Наш ответ Чемберлену в четырех частях с приложениями[Полемика на статью Лоры Бочаровой "История моей борьбы"] ...нет страшнее бабской драки - К.Кинн Оглавление
Часть первая. Andante furioso. |
3. Беседа "в лучшем стиле эльфийского безвременья".
Вообще-то это была раздача листков с личными вводными и знаниями эльфийских ролевиков, последние согласования и - знакомство. Потому что единственный раз все исполнители ведущих ролей блока собрались вместе. Это собрание сняло часть проблем, которые обычно возникают, когда партнеры по роли встречаются впервые уже в игровой ситуации и не знают, чего ждать друг от друга. Видит бог, у нас было и без того много проблем с ролевиками, чтобы пренебречь такой малостью. Должна заметить, что вопросы задавали все - за исключением Лоры и Брайана, который отсутствовал. Ладно, нужно было перебрасывать лагерь. Но почему тогда я не услышала возражений - ни относительно Правды Короля, ни относительно целей, который ставились перед персонажами, ни относительно трактовки образов? Ведь еще было время что-то изменить? 4. О сборах на советы Вообще говоря, если мне в игре нужно собрать народ на совет, то в зависимости от роли я либо посылаю герольдов, либо иду приглашать сама. 5. Почему Глорфиндэль не начинал разговора с Галадриэлью, пока ее свита пела Освежите в памяти "Властелин Колец", года два нераскрытый и пылящийся на полке. В Раздоле Белый Совет собирается в зале совета, а менестрели поют в Каминном зале, в котором советов не собирают. 6. Совет в Раздоле Итак, что же там было? Да, совершенно верно, воины считали армии и составляли планы для войны. А чем еще, по-вашему, должны заниматься военачальники и короли, когда дело идет к войне? И у врага (Саурона в исполнении Балина) самая сильная армия? Я все думаю, как сама поступила бы в такой ситуации. Но я - не Лора, и мне не суждено сыграть роль Галадриэли. В школьные годы я активно играла в "Зарницу" и прекрасно понимаю, что прежде, чем вообще вести какую-то политику, надо прикинуть свои возможности. В нашей игре - военную силу и магию. Увы, Лора не пожелала подождать, пока - пользуясь ее выражениями - мальчики наиграются в войнушку. Она, взрослая и мудрая Галадриэль, предложила им заключить с Сауроном договор и не воевать. Может, они ее неправильно поняли? Я не исключаю такой вероятности, особенно учитывая вавилонское столпотворение как свершившийся факт. Но суть дела в том, что исполнительница фактически главной роли не пожелала подыграть партнерам. Попробовать вникнуть в суть их рассуждений. Ну если ты понимала, что нужны не только мечи, но и магия - что ж ты этого не сказал внятно и четко, доступно для понимания? Теперь насчет тещи. Если Элронду Галадриэль - не теща, то я пенек с ушами. Павел Пасечник (исполнитель роли Элронда) в жизни грубого слова женщине не сказал, а я его, слава богу, четыре года знаю. Попросту он в пылу спора с Глорфиндэлем не заметил прихода Галадриэли, а заметив, сказал что-то вроде: "А, вот и теща!" Так утверждают минимум четыре свидетеля. Ситуацию с тещей можно было повернуть на юмористический лад ("Теща! Я-то помню, как вы с Элросом пеленки пачкали!"), можно - на патетический ("В зале совета я для тебя - Артанис Нэрвен Галадриэль, дочь Финарфина!"), можно... словом, вариантов тьма. Но Лора, к сожалению, выбрала наихудший. 7. О походе Глорфиндэля и Даэрона на Саурона Причина этого похода - то, что не было достигнуто соглашение. Фактически - это следствие того, что Галадриэль покинула совет. А кроме того - надо было читать библиотеки и заглянуть в собственную вводную. На погибель Саурону было три артефакта - Черный Меч и Нарсиль в руках законного владельца и Глорфиндэль-сам-себе- артефакт. У него в заявке так и было написано: "Остаться должен только один!" Поединок же в Незримом Мире имел (мастерской волей, в зависимости от красоты) непредсказуемые последствия. Даже проиграв и погибнув, можно было спасти свой народ или нанести ущерб врагу. Чары есть чары. Так что Поход Поединков (классное название, правда?) был затеян для того, чтобы испытать силы врага и - кто знает? - победить. 8. Дева-дракон Это был ляп мастера по монстрам. Несмотря на совершенный "Dragonlance", роль вышла чудесная. Тин использовала все возможности этой роли. В конце концов, можно же было и это обыграть - как же, любовь даже дракона способна обратить к свету! Только все, кроме Элрохира, Келебриан и Глорфиндэля, были больше озабочены гипотетической опасностью сего существа. А какая была бы легенда! 9. Имянаречение Сей обряд был прямо предписан эльфам культурной вводной. В отношении сыновей Элронда он таки возымел последствия, поскольку к тому моменту Элладан приключался уже в третьей серии своего квэста, а Элрохир... ну, влюбился в драконессу, что ж делать. За столь разумную мысль и превосходный обряд сии персонажи были вознаграждены - им мастерской волей сильно везло в дальнейшем. Напомню, что везение - это знак судьбы. 10. "Магия мешает битве: она ее затягивает и путает, трупы оживают, как в дурном сериале, в конце концов все гниет на корню, ни результата, не удовлетворения. Я была против свального греха, где в одну кучу брошены кони, люди, звери, женщины, доспехи и файрболы. Возможно, по замыслу мастера, я должна была носится над развалинами бастионов и стрелять кольцом." Ну что я тут могу сказать? Только повторить еще раз - надо читать вводные, читать правила и думать головой. Это относится, к сожалению, ко многих игрокам. 11. Мистериальная тропа Это был своего рода аналог Семи Врат Гондолина. Идея замечательная. Совершенство исполнения колебалось в зависимости от времени суток и состояния игроков, но здесь просто стыдно было бы предъявлять какие-либо претензии. Прохождение тропы было делом увлекательным. Назгулам же, как вы легко можете догадаться, проходить тропу не полагалось по роли - они уже себе навыбирали грехов. А вот насчет игроков со стажем - это я хотела бы узнать поподробнее: кто, когда, в какой роли. Согласитесь, что, например, Тар-Атанамиру, который больше всего на свете хочет жить вечно, пройти по такой тропе было бы невозможно. А уж у Гая стаж! 12. О призраках и вестниках Лично мне известно о следующих посланцах судьбы, пришедших к Галадриэли: а) призрак убитого во втором поединке с Сауроном Глорфиндэля. Причем пошел он туда по собственной инициативе. б) призрак убитой Келебриан. Представьте ситуацию - призрак мертвой дочери является матери, а мать, выслушав обращенный к ней упрек, отмахивается рукой - мол, мастерские зомби полетели. в) некий нуменорец, который искал знания и возвышения духа, получил квэст (видение ему было, глас в солнечном сиянии) - пройти зачарованную тропу и поведать Галадриэли о бедах Средиземья. Сей персонаж с блеском прошел испытания на тропе, а когда поведал послание Галадриэли, Лора сказала: "А, опять мастера прикалываются!" Парень ушел в трансе. Не знаю, как на других играх - на том же "Завоевании рая", - а мне кажется, что такие вот вестники судьбы - нормальный способ управления игрой. Потому что непосредственное вмешательство мастера есть произвол. 13. Эрегионские эльфы Это были Кира и Хелен, приехавшие в составе команды "осколков Остранны". Весной 97, в мае, они провели на Украине Хоббитские Игры по Эрэгионским Войнам. Больше трехсот игроков, всего пять мастеров и четыре дня блистательнейшей игры, сравнимой по накалу разве что с первыми ХИ, игрой энтузиастов. Мы - охотно в этом признаюсь - позаимствовали у них немало хороших идей по части информации, магии и артефактов. Хелен же была мастерским персонажем. А тут я имела неосторожность пожаловаться мастеру этой команды, что, по-моему, Галадриэль бездействует, потому что не знает своих возможностей, а я уже не могу ей объяснять это. Игра идет. Кира и Хелен отправились к Галадриэли - и почти все активные действия, поиск информации и путешествия, предпринятые Лорой после этого, были инспирированы ими. Я это знаю потому, что не менее четырех раз за игру Лора растерянно спрашивала у меня, что же ей делать! Игрок - у мастера! Каждый раз мне становилось плохо. Потому что это означало - я, мастер блока, ошиблась в подборе ролевиков, причем капитально. Да, та самая картинка, которую искала Галадриэль в нуменорской библиотеке, была примитивнейшим образом вклеена в текст о Кольцах, лежавший в ЕЕ СОБСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ. Которую никто не читал... Некогда было? 14. Кольца и артефакты, а также логика В начале своей статьи Лора утверждает, что ни разу не воспользовалась кольцом. Прекрасно. Вот только ее посредник аккуратно зафиксировал и сообщил мне об использовании силы кольца для создания артефактов. Да вот Лора и сама об этом пишет. С артефактами дело обстояло так. Во-первых, уже изначально их было не так уж мало. Кто отправился на их поиски, тот поприключался вдоволь и получил в должной пропорции плюшек и пряников. Во-вторых, артефакт можно было сделать. Мастер-координатор (а нас было трое, напоминаю) мог его пропустить - если его свойства укладывались в законы созданного на игре мира и если их можно было достаточно легко промоделировать. В чем смысл меча-зеркала, сила которого соответствует силе Саурона - я не понимаю до сих пор. Хотя бы потому, что понятие "сила Саурона" бессмысленно. Достаточно было почитать несколько текстов из библиотеки в отряде Галадриэли, чтобы понять, что у Саурона имеются: личное могущество, личные способности, Кольцо, подчиненные ему назгулы (вся эта компания была связана системой перекачки хитов, поэтому до определенного предела они могли возрождаться через очень небольшой промежуток времени) и еще пара мелочей вроде хорошо организованной армии и экономики, а также неплохо поставленной пропаганды. Поднимать же волю Галадриэли... А это, простите, куда? Выше облаков? Галадриэль и без того имела возможностей больше, чем все прочие ролевики, за исключением Саурона (ему положено), Глорфиндэля (который был, как я уже сказала, живым артефактом) и Даэрона, который мог песней сделать все, что угодно, но делал только необходимое. Галадриэль у нас свои способности ни разу не применила. Ну, а если Лора не представляет себе, какой подвиг могла совершить Галадриэль, то я ничем не могу помочь. "Воля повышалась только подвигом, и если для мужчины это понятно, то подвиг Галадриэли я осмыслить не могу," - пишет она. Я в отчаянии - неужели так деградировала обыденная речь, что мы не можем просто понять смысл слов, которые сами же и произносим? Что есть подвиг, Лора? Подвиг, подвижничество, подвигнуть, сподвижник... Где смысл этих слов? Неужели я, невежественная атеистка, понимаю их лучше, чем ты, автор "Осады Монсегюра" и "Завоевания рая"? В чем разница между подвигом мужским и женским? Я не понимаю... Вся заявка была проникнута призывом к духовному совершенству, а на игре вдруг понадобились материальные подпорки в виде артефактов... Что-то одно - или Лора не пользовалась Кольцом, или расходовала его силу на сделанные Келеборном артефакты с целью получить военное преимущество (описанные там меч и ожерелье были рассчитаны именно на силовой перевес, причем для конкретных ролевиков, команда - то есть народ - оставалась за кадром). Или логика, или эмоциональный всплеск. Или самоотречение, или самоусиление. Tertium non datur. Логика не позволяет. |
15. Исход евреев - пардон, эльфов в Нуменор
Совершенно по-эльфийски - бросить все и уплыть на запад. А по дороге с голыми руками, но зато при высоком духовном подъеме встретить закованных в железо балинских щитоносцев. Это ли не подарок Саурону, которого так не хотела преподносить ему Лора? "Задушим голыми руками" - как же! В правилах четко было написано - во время боя магия молчит. Все. "Я оказалась заложницей своего долга. Впрочем, я была ею с самого начала, просто теперь все стало неумолимей и жестче." Здорово! Знаете, я всегда думала, что или ты выполняешь свой долг, или не берешься за гуж, поскольку не дюж. Что-то одно - или ты до конца играешь Галадриэль, или надо было сразу отказаться. Белое платье и золотые кудри можно демонстрировать с меньшей помпой. 16. Мастерская вводная, по которой ждали "эльфийской политики, светлой такой" Вот она, вводная, в приложении. Тому, кто найдет там эти слова, сильно повезет. Потому что их там нет. Я не настолько дура, чтобы так формулировать вводные. 17. Зомби, стервятники и суд Намо "Я думала, Hамо - нечто большее, чем просто лавочный меняла." Вот только как быть с тем самым нолдо - на самом деле это был нуменорец- полукровка (короткий выход Бори Батыршина, весьма впечатляющий и насыщенный событиями), который пожертвовал собой ради Келеборна? За все надо платить, Лора. См. "Сильмариллион", главы "О Берене и Лютиэн", "О Туоре" и "Плавание Эарендила". И кстати - на месте императора Нуменора, увидевшего в священном месте своего народа некую непонятную толпу, не желающую представиться, я бы точно приказала построить железные когорты. Кажется, Гай так и сделал. Что, герольда нельзя было выслать? А тот самый меч... Это был типично эльфийский прикол. Предыдущая инкарнация Батыршина - пират Ульфин, впоследствии казненный нуменорцами, хитростью и силой выторговал его у Гилдора. Свойства у него были те еще - его можно было применять только для защиты кого-то другого, иначе он рассыпался в пыль. Услышав от Гилдора описание свойств своего долгожданного артефакта, Ульфин зло плюнул и сказал: "У эльфа и ветра..." 18. Операция "Кольцо" Я одного не понимаю - если Лора с самого начала знала о возможности блокировки, то почему не продвинула эту идею раньше? Нет, надо было дождаться, когда всех поодиночке побьют, когда Раздол вынесет две тяжелых осады, все устанут, и вот тогда... Беда в том, что к моменту применения этого во всех отношениях чудесного плана ситуация изменилась. Говоря высоким штилем, в стене судьбы была пробита брешь, причем персонажами вовсе не самыми главными. Увы, знания о том, что происходило в других командах, у Лоры не было. Потому что Саурон не имел обыкновения пить кофе в шесть - он, видимо, пил его раньше, а в шесть утра его войска уже подходили обычно к месту очередного боя. И пока Галадриэль и Келеборн строили всех в круг, "осколки Остранны", Виньялондэ и оставшиеся еще в живых линдонцы погибли, преградив сауронову войску дорогу на Раздол, совершенно в тот момент не готовый к обороне. Потому что думать надо - головой! А насчет того, что Гил-галад не мог снять кольцо... Дело в том, что кольца эти были мои. Мне они были велики, а вот Жене Свирельщикову кольцо с искусственным рубином оказалось маловато... И последнее. Балин не имеет обыкновения ругаться. Я так полагаю (зная его много лет), что он просто опешил от неожиданности, когда против него применили его же собственный фокус двухлетней давности. Балин оценил комизм ситуации. 19. Кольца и обряды Да, теперь я согласна с тем, что этот круг и все остальное были хороши. Но в тот момент я могла думать только об одном - почему, ну почему участвовавшая во многих играх Лора опять спросила у меня, что ей делать! А когда я обычным образом ответила, что не могу ничего сделать за нее - я здесь демиург, сила безликой судьбы, законы магии, она сделала то, что неизбежно вело к финальной свалке. Но я все же прокололась. Я гневно и печально спросила: "Где вы были вчера?" Потому что все хорошо в свое время. А блокировка магии была самым грубым и неполезным действием - потому что (цитирую правила о Кольцах) "Кольца могут все". Понимаете - ВСЕ! С поправкой на мораль и нравственность, разумеется. 20. Победы и сражения Надо отдать должное игрокам - финальные бои не вылились во всеобщую драку с травмами и озлоблением. Даже штурм Мордора, несмотря на нервную атмосферу (больше всех нервничали мастера, боясь травм). Меня лично до глубины души потряс этот штурм. Можно говорить, что он был неорганизованным и самоубийственным. Может быть - я не военачальник. Но... Тот же самый П.Пасечник, выйдя после смерти Элронда Гвиндором, военным наставником Элладана, ухитрился построить по дороге армию (а в ней было порядка сотни бойцов из разных команд, рас и народностей) и вполне грамотно с ней управлялся. Полностью и бессмысленно сложились те, кто под его команду не встал - та же Келеборнова рать или толпа одиночек-героев. Брайан-Келеборн меня поразил: осажденные, естественно, кричали со стен разные оскорбления, вполне себе игровые, Саурон толкнул оскорбительную для эльфов и нуменорцев речь, а Келеборн и говорит - "Балин, кончай стебаться!" Класс, да? А вот арнорская дружина (минчане), союзники Раздола, ответили достойно. Магистр велел бить в барабан, а построившиеся правильными рядами воины мерно ударили мечами в щиты. Оскорбления со стен утихли. 21. О штурме Мордора и судьбе Элладана Как я уже не раз упоминала, Элладан (единственный из дюжины охотников) сумел добыть Черный Меч Турина. Пережив массу приключений и нажив себе соперника-соратника Лэйнира (одна из лучших ролей игры, примечательная тем, что парень придумал ее сам и сыграл превосходно), Элладан был им зарезан, но его спасли виньялондцы, сообразившие отнести почти покойника в близлежащий храм (насчет того храма четырех стихий все вопросы не ко мне, а к Иллет). Квэст Элладана оказался многосерийным, и в очередной, четвертой, серии, унаследовавший от Элронда корону и кольцо Элладан принял вызов Саурона на поединок в Незримом Мире и победил его. Саурон полетел в Мордор восстанавливаться, а честный до идиотизма Элладан решил, что справедливости ради и ему нужно немного полежать в обмороке. Впрочем, любящая сестричка Арвен не дала ему долго валяться, так что к Мордору Элладан пришел как раз вовремя. По правилам эльфы не могли безнаказанно находиться на затемненной территории (Мордор) более пятнадцати минут, если только их не вел Верховный Король. Ну, Гил-гэлада нашего аккуратно убили даже не назгулы, а бог весть кто, и эльфы откатились. Пережидать. И тут кому-то стукнула в голову дивная мысль - избрать нового Верховного Короля. Корону дружно предложили Элладану. Тот сначала объявил о выборе судьбы, а потом уже надел корону. Через положенное время штурм возобновился. Закончился он, как положено, отступлением Светлых сил, и при отступлении Элладану досталось. Пока его доставили в Раздол... Не знаю, что там было, я не успела, но вот Иллет может вам рассказать, как началась шестая серия элладанова квэста. Если Лоре не нравилась эта идея - так что ж она не остановила раздольцев? Что-то одно - или ты участвуешь в обряде, или ты против. Где логика? 22. "Я не хочу унижаться. Я не понимаю такой игры. Когда надо требовать плюшки насильно. Если бы мастера ждали от меня подвига - они бы знали, что я делаю. Но они не ждут. Все мои уровни меня удивляют." Лора, скажу тебе честно. Я ждала подвига от тебя всю игру, до последней минуты. Это раз. А два... скажи на милость, как ты себе представляешь моделирование судьбы без обмена информацией? Без рассказа мастерам о событиях? Рассказ создает информационное поле игры, ее напряжение. Примеров тому тьма. И если ты считаешь, что поведать мастеру о таких важных вещах - унижение, то я ничего не понимаю в этой жизни. Это же игра, модель! А мастер - одушевленный мировой закон. Если его не привести в действие, рассказав о событии, то событие останется без последствий. Именно поэтому я и сказала, что у вас нет отыгрыша - о нем мало кто знал, а я не знала совсем. Вас стало больше - но кто об этом знал, кроме вас самих? 23. Четыре часа после игры Как честный мастер, после игры я обходила все команды, в игру которых вмешивалась. Больше всего я просидела в отряде Галадриэли. Беседуя. Мне казалось, что мы друг друга поняли, но теперь я вижу, что вавилонское столпотворение произошло раньше, и мы говорили на разных языках. Я не стану комментировать то, что написано Лорой по поводу архетипа, положенного в основу эльфийского блока - хотя бы потому, что в основу блока был положен сюжет, основанный на архетипах европейской мифологии. Я не стану говорить о полнейшей ерунде насчет наличия в германских языках слова "мир" - хотя бы потому, что в древнеисландском (а также готском, и, скорее всего, и в общегерманском) нет слова "война", а есть слова "мир" и "немирье". Я умолчу о комитате и сходстве Одина с Христом, потому что вообще-то Белый Бог - это Бальдр, а помимо филолога Бенвениста стоит уделить внимание и историку Кардини (это я насчет комитата). И кельтская "Правда короля" не имеет ничего общего со скандинавскими "Зерцалами короля". И отношения короля - конунга, ярла и т.д. - с дружинниками никогда не строилось по принципу "король всегда прав". Я не стану спорить с человеком, который сначала авторитетно делает утверждения, не имеющие ничего общего с действительностью, а потом объявляет себя не специалистом. Это нечестно. 24. "Честно скажу: я тут же захотела истечь кровью под хэви- металл. И теперь хочу. Потому что все, что мы сделали на игре, не имело никакой ценности. Потому что мы двигали политику блока, а надо было двигать себя. МЫ были стратегами - а надо было быть смертником- одиночкой. Мы жили для мира, а надо было пасть под колесами войны. Что сдвинули в игре смерти эльфийских владык? А ничего. На это и не было рассчитано. Появились песни скальдов. Не правда ли, по- стервятниковски?" И это я тоже комментировать не буду. Потому что - я в этом убедилась - мастеру бывает виднее, кто и на что влияет. Так вот - ни я, ни другие мастера не заметили особого внимания вашей команды на политику блока. Не заметили и стратегии. Или мы не там смотрели? Не знаю. Я уже ничего не знаю. Если бы я наделала столько ошибок на игре, так оскорбила бы своих партнеров по действу, я не осмелилась бы оправдать свои промахи докладом о том, что данная игра направлена на искоренение творчества. Я видела много игр, хороших и плохих, и знаю - если человек хочет сыграть, его роль будет хороша, как бы плоха ни была игра. Если в структуре игры есть хотя бы небольшой островок смысла, он дает опору образу. |
25. "Сейчас я вижу, что гнев игрового Hамо, ходоки-трупы,
бесконечные провокации к бойне - все это было призвано "включить" меня в
скандинавский сценарий. Простите, милые. Я играла в Толкиена, а не в
Старшую Эдду. Следующий раз умоляю честно предупредить, что к чему."
Здесь я приведу лишь две цитаты. "Вся рота шагает не в ногу, и только поручик идет в ногу" (А.Куприн, "Поединок") "Почему у вас яма красными флажками не огорожена? - Ты в аэропорту красный флаг видела?" (советский анекдот) И еще - я не прощу. Потому что это была та игра, в которую я хотела играть сама, и та роль, которую я мечтала сыграть. Это эмоции, которые позволительны культовой фигуре вроде тебя и непростительны мне. Но я не могу простить такой профанации игры. Извини. При этом я должна отметить, что часть командной вводной - причем бOльшую часть - отряд Галадриэли выполнил. Они стали местом притяжения для взыскующих красоты, света и мудрости. Со светом и красотой там все было более чем хорошо, а вот с мудростью... дело в том, что у Толкина мудрость - это прежде всего знание, а вот знания там и не было. Знания о мире, в котором живут и действуют персонажи. Того знания, которое проливает свет на законы и реалии изображаемого мира. Которое дает основу для действий, для выбора. Которое содержалось в правилах, вводных и библиотеках. Именно поэтому большинство игроков этой команды пропустили те моменты выбора, которые мы приготовили для них. Но игра тем и хороша, что всегда есть избыток возможностей, и сам ход событий порождает новые возможности выбора ежеминутно - если, конечно, мир создан достаточно цельным. Поэтому не все пропало втуне. И кстати - сама же Лора благодарила меня за то, что пережила в игре момент выбора, и за то, что я не стала говорить ей, что надо делать. Или это у меня с памятью стало плохо, или у Лоры. Что-то одно. Напряженная эмоциональная жизнь команды отчего-то не выплеснулась в игру, не соединилась с эмоциональным напряжением не только всей игры, но хотя бы эльфийского блока. Стыковки не произошло. А теперь я хочу сказать о стервятниках и скальдах. Потому что сущность выбора, который мы сделали основой игровой судьбы, состоял совсем в другом. Это был выбор между двумя этиками. Этикой мира Эдды и кельтских сказаний - и этикой христианства. Между "Беовульфом" и "Христом" Кюневульфа. Между Фергусом и Артуром. Между Харальдом Суровым и Альфредом. Между Ойсином и Алкуином. Потому что можно говорить что угодно, но Средиземье - мир "праведных язычников", как определяет его Т.Шиппи в "Дороге в Средиземье" (отрывками из этой работы прокомментирован перевод М.Каменкович и В.Каррика, изд-во "Азбука"-"Терра"). Спроси себя - почему ты увидела единственного скальда игры во мне, в мастере? В своего рода божестве для твоего персонажа? Почему ты не увидела скальда в Даэроне, в Арвен, в ком-то еще? А ведь легенды и саги о подвигах разных персонажей были многочисленны... И это они, а не ты, создавали миф игры, без которого не может быть ХИ. Почему ты не увидела в Глорфиндэле героя, одержимого неистовством близкой смерти (то самое feigр, обреченность героя)? В Сауроне - зловещего и обыденного обаяния силы? Почему не увидела жертвенной красоты Арвен? Мужества и благородства Элладана? Безумной любви Элрохира и драконьей девы Тин (пусть даже сия самодеятельность мастера по монстрам была не из того мира - неужели нельзя было соткать покров легенды)? Почему не ты увидела в стремительности зеленолесской команды полет Ночной Охоты? Почему не ты оплакивала павших? Почему не ты помогала найти свой путь растерянному (по жизни) народу Лориэна? Почему не ты увидела в бездействии нуменорского короля приближения Тени? Почему не ты оценила жертвенность того самого нуменорца, который вернул тебе Келеборна? Почему не ты создавала флер очарования, который превращает деревянный меч в эльфийский клинок, а жестяной ободок - в королевскую корону, который позволяет нам не замечать неловкости и скованности и видеть скрытую красоту действа? Почему, Лора? Ведь это твои песни слушают с замиранием сердца! Я думаю - потому, что ты и не пыталась воспринять мир игры как тот, в котором должен жить твой персонаж. Ты хотела, чтобы мир изменился, подогнался под тебя - и я могла только плакать от бессилия что-либо объяснить и изменить. Непонимание. Я старалась объяснить - но ты не хотела прислушаться и понять.
"- Это был не самый лучший из возможных вариантов, - сказал
мастер. Нет, я сказала не так. Я точно это знаю, потому что формулировку я повторяла несчетное количество раз на протяжении года. Потому что не я эту формулировку придумала. "Одолеть Тьму можно только тогда, когда ты самоотверженно стремишься к Свету, черпая силы лишь в надежде и не ожидая награды." Обычно я еще добавляла два примера - поход Хранителей к Ородруину и поход Финрода и Берена. А в свете вавилонского столпотворения добавлю философско- лингвистическое замечание. Самоотверженность не означает самоубийства. Жертвенность не означает гибель. Одолеть - не значит разбить в бою. Правоту этих слов может подтвердить множество игроков, которые Играли - размышляя, созерцая, действуя - и для которых на четыре дня Средиземье середины Второй Эпохи было куда реальней, чем начало августа 1997 года. Смысл был принесен в жертву самодостаточности... Но неужели мы говорим на разных языках - одними и теми же словами? Но я же помню, как ты пела: Помнишь, как на пляжном песке мы во время дождя возвели нашу крепость? Помнишь, как на выпавшем снеге мы читали следы, как потерянный эпос? Как умели мы в шелесте мокрой травы слышать роханский топот? Приговор приведен - и в конце его смерть через жизненный опыт... ...Катись, моя кибитка, В пыли по ось колес, Полынный вкус напитка, Тщета былых угроз... Когда ж Великий Логос Молчанием накроет этот мир, Что ты крикнешь мне взглядом? Кэтрин Кинн, мастер по эльфам и магии Часть вторая. Andante maestoso. |
Это все прискорбно. Обыкновенное несоответствие двух взглядов на
игру. Мы много сделали, чтобы эти непонятки устранить до того. Ты
говорила - да-да, и отмахивалась. Роль легкая, справлюсь. Увы. Ладно.
Пусть мастера дураки. Но у тебя дураками оказываются чуть ли не все,
кроме тебя. И Глорфиндель по дури сложился, и Элронд, и Гил-галад.
Понимаешь ли, сложились они от отсутствия единства, в чем, кстати,
немалая твоя вина. Не ждать надо было, а действовать. А все действенное,
что ты сделала на игре ВНЕ команды, было сделано с подачи эрегионских
эльфов (см. воспоминания). И после этого - "Мы двигали политику блока,
мы были стратегами"? Кто эти МЫ? И в чем состояла стратегия? В игре
внутри команды и совершенной беспомощности в плане большой игры? Из
"Моей борьбы" стратегия как-то не просматривается┘ Воистину, мастера,
согласно твоим словам, совершили сизифов труд, если НИЧЕГО из того, о
чем столько разговаривали, ты не смогла ни усвоить, ни реализовать. Не
стану, следуя твоему примеру, говорить о метании бисера┘
Мне хотелось бы заступиться за столь беспощадно тобой раскритикованных игроков. Глорфинделя черт понес на подвиг? Наверное, тот же самый черт, что понес на поединок с Морготом Финголфина, а Финрода заставил потащиться за какими-то там Сильмариллами ради какой-то клятвы. Беда! Вот тут мы приходим к понятию подвига, которого ты так упорно не осознаешь. У Толкиена, пожалуй, можно найти всю палитру того деяния, которое можно назвать подвигом. Героический - поединок с врагом. Это подвиг Финголфина, который пошел на этот безнадежный бой будучи fey - это слово переводится как "одержимый" и, одновременно, "обреченный". Кстати, не ожидая ни славы, ни победы. Так же на игре сложился и Глорфиндель, отчаявшись сколотить эльфов воедино. Подвиг незаметный, о котором, может, никто и не узнает - подвиг Фродо и Сэма. Это и тот подвиг, на который идет Арагорн, уходя на Тропу Мертвых. Славой, как тут видно, и не пахнет, скорее, безвестной гибелью. Даже чистой воды эддический конунг Теоден и тот гибнет не ради песен скальдов - "ради други своя". А на игре все, конечно, было куда прозаичнее. Если не удается создать союза - так хотя бы в поединке показать, что Враг не неуязвим. Ладно, даже если Глорфиндель, Элронд, Элладан и прочие были действительно не правы, то твое стремление "задушить Саурона голыми руками" ничуть не лучше. То же могу сказать и о том, как тебя "оттерли в хвост" при очередном поединке с Сауроном. Потому, что ты, Лора, при всей своей уверенности тут же и легла бы. И сделала бы прекрасный подарок Саурону (которого ты, кстати, судя по твоему отчету, всеми силами старалась не сделать. Подарка, естественно, а не Саурона. Цитирую: "Смерть Галадриэли - это шикарный подарок врагу. Hо я не хотела делать ему подарки."). И правильно поступили мужчины, вполне по-мужски. Не дело драться даме, если вокруг полно воинов. Ты просто еще подбагрила бы то "кровавое полотно", в создании которого ты приняла немалое участие своим бездействием. Ну, спели бы скальды, может быть, о том, как по дури сложилась владычица┘. Но ведь тебе этого не было нужно, насколько я вижу. И что это за высокомерное высказывание:" Конечно, дело в том, что все персонажи - обычные люди, девочки и мальчики. Мальчики презирают девочек, поскольку заняты серьезной работой, демонстрируют силу, чешут кулаки. Девочки морщат нос и делаю культуру. М&Ж. Hо игра есть игра: мы не договорились. Гордость персонажа была уязвлена и он удалился". Это не гордость персонажа, а гордыня игрока и презрение к партнерам по игре. Насколько помню, мальчики прекрасно в 96 году играли культуру (регион Арнор), а девочки, не имея ни Кольца, ни всякого такого, прекрасно играли политику. Странно, но любой игровой ход, который не только мастера, но и игроки сочли красивым и удачным, у тебя вызывает раздражение. Хотя бы воскрешение Келеборна. Ты говоришь, была готова петь Намо песни до посинения. А почему же не пела? Намо послушал бы с удовольствием. Это была бы красивая игра. Но отдать жизнь за другого - не менее благородно и красиво, по-моему. И этот опальный нолдо, который на самом деле был Б. Батыршин, к тому времени еще просто опальный нуменорец- полукровка, своим деянием, можно сказать, искупил грехи своей отнюдь не праведной жизни. Наверное, лавочный меняла Намо немного лучше понимал жертвенность и был чуть добрее к эрухини, чем дочь Финарфина. Вообще, мне показалось, что Намо вызывает у владычицы особое раздражение. Прошу прощения, больше не буду. Тетенька, простите засранца. Но ответить - отвечу. "Вскоре выяснилось, что Hамо на меня очень зол, уже два дня. Его злость укладывалась в формулу: "Что же ты, сволочь, до сих пор жива". Знаешь ли, бедному Намо и так хватало за глаза и за уши эльфийских трупов, так что явление даже такого очаровательного трупа его отнюдь не обрадовало бы. Вообще мне, как игроку, всегда очень больно было, когда в мертвятник попадали ролевики. Я знаю, что такое вылететь из роли, с которой уже сжился, не успев выполнить до конца задуманное. Так что уж не надо мне приписывать столь кровожадных помыслов. И трупов к Галадриэль Намо не посылал - Келебриан испросила разрешения и пошла сама, так как игрок понимал, что Галадриэль что-то засиделась с кольцом. Глорфиндель вообще никуда вроде бы не собирался, кроме как поесть в команду. Так что встреча ваша была случайной. Единственный, кого послал к Галадриэль Намо, был один нуменорец, который попросил квэст на повышение воли. Прошел безоружный половину полигона, через кучу орков, прошел Тропу, чтобы просить Галадриэль выйти из своей раковины на помощь погибающим по ее, кстати, вине, эльфам и их владыкам, чтобы получить в ответ вполне неигровое - "мастера опять прикалываются". Что же, историю, как известно, пишут победители. А им дозволено унижать побежденных ради возвышения собственной персоны. Только вот в побежденных оказываются почти все, кроме самой Галадриэль. Не напоминает ли это поговорку о том прапорщике, который один идет в ногу, а вся рота - не в ногу? Как вижу, возмущение вызывал еще и выход персонажей из мертвятника. Ну, если, конечно, правил не читать, да и Толкиена заодно┘ Понимаешь ли, Глорфиндель, к примеру, уже раз возвращался в мир живых. И Валар, видимо, знали, зачем. Но на игре "остался только один" - Саурон, честно победивший Глорфинделя в поединке. И Глорфиндель уже не возродился, хотя возможность у него была. Так что насчет обесценивания смерти - не знаю. Я помню парнишку из твоей команды, который просто умолял выпустить его сразу, чтобы навалять черным - увы, мы не могли этого сделать. Вот если бы мы выпустили его повоевать сразу после смерти, вот тогда это уже действительно было бы ее обесценивание. Келебриан вышла своей дочерью - вполне традиционный вариант для эльфов. В чем тут криминал? Лихолесские ролевики выходили простыми игроками. То же самое было в Лориене. Там, по- моему, один Валленрод был, подобно Глорфинделю, выпущен собой же за героизм при защите своего народа (см. "Сильмариллион", случай того же Глорфинделя - балрогобойцы). Это те случаи, которые я лично проследила. Могла быть еще пара-другая, да и только. "Многоразовыми" были у нас только назгулы. Да и им радостей, смею тебя заверить, хватало. Я вполне согласна с тобой насчет шизофрении с третьим возрождением Элладана. Правда, это было, как я теперь понимаю, не третье, а первое его воскрешение - оба предыдущих раза он помирал не до конца. Успевали откачать. По крайней мере, обходились без вмешательства Намо, своими силами. "Оживляли Элладана, чтобы заткнуть им брешь в строю". Ну, если бы плохо оживляли, все равно не выжил бы. У Намо, хотя и либерального, были на этот счет весьма серьезные сомнения. Правда, оживить последнего верховного эльфийского короля, наверное, стоило не только из-за того, что Астальдо классный боец... "Так чинят катапульту. Чтоб опять работала. Я не участвовала, просто сидела рядышком. Я была уверена, что мастера прекратит это безобразие. Но... они не только согласились с ним, но и утвердили оживление. И тут я поняла, что где-то мы не совпадаем." Конечно. В первую очередь, Лора, ты не совпадаешь с Толкиеном. Интересно, а как же Берен и Лютиэн? Берен к тому времени, как Лютиэн отправилась за него просить, тоже был уже вполне себе покойником. Галадриэль, кстати, рядышком при вышеупомянутом обряде не сидела, а очень даже участвовала. Я при этом присутствовала и видела. Кто мешал отказаться? Обряд, согласна, был дурной. Спасла дело Арвен, которая за это заплатила судьбе, как и воскресший Элладан - то есть, получили мастерских плюх, ибо за все надо платить (см. о Берене и Лютиен, "Сильмариллион"). А описанное у Токиена возвращение из мертвых Глорфинделя и Гэндальфа куда отнести? Не кажется ли уважаемому автору, что Валар были вправе решать, кого вернуть в сию юдоль, а кого нет? Я имею в виду именно Валар, а не мастеров в роли Валар. Такой вариант у Толкиена предусмотрен, мы его и взяли. Ладно. Хватит о смерти. Я вижу, ты поняла так: активная деятельность Галадриэли - сложиться. Точнее, это мы, якобы, так хотели. Спишем на непонимание. На несовпадение. Точнее, на нежелание элементарно ознакомиться с тем справочным материалом, который выдавался каждому ролевику в виде вводной. Оттуда и вопросы "а что мне делать с этим кольцом?" и прочее. К тому же, таких вопросов мастеру не задают. Он не имеет права вмешиваться в игру и подсказывать. Я думала, уж ты-то это знаешь. Насчет описания подвигов Галадриэль - отсылаю к воспоминаниям игрока, видевшего все своими глазами. Но в отчете еще есть раздел, просто поразивший меня своей безграмотностью. Это насчет Толкиена, "Эдды" и Правды Короля. И это при том, что все было растолковано еще до игры! "По правде короля и был построен эльфийский блок. Я не знала, что это такое. Мне объяснили: правда короля - это когда король прав в любых обстоятельствах, и его слово - закон. Вассалы короля идут на смерть, зная, что его слово - закон. Вассалы короля идет на смерть, зная, что погибнут. Они это знают - и их это устраивает. Они, конечно, гибнут. Это правильный выбор. Для иллюстрации мне описали прекрасную гибель Глорфиндейла - как он шел на смерть, и все видели вокруг него купол света, мне описали каждый удар, который он нанес, и который нанесли по нему. И распахнутые глаза, и очарование гибели на миру. Потом описали гибель Элладана - с такими же подробностями. Потом - избывание плена Даэроном. Как он падал, поднимался, пел... Все это было эпично, и впечатляло как мужской стриптиз. Единственное, что было неясно - вот у нас тоже был король, его слово было законом. Все делали, что велит. Его защищали, оживляли. Что неверно? В ответ мне снова описали гибель Элладана и Глорфиндейла. Я сказала, что наш король тоже накрывался медным тазом, и тоже от Саурона. Мне описали гибель Глорфиндейла." Правда Короля не имеет ничего общего с изложенным выше, хотя до игры Лоре ее суть подробно растолковывалась. Профессор Дж. Р.Р. Толкиен, будучи медиевистом, и не просто медиевистом, а патриотом Англии-Британии и одним из лучших специалистов по памятникам древнеанглийской литературы, прекрасно знал этот свод законов, и на его основе строил модель эльфийского общества. А суть ирландской Правды Короля вкратце сводится к следующему: поведение короля должно соответствовать ряду этических и сакральных норм, нарушение которых приводит к несчастью для всего народа и королевства. То есть, король ни в коем случае не прав всегда, а с точностью да наоборот. Это описание идеального владыки. Король не имеет права иметь изъян ни внешне (Толкиен, естественно, этот пункт исключил, как архаичный), ни в душе. Иначе он - не король. Именно поэтому, ради сохранения этой самой Правды, чтобы не принести беды своему народу, гибнут, по сути дела, и Финголфин, и Финрод. Так что, если по Лоре погибнуть ради своего народа и собственной чести есть мужской стриптиз, то┘ Ладно, фиг с ней, с Правдой Короля. Не знаешь - не надо. Никого не принуждали. По Правде Короля, собственно, один Раздол и играл, да и то не в чистом виде. Ни Лориен, ни Гавани, ни Линдон не играли по этой модели. Но - вышло. Значит, она реальна, пусть ее и не видят в упор. "А дело вот в чем. Если смотреть в корень, то весь эльфийский блок имел скрытый архитипический сценарий. Он был построен не на толкиенистических (христианских) ценностях, а по скандинавскому образу. А это далеко не одно и то же. Люди, думающие, что Толкиен и Старшая Эдда - это одинаково, очень заблуждаются. Дело тут не в сходстве каких- то лингвистических морфем или визуального ряда (элементы быта, одежды, и.т.д.). Это внешнее сходство давно набило оскомину. Дело в том, что ценностными понятиями в мире Толкиена и в мире Старшей Эдды являются абсолютно противоположные вещи". Беда какая! И это Толкиен, который, по указаниям всех литературоведов, историков и просто соображающих читателей всеми силами избегал прямых аллюзий с христианством! Да, он христианин. Да, это видно по его текстам. Но эльфийский владыка - не христианский король. Идеальные герои Толкиена - это так называемые "благородные язычники", есть такой термин. Конечно, "Старшая Эдда" не есть "Властелин Колец", но зато отчасти "Сильмариллион". И противоположности тут нет. Есть синтез. Ибо общечеловеческие добродетели есть и в христианстве, и в язычестве. Не стоит забывать, что и средневековое христианство (читайте А.Я.Гуревича - прим. Дины Бромберг, мастера-посредника, далее - Д.Б.) выросло из язычества. И принцип искупления виден в той же "Эдде", в той же Правде Короля невооруженным глазом. Кстати, пишется не "архитип", а "архетип". (Попросите Брайана одолжить какую-нибудь работу Карла Густава Юнга, он ведь, насколько я понимаю, спец именно в этой области - Д.Б.) |
" Действительно, слово древнего конунга имеет абсолютную
власть."
Неверно. Только если он соблюдал ряд определенных норм. Иначе ему говорили как князьям в Новгороде - не знаем тебя. Вся скандинавская литература прямо кишит примерами ссор с конунгами его же дружинников, уходивших к другим конунгам, и пр. "Конунг окружал себя комитатом (кровным братством сородичей), каждый член которого был один за всех. Комитат дважды соединен узами крови. Кровью друг друга (побратимство) и кровью преступления (омочить клинки в крови общего врага). Правда, для скандинавов это было не преступление, а единственный способ выжить. Поэтому идти или не идти в бой, на смерть - таких вопросов просто не возникало. Hадо идти одному против сотни - и умереть с оружием в руках - и войти в Валгалу. Война была самым ценностным понятием в этом мире, ей подчинялось и служило все, она придавала жизни смысл. Единственный выбор, который стоял перед людьми - умереть в бою или нет. Если "умереть" - значит, Валгала, награда, и выбор верен. Если нет - тогда ничего нет, ты просто трус. Говорят, когда в северные страны привезли Евангелие, его поняли очень быстро и без проблем. Христос - это второе имя Одина." Вообще-то, не Одина, а Бальдра. Это практически везде написано, так что откуда этот странный вывод делает Лора - непонятно. Один почти всегда - враг Христа. А Валгалла пишется через два "л" в конце слова. "Оба законодатели, вожди, оба принесли знание (один - Слово, другой - Руны), оба однажды пожертвовали собой, и оказались прибиты к дереву (Крест и Иггдрасиль). Апостолы - это комитат. Единственное слово, которое не смогли адекватно перевести - это слов "мир" (агнец божий, взявший грехи мира - даруй нам мир). "Мир" не как передышка между боями, а "мир" как "все". "Мир" как абсолютная ценность, к обладанию которой стоит стремиться. Этому "миру" в христианстве противоположно небытие, смерть духа. У скандинавов "Мир" ничего не стоит, поскольку "все" - это битва, война. А мир можно перевести лишь как "Дар", "драгоценность" или "награду". Беда только в том, что Один пожертвовал собой ради обретения рун для себя. А Христос - ради искупления грехов человечества. Разница ощутимая. И адекватно слово "мир" в смысле "вселенная" перевести отнюдь не трудно, ибо такое понятие имеется абсолютно во всех языках (если уж человек осознал себя как личность, то он обязательно начинает себя абстрагировать от окружающего, таким образом и получается пара "Я" - "не-Я", то есть, "я" и окружающий мир). А вот насчет войны, как основного оправдания жизни у скандинавов - с точностью до наоборот. У скандинавов нет слова "война" - есть слово "немирье". Наверное, отсюда все-таки видно, как скандинавы относились к миру, в смысле, не-войне. (Подтверждаю как экс-скандинавист: в древнеисландском языке, который считается одним из наиболее близких к общегерманскому, действительно нет слова "война". "Мир" же, насколько я понимаю, никогда не воспринимался германцами как "абсолютная ценность, к обладанию которой стоит стремиться". Подробные разъяснения по поводу того, как у Толкиена преломилось германское отношение к войне и смерти, можно найти в моей статье, которая в скором времени выйдет в очередном номере "Талисмана" - Д.Б.). Кроме прочего, Лора, ты противоречишь сама себе. Если мир (в любом смысле) ничего не стоит, то как он может восприниматься как награда? "Итак, именно скандинавская модель была предложена нам всем для отыгрыша. Боюсь, что скандинавистов на свете не так много, во всяком случае я к ним не принадлежу. Все эти хитрости с выбором, естественно, не сработали поскольку для нормального человека выбор есть всегда (мир и война-как-месть равноценно), а для скандинава, по сути, нет (умереть или струсить - выбор лишь один - смерть)". Мутновато написано. Ладно. Ну, вышеупомянутая Правда Короля к скандинавам вообще отношения не имеет. Это ирландский свод законов. Кстати, эта самая языческая Правда вполне себе прижилась в мирно угнездившемся в Ирландии христианстве. Что, кстати, говорит об общечеловеческой ее ценности. А по скандинавской (древнеисландской) модели в чистом виде вообще играла только одна команда - Кханд (старая Уфа). Причем играла в это дело исключительно внутри себя. "Простите, милые. Я играла в Толкиена, а не в Старшую Эдду". Что не в "Старшую Эдду" - это точно. Но Толкиеном тут и не пахнет. "Старшая Эдда" в данном случае была бы куда ближе к Толкиену, чем то, во что играла Галадриэль. Интересно, как с толкиеновским миром соотносится индийская философия, манипура, анахата и пр., которую ты взяла в качестве модели? У Толкиена модель - ЕВРОПЕЙСКАЯ, не созерцательная - действенная. Он писал британскую книгу и для Британии - но она оказалась по меньшей мере общеевропейской. Индийскую культуру, равно как и вообще восточную, он в создание своего мира не вовлекал. И эльфы у него имеют своими прототипами скорее ирландских сидов, чем архатов. Потому Галадриэль так и выпала из игры. Кстати, в твоей модели тоже как-то не видно христианских ценностей. Общечеловеческие - может быть, но не хватает одного, весьма важного компонента, который называется "ради других". А это в условиях игры означает не парение над, а активное участие. "Еще более интересен вопрос о награде. Если герой совершал неправильный выбор (не принимал бой) - то он дисквалифицировался. Если он совершал правильный выбор (шел на верную смерть один против ста) - он получал награду. "Какую?" - резонно спросить, - И где? Он же умер." Нет, ребята, он оставался жить в песнях скальдов". Ну, по дури-то сложиться - не подвиг, как сумели-таки объяснить самой Галадриэль при ее бегстве в Нуменор эрегионские эльфийки... И вовсе не ходили одиночкой против ста орки Гундабада и эльфы Эрегиона, которые награду получали за вполне игровые деяния. А песни о сложившихся по дури не слагают. Кстати, о погибших эльфийских владыках. По большей части они сложились в поединках с Сауроном. На мечах. И был это классический поединок королей, свойственный как христианской, так и дохристианской культуре. Даже Моргот не посмел отказаться от поединка с Финголфином - так что же, Элронд или тот же сложившийся в поединке с Сауроном Келеборн были менее истинные владыки, чем Моргот? Кстати, можно было принять бой и не на мечах. Что помешало Галадриэли прийти на диспут с Сауроном и победить его там? Владыки-воины не пришли, но хотя бы послали совершенно воинский ответ - мы с тобой будем говорить только через край щита. Но Галадриэль, если не хочет "топтать горлумов", как еще может победить Саурона? Хотя бы чтобы показать, что он не неуязвим? А ситуация была именно такая. Эльфов отлупили уже не один раз. Почему Галадриэль предпочла даже не ответить? Это не значит, что она обязательно должна была прийти, никто насильно не гнал. И никто за это никого не наказывал - только вот Саурону дали лишнюю возможность обвинить эльфов в трусости. Он этим тут же и воспользовался. А на дискуссии ведь были люди. Вот прекрасный повод привлечь их на свою сторону. Это пример возможности подвига, в котором можно не сложиться, но победить хотя бы морально. Упущенная возможность, за которую винить остается самою себя, увы. Единственное объяснение, которое я вижу - на людей эльфийской владычице было, в общем-то, наплевать. Или чересчур боялась Саурона, которого собиралась "задушить голыми руками"? Немного еще о соотношении Толкиена - "Эдды" - Правды Короля и христианства. Конечно, Толкиен был христианином. Но не надо переоценивать его христианство. Он был современным человеком. Он был германистом и медиевистом, и патриотом Британии. Он прекрасно знал и уважал древнюю ее культуру, которая органически впитала в себя и кельтскую Правду, и германское героическое язычество, и христианство. И герои его - даже если и завуалированные христиане - это христиане "Беовульфа" и "Видения Креста", это короли типа Мурхейртаха или Кормака. Но это - ни разу не классические христианские святые, не буддийские архаты и не кришнаиты. (Самое любопытное, что именно женские божества из пантеона "Махаяны" олицетворяют активную сущность, шакти, своих супругов. Вот уж простор-то для Галадриэль и для женской игры в рамках твоей модели!) А в целом, в его творчестве видны, скорее, общечеловеческие ценности. Он, как алхимик, выделил из германского и кельтского субстрата общечеловеческое и наполнил этим свою книгу. Потому она так и влияет на умы и души. То же надо было бы сделать и с индийской основой модели отряда Галадриэль. Но для этого надо было приблизиться к Толкиену, чего сделано не было. Кстати, в 1996 году Рудаур (старая Уфа) использовал вообще кодекс бусидо, взяв из него ту часть, которая органично стыковалась с миром игры. Так что все можно, если постараться. Хочется вот еще что добавить. Оправданий писать можно сколько угодно и в каком угодно возвышенном или низком стиле. Неважно, как ты сам себя воспринимаешь. Критерий - отношение к тебе других. Тех же игроков других команд, хотя бы. А это отношение было полностью выражено тремя Кольцами Голимости, изготовленных мастерами Эрегиона тут же, на игре, для Элронда, Гил-галада и Галадриэль. Кольца Лебедя, Рака и Щуки. Не помню, которое досталось Галадриэль. Наверное, все же Лебедя. Дама, как-никак. Об этом автор стыдливо умалчивает. Что же, право победителя. Собственно, остается только отослать к документам. А выводы пусть каждый делает сам. И насчет Правды Победителя, и насчет остального. Vae victis! H.Некрасова, мастер Страны Мертвых (владыка Намо) P.S. Больше на эту тему писать не буду. Все уже сказано, а по мелочам ругаться не хочу. Если есть желание подискутировать - для этого существует личная переписка и приватная беседа. Спорить о содержании творчества Толкиена, о литературных и исторических его истоках, о влиянии на него христианства, соотношении ценностей, буддизме и пр. предоставим специалистам, коими ни я, ни Лора не являемся. Sapienti sat. Часть третья. Moderato.
"А Геракл не пошел на Калидонскую охоту..." |
3. Честно говоря, наши кузнецы созерцали достаточно хаотичные
действия эльфийских владык, держась за голову, а под конец обиделись за
свои изделия и изваяли еще три кольца (игра к тому времени почти
закончилась): Лебедя, Щуки и Рака. Назвали их, простите, Кольцами
Голимости и разнесли эльфийским кольценосцам. Элронду - Лебедя (он тут
же закричал: "Ставлю щит воздуха именем Лебедя!" - понравилось,
видать), Гил-Гэладу - Рака (он сразу все понял, но чувство юмора победило,
и вся гавань еще долго хохотала), а Лоре преподнесли Кольцо Щуки.
Вдаваться в подробности не стали, поскольку хотели не обижать, а
выразить настроение кузнецов Остранны. Потом ребята сделали Кольцо
для Балина с надписью "Саурону от Гвайт-и-Мирдайн" и отдали, как
самому адекватному кольценосцу.
4. Еще я хочу сказать, что в Лориной команде действительно было хорошо - весело, возвышенно и немного беспечно. Но у меня создалось там ощущение какой-то вневременной и внепространственной страны, и не только в хорошем смысле, а и в том, что остального Средиземья как бы не существовало. Ну придет кто-то откуда-то, хорошо. Нет - еще лучше. 5. И последнее, что мне подумалось, когда я прочла Лорин отчет на игру: не беда, если каждый по-своему воспринимает мир; беда, если он считает, что его взгляд - единственно правильный. Кира (Непочатова Ирина, г.Горловка), мастерский персонаж Часть четвертая |
Новости |
Кабинет |
Каминный зал |
Эсгарот |
Палантир |
Онтомолвище |
Архивы |
Пончик |
Подшивка |
Форум |
Гостевая книга |
Карта сайта |
Кто есть кто |
Поиск |
Одинокая Башня |
Кольцо |
In Memoriam
|
|
Хранитель: Митрилиан |