Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Хольгер, Тинувиэль

За что эльфы не любят "золотую посредственность",
или
Горчатина как социальный феномен.

1. Постановка задачи.

Как уже отмечалось в наших предыдущих текстах [1], уровень духовного развития определяется прежде всего силой интуитивных функций, особенно интуиции возможностей I. Мы, кроме того, отмечали, что сильная интуиция является характерной эльфийской чертой. В то же самое время, очень распространена антипатия и к эльфам, и к сильной интуиции. А обвинения в связи с этим предьявляются самые разные - начиная от обвинения в разрушении стабильной, хорошо работающей системы, и кончая тривиальными репликами типа "Они едят наше сало" (см. антисемитские стихи 50-х годов). Все эти нападки и обвинения наиболее мешают духовному развитию и представляют собой "антиинтуитивные" восприятие и стиль поведения, то есть отвержение интуитивных идей, подходов и личностей. Они имеют общую основу. Такое восприятие мы будем называть горчатиной (Авторы признательны А.П.Кривченко (Арамине) за изобретение термина "горчатина"), потому что оно наиболее ярко проявлялось у представителей типа Горький (Это не означает, что носители горчатины - все представители данного типа или только его представители. Просто наиболее известные в истории и литературе проявления горчатины наблюдались именно у представителей этого типа.) и, к сожалению, является характерным для целого ряда общественных институтов. Большая часть препятствий для творчества и реализации идей и проектов обусловлена как раз горчатиной, и если красивую и не несущую непосредственного зла идею пытаются запретить без особых оснований или по совершенно надуманным причинам - перед вами типичное проявление горчатины. Если совершенно естественные желания пытаются ограничить, и при этом не способны внятно обьяснить, зачем надо их ограничивать - это тоже горчатина.

Наша задача - детально описать, что такое горчатина, какие у нее проявления, в чем причины возникновения и как по возможности с ней бороться. А бороться с ней надо, и это не требование одних только "дивных" эльфов, а необходимость, позволяющая динамически развиваться всему обществу в целом. Просто эльфы из-за сильной интуиции это лучше видят.

2. Что такое горчатина

Горчатина, согласно определению - неумение воспринимать интуитивные идеи, причем неумение не простое, а такое, которое переходит в антипатию к этим идеям, отторжение их. С точки зрения соционики горчатина основана на том, что интуиция (прежде всего - интуиция возможностей I, как уже отмечалось ранее [1], именно сила функции I наиболее существенна для уровня развития) является функцией, во-первых, слабой, а во-вторых, входящей в инертный блок, т.е. либо 4-й, либо 6-й (Что касается высказанного В.В.Гуленко предположения о том, что наибольшие проблемы связаны с 7-й функцией [2], то опыт показывает, что нередки проявления горчатины у типа Бальзак - скептицизм, недоверие к новым начинаниям или благоприятному развитию событий, и более того, из-за этих проявлений при диагностике иногда путают типы Бальзак и Горький.). Однако типы с 4-й функцией - интуицией времени T (и 6-й I) являются более гибкими в силу экстравертированности и динамики, к тому же, во-первых, для выражения интуитивных идей I значит больше, чем T, во-вторых, если 4-я T реализуется в форме чрезмерной предусмотрительности, то 4-я I в силу статичности стремится заранее пресечь неудобный сценарий, законсервировав систему. И это намного более опасно для творчества и генерации новых идей (тем более, что если I - 6-я, то подкачка интуитивными идеями извне как раз необходима). Негибкость мышления в сильной степени связана с неразвитостью правого полушария (функциями которого являются этика и интуиция, "научить" которым очень трудно [3]).

3. Формы горчатины

Основные проявления горчатины могут быть сведены к двум основным формам.

Первое из этих проявлений: слабость и негибкость интуиции приводит к тому, что возникает невероятная боязнь изменений, страх перед неконтролируемым развитием событий. Это приводит к непомерной жесткости в сохранении стабильности системы (что угодно, только не нарушение стабильности!), а также к подозрительности, причина которой та же - боязнь резких изменений, как у известного чеховского героя: "Как бы чего не вышло...". Эти соображения диктуют разнообразные нормы, запреты и ограничения, являющиеся иногда настолько надуманными, что их очень трудно выполнить (типичный пример пришлось наблюдать однажды в Соборе Св.Петра в Риме, где швейцары не пустили внутрь почти треть группы только за то, что у них была одежда без рукавов, которая вроде как "неприлична" с точки зрения духовенства (хотя ни один святой длину одежды не регламентировал) - это при температуре +38! Наш экскурсовод Анна (Гексли) прокомментировала это следующим образом: "Тому, кто на небесах, безразлично, как одеты люди. Это требуется только тем, кто сидит здесь"). На вопрос, чем же эти ограничения обусловлены, ответа обычно либо нет вообще (или ответ типа "Это распоряжение свыше", но проблему иерархии мы рассмотрим дальше), либо он сводится к тому же - "Как бы чего не вышло", причем угрозы, от которых якобы спасают такие запреты, оказываются совершенно дутыми (чего стоит такое типичное проявление горчатины, как закрытость до последнего времени многих наших городов для посещения их иностранцами: "А вдруг это шпионы?").

Очень часто такая боязнь нового, неконтролируемого сценария развития событий приводит к стремлению "зарубить" заведомо позитивный проект или подвергнуть гонениям заведомо позитивного человека только за то, что они могут нарушать стабильность системы. Может быть, этим - в значительной степени - обусловлены были и репрессии у нас? (а особенно - гонения на людей, внедрявших новое, в 60-е - 70-е годы, особенно на руководителей, осуществлявших экономические эксперименты, а также на писателей, представлявших нестандартные направления) В связи с этим вспоминается и совершенно уникальный "состав преступления", фигурировавший у нас в 30-е годы: "сведения, ведущие к подозрению в шпионаже". (По мнению ряда авторов репрессии 30-40-х годов были проявлением иррационального зла, а логическое их обоснование менее убедительно - см. напр. [4]).

Второе проявление горчатины - резко негативный взгляд на необычных, резко отклоняющихся от "среднего" состояния людей. Чаще всего таким людям предьявляют претензии по поверхностным причинам (в ход идут и придирки к манере общения, и обвинения в нарушении разнообразных норм приличия, и рассказы о любовных интригах - как раз такой вариант наблюдался в США в связи с шумом вокруг "президентских любовных похождений"), но наиболее резкие из этих претензий вполне откровенны, а именно - обвинения в нарушении стабильности существующей системы, особенно иерархических норм (так и вспоминается фраза одной из отрицательных героинь Владислава Крапивина, обращенная к главному герою: "Ты хуже, чем хулиган - ты непослушный!" [5], или еще слова Николая I: "Мне нужны лбы, а не головы!", что касается эпохи Николая I, то она достаточно характерно отражена во многих книгах, в том числе и в [4]). Проявления горчатины в системе образования будут отчасти рассмотрены дальше.

Причина такой любви к иерархии проста: это сложившаяся, вроде бы работающая система, и если с ней не считаться, то не достичь значимого положения в обществе "обычным образом" - то есть не решаясь на экстраординарные поступки (которые так трудны для людей с слабой интуицией и шаблонным восприятием) и не подвергая себя риску быть осмеянным, а то и гонимым, а кроме того, имея слабую интуицию, трудно себе представить что-нибудь сильно отличающееся от существующего порядка. То есть фактически в рамках горчатины иерархия понимается как сверхценность даже при том, что она может быть вредна для прогресса. При этом оказывается, что в рамках иерархии возможно "ловить рыбку в мутной воде", в результате начинаются разнообразные интриги. Иерархия приводит и к тому, что начинается с одной стороны - невероятный страх перед высшими ("Смерть чиновника" А.П.Чехова), с другой - гонения на занимающих более низкое положение, хладнокровная жестокость к ним ("Острова и капитаны" Владислава Крапивина). Такие гонения на более низких по статусу встречаются, к сожалению, очень часто. Одна из самых уродливых форм таких гонений - "синдром швейцара", когда человек, не имея особого образования, уровня и квалификации, но зато имея самую минимальную власть, пользуется этой властью на полную катушку. Именно по этому такое отвращение возникает к разнообразным службам охраны и т.д. - потому что они укомплектованы людьми, способными принести большой вред, несмотря на то, что в общем-то являются ничтожествами. Близки к этому и многие формы злоупотребления властью без всяких соображений пользы, когда желание только одно - удовлетворить собственное чувство власти.

4. Социальное значение горчатины

Основное значение горчатины в обществе состоит в сохранении и воспроизведении существующего порядка. Но какая бы эффективная ни была исходно система, а сохранение стандартных решений приведет к тому, что со временем такая система начинает отставать в развитии от динамических обществ и выпадает на периферию. Горчатина включает в себя также подозрительность и стремление сохранить традиции.

При каких условиях она появляется? На первом этапе развития общества, когда кажется, что нужны максимально жесткие решения, а окружающий мир представляется наиболее враждебным. В этих условиях, понятно, кажется, что любой порядок, даже самый жестокий, лучше, чем хаос, никто не задумывается о перспективах развития, все стремятся только к одному - выжить во враждебном мире (подобная ситуация в крайней форме описана в романе Г.Гаррисона "Неукротимая планета"). Кроме того, это простейший метод управления (общеизвестная "конституция из двух пунктов"). Поэтому в горчатину превращаются многие религии (включающие сначала вполне естественные идеи по выживанию в окружающем мире, которых, понятно, следует жестко придерживаться, но со временем эволюции эти идеи превращаются в "требования ради требований", так, например, исламское требование к женщинам носить полностью закрытую одежду сначала обуславливалось частыми на Аравийском полуострове пыльными бурями, потом ислам распространился в страны, где пыльных бурь не бывает, но слово осталось словом, в результате разумные требования превратились в надуманные. Примерно то же произошло со многими нормами иудаизма). В результате появляется фарисейство - одна из самых известных исторических форм горчатины, соблюдение норм ради соблюдения норм.

Еще одно существенное проявление горчатины - "машинный" подход к людям, когда роль людей напоминает роль роботов. Это проявление расцвело пышным цветом именно в 20-м веке, и для него были причины - бурное развитие точных и особенно технических наук по сравнению с гуманитарными привело к идее, что человеческое общество должно развиваться по пути наибольшей целесообразности, причем в эту целесообразность были включены только материальные, логичные и предсказуемые стороны (производство, управление и т.д.), а все духовное осталось "за кадром", в результате человек стал рассматриваться не как творческое существо, а как некая машина, нуждающаяся в программировании и управлении. В результате появилась идея, что наиболее прогрессивны те общества, которые наиболее технократизированы, управление наиболее просто (а самыми простыми для управления являются системы с наиболее простой внутренней структурой, то есть тоталитарные), а человеку отводится роль "винтика". Причем эта идея является следствием не столько философии Маркса и его последователей (которые мечтали об уничтожении государства как такового), сколько следствием именно такого технократического подхода к человеку (см., например, [6]).

Следствием такого "машинного" подхода и антипатии к нестандартным (прежде всего - интуитивным) людям является и особая система воспитания, включающая как уже обсуждавшиеся гонения на нестандартных людей, так и насаждение почтения к жесткой иерархии и явно неинтуитивных занятий, которыми принуждают заниматься всех - с неявной целью сделать интуитивных личностей более послушными (а также отчасти дать им понять, что есть очень важные в социальной жизни сферы, в которых они уступают неинтуитивным), а также сделать всех "одинаковыми" (что, среди прочего, упрощает управление) вне зависимости от их способностей и склонностей. Примером таких неинтуитивных занятий является "трудовое воспитание" в советской педагогике (приводившее, как известно, к тому, что к труду возникало отвращение), а также массовые принудительные занятия неквалифицированным трудом ("помощь селу", строительные работы и т.д.). Отчасти подобную же роль играет и массовая милитаризация общества (например, аракчеевские военные поселения). Одна из основных ролей горчатины состоит в том, что она является основой некоторых общественных структур, целью которых является поддержание стабильности. Так как общественная стабильность в наиболее простом понимании включает максимальную защиту (особенно - защиту системы власти) от внешних воздействий, то горчатина приводит к изоляционизму (закрытость Японии и Китая для посещений извне - до середины 19 века), появлению индексов запрещенных книг - а чаще наоборот, ограничению набора разрешенных книг, потому что никто толком не мог ответить, почему запрещено распространение некоторых книг. Все это приводит к появлению мощной системы государственного подозрения, которая стремится с одной стороны, пресечь любые творческие эксперименты (а вдруг они нарушат стабильность?), с другой - максимально ограничить контакты с внешним миром (который рассматривается как источник нестабильности), и вообще, девизом этой системы являются слова: "Докажи, что ты не верблюд", то есть каждый должен доказывать, что его намерения не могут принести вред существующей системе, при этом структуры власти вольны подозревать каждого в чем угодно.

Особенно характерна горчатина, конечно же, для деспотических обществ. Причем сторонники деспотической власти представляют горчатину как некий идеал, к которому надо стремиться, в связи с этим можно вспомнить идею "тоталитарного государства", выдвинутую Джентиле - одним из идейных лидеров итальянского фашизма - или идеалы некоторых героев [7], которые жаждут создать большую армию (а всеобщая милитаризация - один из идеалов горчатины по уже названным причинам) и говорят: "Если будет армия, враг всегда найдется... А если даже не найдется врага за пределами государства, всегда можно разделить армию на две. Они прекрасно сумеют сражаться друг с другом". А еще один герой [7] говорит: "Там (в "идеальном" обществе - авторы) не будет места всяким глупостям вроде сказок и приключений. Число полицейских возрастет в четыреста раз. И школы я предлагаю подчинить полицейскому ведомству...", что демонстрирует антипатию к интуиции в наиболее резкой форме (проблема противостояния между интуицией и горчатиной показана и в других книгах Владислава Крапивина, особенно в [8], где выведено общество, в котором горчатина, называемая "равновесием порядка", положена в основу всей жизни, и все отклоняющееся от этого "равновесия", в том числе более красивая одежда и более громкая музыка, просто запрещено, в этом обществе считаются ненужными и даже вредными любые мечты, мысли о дальних странах, и его жители верят, что кроме их острова в мире больше ничего нет).

Со временем, понятно, горчатина становится неэффективной, потому что в ее основе лежит идея "стабильности любой ценой", в то время как с некоторых пор существенным для любого общества является развитие, а не поддержание стабильности, а также существенно то, что в соответствии с системным анализом, сложные системы являются более устойчивыми по отношению к внешним колебаниям (см. напр. [9]).

Примеры горчатины в современном обществе известны - разнообразные пропускные системы с надуманными ограничениями (понятие "закрытых городов" и т.д.), их следствие - уже упоминавшийся "синдром швейцара", различные системы контроля поведения людей, чтобы они не совершали не укладывающихся в некий стандарт поступков - подслушивание, "поддержание режима", гипертрофированная система слежки... Вообще, характерных признаков горчатины два - иерархическая система и ксенофобия.

Следует отметить, что в книге [10] обсуждается психология "предельно отчужденных" (также называемых "кибернетическими" или "моноцеребральными") людей - то есть тех людей, которым свойственна максимальная технократичность мышления и стремление втиснуть все в жесткие логические рамки (общеизвестная идея "винтиков"), отсутствие способности к нешаблонному мышлению, безэмоциональность и бесчувственность, т.е. как раз неразвитость правого полушария (ср. [3]). Эти черты относятся к существенным признакам горчатины, и в [10] делается вывод, что подобные психологические установки (фактически - противоестественные для человеческой природы) являются одной из основ человеческой деструктивности.

Кроме того, горчатина является характерной для низкого уровня пассионарности, которому как раз отвечает боязнь всего необычного, а особенно - выходящих за рамки "среднего" [9], и начинает появляться только в фазе надлома, с падением пассионарности. Например, Вторая инквизиция с процессами "ведьм", являющимися типичным проявлением горчатины, могла появиться только в фазе надлома, то же можно сказать и о репрессиях у нас, а в фазе обскурации это проявляется еще более резко - примером может быть и книга [8].

5. Есть ли у горчатины позитив?

Сторонники горчатины говорят, что она позволяет пресекать дурные явления - начиная от супружеской неверности и кончая контрабандой - но опыт говорит, что все эти ограничения и формальные правила, созданные горчатиной, бьют не столько настоящих злоумышленников, сколько людей, не умеющих детально выполнять бюрократические формальности (особенно часто - из-за рассеянности делающих ошибку в каких-нибудь разрешающих документах, к примеру, таможенных декларациях) или просто не имеющих "мохнатой лапы". Это среди прочего вызывает антипатию со стороны интуитивных типов, не говоря уж об ограничениях, накладываемых на творчество. Что же касается поддержания жесткой исполнительской дисциплины, то опыт говорит, что, во- первых, она необходима не для всех видов труда, во-вторых, очень часто административный подход к людям работает хуже, чем этический (к примеру, во многих организациях, работающих в экстремальных условиях, например, в спасательных службах, особо сложные задания поручаются только тем, кто согласен их принять, и никогда - без согласия предполагаемых исполнителей).

6. А как бороться с горчатиной?

Мы убедились, что горчатина представляет собой очень вредное явление. Встает естественный вопрос - а как с ней бороться?

Прежде всего, эволюция общества в наше время ведет к тому, что понижается роль структур, являющихся носителями горчатины. В любом случае, борьба с горчатиной на общественном уровне - это прежде всего борьба с тоталитарными методами управления, это переход к совместному творчеству вместо обычного административного управления и сведение роли такого управления к минимуму (например, уменьшение роли структур с жесткой иерархией, прежде всего - разоружение), это большее доверие к людям (например, границы между западноевропейскими странами уже открыты, и недоверия между жителями, к примеру, Франции и Италии уже нет - правда, там имеется и известный "двойной стандарт" - вспомнить все эти намерения "бороться с нелегальной иммиграцией", которые являют собой реликт горчатины). То есть на общественном уровне борьба с горчатиной - это прежде всего борьба за снижение контролирующей роли государства и вообще за децентрализацию: "Наилучшее правительство - то, которого люди не замечают" [11].

Что касается каждого человека в отдельности, то основной метод борьбы с горчатиной - это развитие интуиции. И если у Вас тип Драйзер или Горький - не отчаивайтесь! Даже 4-ю I можно развить, и известны психологические техники тренировки интуиции. И вообще, в каждом можно развить интерес к возвышенному, и он еще никому не вредил. Что же до "практичности", вроде как характерной для 4-й I, то "практичность", основанная на жутком консерватизме и негибкости, стоит немногого. А примеры выдающихся людей с 4-й I известны - Лютер, Сент-Экзюпери, Маккеффри...

Таким образом, можно сформулировать вывод. Конечно, есть типы, которые расположены к горчатине в большей степени. Но все-таки горчатина - черта не типа, а уровня развития. Причем она характерна и для определенного уровня развития общества, и для определенного уровня развития человека и представляет из себя социальное явление, основанное на жесткой иерархии и изоляционизме. А ее преодоление возможно в основном при помощи культурного, или, если угодно - духовного развития. То есть - на пути обретения эльфийских черт.

Лидо ди Езоло - Москва - Томск, 1998 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Тинувиэль, Арвен, Ангрод, Эленриэль, Хольгер. Еще об уровнях развития.
Тинувиэль, Хольгер, Эленриэль, Эльвинг. Что такое эльфийское восприятие мира.
Хольгер. Комментарий-продолжение к статье "Что такое...".
Тинувиэль, Хольгер. Есть ли эльфы среди нас?

[2] В.В.Гуленко. Архетипическая трактовка модели психики в соционике.

[3] В.В.Гуленко, В.П.Тыщенко. Юнг в школе.

[4] Д.Андреев. Роза Мира.

[5] В.П.Крапивин. Болтик.

[6] О.Хаксли. Дивный новый мир.

[7] В.П.Крапивин. Рыцарь Прозрачного Кота.

[8] В.П.Крапивин. Дети синего фламинго.

[9] Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли.

[10] Э.Фромм. Анатомия человеческой деструктивности.

[11] Ф.Хайек. Путь к рабству.

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов