Реклама

Na pervuyu stranicu
Arhivy Minas-TiritaArhivy Minas-Tirita
  Annotirovanniy spisok razdelov sayta

Эстера (Эленриэль)

Толкиенизм как путь духовного восхождения,
или
О дивном нольдОре замолвите слово...
(Доклад, прочитанный на Сибконе, 1998 г.)

 

План

1. "Крыша едет не спеша, тихо шифером шурша" или Постановка задачи.
2. "А судьи..." По результатам наблюдений за томской (и не только) популяцией толкиенистов.
3. Кое-что о "дивном" мировосприятии. Перспективы толкиенизма как религии.
4. И что же из этого следует.


Постановка задачи

"Рассказ у нас пойдёт в особенности" о так называемых дивных (*). То есть, о людях, в широком обществе (не только цивильном) характеризуемых фразой "Крыша едет не спеша, тихо шифером шурша" (Вариант: "Шиза косит наши ряды"). То есть, о тех, для которых мир Толкиена стал больше, чем сказочным миром или хорошим поводом для игры, которые, по словам Ниэнны


                Ищут в придуманных сказках
                Истин извечных след,

для которых Средиземье стало и их миром, своим, особенным, так далёким от нынешних реалий, может быть, миром более настоящим, чем тот, в котором мы все живём. Некоторые из них считают себя эльфами или магами "по жизни". Их по большей части не любят. "Дивные", "ушельцы", "психи" - вот некоторые из ругательных эпитетов, которыми награждают таких людей. И претензии к ним соответствующие: они бегут от реальности, где их не принимают, они утрачивают связь с ней, они погружены в какие-то "высокие материи", вобщем, как у Стругацких ("Волны гасят ветер") "Видит горы и леса, облака и небеса и не видит ничего, что под носом у него", они не живут, то есть, не имеют личной жизни, они "грузят" всех подряд окружающих своими завиральными идеями: А если посмотреть с другой стороны и увидеть в мировоззрении и поведении этих дивных нечто большее, чем желание бежать от реальности, где их не ценят? Может, не всё это шиза? Итак, прежде всего:

...А судьи - кто?


                              Не судите, да не судимы будете.
                                            Прописная истина.

А судьи - толкиенисты, то есть, мы с вами. Вот о толкиенистах я и поговорю. И постараюсь показать, что судьи эти имеют не очень-то большое право судить. То, что я сейчас буду излагать, никоим образом не претендует на бытие неопровержимой истиной, более того, это всего лишь результат моих личных наблюдений, я очень даже допускаю, что он неточен. Также я не претендую и на оригинальность. Итак, я нашла возможным поделить толкиенистов по степени погружения в тусовочную жизнь и распределению времени между тусовкой и реальностью, а также по наличию цели пребывания в ролевом движении (не просто пообщаться, это можно сделать в любой компании) и активности действия.

1. Четко поделившие время между тусовкой (игрой) и жизнью. Тусовка или игра для них - только неплохой способ провести свободное время, разумеется, не в ущерб учёбе или работе. Так что особой цели у них и нет, а активность не очень высокая. Тусовка для них не становится чем-то самодовлеющим и они не приобретают зависимости от неё. Они и вне неё, в "большом мире", ориентируются неплохо. Таких среди толкиенистов появляется много, но долго в тусовке они не держатся (а уйдя, часто начинают относиться к этому, как к возрастной болезни). И именно они чаще всего обвиняют дивных в бегстве от реальности и потере связи с ней, а также в упёртости на Толкиене. И это звучит справедливо. Но обычная цивильная реальность сама по себе довольно серая и унылая, и мало кто ею по настоящему доволен, надо бы чего-то и для души. А если человек полностью доволен - ну, это ему не в похвалу... И все, кто хоть на короткое время приходит в неформальную тусовку, делают попытку так или иначе подразнообразить эту навязшую в зубах "реальность", другое дело, доходит ли это до полного отрыва. Но так или иначе, оторваться пытаются все. Так что "упрекнул горшок крынку, что глиняная".

2. Те, кто уже приобрёл зависимость от тусовки. Ради неё им уже ничего не стоит пренебречь учёбой или работой или поссориться с родителями. Время чётко не распределяется и по большей части отдано именно тусовке (или игре). Причём, нахождение в тусовке не связано с какими-либо идеями или какой-либо интеллектуальной или духовной деятельностью. Цели иной, кроме, собственно, общения, нет, а если нет цели, то нет и точки приложения сил". Ориентация вне компании затруднена, общение с не-толкиенистами (в общем случае, с не членами тусовки) происходит по необходимости и удовольствия не доставляет. Таким образом, нахождение в компании для них уже является бегством от жизни. Таких, кстати сказать, очень много, как в ролевом движении, так и среди примыкающих к ролевикам хиппи. Наезды с их стороны на дивных происходят из-за того, что те "грузят" их чем-то сложным и требующим сосредоточения, причём не вовремя, в то время как нашим уважаемым тусовщикам думать в лом. Конечно, верно, что многие дивные страдают привычкой "грузить" в самое не подходящее время. Но дело не в дивных, а скорее в том, что этим тусовщикам в лом, по-моему, всё и всегда. Так и хочется сказать: "Тебе в лом? Твои проблемы".

3. Те, которых можно назвать условным термином "монстры" (**). То есть те, у которых в тусовке есть идея и цель (например, организация игрищ или теоретическое исследование Толкиена), причём, идея довольно реалистичная и хорошо осуществимая. Они активны, так как цель требует реализации, они многого добиваются и предпочитают дело слову. Они всегда на виду. У них есть две главные претензии к дивным: что у дивных идеи завиральные, и что они свои идеи осуществлять не хотят, а только разводят болтологию. Верно, Моргот побери... Но отвергать идею (а вместе с ней и её носителей) только за абстрактность, неосуществимость и необычность, по-моему, не очень умно. А чаще всего и бывает, что более убедительных аргументов, чем "Да кончай ты со своей мистикой, все это дурь" у "монстров" и не находится. А что касается активности, то тут я немного загружу психологией. К любой идее есть два подхода, так называемые экстравертный и интровертный. Экстравертный подход означает активные действия, борьбу, общение - в общем, сразу видно, что дело делается. При этом сущность его может пониматься не очень глубоко, идёт развитие как бы "вширь". Интровертный подход - прямо противоположное. Развитие идёт "вглубь", много внимания уделяется размышлению, созерцанию, и со стороны может быть совершенно незаметно, что процесс на самом деле движется. У "монстров" подход чаще всего экстравертный, поэтому результаты их деятельности зримы, а у многих дивных (далеко не у всех!) - интровертный, всё происходит в глубине. Оба этих подхода хоть и противоположны, но полностью равноправны, один без другого не может. Так что тут все претензии друг к другу лишены смысла.

4. Собственно дивные (***). Дивных в чистом виде очень мало, и часто они не приживаются в тусовке. По вполне понятным причинам. Нормальная толкиенутая тусовка имеет тенденцию всё опошлять, надо всем стебаться, на умные темы много говорить как-то не принято. А дивные чаще всего люди эрудированные и интеллектуальные, во всяком случае, считающие себя таковыми. А если дивный ещё и "эльф по жизни", то песенки типа "Эльфийской наплевательской" и пошлые анекдоты из жизни Средиземья его должны просто безумно раздражать. Иногда такое делается специально. Я как-то (это было года два назад, когда я только-только пришла в "Эндор"), вдоволь посмеявшись над довольно смешным и малость пошлым анекдотом про Келеборна-рогоносца, спросила рассказавшего этот анекдот: "А чего это все тут так смачно стебаются над эльфами?" И получила ответ, значение которого оценила очень и очень нескоро: "А чтоб дивных не приваживать!"

Отмечу ещё один психологический аспект дивности, на который почему-то внимания не обращают. Есть два совершенно несхожих между собой типа дивности. Условно назовём их "дивностью от избытка" и "дивностью от недостатка", смысл сейчас станет ясен. К первому типу тяготеют люди талантливые, романтические натуры, увлекающиеся всем необычным, совершенно к фанатизму не склонные. В "большом мире" их ценят, они там вполне могут реализоваться или уже реализовались, но им там скучно. Душа требует чего-то интересного. И вот они находят дивную тусовку, заражаются идеями, в силу общей талантливости быстро получают статус, им интересно, ибо там есть масса таких же, как они, талантливых и увлекающихся. Им хорошо среди дивных, но они и других интересов, к дивности не относящихся, не забывают (аналог монстров, но с завиральными идеями). Они-то чаще всего из дивных самые активные, общительные и открытые (те самые дивные с экстравертным подходом). Другой тип - дивность от недостатка. Люди, склонные к такому типу, особыми талантами не отличаются, часто имеют какой-нибудь физический недостаток, они замкнуты, необщительны, страдают комплексом неполноценности, не могут реализоваться в жизни, слывут чудаками. В качестве компенсации часто увлекаются нетрадиционными религиями, йогой, полностью уходят в это занятие. Дивная тусовка для них зачастую единственное место, где их ценят, дивность - единственное занятие, где они добиваются успеха. Такие очень часто становятся идейными и духовными лидерами дивных.

Кстати, о лидерстве в дивной тусовке. Если тусовка хочет выйти на открытое пространство, то есть, что-то делать (например, собирать таких же дивных, выпускать сборники творчества и распространять их, проводить какие-то мероприятия), то там чаще всего бывает не один, а два лидера. Первый из них - духовный лидер, полностью погружённый в свои идеи, не умеющий ничего организовывать и общаться с посторонними. А второй - деловой лидер, это чаще всего дивный первого типа, умеющий что-то организовывать, имеющий неплохой статус в "большом мире", способный произвести впечатление. Конечно, духовный лидер как бы главнее, он идею несёт. Но без менеджера не пойдёт ни одно дело. И очень часто бывает, что в успешно действующей тусовке духовного лидера и вовсе нет, а есть только менеджер, который даёт каждому дивному высказать своё мнение, следит, чтобы никто никого не обижал и организовывает всякие дела (пример - положение в израильском клубе "Гиль-Эстель").

А теперь

Кое-что о "дивном" мировосприятии.

1. Первое, и на посторонний взгляд самое заметное свойство "дивного" мировоззрения - это твёрдая и непоколебимая уверенность в том, что Средиземье реально. Причём как именно оно реально, мнения расходятся. Самое экзотическое и, на мой взгляд, солидное - это мнение, что Арда является Вторичной реальностью, то есть целостной, внутренне непротиворечивой системой закономерностей, взаимосвязей между объектами, обладающей определенными свойствами. То есть вполне "реальной" реальностью, но только не существующей на физическом плане. Второе, наиболее распространённое, и в связи с этим наиболее опошленное - это то, что Средиземье является параллельным миром. Комментарии излишни. Третье заявляет, что Средиземье - это наш мир. Зачастую оно идёт с примесью теософии. Это мнение уже из разряда "Профессор был не прав", так как многие моменты при этом понимаются аллегорически. Например, исход Нольдор из Валинора - это (по Тайной Доктрине) путь Четвёртой расы с Венеры на Землю. Может быть, есть и ещё концепции, но я о них не слышала

2. Очень характерно для дивных также ощущение "нездешности", "иности", чуждости нашему миру и времени. Вопреки расхожему мифу, дивный может и не воображать себя в точности эльфом из Средиземья, но всё же среди дивных очень популярна концепция воплощения в разных мирах. Опять же, все дивные группировки по-разному решают вопрос о том, что же они здесь делают. Насколько мне известно, существуют три мнения. Первое (многие из московского "Эгладора") - это то, что они здесь по ошибке. Второе (новосибирские дивные) - что их за что-то сюда сослали. Третье (наши, томские дивные и дивные из израильского клуба "Гиль-Эстель") - что их сюда послали с миссией. Отсюда вытекает:

3. ... ощущение собственной избранности или призванности, особой миссии здесь, на Земле. Какова может быть эта миссия? Один из вариантов - объединение мира и построение общества будущего. Другой - миссия вестника высших реальностей. Третий - миссия борьбы с серостью и бездуховностью в нашем мире. Вообще, с этими миссиями, на мой взгляд, самый большой напряг. Мало кто из тех, кто считает себя носителями миссий, может внятно объяснить, что конкретно есть их миссия, а главное, доказать, что они ее выполняют. И вообще, чем у человека больше комплексов по жизни, тем более грандиозную миссию он себе приписывает.

4. И в связи с предыдущим возникает потребность непрерывного самосовершенствования, самопросветления, приближения к тем высшим реальностям, которые задали им миссию. Пути этого самые разные - медитация, специальная музыка, изготовление украшений-оберегов (многие из дивных балуются магией), изучение эльфийского языка (и совершенствование его, например, добавление новых слов), специальные обряды, попытки как-то трактовать концепцию Толкиена, причем на полном серьезе, не из одного только интеллектуального зуда. Большого распространения это пока не получило, но только пока. Нравственное (в бытовом смысле) совершенствование, правда, большой роли не играет, но всё же среди части дивных нравственные требования довольно строги, что выгодно отличает их от прочих толкиенистов (****)

5. Очень характерная черта мировоззрения дивных - резкое напряжение, ощущение, что эпоха кончается, и наступает новое время, их время. Это мнение они высказывают не сговариваясь, оно среди них как в воздухе витает. Пример. Прихожу домой из дивной тусовки, где только что говорили о близком конце интеллектуальной эры и скором наступлении Эпохи Огня, то есть, эпохи живого духа. Только успела туфли снять, как звонит мой дивный приятель-маг, никоим образом не относящийся ни к той тусовке, ни к какой иной, и говорит мне: "А ты знаешь, я читал информашку, что в таком-то году кончится эра техники и начнётся эра магии". Вот уж точно, у дураков мысли сходятся.

6. Из вышесказанного можно сделать некоторые выводы. Мы имеем дело с зарождающейся религией (ну правда - тут и ощущение призванности, и потребность связи с Высшим, и обряды, и попытка трактовать священные книги). Нельзя не заметить, что эта религия ничем не хуже какой другой. У неё уже есть свои пророки (Эльрин, Кинн и Эленхильд из Москвы, Ниэнна - она, правда, не просто пророк, а ересиарх - см. ниже), священные книги ("Сильмариллион", "ВК", "Речи Финрода и Андрет"), свои апокрифы (например, "Хроника деяний Эльдар и Атани", написанная Келебриан, Эленхильд и Идрен, что ли), свои ереси (мелькорианство, смеагорлеанство - правда-правда, они там Горлуму поклоняются, да-ссс, моя Прелесссть) и еретические книги ("Крылья Чёрного Ветра" Ниэнны и Иллет, например). Что такое "КЧВ", я думаю, многие знают понаслышке. Вкратце - это книга, где высказывается точка зрения, что Профессор был неправ, что его обманули светлые, "победители", а вот они, Ниэнна и Иллет, говорят правду от имени черных, "побежденных". По "КЧВ" получается, что на самом деле Эру и Валары был деспотами, а Мелькор - настоящим освободителем эльфов от оков предопределенности и творцом людей. При этом все этические нормы остаются прежними, но только их носителями являются не Валар и Эльдар, а Мелькор и Эльфы Тьмы, его ученики. Написано это все нервно, эмоционально, слезливо - не так, как следовало бы в эпическом произведении или священной книге какого бы то ни было толка. Главный герой очень слащав. Мотивации надуманные, а кое-где их просто нет, логики там вообще мало. Там, где в исходнике все просто и понятно, авторы "КЧВ" навели тумана, так что смотрится неестественно. Хотя культура эльфов Тьмы чудесная, эмоции и переживания переданы ярко, образы чуть ли не более "жизненны", чем у Профессора. Нельзя не отметить, что большинство провинциальных последователей религии толкиенизма почти не знакомо с апокрифами, ибо они доступны только через Internet, а это пока всё же скорее роскошь, чем средство общения (впрочем, с "Речами Финрода и Андрет" они, скорее всего, тоже не знакомы).

7. А каково будущее толкиенизма как религии? Выживет ли он и в каких масштабах? Предугадать сложно, но можно сделать кое-какие выводы. Небольшое отступление. Религии бывают трёх видов: наукообразно-философские, то есть предполагающие построение какой-то оккультной системы, разноуровневое толкование "священных книг" и прочее; психофизиологические, примерно, как йога; мистико-интуитивные, где нет чёткой системы, и интуиция является проводником всякого человека к Высшему. Толкиенизм имеет возможность превратиться в первый тип религии. Главным там будет доскональное, внимательное изучение и трактовка "священных книг". Этому посодействуют теософы и каббалисты, увлекшиеся Толкиеном. Я не сомневаюсь, что у них от Толкиена мало что останется. Почему? А потому, что всякая книга, не созданная для сакрализации, будучи сакрализована, то есть, объявлена священной, теряет почти весь свой шарм. Пример тому - "Две жизни" Коры Антаровой. Это дамский роман. Там, на фоне удивительного материального достатка, очень благородные главные герои и героини любят друг друга, борются против злодеев, совершают добрые дела, туманно проповедуют какое-то таинственное Учение, которое, впрочем, на страницах книги не излагается. Там много морализаторства, стиль весьма нравоучительный, пресный и слащавый. То есть, книга сама по себе плохонькая, чуть получше, чем простой дамский роман, но не совсем уж плохая. А последователи учения Рерихов её объявили "оккультным романом", то есть, сказали, что она надиктована из высших сфер и является священной. В качестве священной книги она явно не на месте, всё хорошее, что было, убито многократными рассмотрениями, повторениями, толкованиями... да и элементарно надоело. И читается не как живая книга, а как сумма поучений. Вот и с "Сильмариллионом" будет то же, авторский замысел там заменится толкованиями и поучениями, это уж будьте уверены. И нормальных людей уже явно не будет тянуть Толкиена читать, после того-то, как они послушают верующего толкиениста. "Поди ж ты, почитай священную книгу чужой религии, да ещё такую скучную", - подумают они. И поделом. В зависимости от того, как к последователям этой религии будут относиться в тусовке, дела и будут развиваться. Если такие дивные в тусовке не приживутся (например, из-за наездов или стеба) и совсем от нее отойдут, тогда они почти наверняка найдут последователей в кругах, близких к рериховскому обществу, к последователям Вивекананды и прочим. Это уже наблюдается, многие рериховисты с интересом прислушиваются к подобного рода разговорам. И будет еще одна секта такого вида. Другая возможность - превращение толкиенизма в религию третьего типа, то есть мистико- интуитивную. Такой вид может (не может, а уже распространяется - в виде изучения эльфийских чар и майярской магии) распространиться среди "дивных" самого ролевого движения и примыкающих к ролевикам хиппи. "Сильм" и "ВК" тут не будут играть такой существенной роли, о "Речах Финрода и Андрет" такие дивные будут знать разве что понаслышке, во главу угла встанут, скорее всего, магия и медитация. Сколько такая форма может продержаться, один Эру ведает, до тех пор, наверное , пока есть ролевое движение. Если, паче всякого чаяния, такие дивные уйдут из тусовки - тоже из-за стеба или наездов - результаты могут быть не очень приятные. В тусовке им есть что делать - магичить себе, медитировать, отыгрывать магов, пытаться свои игрушки организовать - успешно или нет, другой вопрос. Вне тусовки, без такой отдушины, эти товарищи вполне могут попасть и в Аум Синрике, и к сатанистам, и к белым братьям, а то и сами чего-то организовать. Может быть, даже нечто общественно опасное. И без них еще, главное, тусовка заметно поскучнеет. Они все-таки какой-то особенный колорит ей придают.

Ну вот, привели кое-какие соображения. Не худо бы и итог подвести. А то моя позиция не очень-то ясна, и цель свою я как будто не выполнила: хотела показать, что дивность - не шиза, а выставила её в таком свете, что она и есть самая настоящая шиза. Значит, объясниться надобно...

Так что из этого следует?

Да, многие из дивных смешны со своим упёртым нежеланием видеть окружающую обстановку, желанием, устранившись от мира, тем не менее изменять его, мечтами о наступающей Эпохе Огня, их эпохе, попытками придать какие-то мистические толкования "Сильмариллиону" и "ВК", с виду глубокие и мудрёные, а на поверку нелогичные, надуманные и поверхностные (*****).

Смешны и примитивные костюмы, которым пытаются придать характер чуть ли не культовых облачений, и новопридуманные обряды. Смешно звучат разговоры о миссии вестника в устах тех, кто не может и два слова связать, и вообще, о миссии ли говорить тому, кто не может сам позаботиться о себе, сидит в глубоком андеграунде, не может приобрести никакого статуса и потихоньку деградирует. В общем, смешно и жалко, когда дивность используется для прикрытия своего убожества и непонятости. Когда дивность порождена недостатком чего-то: жизненных сил, интеллекта, трудолюбия, умения ладить с людьми, а главное - нежеланием этот недостаток исправлять. И ещё очень нехорошо глядится, когда своё частное, я бы сказала, интимное мнение пытаются навязывать всем, объявлять единственно возможным, придавать ему мировое значение. И при взгляде на такое у многих возникает мнение, что дивность и есть все эти недостатки и больше ничего. У них тогда возникает большое искушение заорать: "Бей дивнючих!"

Но такого делать нельзя, ибо в дивности есть очень много хорошего. На самом деле, это ведь очень хорошо, когда человек пытается решить, кто же и что же он есть, и зачем он живёт. И хорошо, когда он понимает, что главное - это всё-таки не прагматические житейские вещи, но духовное развитие. Когда он интересуется хоть чем-то, выходящим за рамки обыденного. Хорошо, когда он нацелен не на сию минуту, не на несколько лет, а в вечность. Хорошо, когда он от всей души во что-то верит. Хорошо, когда он романтик и мечтатель, когда у него душа живая, а не закостенелая в условностях. Когда человек совершенствуется и ищет свой духовный стержень. Или уже его нашел.

А мир Толкиена - это очень сильный духовный стержень. С религиозной и нравственной точки зрения принципиально ничего нового Толкиен не сказал. Более того, основные нравственные аксиомы были сформулированы ещё очень и очень давно, они одинаковы во всех религиях, от самых древних и "примитивных" до сравнительно новых - ислама и христианства. А все писатели и философы только их интерпретировали, прорабатывали в различных ситуациях, показывали на конкретном примере. Вот и Толкиен по-своему подошёл к этим философски-нравственным аксиомам. Он создал (или угадал, кто как хочет) Вторичную реальность, где этические нормы и аксиомы лежат в самой основе мира и являются каркасом для необычной (но очень чёткой и внутренне непротиворечивой) картины. Необычность и красота этой картины не может не привлекать, и даже далекий от толкиенизма человек воспринимает Средиземье достаточно естественно и свободно. Не для всех оно становится ориентиром - ну что ж, вольному воля...

И ещё добавлю. Слова Толкиена, обращенные к Клайву Льюису (пер. Кошелева):


Мой милый сэр, - писал я, - не навек
Был осуждён и проклят человек.
Пусть благодати нынче он лишён,
Но сохранил ещё свой древний трон.
Ведь белый луч, через него пройдя,
Рождает семь цветов; они ж плодят
Живые образы - сознания дары.
Так он творит вторичные миры.
Пускай мы спрятали за каждый куст
Драконов, эльфов, гоблинов. И пусть
В богах смешали мы со светом мрак -
Мы обладаем правом делать так.
Как прежде, праву этому верны,
Творим, как сами мы сотворены.

Цвета разные, а свет один, и свет этот - Добро. Всё равно, как оно будет окрашено, в какой ситуации интерпретировано, в рамку какого мира оправлено: Средиземья, Земноморья Урсулы Ле Гуин или Перна Энн Маккефри.

И ещё одно, на сей раз последнее. У Профессора есть такая чудесная сказка "Дерево и лист"(он же "Лист работы Мелкина", перевод того же С. Кошелёва). Там художник Ниггл всю жизнь рисовал одну картину, на которой была изображена чудесная страна. А потом оказалось, что ту волшебную страну на картине Ниггл и правда создал силой своего воображения, а потом, попав туда, обустроил её до ещё большего совершенства. На заднем плане своей картины Ниггл нарисовал горы, и они были на границе его страны. Но эти горы, он придумал не сам, он их угадал, и ограждали эти горы... впрочем, что они ограждали, мог бы сказать только достигший их вершин и перешедший за перевал. И с тех пор многие приближались к этим горам через страну Ниггла. Так и всякая придуманная страна может стать путём к горам, то есть, к вершинам духа. И Средиземье Толкиена - один из подступов. И дивные, избрав сказочное Средиземье своим ориентиром, идут туда, куда в конце концов должен лежать путь любого человека - к Свету и Добру, словом, к тому, что верующие называют Богом.

Так что не надо дивность шизой обзывать, вовсе это ни к чему. Просто они избрали такой путь развития. Если вам не по душе - ваше право, но зачем проявлять нетерпимость? Зачем путать светлые и возвышенные идеи с несовершенством их реализации? Всякое бывает, на пути человек спотыкается, сворачивает не туда, но он может как-то поправиться, вернуться на исходные позиции и оттуда продолжить свой путь заново. Конечно, он должен следить за собой, следить, чтоб его путь не был путём оправдания недостатков(типа: "Ну вылетел я - не подходит мне университетская система образования, и не надо. Я великий маг!" (Нельзя совсем уж уходить в андеграунд, это потеря статуса в обществе и , значит, возможности развиваться, это ведёт к деградации. Быть дивным трудно само по себе. Нужно бороться с собой, чтобы не съехать, не стать фанатиком, не заблудиться в трёх соснах толкований "Сильмариллиона", не замагичиваться, не вылететь из универа, не поссориться с родителями, - словом, остаться нормальным человеком. И другая опасность есть - вовсе наплевать на дивность, потерять духовный стержень, не приобрести ничего взамен и стать просто цивилом, обывателем, лишённым устремлений к высшему. Не мешайте хотя бы вы, посторонние, своими насмешками и иронией. Тех из дивных, кто не склонен к фанатизму, вы только обидите, собьёте с толку, поможете им оцивилеть. А тогда останутся среди дивных одни фанатики, которых вы своими насмешками ещё больше к фанатизму подтолкнёте. Ибо ничто так не стимулирует фанатизм, как положение гонимого. Вот тогда и начнут сбываться мои угрозы, когда я говорила о толкиенизме, как о новой религии. А то пока - в силу наличия среди дивных нормальных людей - это не очень заметно, а если нормальные люди разбегутся, тогда полная амба... Словом, не хотите на месте толкиенизма фанатичную религию - не наезжайте на дивных.

PS. На Сибконе-98, перед тем, как делать доклад, я посоветовалась с Илмирой из Владивостока, у которой была похожая тема доклада. Когда я начала говорить о возможности толкиенизма перерасти в религию и приводила (не очень на самом деле убедительный) пример новосибирских хиппи, которые однажды провели эльфийскую свадьбу, она меня прервала и сказала, что превращение толкиенизма в религию не только в перспективе, это уже есть в Тюмени, куда пришло из Москвы. Самая настоящая секта. Остается удивляться, как это по обрывкам сведений, которые у меня были, я смогла в общем-то верно восстановить всю картину.


Сноски

* В Европейской части России их еще называют "ушельцами", если я не ошибаюсь, но у нас в Сибири этого слова нет. Хотя судя по описаниям, термин "ушельцы" применим только к очень сильно дивным, тем, кого во Владивостоке называют "глючниками" и "синеглючниками". Во всяком случае, "интуитивно понятно", о ком идет речь.

** Я здесь в виду имела по преимуществу Сибирь, где основные активисты ролевых игр - люди весьма трезвые, деловитые, дивных не любящие. В Европе все обстоит несколько по-иному, насколько я могу судить, там наоборот, многих основных активистов можно считать дивными.

*** Есть мнение (Илмира, г. Владивосток - высказано в докладе "Дивный взгляд с востока" на том же Сибконе, 1998 г.), что в ролевом движении вообще все дивные, только степенью различаются. Выделяются три стадии, или степени:

1. Глюколов. То есть человек, который допускает все, но не верит до конца ни во что. Мысль о том, например, что он эльф выражается в форме: "Прикольно допустить, что я эльф". То есть глюколов, вроде, и не совсем "цивил" - ведь тот бы саму идею, что он эльф, обозвал шизой и отказался пояснить, почему: "Этого не может быть потому, что не может быть никогда". Но при этом глюколов сохраняет долю здравомыслия и (чаще всего) здорового юмора, так что не может считаться классическим "дивным". Если сравнивать с моей классификацией, на стадии глюколовов находятся "тусовщики", заметная часть "монстров" и "гостей" и многие дивные "от избытка".

2. Глючник. Человек, который полностью поверил и проникся идеями. Его высказывание о своем эльфийстве просто: "Я эльф". Если сравнивать с моей классификацией, на стадии глючников находятся почти все дивные. И, когда я ниже буду описывать усредненный образ дивного и его воззрения, я буду фактически описывать классического глючника.

3. Синеглючник. У синеглючника его увлечение уже приобрело характер серьезного помешательства, обычно его психическое состояние - пограничное между нормальным и шизофренией, а зачастую и уже сформировавшаяся шизофрения. Вот если увидите, что человек с пеной у рта грузит всех окружающих - "Народ! Я эльф, я эльф!" - будьте уверены, это он и есть родимый, синеглючник. И спасайте уши - завянут. Когда я ниже буду наезжать на особо уродские проявления дивности - это будут, фактически, наезды на синеглючников.

**** Не все так однозначно, конечно. Я говорю, только о непосредственно мной наблюдаемых томских толкиенистах.

[Комментарий Митрилиан: А вот я не раз встречала именно "дивных", совершающих неэтичные поступки направо и налево. При этом они действительно не понимают, что творят. Но когда дело касается их, любимых, этические нормы сразу на недосягаемой высоте. И вообще, по-моему, большинство проблем с "дивными" - от их непомерно раздутого эго.]

***** Сама грешна, одно время, будучи увлечена Д. Андреевым, пыталась провести параллели между "Сильмариллионом" и "Розой мира". Что-то получилось, но весьма малоубедительное.

 


Новости | Кабинет | Каминный зал | Эсгарот | Палантир | Онтомолвище | Архивы | Пончик | Подшивка | Форум | Гостевая книга | Карта сайта | Кто есть кто | Поиск | Одинокая Башня | Кольцо | In Memoriam

Na pervuyu stranicy Отзывы Архивов


Хранители Архивов