Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Тинувиэль, Хольгер

Произведения Урсулы Ле Гуин и современная психология

      Творчество Урсулы Ле Гуин завоевало себе колоссальную популярность в России очень быстро. Уже много говорилось о художественных достоинствах книг Урсулы, связи ее идей с восточной философией, о неожиданном угле зрения на многие политические проблемы нашего общества, но пока еще не встречались работы, в которых творчество Урсулы анализировалось бы с точки зрения психологии.

      Предлагаемая вниманию читателя статья представляет собой попытку посмотреть на творчество Урсулы Ле Гуин с точки зрения системы Карла Густава Юнга -- одного из самых выдающихся психологов 20-го века, на идеях которого основывается такое популярное сейчас психологическое направление, как соционика.

      Что связывает юнговскую психологию и книги Урсулы? Это даосистская установка, согласно которой в мире противоположные начала не противоборствуют, а дополняют друг друга, и устранение одного из этих начал не приведет к победе другого, пусть кажущегося "более позитивным", а только нарушит гармонию и целостность мира (и миры Урсулы полны такими парами -- аборигены и "дальнерожденные" в "Планете изгнания", Кархид и Оргорейн в "Левой руке тьмы", Анаррес и Уррас в "Обездоленных"...). [1] А эволюция состоит не в том, чтобы прийти к одному из этих начал или добиться успеха во внешнем мире, а пройти Путь (а Путь, или Дао -- ключевое понятие даосизма), ведущий к достижению гармонии этих двух начал, которая называется Самостью, и образ Пути встречается почти во всех произведениях Урсулы -- "Порог", "Левая рука тьмы", "Всегда возвращаясь домой"...

      У Юнга аналогом этих двух начал являются сознание и бессознательное, основные элементы человеческой психики, а задача личности -- найти свое гармоничное напряжение между двумя полюсами психики -- коллективным сознанием и коллективным бессознательным, иначе она будет поглощена одним из этих начал (например, догматическое следование религии, поклонение какой-нибудь партии -- либо безумие и т.д.) и не реализуется.

      А некоторые книги Урсулы заслуживают особого рассмотрения, потому что в них юнговские категории являются ведущим элементом всей конструкции книги. К их рассмотрению мы сейчас переходим.

      Первый пример -- это "Станок небес". Среди существенных моментов -- то, что главный герой, Орр, погружается в состояние так называемого "быстрого сна". В этом состоянии умственная активность примерно такая же, как при бодрствовании, но работает именно бессознательное (то есть активность мозга идет именно через те образы, поступки и впечатления, которые отметаются при совершении обдуманных поступков).

      В результате Орр начинает очень быстро представлять себе всякие картины, которые потом реализуются. Если не обсуждать "разрыв реальности" (пример с теткой Этель -- до самого сна героя она "свинячила в ванной и делала все прочее", а после сна ее полтора месяца как не было в живых), что можно рассматривать как чисто фантастический эффект, все равно -- следует заметить, как реализуются "желания" главного героя -- а точнее, желания психиатра Хабера. Все время "прямое" желание реализуется, но слишком дорогой ценой: хочется избавиться от перенаселения -- происходит эпидемия, убивающая 80% населения Земли, хочется избавиться от войн -- на Луне высаживаются инопланетяне, угрожающие всей Земле (так и хочется вспомнить идею Энн Маккеффри [2] о том, что если бы всей Земле угрожала общая опасность -- земляне бы обьединились), и только когда у главных героев появляется страстное желание мира и гармонии, оказывается, что у этих инопланетян "исключительно мирные намерения", а то, что земляне восприняли их появление как вторжение -- скорее следствие ограниченности самих землян. И именно после этого дела на Земле начинают идти на лад, люди забывают о вражде и противостоянии (правда, и реализация этой идеи неидеальна -- утверждается некий "средний путь" без крайностей, в результате чего, к примеру, у всех людей становится одинаковый серый цвет кожи).

      Что все это значит? Вначале Орр страдал от агрессии, но изо всех сил стремился при помощи сознания загнать эту агрессию внутрь, то есть в бессознательное, мало предсказуемую часть психики, и эти агрессивные стремления начинают им управлять -- в результате желание сознания, "обычного" разума реализуется "с перехлестом" -- за счет сил Тени (так у Юнга называется самая скрытая и непредсказуемая часть бессознательного -- и не у Юнга ли взяла Урсула это слово для того, чтобы обозначить страшную силу, вызванную Гедом в 1-й книге "Земноморья"?) -- и сознание ставит проблему, а бессознательное как раз воспринимает то, что сознание "заметает под ковер" (например, агрессию), как бы компенсирует, напоминая о цене, которую приходится платить за чрезмерные устремления сознания -- и именно этот сценарий реализуется благодаря способностям героя. Инопланетяне из последнего сна героя являют собой образ осознанного, т.е. поставленного в определенные рамки бессознательного, изменение которого осуществилось благодаря тому, что герои встали на путь совершенствования, стремясь достигнуть Самости, как у Юнга называется высшая гармония, смена их образа от агрессивных к миролюбивым связана с осознанием Тени -- страстное желание мира и гармонии у героев связано со стремлением к Самости (можно вспомнить мотив из снов: сначала во сне человек видит страшного тигра -- это образ Тени, а по мере проработки бессознательного тигр превращается в котенка).

      И главный герой "не выбирает, он следует", т.е. полагается не на сознание, а идет по пути единства, Самости, чего нельзя сказать о других -- "здоровых" -- героях романа. И даже психиатр Хабер (наивному человеку кажется, что уж кто-кто, а психиатр должен иметь нормальную психику!) при попытке увидеть подобный, "изменяющий мир" сон погружает мир на несколько минут в хаос -- потому что у него при хорошо развитым эго тоже отнюдь не все в порядке с бессознательным.

      Идея бессознательного очень ярко проявляется также и в "Волшебнике Земноморья". В первой книге герой при попытке проявить сильнейшие стороны своего таланта и вызвать жившую много лет назад королеву Эльфарран вместе с ее образом вызывает и страшную Тень, которая нарушила гармонию и могла подчинить себе самого гланого героя, превратив его в свою марионетку. И это понятно -- тот, кто чрезмерно жаждет реализоваться при помощи сознания, пренебрегая гармонией (а именно таким пренебрежением по Урсуле является нарушение границы между жизнью и смертью), рискует стать одержимым собственной Тенью (и еще раз Урсула угадала слово!), что приведет к тому, что человек станет поступать противоестественно, его поступки и устремления извратятся. И, как следует далее из первой книги, единственный способ справиться с тенью -- это не попытка "в противовес" еще усилить сознание (все подвиги героя -- укрощение дракона и т.д. -- на самом деле не помогают ему победить Тень), и уж конечно, не подчинение устремлениям бессознательного (попадание под власть Камня), а именно осознание Тени, установление некоей гармонии -- осознание бессознательного, установление единства, шаг в сторону Самости. Это понял главный герой, назвав Тень своим именем.

      Во второй книге герой ищет вторую половинку кольца (первую он нашел раньше), которое прежде принадлежало Королю Эррет-Акбе -- Кольцо нужно ему затем, чтобы возродить былое единство, мир и величие Земноморья, и это не случайно: кольцо -- один из самых частых символов Самости, единства, и на этом пути ему приходится противостоять тем, кто поклоняется Безымянным, то есть темным, неназванным и, понятно, непроработаннным, неосознанным и непонятным силам и образам, сидящим в бессознательном и поэтому непредсказуемым, но зато способным полностью подчинить своей воле, если прорвутся. И он побеждает -- власти Безымянных (темных сил) приходит конец [3].

      А в третьей книге герою уже приходится восстанавливать гармонию всего мира в целом, над которым нависла всеобщая опасность прорыва гигантской Тени -- страшной волны хаоса, бессознательного, и прежде всего -- желания избавиться от смерти (это комплекс коллективного сознания).

      И это бессознательное, кажется, избавив людей от смерти, лишило их разума -- все люди, вернувшиеся из Страны мертвых, были безумны. И то, что герой, осуществив это, потерял магические способности -- означает, что он перешел на высший, четвертый уровень (см. "Человек и его символы" К.Юнга) -- от стадии героя к внутреннему единству. Ведь согласно восточной философии, фактически введшей понятие Самости, те, кто ее достиг, очень часто внешне находятся как бы в тени (в основном становятся интровертами), но гармония у них внутри (другой пример человека, дошедшего до четвертого уровня -- это Абберкам из "Четырех путей к прощению"). Похожая идея присутствует в романе "Порог" -- хотя героям и не удалось добиться "внешней" победы и найти путь в столицу, они нашли более важный внутренний путь к Самости и приблизились к гармонии.

      Можно вспомнить еще роль снов в повести "Слово для леса и мира одно", где именно на основе снов, т.е. при помощи умения "читать" бессознательные образы, делаются выводы о самых главных поступках, огромную роль играют именно люди, способные понимать сны -- "сновидцы". И это понятно -- бессознательное (способное воспринимать видения, целостные картины, не разложенные сознанием на известные составные части) замечает то, что не заметило сознание.

      Следует отметить еще "Город иллюзий", в котором упоминается о мысленной -- "истинной" -- речи, используя которую люди становятся неспособными к лжи. И это можно интерпретировать как отличие "разумных", "сознательных" устремлений эго (вполне допускающих ложь "из высших соображений") от установок единства, Самости.

      Фактически путем к Самости является и путь героев в самых разных произведениях Урсулы -- это не просто "обычный" путь, который герои проходят, путешествуя, это фактически то самое Дао, путь в даосизме, пройдя какой-то этап которого, герои выходят на новый уровень внутреннего совершенства. Можно вспомнить и "Всегда возвращаясь домой", и "Глаз цапли", и уже упоминавшийся "Порог", и почти во всех других произведениях Урсулы присутствует этот мотив.

      Интересно рассмотреть с точки зрения юнговских установок "Левую руку тьмы". Прежде всего, в этом романе люди (если их можно так назвать) с планеты Гетен способны менять пол (и приобретают его на несколько дней в месяц), и вся их культура пронизана ощущением единства противоположных начал, андрогинности, т.е. высшей гармонии пола, из чего следует естественный вывод о том, что категории анимы и анимуса у жителей этой планеты попросту отсутствуют (а может, они находятся в динамическом равновесии, постоянно изменяясь), т.е. у каждого есть и анима, и анимус. Кроме этого, одним из ключевых понятий в этике этой планеты является шифтгреттор -- сложная категория, означающая соответствие поступков неким общественным нормам или общественному мнению, и все стремятся совершать любые поступки в согласии с шифтгреттором -- и в результате не решаются ни на какие изменения, воспроизводя стандартные, общепринятые решения. Можно понять, что фактически шифтгреттор -- это Персона (часть сознания, отвечающая за стремление "казаться" таким, каким требует быть общество), а чрезмерное поклонение Персоне приводит к известной неестественности поступков и неспособности к изменению сложившихся представлений.

      Категория Персоны проявилась и в "Волшебнике Земноморья". Там описывается, как некий человек полюбил превращаться в медведя и однажды не смог превратиться обратно в человека. И это можно сравнить с тем, как человек, "заигравшись" какой-то ролью (то есть чрезмерно активировав Персону), становится однобоким и негибким (например, люди, живущие только работой и не умеющие отдыхать, сменив должность, испытывают пустоту, депрессию) [4].


Комментарий Митрилиан

1. "Как розу ты ни назови..." Юнг оно конечно Юнгом, но утверждение о двойственной природе человека - ста-арое. Только чаще говорится о "плотском" и "духовном" началах. Наши желания - из "бессознательного", а вот управляем мы ими вполне сознательно. И если контроль сознания убрать - вот вам и сны Орра. Но я не уверена, что ле Гуин считает оба начала равноценными. Безымянные - явные бяки. Они же, по утверждению авторов - и есть бессознательное. В теории же о гармонии двух начал деления на хорошее и плохое нет.

2. Ну вот уж не Маккенфри. Эта идея бродит по умам с тех самых пор, как появилось само понятие "инопланетяне". :^)

3. Безымянные, в данном случае, не просто "бессознательное", а "плохое бессознательное", иначе зачем же его побеждать, если цель - гармония. А то, что Безымянные - бяки, видно невооруженным глазом. По их делам.

4. Или некоторые известные в толкинистком фэндоме личности.


Высказать свое мнение и обсудить статью вы можете на специальном форуме

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов