Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Кеменкири

Умертвия

"- Позовите Оксану и Марину из Кургана...
- Из какого кургана?!)"
                                   
(старая ролевая байка)

     Меня тут спросили, кто есть Умертвия. И я, честно говоря, задумалась. В общем, прямо об их сущности сказано, что они "злые духи" (evil spirits). Ну, вестимо, что не тела, с телами там как-то костляво, но... "- Девочки, я вчера видела астральное тело! - Чьё?!". Т.е. какого рода эти духи? И я попыталась подумать.

     С ходу видим вот что. Бомбадил рассказывает: "Тень пришла из дальних темных мест, и кости в курганах были потревожены. Умертвия бродили в пустынных местах, звеня кольцами на холодных пальцах и золотыми цепями на ветру". Повесть Лет добавляет: "Тогда [во время Великого Мора] пришел конец дунедайн Кардолана, и злые духи из Ангмара и Рудаура пробрались в покинутые могильники и поселились там".

     Т.е. понятно, откуда явились эти духи, и понятно, что они Могильникам никак не изначальны - ни кардоланской части, ни курганам Первой Эпохи, оставленных предками Трех племен Эдайн.

     Наконец, один из вариантов "Охоты за Кольцом" (см. ч. 2 "Другие варианты рассказа", самый конец), упоминает, что Королю-Чародею "хорошо... был известен Тирн-Гортад в Кардолане, нынешние Упокоища, чьи злые духи были посланы туда им самим".

     Т.е. король ангмарский - либо их непосредственное начальство (в некие времена), либо просто в какой-то момент воспользовался болтающимися рядом сущностями. В результате его визита "Умертвия пробудились", но тут опять непонятно, подчинялись они ему непосредственно - или прсто давно не приходил кто-нибудь родного темного цвета, с кем можно пообщаться по душам.

     Далее. Известное нам умертвие пытается своим заклинанием погрузить хоббитов в вечный сон - до тех пор, пока в конце мира не восстанет некий "темный лорд". Т.е. оно о нем знает и, похоже, одобряет, хотя не факт, что напрямую служит.

     Судя по песням о приключениях Бомбадила, умертвия проявляли интерес и к другим существам и возможному утаскиванию их в курган.

     Наконец, Том, явившись спасать хоббитов, своей песней отсылает умертвие "в бесплодные земли далеко за горами", "где навечно закрыты врата". Такое впечатление, что он его выкидывает ровнехонько за Грань!

     Так все-таки чье-же у нас астральное тело? Далее следуют предположения.

     Вариант первый, в общем, тривиальный. Какие-то мелкие и злобные майар. Обосновывается логикой.

     Вариант второй, более любопытный - и с текстовой поддержкой. Действия этих веселых сущностей очень похоже на действия Развоплощенных - эльфов, отвергших Зов Намо и оставшихся в виде фэа бродить по миру. "Законы и обычаи" (главка "О перерождении и прочих судьбах тех, кто приходит в Мандос", в конце) говорят о них много любопытного и нелестного, в частности:

     "Не все из них добры и незапятнаны Тенью. На самом деле отказ последовать призыву есть сам по себе знак порчи.

     А потому глупо и опасно - кроме того, это неправедное деяние по праву запрещено Правителями Арды, - искать Живущему общения с Развоплощенным, хотя бездомный дух может желать этого, особенно самые недостойные среди них. Ибо бродящий по миру Развоплощенный - это тот, кто по меньшей мере отказался от врат в жизнь и которому остались лишь сожаление и жалость к себе. Некоторые из них исполнены горести, обиды и зависти. Некоторые были порабощены Темным Властелином и продолжают его работу, хотя самого его нет. Они не скажут правды или мудрости. Взывать к ним - безумие. Пытаться подчинить их и сделать слугами чьей-то воли - зло. Оно идет от Моргота, а некроманты - слуги Саурона, его слуги".

     Саурон у нас, кстати, и сам именовался - Некромантом... Не по будущим ли умертвиям он промышлял?

     Продолжение банкета об их славных деяниях:

     "Некоторые говорят, что Бездомные желают обрести тела, хотя они и не вольны сделать это законно, доверившись правосудию Мандоса. Те из них, которые нечисты, если могут, добывают себе тела незаконно. Потому общение с ними опасно не только из-за обманчивых иллюзий и лжи, оно таит в себе опасность уничтожения. Ибо один из жаждущих Бездомных, принятый в друзья Живущим, может попытаться изгнать феа из ее тела, и в поединке овладеть телом, возможно, серьезно повредив ему, - если законный обитатель не отстоит его. Еще Бездомный может просить приюта, и если обретет его, попробует поработить его хозяина и подчинить себе его волю и тело ради своих целей. Говорят, что Саурон делал такое и учил своих последователей, как добиваться этого".

     Ага, сначала навызывал, а потом и научил... Если умертвия - Развоплощённые, тогда понятно, почему они проявляют такую нездоровую страсть к утасиванию кого-то к себе. При этом им эти тела, возможно, затем и нужны, чтобы чахнуть в кургане и считать золото, ну и вообще - чтобы были!

     То, что души умертвий - людские - как-то маловероятно. Как я понимаю, у нас нет толковой информации о каких-то экспериментах Саурона, кроме Назгулов (хотя еще есть таинственный Голос Саурона [1]), - ну и кроме того, все его творения такого рода сидят где-то у него под боком и используются для конкретных задач, - а эти лапочки, похоже, давно сидят в автономном плавании.

     Так что это скорее "самостоятельная" злая сила, по типу Карадраса или Старого Вяза, которую можно использовать при случае.

     Том Шиппи в своей статье о сущности зла почему-то находил в существовании умертвий какую-то замутную философскую проблему, которую я тут не вижу.

     А я пробовала перевести Barrow-wights на синдарин. Получалось Haudhwaith (Хаудвайт).



Примечание хранителя.

1.    Неясно, что в Голосе Саурона (потомок черных нуменорцев; на службе с 2951 г. Т.Э., скорее даже позже) таинственного, кроме его имени.



Обсуждение

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов