Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Хольгер, Эльвинг

"Всадники Перна" - еще один привлекательный мир

О творчестве Энн Маккеффри оценки высказываются самые полярные. От "мира, не уступающего Средиземью по степени разработки" до "мыльной оперы на основе фэнтэзи". Многие критики, да и "опытные" фэны, оценивают творчество Маккеффри как слишком наивное и сентиментальное. А какие комментарии можно прочитать в некоторых обзорах фантастики, касающихся Маккеффри! Тут вам и "страшные паутинники", как авторы называют Нити, и "зловонное дыхание драконов", которое как раз и уничтожает этих самых "паутинников", и несчетное количество других подобных ляпов. Почитав такие обзоры, невольно придешь к мнению, что творчество Маккеффри - очень поверхностная и легкомысленная не то НФ, не то фэнтэзи (кстати, сама Маккеффри свое творчество определяет как НФ) Но в то же время серия "Всадники Перна" продолжает оставаться популярной уже более 30 лет, а количество фэн-клубов Маккеффри на Западе не уступает количеству фэн-клубов Толкиена, в чем можно убедиться хотя бы покопавшись в Интернете на сервере www.yahoo.com в той его части, которая посвящена фантастике.

Чем же привлекательна серия Маккеффри? Прежде всего - необыкновенно тонкой разработкой своих миров, особенно Перна. Перн - один из наиболее хорошо "изученных" миров фантастики, и он может быть поставлен в один ряд со Средиземьем, Земноморьем, Дюной... А еще Пернский цикл привлекателен тем, что, как и у Толкиена, у Маккеффри фактически нет личного зла, нет характерных отрицательных героев, нет грязи, всех этих бесконечных сцен насилия и пошлости, которые начали бурно появляться в фантастике как раз в 60-е годы, то есть время выхода первых книг Маккеффри. Зло у Маккеффри - это просто стихия. И так же, как Толкиен, Маккеффри утверждает, что книги должны хорошо кончаться (она это высказывала, по крайней мере, в письмах, в том числе она говорила: "Я отражаю не реальный мир, а мечты и надежды" - лучше и не скажешь). И не случайно к Маккеффри тяготеют именно люди с выраженно светлым (с толкиеновской точки зрения) мировосприятием.

А еще Перн - один из тех миров, в которые хочется попасть. И во многом там "реализовано" многое из того, что так хотела бы Маккеффри от нашего мира. Экипажи трех звездолетов, люди, прошедшие много космических битв, заселяют Перн в надежде подвести таким образом черту под неудачами своей цивилизации, высокий технологический уровень которой не избавил человечество от жестокостей, от войн, от ненависти. Их цель - прежде всего гармония с природой. Но через некоторое время выясняется, что гармонии достичь не так уж легко. На Перне есть единственное в своем роде (ничего похожего в других фантастических романах мы не встречали) стихийное бедствие, которое появляется с интервалами в 200 Оборотов (перинитских лет, примерно равных земным годам) - это Нити, которые падают с Алой Звезды (на самом деле это не звезда, а планета, обращающаяся по сильно вытянутой орбите и иногда проходящая очень близко от Перна) и представляющие собой нечто вроде гигантского вируса, который начинает бурно развиваться, попав в атмосферу, и пожирает любую органическую материю. Причем то, что Прохождение (период падения Нитей) длится 50 Оборотов, а Интервал (период между Прохождениями) - 200, приводит к тому, что о Нитях в начале каждого Прохождения узнают только из старых хроник, и большинство людей снова оказывается не готовым к нему (похожий мотив встречается у А.Азимова в "Приходе ночи", где исчезновение солнца каждый раз застает людей врасплох). А главное средство борьбы с Нитями одно - драконы.

На вопрос, откуда она взяла идею драконов, Маккеффри отвечает: "Просто придумала... К тому же меня всегда привлекало место драконов в мифологии Востока". Впрочем, аналогии с восточными мифами у Маккеффри - самые поверхностные. А вот свойства драконов - самые необычные во всей фантастике. Если у других авторов (например, у Муркока, у которого в "Призрачном городе" также встречаются всадники драконов) драконы ничем не отличаются от своих собратьев из западноевропейского эпоса, то Маккеффри вводит существенно новые моменты.

Прежде всего, драконы обладают уникальным свойством - они способны мгновенно телепортироваться через Промежуток (так периниты называют гиперпространство) в любую точку, которую представит себе всадник (связанный с драконом сверхмощной телепатической связью с момента Запечатления, которое происходит после рождения дракона), и для того, чтобы туда попасть, надо просто послать дракону мысленную картинку, изображающую желаемое место. При этом драконы могут перемещаться не только в пространстве, но и во времени. И ни дракон без всадника, ни всадник без дракона существовать не могут - если гибнет всадник, то дракон навсегда уходит в Промежуток, а если гибнет дракон, то всадник переживает тяжелейший психический надлом, который может привести к депрессии, безумию или даже самоубийству. То есть роль драконов состоит в том, что они являются необходимой связью с единством, и внешним (единство мира, причем как в пространстве, так и во времени), и внутренним (если провести аналогии с архетипами К.Г.Юнга, то драконы являются как бы осью, соединяющей сознание людей с Самостью). Впрочем, тема единства проходит в книгах Маккеффри в самых разных формах, так же, как тема Пути в книгах Урсулы. Читая о драконах, трудно отделаться от сожаления, что драконов нет у нас на Земле - будь у нас драконы, не существовало бы государственных границ, всех этих уродливых разделений между людьми (а действительно, представил себе, например, Рим - и через несколько секунд "выныриваешь" из Промежутка над площадью Святого Петра, и не надо заботиться о визах и прохождении всех этих надуманных барьеров, которые разделяют людей, а кроме того, будь здесь драконы - и было бы трудно осуществлять всяческие нечистые "секретные" проекты). Правда, Маккеффри говорит, что если бы у всей Земли был общий враг, как Нити для перинитов, то и Земля бы обьединилась очень быстро (так и хочется вспомнить, как лорд Мерон из холда Набол попытался отказаться выполнять требования всадников, в ответ на это они сказали, что в этом случае они просто не будут защищать холд Набол от Нитей) - но ведь и общих опасностей для всей Земли хоть отбавляй - и экология, и постоянная тревога по поводу того, не будут ли представлять опасность для жизни на Земле вновь открываемые кометы и астероиды... да и вред от межнациональных конфликтов сказывается не только там, где эти конфликты происходят, но и существенно дальше (пример Югославии!), и список можно продолжать.

То, что драконы кроме "боевых" целей (под которыми следует понимать только борьбу с Нитями - Маккеффри много раз дает понять, что драконы не предназначены для борьбы друг с другом, и всадникам опасно ссориться, потому что для Перна нет большей беды, чем война драконов против драконов, и даже схватка двух золотых королев во время брачного полета представляется трагедией) могут исполнять еще и вполне "мирную" роль транспортных средств (что-то вроде малой авиации - каждый дракон может поднять 5-6 человек) - не случайно. Потому что еще одной ключевой чертой мира Маккеффри являются "природные" технологии, т.е. главным в освоении мира является не развитие технических новинок, а использование необычных свойств живой природы и людей (в том числе и "паранормальных" способностей - так, Запечатление драконов и общение с ними невозможны без телепатии), которые - при умении ими пользоваться - оказываются мощнее любых "искусственных" изобретений. Похожий мотив присутствует и в других произведениях Маккеффри. Так, например, в серии о Киллашандре Ри (пока не переведенной у нас) ключевую роль играют люди с абсолютным музыкальным слухом - "певцы кристаллов", которые настраивают кристаллы "черного кварца", необходимые для мгновенной связи на расстояние в десятки световых лет (при этом связь также осуществляется через что-то вроде гиперпространства), а в серии о Талантах (из которой у нас пока переведены два романа - "Ровена" и "Дэймия") основой межзвездных сообщений являются телепатические и телекинетические способности людей-Талантов.

Наверно, каждый, кто прочитал серию "Всадники Перна" полностью, хочет задать вопрос: "А что с Перном будет дальше?" Действительно, после того, как жители Перна обнаружили АЙВАС и получили от него много знаний, в том числе и нашли способ избавиться от Нитей, похоже, навсегда, кажется, что для Перна должна наступить "обычная" эпоха подобно тому, как после уничтожения Кольца Всевластья и последовавшего за ним ухода эльфов за Море в Средиземье наступила эпоха "обычных" людей. Кажется, что Перн должен стать "обычной" планетой (которой он, впрочем, и был в периоды между Прохождениями, когда большинство людей считало, что драконы и всадники уже не нужны, и Вейры приходили в упадок, поэтому каждое новое Прохождение заставало врасплох большинство людей), а учитывая большое количество знаний по медицине, астрономии, ремеслам - Перн должен бы превратиться в достаточно "цивилизованную" планету.

Но не все так просто. Хотя автор и говорит, что она не развивала серьезно мыслей о жизни на Перне после избавления от Нитей (некоторые намеки, правда, есть в последнем, пока не переведенном у нас романе "Дельфины Перна" - очень перспективным кажется освоение водной стихии, в котором огромную роль, сравнимую с ролью драконов, должны сыграть завезенные на Перн первыми поселенцами разумные дельфины; кроме того, автор говорит, что естественными представляются такие роли драконов, как транспорт и поддержание мира и спокойствия на Перне - что-то вроде международных сил ООН, при этом Маккеффри говорит, что она как автор не хочет, чтобы Перн повторил путь земной цивилизации с ее разрушением природы и многочисленными войнами, потому что он предполагается как альтернатива земной "технократической" цивилизации, и - по ее замыслу - на Перне нет технической возможности построить межзвездные космические корабли), но некоторые идеи представляются довольно красивыми.

Прежде всего, даже устранение Алой Звезды, скорее всего, не сможет окончательно избавить Перн от Нитей. Если вспомнить, что по предположению автора Алая Звезда собирала зародыши Нитей в облаке Оорта, которое находится на границе планетной системы, то почему бы не предположить, что точно также угрозу Нитей не будет нести какая - нибудь долгопериодическая комета, которая тоже проходит облако Оорта? Поэтому всадники драконов будут нужны всегда.

Вторая естественная идея состоит в следующем. Так как дракон доставляет всадника в то место и время, которое может достаточно хорошо представить себе всадник, вне зависимости от того, был ли всадник раньше в этом месте и времени (фактически, единственное ограничение, которое оговаривает Маккеффри - это точность образа этого места, чем он точнее, тем скорее всадник туда попадает, а при неточном описании дракон с всадником теряются в Промежутке), то можно предположить, что всадники на драконах могут появляться и в других мирах. На непосредственный вопрос о возможности этого Маккеффри ответила: "Так как ни один всадник не знает, как точно выглядят места вне Перна, то при попытке осуществить такое путешествие он потеряется в Промежутке". Но можно обратить внимание, что этот ответ не зачеркивает возможности попадания на другие планеты, где бы они ни находились, и, в частности, в миры, описанные в художественной литературе (если они реально существуют!) при условии очень сильного воображения у всадника.

Поэтому будущим Перна представляется отнюдь не копирование земной истории, но и не гомеостаз. Перн ожидает достаточно бурное развитие.

При подготовке текстов использованы материалы переписки одного из авторов с Энн Маккеффри.

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов