просеке. Впечатление было √ воистину, страна мрака! Рохан и Минас-Тирит находились на открытой поляне (степи), и армии их составляли суровые, хорошо экипированые воины. Хоббиты жили своей истинно хоббитской жизнью далеко и на отшибе, дунаданы охраняли подходы к Ширу тихо и незаметно, стены Серебристой Гавани были действительно серебристыми (или серым √ в сумерках), а паруса ⌠кораблей■-имитаций вдалеке на полянке выглядели так, что не требовалось больших усилий, чтобы вообразить: там не поляна, а гавань, где стоят настоящие эльфийские корабли┘
    В Имладрисе, Изенгарде и Эсгароте я бывал нечасто, но когда бывал, то был бы мастером √ претензий к внутрикомандной игре не имел бы.

    Итак, игра пошла┘ И почти сразу же стало ясно, что идет, собственно две игры. Сюжетка-информационка для персоналий √ и непонятно что для остальных. Среднестатистическая феодалка с толкиеновскими названиями. А попытки команд предпринять активные действия натыкались на противодействие мастеров. Причем, насколько я понял, мастера старались более-менее выдержать основной сюжет, и ради этого откровенно давили спонтанно возникающие линии. Да, конечно, какой там к черту поход Фродо с Кольцом в Мордор, если этот самый Мордор вынесет все Средиземье? И наоборот, если например Рохан перережет половину орков?
    Вот и приходилось мастерам постоянно пытаться подправить баланс, чтобы не дать слишком быстро кому-нибудь одержать верх раньше времени. Но эти ⌠выправления■ мало того, что наоборот, раскачивали ⌠лодку■ еще сильнее, они еще и жутко раздражали игроков, которые приехали играть для себя, а не для неведомо где шарящегося Арагорна.
    Прямым следствием этого стали все новые и новые изменеия в правилах: классическим примером можно считать назгулов. То на параде БББ заявляет, что ⌠артиллерия■ назгула не сносит. Тут же он поправляется, и говорит, что сносит. Потом оказывается √ опять не сносит. Потом выясняется, что снова сносит, но лишь серебряной стрелой. А сколько нужно серебра на стрелу? Опять варианты: смотря какую. То ли для баллисты, то ли для лука... Опять же вопрос - кто может такую стрелу сделать, какого уровня должен быть кузнец? Все это решалось в процессе игры, информация часто доходила до игроков не полностью, или в искаженном виде: например имело место путаница со словом стрела (для лука и для баллисты), и ее ценностью .
    Потом вдруг оказывается, что Саурон провел обряд, и заапгрейдил назгулов до практически невыносимого состояния: чтобы победить (не убить, а развоплотить и отправить в Мордор на восстановление) всю девятку, при условии что назгулы не сопротивляются, потребовалось бы ровно 99 человек, которые после стали бы рабами Саурона. Привет мастеру по магии Кору, и его обещаниям, что не будет в Средиземье атомных бомб. Да девятка таких назгулей превратила бы Минас-Тирит в Хиросиму не хуже ⌠худышки■!
(После игры один из назгулов заметил со скрытым самодовольством - а что бы вам двумя клинками одновременно не бить? Тогда количество жертв снизилось бы в два раза! Спасибо на добром слове, конечно...)
    Опять же - то назгул чуму нашлет, то слепоту... И начинались неигровые разбирательства: а могут ли, а в каких размерах, а на какое время. Потом чуму отменяют - может быть и по правилам, но игроки-то откуда это знают? Для них это выглядело именно как мастерские шатания - то ли можно, то ли нельзя...
    И в то же время с теми же назгулами возникали совершенно глупые ситуации: вот стена Зеленолесья. Вот стоит назгул. Внутрь он войти не может. Стрелы ему вреда не причиняют. И вот он стоит под стеной, а эльфы √ на стене. Стоят, и маются, не зная что дальше делать┘
    Не следует забывать, что каждое изменение правил или ТТХ врагов √ это на полчаса ругани между игроками, потом вызов посредника (а посредники тоже не всегда владели информацией), потом вызов мастера с рацией, потом ругань между мастерами по той же рации┘ Если это не неигровуха, спровоцированная самими же мастерами, то я и не знаю, как это назвать.
    И если бы только дело было в назгулах! А сколько правил ночной боевки сменилось? То "два на два", то "три на три", то "четверо на четверо"... А сколько еще всего, о чем я не знаю? Недаром на видеокассетах то и дело встречаются фразы типа ⌠- Эй, ты играй по правилам┘ - А по каким из?■
    Нельзя не отметить и мастерскую географию. Изначально неудачно расположив команды, мастера начали расставлять горы-реки и так далее, причем почему-то именно там, где удобнее всего ходить по жизни. Туда, где ходить по жизни неудобно они со своим волчатником не дошли, и в результате можно было формально не нарушив правил пройти из Мордора в Морию, не заглянув ни в Рохан, ни в Минас-Тирит.
    Да и в ходе игры география продолжала "плавать":  вдруг откуда не возьмись появился Андуин, а еще через некоторое время он изменил свое русло, переправа из Гондора в Митлонд почему-то сама по себе исчезла нафиг √ землетрясение наверное, разрушило┘ Появились какие-то особые переправы через горы (или реку┘ чем были ручьи по игре мне никто так разумного ответа и не дал) √ орки по ним ходят, а вот остальные √ фигу.
    Ну и мелочи √ типа сидит посредник, выписывает сертификаты на всяческую эльфийскую бню √ а у эльфов ее много┘ Час сидел √ выписал. И вдруг приходит сообщение, что все сертификаты, что не на желтой бумаге √ недействительны. Посредник садится еще на час писать┘

    Все это по отдельности было бы не так уж и страшно, но накапливаясь вместе, раздражало и игроков, и мастеров. Причем раздражение мастеров выливалось в увеличение раздрая.
    Кто-то где-то (кажется в ФИДО) написал, что за всю игру не встречал отче Федора с нормальным цветом лица.
    (Комментарий о.Федора - "Какое отношение к игре имеет цвет моего лица?" Мой ответ: "Действительно, а какое отношение к игре имеет состояние и настроение главмастера?")
    Это чертовски близко к истине! БББ в процессе игры снял с себя (или с него были сняты √ подробностей я не знаю) полномочия мастера по боевке. В середине игры! Классический случай смены коней на переправе - тут уж либо кони совсем того-с, либо переправа на редкость не особенная.
    Особо замечу относительно успешности координатора светлого блока Ниенны. На подотчетной территории (я в основном мотался по лагерям светлого блока) я ее видел только один раз. В большинстве мест ее не видели вообще. Где-то ее видели дважды, и сообщили мне об этом как о чем-то великом и героическом. Это при том, что Кор (координатор темного блока) мотался везде, где требовался мастер.
    Я допускаю, что Ниенне было просто в ломы мотаться туда-сюда, в конце концов она √ слабая женщина (вот интересно, что она скажет, прочитав эту строчку? ;-),  но тогда зачем она брала на себя эти полномочия? Пусть у тебя сто раций в распоряжении, но мастер должен сам видеть игру!

    Но √ я еще раз подчеркну, что игра все-таки началась и шла. Постоянно спотыкаясь о нестыковки в правилах и мастерское┘ э┘ выражаясь цензурно - не очень хорошее координирование, но все-таки шла.
    Постоянно продолжались вялотекущие разборки за обладание Морией, которую защищали орки: Саурон обещал Балину отдать Морию и так, гномы из разных команд несколько раз лазили в Морию вместе с эльфами, и доигрались до Балрога, который оказался настолько невыносим, что обиженые игроки порвали ему кольчугу и чуть было не запинали по жизни. (Ходили слухи, что его побили до состояния вызова врача, но это не так. Врач бегал к Сайте, который именно в тот момент и сломал ребро).
    Бродили волколаки и отряды умбарцев, которые время от времени осаждали Минас-Тирит силами до одного наглого пирата, осыпающего гондорцев оскорблениями.
    Ходили харадские и моргульские шпионы, а так же и безобидные и очень веселые тороговые караваны (Брайн-&-K), плавали в своих кораблях эльфы, а Белый Совет собирался с регулярностью директорской пятиминутки на крупном машиностроительном заводе.
    И где-то тайными тропами ходили Хранители √ искали то ларец, то кольчугу, то кольцо, то встречались с поддельным Арагорном, которому выдавали поддельное же кольцо √ знай наших!
    Все это было, и было бы неплохо, более того, было бы здорово, если бы не тот бардак, о котором игроки говорили сначала глухо, а потом все громче и громче. Изменения в правилах, длинные тайм-стопы, несогласованность действий посредников и мастеров┘ Кстати, в этом смысле рации на полигоне сослужили плохую службу игре: те посредники, которым посчастливлось стать обладателем сего магического предмета начали выяснять у ╚больших╩ мастеров буквально каждую мелочь, совершенно забывая, что посредник тоже имеет право принять какое-то решение! Впрочем, при уже упомянутой методике подготовки посредников это было наверное, меньшим злом из возможных.

    Одним словом, неразбериха в правилах и неопределенность в игровой ситуации задолбали всех. Настолько, что Гондор+Рохан совершили самоубийственный (причем они заранее это знали!) поход на Харад. Игровая причина √ Харад успел насолить и Рохану (заслав несколько человек якобы для дружеских переговоров, а потом с их помощью ночью просто перерезав всех), и Гондору, вынеся Дол-Амрот, а заодно и идущие на выручку Минас-Тиритский и Роханский отряды.
    На самом деле именно решимость умереть и подвела объединенное войско: не выставив посты в тылу, наступающие оказались зажаты между двух огней: из выбитых ворот Харада на них вышел Боевой Мумак, а сзади навалился Умбар. В результате √ полное поражение светлых в этот день (нельзя не отметить, что они свои хиты считали честнее, нежели Харад, и мастера были вынуждены наслать на Харад чуму, чтобы скомпенсировать нечестность победителей).

    Впрочем, светлые и сами по себе были ребята лихие. Апофегеем "светлизны" и "дивности" стал поход светлых сил в Мордор с фиалом Владычицы Галадриэли (сама Галадриэль по дороге благоразумно отстала┘)
    Воодушевленные светлым обрядом люди, эльфы и гномы решили пройти через Кирит-Унгол, и осветлить Мордор √ и доблестный Саруман привел их прямо под раздачу, в тот момент когда Голос Саурона провел обряд по включению дым-завесы (тьма над Мордором), где вся эльфийская магия выключается┘ Словом, привел Саруман свою паству прямехонько в Мандос - особенно если учесть, что часть народа полезла под волчатник, обозначающий непроходимую игровую территорию.
    Хотя, может быть,  дело тут и не в "светлодивной" обреченности. Насчет обряда - так и хочется восклинуть голосом┘ нет, не Саурона, а голосом Станиславского: ╚Не верю!!!╩
    Ну действительное √ как объяснить, что мудрейший Саруман, глава Белого Совета не знал о том, что возможен подобный обряд? Тем более что обряд сей смог провести даже не сам Черный Владыка, а его приспешник (отнюдь не майя!), а значит действо было не из самых сложных. Объяснение одно: не читал могущественный майя мастерских правил по магии, с которыми был ознакомлен мсье Саурон┘ Может быть кто-то мне объяснит, в чем тут прикол, но я логики не вижу!

    И последний поход Хранителей┘ Долгий тайм стоп, во время которого окрестности оглашались воплями из рации: ⌠Отряд Хранителей идет в кабак 7-40!■ √ ничего себе тайный поход! Саурон утверждает, что некий волколак  слышал слишком громкий разговор Хранителей в пути. Сами Хранители утверждают, что во всем виноваты громогласные рации. Мастера и "темные" версию с рацией считают попыткой оправдать свое бакланство... Словом, разобраться в ситуации сейчас уже очень трудно. Каждый останется при своем мнении. Но так, или иначе, а Хранителей ждала торжественная встреча, и... словом, чуда не случилось. "А вы думали, в сказку попали?"

    После того, как Саурон получил Кольцо Вселастья, все стало бессмысленным. И поход войска мертвых на врата Мораннона, и Пелинорская битва (ее, строго говоря, нельзя назвать чисто игровой: она велась без применения магии, и это был скорее финальный оттяг, выпускание пара). И вполне логичным был финал┘
Кстати, о финале игры. Я позволю себе процитировать мессагу Кора, написаную уже после игры:
    ⌠Светлые  проиграли (битву на поле √ 49-й)  (хотя, повторяю, это уже ничего не решало). И после этого мастера таки уломали Саурона оставить одну светлую твердыню (Минас Тирит) как крепость последней надежды. Для этого к стенам крепости пришли назгулы и Саурон отыгрывать театралку (без боя) в которой назгулы должны были просто отступить. Специально из Мандоса мастерским произволом были выпущены Арагорн и Арвен. И после этого никто эту театралку отыграть не смог (даже и не попытался), игроки оскорбляли мастеров - что вы хотите еще? Мы сказали Саурону: "можно", и он залил все к черту лавой.■

    Насколько известно мне, о том, чтобы кто-то смог или не смог отыграть ╚театралку╩ речи в общем-то и не шло. Арагорн, выслушав идею, просто заявил √ ╚Мне тут все уже надоело!╩, и пошел собираться домой. Может быть это он сделал и зря √ Ниенна задумала даже не театралку, а нечто поинтереснее: по ее идее, Минас-Тирит должен был стать цитаделью духа, то есть любая попытка напасть на подходящих врагов магией или оружием привела бы к его гибели, но сохранив спокойствие и веру в Свет, защитники Минас-Тирита отстояли бы его. Но эта красивая в общем-то затея пропала втуне: игроки уже не верили в то, что от мастеров может исходить что-то более-менее разумное. И идущие к Минас-Тириту мастера и назгулы были встречены улюлюканием и прочими проявлениями неигрового непочтения.
    Кор обижен на игроков, которые ⌠оскорбляли мастеров■. Можно понять! Но надо понять и игроков √ то, что я не раз и не два называл мастерским бардаком, игроков оскорбляло не меньше.

    Вот такой вот рассказ про ХИ-99 получился. В принципе идея ⌠мы делаем просто игру■ √ оправдалась. Была ⌠просто игра■, с успехами и прорехами. Никто не обещал чего-то большего. Но почему-же все-таки так обидно, а?

    P.S. А Минас-Тирит действительно поглотило пламя: после игры лесники потребовали все разборать, что-то сжечь, а что-то оставить на дрова себе на зиму. Говорят, горели серебристые стены очень здорово, не хуже, чем если бы их действительно залило лавой┘

Вернуться на главную страницу...