Эстера (Эленриэль)
Кто не желает слушать правду...
(размышления по поводу "Правды о Золотом Лесе"
П. Скулачева)
Ну что ж... в "Правде о Золотом лесе" точка зрения
была изложена новая и необычная. Не затертая. И потому
небезынтересная. Только мне тут увиделся один
недоброкачественный прием - и да простит мне автор, если
это только моя подозрительность.
Нажимает уважаемый господин Скулачев на то, что иная
реальность - это все же реальность и воспринимать ее
нужно реально. В отличие от параллели между Лориэном и
Брокилоном, эта-то идея очень не нова. И Ниеннах в
"Черной Книге" ею руководствовалась. Более того, эта идея
уже стала общим местом в мировоззрении всех ролевиков. На
смену наивному "светлому" запалу первых лет ролевого
движения (лично мне известных, увы, лишь по рассказам)
пришло "критическое" и скептическое восприятие иной
реальности. (Не говорит ли это о том, что гнильцой в
воздухе запахло?) И имеется соответствующий стереотип -
быть наивным романтиком-энтузиастом, мечтающим о
Средиземье как у Профессора, не только необычно, но и
неприлично даже для новичка. И без "Правды о Золотом
лесе" так есть. А "Правда..." потакает этому стереотипу
(да один тон чего стоит!) и давит на читателя, мол, либо
соглашайся, либо в "дивнючие" угодишь. Мало найдется
таких, которые все же не поддадутся на провокацию.
Я вот поддалась. И дело не в стереотипе, вернее, не
только в нем. Я просто понимаю, что каким бы сказочным и
магическим мир ни был - законы жизни и общества остаются
те же, что и у нас, а может прибавиться и еще что-то, с
точки зрения нормального человека неприемлемое и
кошмарное. В "реальном" мире, подобном нашему (пусть он и
живет по законам магии, а не техники) и правда все будет
именно так:
"История красива, спору нет, но только если забыть о
стрелках, охраняющих границу, и о том, что посягнувший на
границу не узнает о решении по свисту стрел, который не
всегда успевает услышать. Ты также забыл, что любая
ощетинившаяся граница в большинстве случаев вызывает
ненависть и страх, а не уважение, а еще ты забыл о том,
что ненависть заглушает разум и заставляет совершать
неисправимые ошибки:
"...Прочь из Брокилона, человек,... - Не имеет значения,
что тебе лишь пятнадцать и ты продираешься сквозь лес,
ошалев от страха, не в состоянии отыскать дороги домой.
Не имеет значения, что тебе уже семьдесят и надо идти за
хворостом, иначе тебя за ненадобностью выгонят из халупы,
не дадут есть. Не имеет значения, что тебе всего-то шесть
лет и тебя приманили цветы, голубеющие на залитой солнцем
поляне. Прочь из Брокилона! Свист и удар!..."
Все так. Это и реально и правдиво. Но даже у меня,
человека не очень легковерного и вообще-то слабо
эмоционального, все в душе сжимается от такой трактовки.
Господи, думаю, неужто и помечтать нельзя о том, чего по
жизни не бывает и не могло бы быть: о просветленной и
мудрой Владычице, мудрой без холодности и равнодушия к
людям, об обособленности, которая не влечет за собой
ненависти и жестокости, о Добре, а не о Меньшем Зле, о
мудром решении, за которое не нужно платить... Ведь почти
всем иногда хочется, чтобы именно так все и было. А так
не бывает. Остается мечтать.
И потом, неужто призрак реализма так и будет ходить за
нами следом? Те, кто "живет" в иной реальности - не от
него ли убегали? Вопрос встает - а нужна ли вообще
"правда"? По-моему, нет.
Почему? А зачем человеку вообще пытаться "жить" в какой-
то иной реальности? Наверное, потому, что ему эта не
нравится. Или его в ней не принимают. Или и то, и другое.
Мне, например, и "здесь" не плохо, а Толкиен, сказки,
ролевые игры, фантастика - ну как приправа к основному
блюду. Хотя не скрою, важная приправа, так как без нее
блюдо уж больно пресное. А кому совсем здесь плохо -
тогда и становится Средиземье основным хлебом. Не говорю
сейчас, плохо это или хорошо, просто так есть.
А реальность Средиземья - другая, и она должна
качественно отличаться от нашей. А если туда "тащить" все
тот же груз, которым обременены здесь - неверие в Добро и
его победу, мысли, что за все нужно платить - не станет
ли та реальность такой же загаженной, скучной и унылой,
как эта, из которой "убегают"? Зачем тогда она вообще
нужна? Живи "здесь" и не жалуйся. Другие живут и радуются
жизни.
"...И последнее. Ты уверен, что описываемые тобой
проблемы и несправедливости здешнего мира присущи именно
миру, а не тебе самому? Ты уверен, что не принесешь с
собой в Иную Реальность свои страхи и недостатки, уверен,
что тебе следует изменять окружающую реальность, а не
себя самого? И так ли уж необходимо придумывать Иную
Реальность вместо того, чтобы попытать понять, что нужно
сделать в этой, нынешней, для того, чтобы стать лучше:
"Люди...любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами
себе они не кажутся столь уродливыми и ужасными.
Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлестывая
жен вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя
топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами
последнего оставшегося на свете единорога, они любят
думать, что ужаснее и безобразнее их все-таки приведение,
которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на
душе. И им проще жить..."
Оцените - хороший пример выдергивания цитаты из контекста
и смешения разных вещей: Сапковский-то говорит о
придумывании страшилищ в обыденной жизни, о
бессознательном замутнении своей реальности; а те, кто
бежит в иные реальности, по жизни как раз не суеверны,
они понимают, что мир непрост и сознательно хотят
избавиться от этой не простоты.
При всем моем уважении к тому же "Ведьмаку" Сапковского
(любимая книга, между прочим) не думаю, что кто-то по-
настоящему захочет "жить" в том мире, пусть интересном,
ярком, колоритном, но до странности похожем на наш и
таком же непростом. Где так же, как у нас, нет Добра, а
есть Меньшее Зло.
А можно ли придумать что-то совсем другое? Или просто
поверить, что может быть по-другому? Или хотя бы
абстрактно допустить? Те, кто поверил в Средиземье как
оно есть в оригинале, а стрелков на границах Лориэна
воспринял как очередной результат козней все того же
Врага - они, может быть, вовсе не проявляют недомыслия,
как это кажется многим (в том числе иногда и мне самой).
Они, может, наоборот, стремятся вырваться из того
порочного круга, что мы зовем "реальностью", реализмом,
объективными законами, которые вовсе не совершенны.
Может, здесь мы сталкиваемся именно с высшим проявлением
человеческого разума - быть сильнее окружающей
действительности.
И вовсе не зря так много народу любит простые книги с
положительными и отрицательными героями, которые либо
правы, либо совсем не правы, безо всякого там Равновесия,
Меньшего Зла и прочих "заморочек". Простые, "примитивные"
понятия из детских сказок заложены в нас еще с детства и
направляют лучшие поступки нашей жизни. И если не дай Бог
эти понятия забудутся или разрушатся - разрушение грозит
и самой личности человека. И обратно, "возвращение" к ним
оздоровляет душу. Наверное, это происходит потому, что
они естественны.
"Жить" в чистом, светлом и непохожем на наш мире хоть и
трудно, но целительно. Там краски ярче и черты резче.
Ведь если не видишь чистого света или хотя бы не слышал
о нем - откуда вообще узнаешь, где светлое, а где темное?
И чем чище этот свет, тем возвышеннее цель и быстрее
исцеление. Да ведь просто сама иная реальность не
потерпит тех недостатков, которые человек принесет с
собой из этой жизни. Она либо посереет и загрязнится,
либо переделает человека под себя.
Это-то и есть высшая работа над собой: когда твои же
мечты и чувство идеала будут держать тебя в рамках,
избранных тобой же, но удержаться в которых тебе порой
трудно. Что ж, так и надо - "дух силен, а плоть слаба".
А потому может статься, что описание Толкиена - это вовсе
не "парадный портрет" и даже не просто "правда" для мира
той книги, а высшая, особая правда, к которой стремится
человек, но которая, увы, в нашем мире не существует. И
все же является правдой, ибо истинная правда - это не то,
что перед глазами, а то, что в душе.
|