Дуглас Мэррел, 1998
Мысли о Глюках и правилах
Замечание. Тема Глюков мне не слишком близка, а единственная
цель, с какой я стал писать этот текст - высказать некоторые мысли, появившиеся
после прочтения статьи Локи "Свой среди своих" (хотя, как я заметил, не
все эти мысли связаны с утверждениями, высказанными в статье). Поэтому
я прошу всех, кто лучше знаком с Глюками, не слишком меня ругать за непрофессионализм.
Также прошу прощения за не очень хороший язык.
Прежде чем говорить о Глюках, следует сформулировать, что я понимаю
под этим понятием. Самое главное,из чего я буду исходить - то, что Глюки
существуют объективно, "вне сознания наблюдателя". Тем самым я исключаю
из рассмотрения фантазии, исходящие только из головы данного конкретного
человека. Глюки населяют некоторый особый, вполне реальный мир, человек
же - лишь наблюдатель, гость в нем. Многое, конечно, зависит и от наблюдателя
- ведь и в нашем мире два человека могут смотреть на одну и ту же вещь
по-разному. Но вещь эта - одна, и мир - один.
Тут возникает много разных вопросов, один из которых: "Всякий
ли человек может этот мир увидеть?" Я на него отвечу - нет. Ибо Ловля Глюков
есть не Ремесло, а Искусство, а любой вид искусства доступен лишь малому
числу людей, даже более того - не всякому доступны попытки заниматься скусством;
есть очень мало людей, которые умеют писать стихи, но не сильно больше
людей, которые не умеют писать стихи, но пишут - не из графомании, а из
желания что-то выразить. Хотеть сказать Слово - это великий дар, уметь
сказать это Слово - еще более великий. То же самое относится и к Глюкам.
Здесь мне могут возразить, что умение Ловить Глюки - не дар,
а случайность или что оно создано самим человеком. На первое я не могу
ответить ничего, кроме одного: я не верю, что такие важные вещи, как способность
к какому-нибудь виду Искусства, могут возникнуть случайно; ибо я верю,
что в нашем мире есть некоторый, конечно же непонятный людям, смысл. Что
касается второго - тут опять помогает аналогия с Поэзией: человек не может
научиться писать стихи, если в нем изначально не было каких-то особностей.
И нельзя "посметь увидеть", точно так же как нельзя "посметь" написать
хорошие стихи, не имея таланта. Вот этот талант, который есть с самого
начала жизни, я и называю Даром.
Но у такого Дара есть одна особенность: он непостижим. Никто
не может объяснить, почему этому, вот этому человеку такое дано: вроде
бы и нет в нем ничего выдающегося, а вот же, иной мир видит! И тем более
человек не может ответить на вопрос, за что это дано ему самому.
А раз мы не понимаем причин Дара, мы не должны удивляться его
последствиям, как бы странны они не были. Не следует удивляться, если после
каждого путешествия в мир Глюков в квартиру залетает воробей и
поет "Интернационал", потому что это не более странно, чем сам факт
путешествия; и не следует пытаться выгнать воробья только потому, что не
видишь смысла в его действиях - точно так же могут выгнать из мира
Глюков тебя, потому что не видят смысла в твоих действиях; но следует
принять воробья как Плату за Дар, тем более что ничего страшного в такой
Плате нет; и Плата эта не ограничивает свободу, а спасает, ибо тот, кто
хочет пользоваться Даром неограниченно, не будет пользоваться им вообще,
поскольку будет бояться утратить свободу.
И точно так же не следует удивляться и сопротивляться "логичным
правилам, правилам, составленным тупым стадом, правилам исключающим само
понятие неповторимости личности", потому что эти правила - такая же Плата,
только мы привыкли к ним и не воспринимаем мира без них. Если присмотреться
к этим правилам внимательно, то легко заметить, что в них нет ничего естественного;
для пришельца с другой планеты они казались бы столь же странными, как
для нас - воробей, поющий "Интернационал". И наоборот,на его планете такие
воробьи могут быть условностью, принятой в приличном обществе.
Конечно, нельзя спорить с тем, что эти правила иногда применяются
для зла, для ограничения, а не сохранения свободы. Но это - только злоупотребление,
не имеющее ничего общего с истинным назначением правил. Истина (конечно,
при наличии Дара) - в предельном, крайне ярком следовании и форме, например
- общепринятым правилам, и содержанию. Иначе мы получим либо полное неприятие
Глюков как таковых, либо стремление к красоте в страшных формах, от самого
рассказа о которых становится жутко, либо, в случае смешивания двух начал
- осторожное топтание на пороге мира Глюков, неспособность двинуться ни
в тот мир, ни в наш. Все три варианта не приносят ничего, кроме вреда.
И здесь я снова прошу прощения за все, указанное выше и заканчиваю.
|