Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

А.И.ВАЙСМАН *, Л.Л.ЛЫСЕНКО **. Опубликовано в журнале Литература в школе, 1998, N 2. c. 149-155.

СКАЗКА ДЖ. P.P. ТОЛКИНА "ХОББИТ, ИЛИ ТУДА И ОБРАТНО". V КЛАСС

Я работаю в школе несколько лет, успела понять ценность журналов, подобных вашему, ведь они позволяют учителям поддерживать рабочий тонус. Одной из важных задач подобных изданий я считаю информирование читателей о книгах, ведь, работая в школе, каждый день сталкиваюсь с тем, насколько мало знают о детской (и не только детской) книге уже давно работающие учителя. Даже о такой знаменитой книге, как "Властелин Колец" Толкина. А ведь нравственная чистота и рыцарские качества ее героев просто необходимы в наше сложное время. В юношеском возрасте те, кому сейчас за 30, вряд ли имели возможность прочитать эту замечательную книгу [1], но, когда она стала доступна, лишить себя и своих учеников возможности приобщения к прекрасному миру Толкина будет просто непростительно. А кроме того, это ведь еще и огромное философское богатство: проблемы власти, ответственности за свои поступки, нравственного выбора.

Надеюсь, что на страницах журнала состоится разговор об одной из книг Дж.Р.Р.Толкина.

Н.И.Постникова, учитель, г. Шадринск Курганской области



В новые школьные программы вошли многие литературные сказки зарубежных писателей XX века: А.Линдгрен, Дж. Родари, Дж.Р.Р. Толкин, Дж. Даррелл, Т.Янсон... Почти во всех произведениях этого жанра содержатся иносказания и намеки, связывающие сказку с реальным миром. В литературных сказках XX века мы также находим немало иносказаний, связанных с реалиями современного мира, сталкиваемся с разнообразием сюжетов, фантастических образов, художественных стилей. А.Н.Афанасьев в работе "Сказка и миф" обратил внимание на мифологическую основу многих образов и сюжетов в народных сказках, на их связь с древнейшими языческими верованиями и представлениями: "...в народном поэтическом сознании, - писал он, - волшебные образы были не выдумкой, а реальностью... Чудесное в сказках есть чудесное могучих сил природы..."

Джон Рональд Руэл Толкин (1892- 1973) - известный английский прозаик, ученый филолог, глубокий знаток западноевропейского фольклора и средневековой литературы, создатель сказочно-философской трилогии "Властелин Колец" (1954-1956) [2].

Родился будущий писатель в африканском городе Блумфонтайне в семье служащего местного банка. Переехав с матерыо в Англию, мальчик узнал о внезапной смерти отца. Когда ему минуло двенадцать лет, он потерял мать. Его детство оборвалось рано, и впоследствии тема тучи (горя, утраты...) станет образом-символом в будущих сказаниях.

Юному Толкину, воспитаннику священника Фрэнсиса Моргана, пришлось преодолеть немало трудностей на своем пути: учеба в Оксфордском университете, участие в первой мировой войне, любовь, на пути которой встал его опекун... Толкин до начала 30-х годов и не думал о занятиях художественной литературой, так как серьезно занимался средневековой литературой, будучи профессором Оксфорда [3].

Все началось с просьбы его детей - рассказать "совсем новую сказку". История похождений мистера Бильбо Бэгтинса ("Хоббит, или Туда и Обратно") писалась для ребят. Вышедшая в 1937 году, книга имела шумный успех, и Толкину было предложено одним из издателей написать продолжение "Хоббита...".

Началась работа над новой книгой. Толкин стал переписывать повесть, дополняя и углубляя сказанное вскользь, вводя новые сюжетные линии, новых персонажей. Так возникла первая часть трилогии "Властелин Колец".

Вторая мировая война наложила свой отпечаток на эту сказочную, "вневременную" по замыслу книгу. Она наполнилась новыми образами и страшным дыханием войны, хотя прямых аналогий в ней нет. Три тома сказки, охватывающие огромный временной пласт - более шести с половиной тысяч лет, в котором действуют около 600 персонажей, были завершены в конце 40-х годов. Получился роман, действие которого разворачивается на сказочном фоне в мифическом Средиземье. В нем речь идет о маленьком человеке, волею судьбы ставшем управляющим мирозданием, о сущности Власти, о вечной борьбе добра и зла, войне и мире, дружбе и предательстве.

В детское чтение вошла сказка "Хоббит, или Туда и Обратно" - о странствиях и подвигах хоббита Бильбо Бэггинса, переведенная на русский язык Н. Рахмановой (стихи - в переводе Т.Усовой [4]). В сказке воссоздано фольклорно-мифологическое царство, населенное гномами, гоблинами, эльфами, троллями, в котором происходит борьба темных и светлых сил.

Сказка "Хоббит, или Туда и Обратно" состоит из 19 глав, повествующих о приключениях состоятельного пятидесятилетнего хоббита Бильбо Бэггинса, живущего в благоустроенной норе, с которым, как и с другими его сородичами, "никогда ничего не приключалось", ибо они всегда умели "быстро и бесшумно исчезать" и всегда "напускать на себя деловой вид, если кто-либо хотел занять у него денег". Ростом меньше карликов, с юрким взглядом и острым слухом, хоббиты напоминают людей: любят вкусно поесть, выпивают, курят, принимают гостей.

Однако герою волею обстоятельств пришлось покинуть свое теплое жилище, мужественно сражаться с многочисленными мерзкими существами, овладеть загадочным волшебным кольцом, благодаря которому можно стать невидимым, оказать помощь друзьям.

Дети с увлечением читают о приключениях героя, получившего от волшебника задание помочь гномам вернуть принадлежавшие им сокровища. Всем героям приходится вести борьбу с великанами-троллями, уродливыми и жестокими гоблинами, хищными полками, людоедами-пауками, опутавшими их своими нитями, жестоким и коварным драконом Смогом, проходить через мрачные пустыни, подниматься на сумрачные горы, пересекать вздувшиеся от дождей горные реки, темные овраги и трясины, попадать в плен, быть заточенными в тюремные камеры...

С каждой новой главой усиливается динамизм повествования, напряжение переживаний героя, сумевшего при помощи волшебного кольца помочь своим спутникам в конце концов вернуться после победы в родные пенаты.

Исследователь Вл.Гаков в статье "Сказка-жизнь профессора Толкина" [5] справедливо пишет о том, что "только в наш сложный и грешный XX век можно было сочинить такую "сказку". В век, когда происходили события поистине удивительные: огромные массы самых ординарных людей являли чудеса героизма и, наоборот, из маленьких, ничем не примечательных "винтиков" вырастали фюреры всех мастей. В век, когда от каждого живущего в значительной степени стала зависеть судьба всех".

Рассмотрим ряд примеров, использованных в сказке "Хоббит...".

Как и в народных сказках, волшебство вырастает в его сказочной повести из будничной жизни. Однако в отличие от народных сказок, в которых действие происходит в "некотором царстве, в некотором государстве", в сказке Толкина указывается название волшебной страны. Автор начертил даже подробную карту волшебного Средиземья, в котором былая гармония разрушена злыми чарами. Этот прием повторил Дж.Даррелл в сказке "Говорящий сверток".

Как же сочетает Толкин реалистические элементы со сказочными? Как вводит их в волшебный мир? В сказке Толкина реалистические детали органично входят в самые невероятные ситуации. Так, описывая нору мистера Бэггинса и сохраняя правдоподобие в самых мельчайших деталях: "идеально круглая, как иллюминатор, дверь, выкрашенная зеленой краской, с сияющей медной ручкой точно посредине", "и всюду были прибиты крючочки для шляп и пальто, так как хоббит любил гостей".

Или другой пример. Бильбо Бэггинс ждет в гости Гэндальфа, старого друга семьи, но происходит что-то непонятное, приходят в дом все новые и новые незнакомые лица.

"Только он хотел сказать: "Извините, что заставил вас ждать!", как вдруг увидел, что перед ним вовсе не Гэндальф... Едва дверь отворилась, он шмыгнул внутрь, как будто его только и ждали. Потом повесил плащ с капюшоном на ближайший крючок и с низким поклоном произнес:

- Двалин, к вашим услугам.

- Бильбо Бэггинс - к вашим! - ответил хоббит, который от удивления даже не нашелся что спросить... - Я как раз собирался пить чай, не присоединитесь'ли вы ко мне?..

- Извините! - сказал хоббит и побежал открывать...

И новый гость прошмыгнул внутрь, едва отворилась дверь. Бильбо встретил его в совершеннейшем изумлении, когда тот сказал: "Я вижу, наши собираются!""

"- Заходите, выпейте чаю! - ухитрился он выдавить наконец, набрав воздуху в легкие.

- Меня больше бы устроил стаканчик пивца, милостивый сэр, если это не слишком затруднит вас, - сказал белобородый Балин. - Но не откажусь и от кекса с изюмом...

- Сколько угодно! - к собственному удивлению ответил Бильбо и, опять-таки к своему удивлению, побежал бегом в погреб".

Явились еще два гнома и позже еще четыре. "Бедняга хоббит рухнул на стул в прихожей, обхватил голову руками и принялся размышлять: что произошло, что еще произойдет и неужели они все останутся ужинать?! Тут звонок дернули пуще прежнего, и Бильбо бросился к дверям. Едва он повернул ручку, как - нате вам! - гости уже в прихожей, кланяются и повторяют по очереди "к вашим услугам". Гномов было уже не четверо, а пятеро... Одни требовали эля, другие - портера, кто-то - кофе, и все без исключения - кексов, так что хоббит совсем сбился с ног".

Но фантастическое в сказке преобладает. Как и в фольклорных сказках, повторяется мотив опасных странствий, мотив путешествий. Во время этих странствий герой приобретает мудрость и великодушие. Выступая против сил зла, герой готов принести себя в жертву, вступив в поединок с чудовищным Драконом.

У героя сказки есть волшебные предметы: кольцо, делающее его невидимкой, меч Окриста [6], распознающий врагов.

Типичен для фольклорной сказки и мотив преодоления героем зла. Это и вихри непогоды, и непроходимые чащи, и мрачные пещеры, и все те злые существа, с которыми герою приходится сталкиваться. Зло воплощено и в образах людей (бургомистра, заботящегося лишь о своей выгоде, родственников героя, обобравших его). Жадность, корыстолюбие съедают и душу Торина - Короля гномов.

Сказочная повесть Толкина сохраняет прямую связь не только с народными сказками, но и с мифами, изученными автором. Интерес к мифологии проявляется в сказках нашего века неоднократно (образ древнегреческого бога Пана у французского сказочника К.Пино, образы титанов у отечественного писателя Я. Голосовкера). У Толкина мы встречаемся с многочисленными образами северной мифологии: троллями, гномами, эльфами, гоблинами и многими другими. Сам писатель - создатель образов хоббитов - жизнерадостных и простодушных "невысокликов". Одного из них автор заставил пережить множество опасностей, повзрослеть, возмужать, преодолеть в себе мещанина, сразиться со злом.

Приключения героя, мытарства, выпавшие на его долю, и одержанная им и его спутниками победа учат подростков мужеству, наблюдательности, поиску путей преодоления опасности.

Мир хоббита, его друзей (веселых эльфов, тружеников-гномов, смелых орлов, великана Беорна, мужественного Бэрда) и врагов (коварных гоблинов, пауков, Голлума, дракона Смога и др.) - это тот мир, в котором, как в зеркале, отражены взаимоотношения и законы человеческого общества, полного контрастов и противоречий.

Толкин показывает, что человек становится человеком, только пройдя через горнило страданий и преодолев в себе эгоизм. Его сказка отозвалась на многие проблемы времени, была проникнута глубоким смыслом, хотя и обращена прежде всего к детям. Азарт борьбы за власть, жажда победы, честолюбие могут переродить людей в худшую сторону. И в сказке о хоббите победитель дракона - отважный Бэрд отказывается стать королем [7].

Как же спастись от зла? Эта тема волнует писателей-гуманистов XX века, органично входит во многие литературные сказки (А. де Сент-Экзюпери - "Маленький принц", Туве Янсон - "Мумми-Тролль и комета" и др.). Сказка учит распознавать зло, какую бы личину оно не надевало на себя. Она выносит приговор тем, кто "ворует золото и драгоценности, а сами сделать ничего не могут" и только истребляют все вокруг себя (о драконах), осуждает гоблинов, жестоких и злобных, изготавливающих орудия пыток и машины, "предназначенные для уничтожения большого числа людей за один раз", осуждает гномов, для которых важнее всего спасти свою жизнь и сохранить свои сокровища.

Отзываясь на вопросы времени, сказка Толкина пробуждает в юных читателях сметливость, предостерегает от ошибок, учит добру. Об этом свидетельствуют и многочисленные пословицы и загадки, введенные в текст. Достаточно вспомнить, например, такие пословицы, как: "Пока жив - надейся!", "У каждого дракона есть слабое место!" и другие.

Огромную роль в раскрытии сюжета и характеров героев играют пейзажные зарисовки: "Танцуют на воде лучи солнца в утро Иванова дня", волшебной красотой наполнен лес эльфов, ужас охватывает путешественников на пути к туманным горам в черном:

        Дул ветер, мрачный и сырой,
        И вереск гнулся под горой,
        Смешались тень, и ночь, и день
        Угрюмой сумрачной порой.

Волшебство и фантастика, которыми наполнено сказочное повествование, не всегда в состоянии выручить героев. Не способным окажется даже добрый волшебник Гэндальф (выразитель авторских мыслей) помочь своим подопечным друзьям. И дети осознают, что человек прежде всего должен надеяться на себя, не забывая при этом о милосердии к более слабым и обиженным судьбою существам.

Как же построить урок по этой сказке? В хрестоматии [8] помещена V глава повести, ознакомление с текстом в целом практически невозможно из-за объема книги, но без знания ее содержания трудно понять и содержание главы, предлагаемой к изучению. Учитель может рекомендовать прочитать все произведение, если это не состоится, то постараться самому представить жителей сказочной страны, придуманной Дж.Толкином.

Цель урока: познакомиться с содержанием сказочной повести Толкина и отрывком, представленным в хрестоматии, с героем повести Бильбо Бэггинсом; обратить внимание учеников на художественные особенности произведения.

Методические приемы: беседа, комментированное чтение, пересказ, инсценирование.

Наглядность: портрет писателя, иллюстрации к его произведениям, карта сказочной страны, рисунки учеников.

Во вступительном слове учитель рассказывает о Дж. Толкине, серьезном ученом-филологе, создавшем серию замечательных книг для детей, о его увлечении английским фольклором и мифологией, о, том, как это отразилось в его произведениях.

Далее один из учеников или несколько могут пересказать содержание сказочной повести, используя цитаты из книги и прослеживая путь хоббита и гномов по карте волшебной страны.

Урок можно начать со знакомства со сказочными героями повести: гномы - маленькие человекообразные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу, наделенные сверхъестественной силой, долгожители, хранящие сокровища, искусные ремесленники; тролли - уродливые сильные великаны, хранящие в горах сокровища, глупые людоеды; эльфы светлые - красивые веселые маленькие человечки, обитающие на деревьях - духи воздуха; темные эльфы, живущие в лесах, - хитры и коварны; гоблины - высокие, сильные и злые мифические существа, обитающие в подземельях, эксплуатирующие рабов, похитители чужих сокровищ; хоббиты - низкорослые, безбородые, с толстеньким брюшком, с кожаными подошвами на ногах, покрытые теплым бурым мехом, добродушные человекообразные существа - образы, созданные воображением самого писателя.

Учителю необходимо обратить внимание на совмещение мифологического, сказочного и реального начал в сказке Толкина.

Урок можно начать с вопросов: Кто такие хоббиты? Что вы узнали о них из отрывка, представленного в хрестоматии? Что вы знаете о жизни Бэггинса до того, как он познакомился с гномами? В какие истории попадал Бэггинс до того, как оказался в этой темной пещере? Как он изменился за это время? Расскажите о том, как хоббит попал в подземелье, что этому предшествовала. (После внезапного нападения гоблинов Бэггинс оказался один и, оступившись в темноте, упал в пропасть.)

Затем идет беседа по вопросам:

  1. С каким ощущением очнулся хоббит? Почему он вспомнил сразу о существовании яичницы с беконом и трубки, а не о спутниках-гномах? (Эти вещи были ему привычны и знакомы, от уюта и комфорта он еще не успел отвыкнуть.)

  2. Что случайно нашел Бэггинс и машинально положил в карман? Предполагал ли он, что этот предмет окажет ему значительную помощь? ("Кольцо он взял машинально, не успев опомниться, даже не разглядев его в темноте".)

  3. Что вы узнали о кинжале Бэггинса? Какими волшебными свойствами он обладал? (Кинжал, изготовленный эльфами, чувствовал гоблинов на расстоянии.)

  4. Назовите волшебные вещи в других литературных и фольклорных сказках. ("Волшебное кольцо", "меч-кладенец".)

  5. С какими обитателями подземелья встретился хоббит? (Голлум.) Кто такой Голлум? ("Здесь, в глубине и в темноте, у самой воды жил старый Голлум - большая скользкая тварь... черный как сама темнота, с двумя круглыми бесцветными глазами на узкой физиономии".)

  6. Почему Голлум не напал на Бэггинса сразу? (Он не разобрался в том, кто перед ним, ведь раньше он видел лишь гоблинов и рыбу.)

  7. Хоббит и Голлум затеяли единственную игру, которую понимал и уважал Голлум? Какую? (Загадывание загадок.)

  8. Какие загадки загадывали они друг другу? Трудными ли они показались вам? Попробуйте придумать подобные загадки сами. ("И Голлум прошипел:

          Не видать ее корней,
          Вершина выше тополей,
          Все верх и вверх она идет,
          Но не растет.

    ...Не смея отказаться и отчаянно пытаясь придумать загадку, которая бы спасла его от съедения, Бильбо сказал:

          На красных холмах
          Тридцать белых коней
          Друг другу навстречу
          Помчатся скорей,
          Ряды их сойдутся,
          Потом разойдутся, -
          И смирными станут
          До новых затей".)

  9. Как вели себя противники, честно ли они поступали по отношению друг к другу? (Загадки сдерживали их, Голлум уважал эту древнюю игру и не смел нападать на хоббита.)

  10. Каким драгоценным сокровищем обладал Голлум? (Кольцом, которое нашел хоббит.) Какие преимущества давала ему возможность быть невидимым, как он ее использовал? (Охотился на гоблинов.)

В подготовленном классе учитель может задать и более сложные вопросы: Чем герои сказочной повести Толкина отличаются от героев народных сказок? Чем отличается это произведение Толкина от изученной ранее сказки А. Платонова "Волшебное кольцо"? Чем отличается миф от сказки?

Даем также вариант урока, построенного по принципу КВН.

Сказочные повести Толкина знакомы юным читателям и любимы ими. Предлагаем после изучения повести в классе провести КВН с опорой на знания сказочных повестей и характеров героев Толкина. В жюри могут быть "Голлум - любитель загадок", "Брэд - смелый человек, не любящий слов, но стремящийся к правде", "Беорн - справедливый, но не доверяющий никому".

Класс разбивается на шесть команд, по названиям обитателей сказочной страны: хоббиты, эльфы, тролли, гоблины, гномы, волки, орлы, пауки. (По выбору учеников.) Команды готовят эмблемы и девизы для своих групп, которые бы выражали "сущность каждого сказочного народа". Например:

Гномы.

Гору всю перекопаем,
Хоть на грош богаче станем.

Эльфы.

Раз, два, три, четыре,
Кто добрей и краше в мире?
Это мы, это мы -
Эльфы сказочной страны.

Гоблины.

Сделал гадость -
Сердцу радость.

Предлагаем для команд следующие задания:

Задание 1. Команды подбирают себе помощников и друзей из предложенного учителем списка жителей волшебной страны. Например, гномов, эльфов, людей.

Задание 2. В тексте телеграммы искажена информация, которую нужно исправить. Например: "Один тролль женился на Главном Гоблине и поселился в орлином гнезде. Смог - имя короля эльфов, которого Беорн - волк и чудовище подарил паукам на обед. Хоббиты решили пойти войной на орлов за то, что те разоряли их гнезда, которые находились на самых высоких березах, и т.д.". Исправить можно так: "Тролль ни на ком не женился, в орлином гнезде жить они не могли, так как гоблины и орлы - враги. Смог - дракон, а Беорн - медведь, оборотень, спасавший гномов и хоббитов, враждебный паукам и другим темным силам. Хоббиты миролюбивы и живут в норах, а не на деревьях".

Задание 3. Подготовьте небольшие сценки, показав скупость гномов, веселость эльфов, злобность гоблинов, глупость троллей и т.д.

Задание 4. Если бы у вас была такая возможность, как бы вы по своему вкусу переделали сказочную страну... Отобразите это на карте сказочной страны.

Задание 5. Как бы вы использовали с пользой для себя и других волшебное кольцо и волшебный кинжал?

Задание 6. Герои Толкина постоянно поют песни. Напишите песню для своих героев.

Задание 7. Конкурс можно завершить состязанием на знание жизни и творчества Толкина, а победителям вручить призы и подарки или представить к званию ученого краеведа сказочной страны.

"Мы живем в суровое, даже страшное время, - писал Юрий Нагибин, - которое, как никогда, требует от человека душевной силы, чистоты, преданности идеалам и стойкости перед Лихом. Все это читатель найдет в сказках Толкина. Его герои ни при каких обстоятельствах не утрачивают достоинство, не изменяют правде и долгу".


ЛИТЕРАТУРА [9]

ГАКОВ В. Сказка-жизнь профессора Толкина // Литературное обозрение. - 1977. - ╧. 4; МУРАВЬЕВА В. Дж. Р.Р.Толкин. "Хоббит, или Туда и Обратно" // Современная художественная литература за рубежом. -1976. - ╧ 3.


* ВАЙСМАН Анна Ивановна - профессор кафедры литературы Благовещенского государственного педагогического университета

** ЛЫСЕНКО Людмила Леонидовна - преподаватель Амурского университета


Примечания Остогера.

[1] Поскольку "Хоббит" был издан на русском в 1976 г., то возможность вполне была.

[2] Во-первых, "Властилин колец" - не трилогия, а во-вторых, дата публикации - 1954-1955: первые два тома опубликованы в 1954 (29 июля и 11 ноября), третий - 20 октября 1955); http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/faq.shtml#9

[3] Это не так. Работу над LT Дж.Р.Р. Толкиен начал еще в годы Первой Мировой Войны (1917 г).

Вот несколько художественных публикаций Дж.Р.Р. Толкиена до 30-х г.г.

  • The Battle of the Eastern Fields - Битва на восточной равнине (журнал "The King Edward's School Chronicle", т. XXVI, N 186, март 1911 г.)

  • From the Many-Willow'd Margins of the Immemorial Thames - Темза! Как во время оно, ивы клонятся к воде... (журнал "The Stapledon Magazine", т. IV, N 20, декабрь 1913 г.)

  • Goblin Feet - Шаги гоблинов (ежегодник "Oxford Poetry" за 1915 г.)

  • The Happy Mariners - Счастливые мореходы (журнал "The Stapledon Magazine", т. V, N 26, июнь 1920 г.)

  • The Hoard - Клад (журнал "The Gryphon", т. IV, N 4, январь 1923 г.)

  • The City of the Gods - Град богов (журнал "The Microcosm", т. VIII, N 1, 1923 г.)

  • Light as a Leaf of Lindentree - Легка как липовый листок (журнал "The Gryphon", т. VI, N 6, июнь 1925 г.)

  • The Nameless Land - Безымянный край (антология "Realities", Gay & Hancock Ltd., Лондон, 1927 г.)

[4] А также И. Комаровой.

[5] http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/about/gakov.shtml

[6] Меч Оркрист (не "Оркриста") достался не хоббиту, а гному.

[7] Охотно соглашается.

[8] Какой хрестоматии? Кто знает?

[9] Ссылки на литературу даны весьма небрежно. Так, например, статья Гакова

Cказка - жизнь профессора Толкина была опубликована в журнале "Детская литература" (1983, ╧ 7), а в "Литературном обозрении" (1977, ╧ 4) - его же бызымянная рецензия на "Хоббита". В "Современной художественной литературе за рубежом" (1976, ╧ 3) была опубликована статья В.С. Муравьева "Толкьен и критики".


Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов