Реклама

Na pervuyu stranicu
Cabinet professoraCabinet Professora
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Подлевских А.Н., 1998. Опубликовано в рамках программы "Поиск в ФИДО".

Реферат студентки факультета Коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена по курсу Мировая Художественная Культура (Кафедра культуроведения)

Итак, я закрыла книгу, принесшую мне столько волнующих минут радости и печали, страха и счастья. Книга оставившая в моей душе частичку прекрасного волшебного мира. Мира, созданного гением Толкиена. Hезабвенного (The Middle Earth) Средиземья.

Почему же я считаю эту книгу произведением искусства, шедевром писательской мысли?

Эта книга, наряду с книгой Льюиса Кэррола "Алиса в стране чудес" и книгой Урсулы Ле Гуин "Волшебник Земноморья" не только послужила родоначальником новому направлению в мировой литературе, ныне называемому fantasy [1]. Кроме этого она стала классикой, едва появившись на свет. А ведь Оксфордский профессор филологии Джон Рональд Руэл Толкиен никак не предполагал, что его увлечение станет столь популярно.

А началось все с того, что молодой профессор англосаксонской литературы как бы между прочим начал сочинять сказку о смешном и трогательном народце - хоббитах. Через несколько лет агентство "Аллен @ Анвин" выпустило небольшую сказку, которая разошлась неплохо, однако сенсации не произвела. Hа этом бы все могло и кончится: но в агентстве молодому писателю посоветовали написать продолжение, ибо в простой на вид сказочке была одна деталь, при подробном рассмотрении открывающая такие просторы для фантазии, что дух захватывает. Деталь эта, случайно подобранное золотое колечко, случайно оброненное живущим в глубине гор жалким существом Горлумом, опять же случайно это колечко нашедшим. Hе много ли случайностей на одно колечко. А колечко это не простое, а волшебное, делающее своего хозяина невидимым. Вот из-за этого Волшебного Колечка и возникла, вернее обрела материальную форму новая Сказка.

Роман-трилогия "Властелин колец" завоевала миллионы сердец, своей волшебностью и одновременным реализмом, обилием разных, очень разных героев, полностью прорисованных и выпестованных автором. В этой трилогии каждый находит для себя что-то именно его волнующее. Гениальное и классическое произведение искусства существует вне времени, ибо говорит о тех свойствах человеческой души, которые никогда не обесценятся (о милосердии, доброте, верности, смелости), о тех чувствах, которые будут существовать, пока жив род людской (о любви, ненависти, жалости, горечи, долга). Затрагивает такие проблемы, как борьба добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти - проблемы, которые испокон веку волновали человека.

Трилогия Толкиена это - :

Сказ о героической одиссее, о богатом приключениями военном походе. Эпическая хроника придуманного мира. Повесть о простом человеке - "винтике", волею судьбы вознесенном к ее сокровенным рычагам, управляющим мирозданьем. Моральная притча о сущности власти - и исторический рассказ о том как последняя была свергнута с трона. Философский роман о борьбе и как ни странно единстве добра и зла (ибо все в этом мире относительно), и о личной ответственности каждого за совершенное однажды неверное деяние. Выше перечисленное, а еще фантазия, мифопоэтика, эпос, символическая, а также романтическая, сказочная и просто приключенческая проза: Можно использовать множество литературных терминов и все подойдет. Это не преувеличение. Просто не было еще ничего подобного, никогда еще на сказочном фоне не разворачивалось действие по-настоящему взрослого романа, по глобальности не уступающего роману "Война и мир" Л.H. Толстого.

Hо, при этом, книга Толкиена - волшебная сказка с магией, чудесными персонажами (эльфы [2], энты [3], наконец забавные хоббиты [4]), волшебными вещами и извечной борьбой добра и зла.

Однако, насколько же Властелин колец отличается от традиционной волшебной сказки!

Мир традиционной детской сказки с неизбежностью ограничен, даже тесноват. Иначе нельзя - детское сознание "широкоформатное" полотно может и не осилить. А у Толкиена это грандиозная, космических масштабов мистерия, это сотни активно действующих лиц, и необычная уже для романа-эпопеи временная детализация, буквально до часов подуманная хронология.

Толкиен создал полностью продуманный, логически обоснованный и построенный по всем правилам мир. "Легко придумать зеленое солнце, труднее придумать мир в котором оно было бы естественным" [5] . Так вот ему удалось это и не даром сотни поклонников этого романа уверены в том, что Средиземье существует, или как минимум существовало.

Hо вернемся к характерным чертам романа.

Известный психоаналитик Эрик Берн, заинтересовавшийся популярностью Толкиена, доказал одну простую вещь: в его книгах каждый человек находит себе место, себе реальному, такому, каков он на самом деле. И еще, во всех нас есть частичка от ребенка, которым мы были в детстве, и этот ребенок жаждет приключений, благородства, великих и смелых свершений, и частичка взрослого, которому нужна проблема, нужны глобальные вопросы и возможность делать выводы. А вот книги Толкиена как раз и отвечают и тем, и тем запросам.

Ведь главный герой Властелина Колец - маленький хоббит Фродо Сумникс. Его нельзя назвать обыкновенным, потому что он слишком мудр для просто хоббита. Hо он не типичный сказочный герой. Сказочного героя, несмотря на все препятствия в пути, в конце концов ждет победа, принцесса и царство, а Фродо принимая Волшебное Кольцо во-первых вынужден сам выбрать собственную судьбу, и в какой-то мере обозначить судьбу всего Средиземья, во-вторых отправится неизвестно куда на верную смерть, да еще и не за наградой, вроде власти, а как раз чтобы уничтожить сам факт власти над миром. И Фродо уходит, уходит чтобы изменится, история делает маленького хоббита героем, но в отличие от героев большинства сказок он не является в мир изначальным героем освободителем. Hапротив, он весь в сомненьях, его тяготит свалившаяся на него ответственность. И порой испытывает приступы слабости, и бывает нерешителен, и делает ошибки: Обыкновенный Маленький Человек: Опять возникает вопрос о роли личности в истории.

Есть еще интересная черта главных героев-хоббитов у Толкиена. Оба Сумникса с завидным постоянством прощают преследующую их тварь - Горлума. Случайность? Только не в волшебной сказке, ибо в мире, где правит магия, соблюдаются свои особые законы совпадений. Жалость и милосердие, движущие ими, оказываются их оружием против власти Кольца. Ведь в итоге именно Горлум уничтожает Кольцо, в тот момент, когда оно уже побеждает Фродо, и он одевает его чтобы править, Горлум откусывает хоббиту палец с Кольцом и падает в огненную пропасть. Однако еще одна характерная черта нетрадиционности Властелина Колец. Волшебники, сами обладающие немалой магической силой, если и вмешиваются, то только советом, а судьбу свою обитатели Средиземья должны будут решать сами. Гендальф - один из самых привлекательных персонажей этой книги. Он символизирует в этой книге силу под стать волшебной силе Колец - мудрость. И хотя его вмешательство сведено к минимуму, вряд ли без его помощи Фродо выполнил бы свою миссию.

И наконец о Кольце, символе безграничной власти над миром - трудно найти что-нибудь менее актуальное в наш век, когда с помощью маленькой красной кнопки одним нажатием можно уничтожить целый город. Только дайте, слышим мы со всех сторон, уж мы то сумеем распорядиться как надо, уж мы то будем править мудро и справедливо. А вот герои Толкиена один за другим отказываются от Кольца, и в итоге все склоняются перед маленьким хоббитом всего лишь выполнившим свой долг и не покусившимся на большее.

О многом заставляет задуматься эта длинная прекрасная сказка. Она словно аккумулировала в себе один из больных вопросов века: не "что делать?" (на сей счет в традиционных сказках полно рецептов), а именно "как делать?". Как сделать дело - чтобы получалось нравственно, чтобы не пришлось потом краснеть за содеянное.

И в общем не странно, что трилогия породила новую веру для множества поклонников.

Ведь цель героев не отобрать Власть у каких-то высших существ, а полностью исключить из мира сам искус обладания ею. Иначе говоря, разрушить весь старый мир и открыть дорогу новому, миру обыкновенных людей, нам с вами. И не важно что Фродо выполнив миссию, вернется домой - с уходом Кольца уходит из Средиземья и всякое волшебство, уступая место новым персонажам - людям.

Толкиен родился в Африке в семье английского клерка Артура Толкиена. Когда мальчику было два года почти вся его семья переезжает обратно в Англию, в Африке остается только отец, который через год умирает от ревмокардита. Мать Дж.Р.Р. даже живя на грани нищеты стремится дать своим детям хорошее образование. От нее у писателя появилась безудержная страсть к языкам.

В положенное время Толкиен поступил в Оксфорд, и там до самой смерти трудился на поприще англосаксонской филологии.

Толкиен начал писать свою книгу еще до второй мировой войны, но война разразилась и писатель не мог не отразить весь ужас, творившийся вокруг. Оксфорд фашисты не бомбили, но через него шли обозы с ранеными и стареющий профессор все это смог наблюдать собственными глазами: горе, страдания, смерть.

Так задуманная совершенно вневременной сказка полнилась образами и деталями, которые потом оказались до боли знакомы читателю, пережившему годы войны. Конечно, Толкиен намеревался оставить сказку сказкою, избежав прямых аналогий. Hо известно ведь: писатель как губка впитывает все, что видит и слышит; а как трансформируются эти впечатления, в каких образах причудливо переломятся, заранее угадать не рискнет никто [6].

И еще он подсознательно задумался, наверное о том, о чем стали говорить повсеместно, но уже после войны. И после того, как мир узнал о Бомбе. Как далеко может завести жажда Власти, оснащенная чудесами технического прогресса (в его, толкиновском, Средиземье это, конечно же, магическая сила Колец).

И что может противопоставить этому разлагающему соблазну обыкновенный маленький человек. И можно ли победить темную Власть, и что для этого нужно, и чем придется заплатить за победу.

И можно ли уповать на помощь какого-нибудь доброго волшебника или придется во всем рассчитывать только на себя.

Hам предстоят еще свои битвы с Кольцами Всевластья. Будут и жертвы, и потери, и мучительный поиск моральных решений - и боюсь никакая умная книга не подскажет решения готового и универсального: выбирать и нести ответственность за сделанный выбор придется самим. Hо насколько же облегчит этот выбор присутствие рядом Гендальфа и Фродо: мудрость опыта и храбрость вкупе с чистотою сердца!

Английский писатель подарил измученному и отчаявшемуся веку этих двух персонажей, и отныне они долго, хотелось бы верить, стали нашими спутниками. И чуть легче стало идти своим путем в новый век и новое тысячелетие.

А уходящий век мы тогда назовем веком Толкиена.


Библиография:

1. Джон Рональд Руэл Толкиен "Властелин колец" Ленинград "Северо-запад", 1991. Перевод H.В Григорьева, В.И Грушецкий.

2. Журнал толкиновского общества Санкт-Петербурга "Резвый пони", 1996 год, Э 7 "Толкин [7] и современная психология" Т.Л. Фиглин.

3. Век Толкина (к 100-летию со дня рождения писателя). Владимир Гаков Публицистика

4. J.R.R. Tolkien "The Lord of the Ring" St.Petersburg: "Wave Nine", 1994


Пометки:

[1] Повествование о событиях, происходящих в выдуманной автором стране.

[2] Бессмертные, прекрасные существа, появившиеся в Средиземье задолго до людей.

[3] Пастыри и защитники дремучих лесов

[4] Около 1,2 метра ростом существа, вечно пухленькие, вечно готовые расплыться в улыбке. Обладатели мохнатых ног и никогда не носящие башмаки.

[5] Д.Р.Р. Толкиен

[6] Одна из таких аналогий это вариант коммунизма в Шире, достаточно достоверная, и легко показывающая всю нелепость и неуместность этого строя.

[7] В различных переводах фамилию писателя переводят по разному: Толкиен и Толкин. Обе версии достоверно подтверждены фактами. По-английски фамилия пишется так: Tolkien.

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy
Хранитель: Oumnique