Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

O.C. Потапова

Проклятие Нолдоров
(Дж.Р.Р. Толкин, "Сильмариллион")

XVI Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сборник статей и материалов конференции "Образы иной культуры в национальных литературах" (6-9 апреля 2004 года). - М.: МПГУ, 2004. С. 158-159.

     "Сильмариллион" Дж.Р.Р. Толкиена произведение сложное и малоизученное. Проклятие Нолдоров, которое определяет повествование в одной из частей "Сильмариллиона", "Квенте Сильмариллион". Оно семантически связано с символикой проклятого сокровища, которое является одним из доминирующих образов как в традиционной мифологии, так и в мифологии, созданной фантазией Толкина. Однако понятие Проклятия Нолдоров не только включает в себя понятие проклятое сокровище, но и представление о судьбе, роке, а также несет в себе дополнительную смысловую нагрузку, связанную и со значением проклятия, проклинания, и со значением клятвы.

     В "Сильмариллионе" в качестве проклятого сокровища выступают три чудесных алмаза - Сильмарилы - созданные одним из эльфов (Феанором). Камни, похищенные Морготом (аналог Люцифера в мифологии Толкина), на протяжении всего повествования являются причиной раздоров и войн. В создании сюжета Толкин опирается на традиционные мифологические образы - ожерелье Гармонии, сокровища Фафнира, золото Нибелунгов, золотую гривну Инглингов и т.д.

     По ходу повествования вплетаются и другие мифологические сюжеты и образы: мотив утраты руки Береном и Маэдросом пересекается с подобным мотивом в скандинавской (бог Тюр и откусивший ему руку волк Фафнир) и ирландской (бог Нуаду теряет руку в сражении) мифологиях, мотив змееборства в истории о Турине Турамбаре берет истоки в скандинавской мифологии (Сигурд и дракон Фафнир) и в "Беовульфе"; все та же история о Турине во многом пересекается с историей Куллерво в "Калевале", и множество других мифологических соответствий - как на семантическом, так и стилистическом уровне.

     Трактовка судьбы у Толкина неоднозначна. В истории о Турине судьба подобна слепому року, фатуму, преследующему героя, который пытается спастись от предначертанного (меняя имя и окружение). В других же случаях трактовка судьбы подобна ее пониманию в германо-скандинавской мифологии - герой узнает о своей трагической судьбе и готов принять ее с честью, даже часто приближает развязку своими действиями, причем совершенно сознательно. Так поступают все эльфы, на которых легло проклятие - Феанор и весь его род.



Хранитель выражает благодарность Кеменкири за присланный материал.



Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов