Ородрет Усатый ака Ирмыч
Феномен толкиенизма: этнический аспектНо при этом, что характерно - все попытки анализа феномена толкиенизма ограничивались социальными и психологическими (порою - психиатрическими) методами. За рамками анализа при этом оставался важнейший аспект проблемы - этнологический. Да, судари и сударыни - этнологический. Теория пассионарности, разработанная нашим соотечественником Л.Н. Гумилевым, дала великолепный инструмент для анализа биологической составляющей социальных, исторических, культурных процессов. Данная статья представляет собой попытку применить к феномену толкиенизма методы теории пассионарности. Автор предполагает минимальное ознакомление читателя с базовыми категориями данной теории, и потому в дальнейшем термины будут использованы без их пояснения. Необходимо обратить внимание на важный момент - в статье речь идет исключительно о российском толкиенизме - не по причине его исключительности, просто на текущий момент толкиенисты представляют собой группы, тесно связанные с культурой страны проживания и мировой толкиенизм пока представляет собой заурядную химерную сущность, которую от распада и гибели - судьбы всех химер удерживает лишь крайне низкая степень системных связей. Естественно в ареал российского толкиенизма входят и его многочисленные представители, живущие за рубежом - Митриллиан, Нэвен, Эрфарот... Итак, прежде всего необходимо признать - толкиенисты - представляют собой сущность этническую. Не этнос - пока лишь консорцию, но тем не менее, эта консорция уже обладает всеми структурными закономерностями, характерными для этнической сущности - общим стереотипом поведения, ощущением своей "особости", отличия от других людских коллективов и четко выраженной внутренней комплиментарностью. Это утверждение представляется очевидным - если внимательно приглядеться к толкиенистам - все эти признаки этнической сущности нельзя не заметить. Поэтому приняв за исходное положение тезис о этнической основе феномена толкиенизма сразу перейдем к анализу данного феномена. Характерной чертой толкиенизма является высокий уровень пассионарности членов его консорции. Среди толкиенистов невысоко число гармоничных личностей, субпассионарии же составляют замкнутую группу "маньяков", практически не выходя за ее пределы. Основная же масса толкиенистов - пассионарии - сильные или слабые, но с очевидно выраженным пассионарным вектором. Ролевики и публицисты, поэты и глюколовы - всех их роднит одно - способность подняться над объективными материальными интересами. Таким образом, консорция толкиенистов образуется на основе общего пассионарного импульса. Говорить об источнике этого импульса пока рано - динамику пассионарности мы можем отслеживать лишь на расстоянии, когда наши ощущения не осложнены аберрацией близости. Впрочем - не так уж существенно - каков источник данной пассионарности - новый пассионарный толчок или концетрация остаточной пассионарности российского суперэтноса, важнее другое - импульсный характер данной консорции. Поскольку всякий структурный элемент этнической системы развивается по тем же законам этногенеза, что и этносы, а возраст консорции невелик на примере пятнадцатилетнего периода развития российского толкиенизма мы уже можем наблюдать ключевые этапы развития этнической структуры. 1985-1990 годы - период пассионарного толчка и подъема. Характерные черты этого периода - стремительный рост форм толкиенизма - появление новых тусовок и литературных произведений, игр и трактовок Толкиена... Характерно, что это период сопровождался также стремительным усложнением структуры консорции - появлением многочисленных групп и группок - субконсорциальных сущностей. 1991 - 1993 годы - акматическая фаза развития. Лозунг "будь сам собой", в данном случае принимающий форму "Плевал я на профессора. И на всех остальных тоже" становится поведенческой доминантой этого периода. Не случайно именно в этот период появляется подавляющее большинство серьезных апокрифов и проводится наибольшее число игр, которые иначе как "экзотичными" назвать сложно - например назабвенные региональные ХИ 93-го года. 1993-1996 год - фаза надлома. Именно в этот период начинаются разговоры о "смерти" фэндома, это период бесчисленных дискуссий и споров. В отличии от фазы надлома "больших" этносов, физической резни не произошло, но пассионарность консорции толкиенистов стала иссякать - слишком многие просто уставали от бесконечных споров, от дробления на крохотные группки - и пассионарность консорции стала истощаться. И еще одна черта, характерная для фазы надлома - появление антисистем. В толкиен-фэндоме такими стали многочисленные "темные" группы. Последний период, наблюдаемый нами соответствует инерционной фазе этногенеза. Характерная ее черта - растущая доля субпассионариев среди нас - от сравнительно безобидных, вроде Кхамуля или Саурона Осанковского, до весьма неприятных (имен называть не буду - зачем же людям лишнюю рекламу делать). Эгладор превращается в поганище. Снижается активность традиционных пассионариев фэндома - и все реже появляются новые стихи, рассказы, статьи, все реже создаются новые игры. Практически не появляются новые пассионарии. Мы сохраняем старое - но практически не создаем ничего нового. Как мы видим, факты полностью подтверждают тезис о этнической природе толкиенизма. И поэтому мы можем воспользоваться аппаратом теории пассионарности, чтобы спрогнозировать - что дальше? Для наглядности прогноза целесообразно использовать исторические примеры. Дабы не распылять внимание читателя ограничимся тремя консорциями, история которых может послужить иллюстрацией. Это - раннехристианские общины, "люди долгой воли" Великой Степи и сократическая школа.
2000-2003 - фаза обскурации. Субпассионарии окончательно захватывают лидерство в консорции. Пассионарии постепенно уходят из фэндома. Немногочисленные оставшиеся пассионарии и гармоничные личности окончательно замыкаются в рамках своих полуэлитарных кружков, проводят игры "только для своих" на три-пять десятков человек, общаются по интернету, все более отходя от активной деятельности. Крупные игры окончательно превращаются в удел маньяков, и возможно - внешних пассионариев из военно-исторических клубов и клубов исторического моделирования. Характер 2003 и далее - мемориальная фаза. Потеря пассионарного напряжения системы приводит к ее разрушению. Субпассионарии исчезают, уходя в новые консорции, сильные пассионарии окончательно расстаются с фэндомом. Он остается уделом гармоничных личностей и людей со слабо выраженным пассионарным или субпассионарным импульсом. После этого происходит консервация консорции в такой форме - и она может существовать достаточно долго, пока какие-то внешние или внутренние причины не приведут к ее окончательному распаду. В мемориальной фазе развития консорции уходят в прошлое крупные игры и коны, толкиенизм превращается в удел небольшой группы, не превышающей несколько тысяч человек. В этот период возможно выпадение толкиенизма из общей канвы ролевого движения, его разрыв с общефантастичским фэндомом. Либо же - превращение его в замкнутую небольшую секту внутри этих движений. В случае импорта пассионарности возможна регенерация консорции и ее возвращение на любую из пройденных фаз этногенеза, однако последнее представляется маловероятным.
Характернейшей чертой развития конвиксии станет появление в массовом порядке семей толкиенистов. Уже сейчас такие существуют - как звездные (Кор и Ниэнна, Кожев и Новакович), так и вполне обыкновенные. Уже сейчас иные толкиенисты (тот же Эльфище) приезжают на игры с выводком ребятишек. И все это - зерно зарождающейся конвиксии. Когда подобные явления станут массовыми, повторится путь общин восточного христианства - расширение притока новых членов конвиксии за счет естественного прироста. Появятся люди, с детства растущие в атмосфере толкиенистской (как некогда - христианской) культуры. Дети, знающие что Саурон - это плохо, а Галадриэль - хорошо (или наоборот), твердо уверенные что мастера - козлы, и обзывающие обидчиков орками... Складывается специфический тип ментальности. В определенный момент эта конвиксия, наряду с малыми религиозными, этническими и культурными группами станет достаточно заметным общественным явлением. Результатом станет с одной стороны - популяризация наследия Толкиена, его распространение в россйской культуре, с другой стороны - приток новых членов - уже не пассионариев, а гармоничных личностей. Следствием этого будет некоторое ослабление пассионарного напряжения системы, но при этом увеличится размер конвиксии. Преобразование консорции в конвиксию будет иметь немалое значение и для самой конвиксии. Прежде всего, это - некоторое снижение ощущения чуда, ощущения иного. Как в свое время наследие Сократа, растасканное по кусочкам, превратилось в основу для примитивных концепций ранних гностиков или откровенно потребительских форм эпикуреизма, так и толкиенизм ждет некоторое принижение, превращение его в привычный элемент быта. Подобное пережили христианские общины при Константине великом - если отцы умирали за веру, то для их внуков посещение церкви стало уже обыденностью. Конвиксия обладает своей внутренней структурой, включая некоторое количество консорций. Это ждет и конвиксию толкиенистов - потеря общности и рост внутрисистемного напряжения. Представители одной консорции будут противопоставлять себя представителям другой, хотя на уровне конвиксии ощущение общности останется. Если консорция не представляет собой питательной среды для развития химер и антисистем, то конвиксия обладает достаточной системной сложностью для их возникновения. Поэтому не исключено возникновение антисистем на основе ниэннизма или иных форм "черной" идеологии, либо на основе "глюколовства". Необходимо отметить, что сама концепция Ниэнны не является негативной, представляя собой вульгарный синтез позитивных теологических систем (христианство, индуизм и некоторые другие), но похоже ее ждет судьба учения Эпикура, превращенного учениками в нечто весьма отдаленно напоминающее идеи их учителя. В современных субконсорциях ниэннизма уже видны зерна антисистемы и лишь недостаточная сложность системных связей не дает им развиться. Безусловно, эти химерные целостности ждет не слишком долгий срок жизни - химеры неустойчивы, но в течении некоторого времени они будут существовать, подпитывась энергией конвиксии на которой они паразитируют и распространяя негативные формы мировоззрения. Так что история ниэннизма готовит нам еще немало печальных и даже трагических страниц. Какова дальнейшая судьба этой конвиксии? Трудно сказать. Можно выделить два наиболее варианта пути развития событий. Первый - стандартный путь этногенеза - от фазы подъема до мемориальной фазы. Длительность периода этого этногенеза составит от 50 до 150 лет. После этого, конвиксию ждет либо замыкание в себе и консервация в мемориальной фазе, либо распад на противостоящие консорции. Остается также возможность регенерации, связанная с деятельностью единичных групп пассионариев.
Для самой конвиксии, изменения будут невелики - просто увеличится сложность системы. Характер культурогенеза образовавшегося субэтноса трудно определить - но если рассматривать исторические аналогии можно предположить, что на новом витке этногенеза толкиенизм ждет отказ от большинства элементов привычной нам культуры фэндома, и появление многочисленных новых форм и явлений культуры. Пассионарный всплеск, сопутствующий появлению субэтноса уничтожит химерные сущности - и ниэннизм, другие "черные" движения окажутся сметены пассионарным импульсом, или, что также возможно, - качественно реформированы. Естественно, в акматической фазе этногенеза появятся новые антисистемы, но на некоторый период толкиенизм будет развиваться свободно, без антисистемных аберраций, что приведет к всплеску культурогенеза. Нарождающуюся субэтническую структуру ждет усложнение - и входящие в нее конвиксии и консорции могут стать источником внутрисистемного пассионарного напряжения. Гораздо интереснее соотношение субэтноса с вмещающим его этносом и социальной системой. Здесь нас ждет немало неожиданностей. (Впрочем - не нас. Если события пойдут по этому сценарию, до превращения в консорции толкиенизма в субэтнос мы не доживем. Разве что наши внуки...). Прежде всего это связано с культурными аспектами системного взаимодействия. Субэтническая система толкиенизма будет по меньшей степени равна таким субэтническим системам, как великорусские офени, казаки или современные хиппи. С таким фактором нельзя не считаться - и в массовую культуру начнут активно внедряться элементы культуры толкиенизма, а вопрос "Вы читали Толкиена?" станет риторическим. Превращение конвиксии в субэтнос окажет влияние и на ее цели. Если на уровне консорции или конвиксии, взаимодействие толкиенизма с окружающей средой является более пассивным, нежели активным, то на уровне субэтноса возможно и изменение этой поведенческой доминанты. И тогда - при наличии группы сильных и активных пассионариев, возглавляющих движение, возможно активное вмешательство возникшего субэтноса в политическую и экономическую жизнь общества. Конечно, для этого нужны люди калибром не уступающие Чингису или Афанасию Великому, но кто может поручится, что такове не появятся среди толкиенистов через век-полтора? И тогда - обладающий здоровой, нерастраченной пассионарностью субэтнос, имеющий сильного лидера, включающий консорции и конвикисии, тесно связанные с боевыми искусствами (аналог современных клубов в будущем), пронизывающий всю инфраструктуру общества способен на многое - вплоть до захвата власти в стране. Конечно одной пассионарности для этого мало - кем бы был Чингис без Джамухи? Много ли смог бы Дмитрий Донской без митрополита Алексия? Но при благоприятных обстоятельствах - почему бы и нет... Дальше прогнозировать сложно - дерево возможных исходов разбегается тысячами ветвей - но анализ, произведенный до этого вполне жизнеспособен. И я жалею лишь об одном - я не смогу увидеть - насколько истинным оказался этот прогноз. 01.04.99 |
Новости |
Кабинет |
Каминный зал |
Эсгарот |
Палантир |
Онтомолвище |
Архивы |
Пончик |
Подшивка |
Форум |
Гостевая книга |
Карта сайта |
Кто есть кто |
Поиск |
Одинокая Башня |
Кольцо |
In Memoriam
|
|
Отзывы Архивов | Хранители Архивов |