М. Ольгина Журнал "Клуб" июнь 1995 Играем ТолкиенаСейчас Леша Нечаев - сам коммерсант. Довольно удачливый. Переболел ошибками юности. Но он так и остался романтиком. В помещении его торговой фирмы "Флинт" - рапиры и мечи у столов, портрет Че Гевары по прежнему на стене. А за дверью - комнаты с рыцарской символикой, заполненные массой народа. Здесь пребывает Город Мастеров. В том же подвале, где семь лет назад был ребячий клуб "Рассвет" со шхунами, парусниками и барабанами. Тогда, как они считали, они растили комиссаров, революционеров на идеях и книгах детского писателя Крапивина. Нынешние обитатели называют себя просто мастерами. Мастерами Игры. А коммерция существует для того, чтобы эти игры и этих мастеров финансировать, а также бескорыстно помогать другим детским клубам. Ну и чтобы самим твердо стоять на ногах. Правда, от слова "коммерция" Лешка морщится. Предпочитает говорить просто - "работа". Они ведут сдвоенную жизнь: деловую, коммерческую и - волшебную, сказочную. Казалось бы, несовместимо. Но, может, именно этот разрыв и помогает сохранить цельность внутреннего мира посреди обломков мира внешнего? В своем Городе Мастеров они создают что-то вроде второй игровой реальности. Играют в Толкиена. Организуют в разных городах хоббитские игры. Хоббиты - это такой славный народец, придуманный в нашем веке выдающимся английским писателем и филологом Джоном Рональдом Толкиеном. Удивительно, но волшебный мир, сочиненный писателем, оказался настолько притягательным для молодежи в наше несказочное время, что в Америке, Европе, а теперь и у нас родилось мощное толкиенское движение. В Америке еще в 60-е годы хиппи объявили книги Толкиена своей новой Библией, а переходы метро покрылись надписями с именами его героев: "Фродо, мы с тобой!", "Гэндальф, не уходи!". В Городе Мастеров около двухсот адресов толкиенских клубов и обществ по всей стране, откуда приходят заявки на участие в хоббитских играх. ...Ярко освещенный домик в густой темноте Нескучного сада. Из темноты выныривают фигурки - юноши бережно склоняются, целуя руки входящим девушкам. А те, усевшись в креслах, берут в руки гитары и по очереди поют протяжные, красивые песни - о древнем золоте, о черном коне, седой волне... нездешние песни - эльфийские. И имена здесь у них особые, сказочные - Лучиэнь, Галадриэль... Ну, а "в миру" это просто московский молодежный клуб толкиенистов. На играх их команда несколько раз представляла эльфов - они так и живут в этом .образе, собираясь по четвергам. Лица светлые, улыбчивые^ с каким-то неуловимым лукавым выражением. На некоторых девушках длинные эльфийские платья, у юношей - деревянные мечи. Сидят по двое-трое, читают друг другу свои сценарии, стихи, рассказы, сочиненные в продолжение волшебных историй Толкиена. ...Детские забавы? Что-то взамен канувшей в Лету "Зарницы"? Но почему-то эти умные ребята - студенты, инженеры, школьники старших классов - истово серьезничают, стоит с ними завести речь об этом их странном мире, о самом Толкиене. "Нет, Толкиен - не просто игра. Это огромная внутренняя работа над собой, - заявила девушка по имени Эйтель с пронзительным взглядом темных глаз. - В его мире слишком четок выбор между Добром и Злом. И в этой полярности нужно найти свое место". "Его мир более реален, чем этот, - добавил парень. - Ярче, глубже. Ведь в его основе - древние легенды и мифы, и они затрагивают в человеке что-то очень глубокое". "Я - жуткий толкиенист, - сообщил о себе семиклассник Василий, он же - Йантадил. - И отец у меня толкиенист, и наша учительница литературы - тоже толкиенистка. А знаете, - добавил он, понизив голос, - по-моему, все это реально существует - то, о чем в его книгах сказано". Об этом я уже не раз слышала: что Толкиен, развернув в своем романе "Властелин колец" огромную панораму сотворения мира, не сочинил ее, а лишь описал, показал визуально некое духовное знание, открывшееся ему. На последней международной конференции в Лондоне был доклад о нем как о представителе такой вот визионерской традиции, у нас в России к ней может быть причислен, например, Даниил Андреев. Но мне сейчас неважно, вступают или не вступают в действие магические силы на хоббитских играх, на самом ли деле эльфы там умеют "гонять облака" или это им только кажется. Куда важнее, по-моему, сама потребность ребят и взрослых обрести через Толкиена осмысленный, прочный, одухотворенный мир. На фоне современной фантастики, напичканной техникой, электроникой, космическими войнами и суперменами, Толкиен с друзьями, тоже филологами и писателями, членами кружка в Оксфорде, предложил совсем другой путь: к земле, в древность, в глубину мифов и сказок. Его герои живут в потоке тысячелетий, идущих чередой сoтворения мира, а не на хрупкой скорлупе сегодняшнего и завтрашнего дня, отрезавшего сознание современного человека от его истоков. Не потому ли и стала молодежь так истово играть сейчас в Толкиена именно у нас, в России, что слишком невыносим для человека разрушенный мир, а собрать, склеить, "смоделировать" его возможно пока только в игре? Исследователи, анализирующие книгу Хейзинги "Человек играющий", пишут: "В своем интересе к сюжету игры Хейзинга в XX веке не одинок. В наступившие кризисные, переломные времена что-то вообще необычайно возрос спрос на "игру"..." Среди поклонников Толкиена очень много молодых программистов, ведь речь идет именно о моделировании реальности. На играх они строят настоящие крепости, роют рвы, одеваются в кольчуги и шлемы. Они строят по Толкиену свой, "правильный", как они выразились, мир. Потому что в нем, в отличие от обыденности, очень жестко разделены добро и зло, светлые и темные силы. И между ними - яростная борьба, а не серое сосуществование. "Повелительница эльфов" Галадриэль говорит: "Мы переправились через горы еще до того, как пали первые западные твердыни, и с тех пор обреченно, без надежды на победу, однако не отступая, сдерживаем Зло". В этом - главная тональность Толкиена - "обреченно, но не отступая". Мне кажется, именно эта позиция созвучна и спасительна сейчас для молодых людей, остро чувствующих, как сгущается мгла над Россией. Игры ведь тоже бывают разные. По телевидению прошел сюжет, как группа ребят 20-25 лет, в точности воспроизведя одежду, быт, оружие фашистов, поселилась в Гатчинском районе в лесу лагерем. Жители соседней деревни в ужасе прятались от возродившихся оккупантов. Да и в самой эпохе нашей есть что-то нестерпимо театральное, бутафорское - в новоиспеченных казаках, патриотах, политиках всех мастей... Нет, лучше уж играть в Толкиена. Так - честнее. Чистота жанра соблюдается. Для Леши Нечаева и его друзей игра как образ жизни стала альтернативой и прежней, коммунистической идеологии, и - нынешней, с ее бюргерскими идеалами. Вернее, поиском такой альтернативы. Толкиен сменил для них революционных героев органично, без резкого разрыва и сжигания портретов прежних кумиров. Миша Кожарин, соратник Нечаева все эти годы, по-прежнему убежден, что они и в игре продолжают "строить общество будущего" - просто уточнили общий замысел. И они продолжают вкладывать деньги в строительство сказочных, волшебных миров, эти странные "коммерсанты" в кольчугах и с рапирами в руках. |
Новости |
Кабинет |
Каминный зал |
Эсгарот |
Палантир |
Онтомолвище |
Архивы |
Пончик |
Подшивка |
Форум |
Гостевая книга |
Карта сайта |
Кто есть кто |
Поиск |
Одинокая Башня |
Кольцо |
In Memoriam
|
|
Отзывы Архивов | Хранители Архивов |