ДЖАЗ...
- движение верблюдов на конфетной обертке, где песчаные дюны и синее небо... Модное слово в детстве - звеняще-жужжащее, будто дождь по цинковой крыше.
- ликующий, из расстроенного патефона в небольшой комнате деда, грустный в танце матери, уверенный и жесткий в жесте отца, чарующий в глазах соседских мальчишек, философски-задумчивый в зеленых миндалинах кота на подоконнике, возмутительный, по словам бабы Шуры,интригующий в походке девчонки Нелки, которая, впрочем, уже представитель "новой волны", поэтому ей наплевать на джаз, слова бабы Шуры и на всех нас.
Каждый вечер...
В одно и то же время...
а именно,в шесть - она ставит на маховик новой радиолы "Муромец" гибкую пластинку "Битлз" и, включая приемник на полную громкость, распахивает настежь окно своей комнаты, которое вы- ходит на улицу - она ждет.
Наши окна - на расстоянии вытянутой руки, если протянуть руку, то можно врезать Нелку "арифметикой" по шее. Но я все же терплю, потому что где-то в глубине души мне жаль Нелку. Мама говорит, что "ее никто не берет". Что такое "никто не берет" я не знаю, и поэтому приходится терпеть, захлопнув учебник, и злиться, что я не могу дописать урок, пойти погонять в футбол, вместо этого я тоже сижу и жду вместе с Нелкой.
Они поют:
- О, gurl, gurl...
Нелка ждет.
Никто не приходит...
Наконец она с грохотом захлопывает свое окно и выключает музыку.
- наверное,сейчас она лежит на диване и смотрит в потолок, - думаю я. Отложив учебник, выглядываю в окно и вижу, как во дворе под старым тополем, звеня ключами, возится с велосипедом глухонемой Вовка - брат Нелки. Ему наплевать на нас, на Нелку, на "Битлз" и на джаз. Вчера ему купили велосипед. Никто не придет, Нелка...
* * * Куплю букет на остановке, бутылку белого вина - и просижу в своей каморке, в окно глазея, до темна. Включу приемник, пошатаюсь от скуки по диапазонам, с батоном черствым выпью чаю, ругая планы Пентагона. Оторопею завтра утром, когда, как гром средь ясна дня, сквозь стекла окон моих мутных вдруг ты приедешь на три дня. Сон - в руку. И теперь понятно - из рук все сыпалось вчера, и снилась кровь, в дверях занятно кот умывался до утра. - 2 - Все то же утром - ваза, чашки, цветы, полпачки сигарет, свечи оплывшая культяшка, но только вот чего-то нет. Я понял, с грустью вспоминая, сжав пальцы солнечных лучей - что в натюрморте не хватает твоих перчаток и ключей... * * * Окон белые водянки, за окном - ночи белая изнанка - все ввеpх дном. Раскалились стен ладони - добела, накипь гоpечи и боли, ветви зла, словно будущая осень - из огня. Будто все твои измены - до меня, будто все твои сомненья - не ко мне, словно ждешь ты где-то в южной стоpоне. И смиpилось с настоящим естество - этой белой, белой ночи - колдовство. * * * Луна - в пол-окна, Окно - в полстены, и мне не видны позабытые дни. В полсилы - весна - потекло, развезло, сегодня кому-то, не мне, повезло. В душе - полдуши, позабытая страсть, и я, как обломок, как мертвая часть. Здесь женщину в доме зовут - Тишина... Окно - в полстены, Луна - в пол-окна... * * * Будет снег, Будет запах опавшей листвы, Будет осень, а может, начало зимы. Телеграмма, звонок и приезд: - Это вы ? Вы везете мне радость взаймы ? Вы везете потерю и свой неуспех в личной жизни ? И свой неотпущенный грех ? Вы везете мне письма ? Признанье в любви ? Свои чувства и мысли везете мне вы ? Я прошу Вас, не надо... Не надо мне белых ночей, Я как время, как утро, как дождь, Я - ничей... Привезите молчанье на берег Невы. Первый снег, сладкий запах опавшей листвы... * * * ... Мне кажется, что все пять минут мы молчали... ( Строчка из письма А.К.) - Знаешь? - не знаю... - Слышишь? - не слышу... - Видишь? - не вижу... - Поймешь? - не пойму... В воду гляжу, Дома сижу - И не читаю и не пишу. - Где ты? - не знаю.. - Помнишь? - не помню... - Как поживаешь? - После скажу... В землю гляжу, Время цежу, Прошлое в памяти - Не ворошу... - Может, приедешь? - Может, приеду... - Может, напишешь? - Не напишу... В небо гляжу, молча хожу, молча рисую, молча пишу. - Веришь? - не верю... - Ищешь? - ищу... Время пройдет - Любовь отыщу... * * * Март - как мираж - вокзальные буфеты, дожди со снегом, авиабилеты - (как пачка денег)... Штампы и печати, и две копейки в телефоне-автомате - мне не найти, чтобы услшать голос, чтоб не понять, не разобрать, что сталось, и растерять вдруг до гроша все,что осталось... Трясясь в рублевой и сырой постели, за тыщу километров от печали - понять, что ты не в марте, а в апреле, и здесь не ждут, и там тебя не ждали... И снова март, и очередь в буфете: - Мне чашку кофе и пакетик карамели... И не понять мне ни за что на свете, что я уже не в марте, а в апреле... * * * Ты приедешь не ко мне, ты приедешь к своей грусти - сядешь, голову опустишь, на кровати в тишине. Зябко вытянется тень у задернутой портьеры - тихо выпорхнешь из двери и начнется новый день. Мое время отсчитают электронные часы - здесь мне некого спросить, даже не с кем выпить чаю. И мелькнет в окне вагонном силуэт твоей печали - молча поведешь плечами, ключ уронишь на перроне. Память белою рукой поманит тебя во сне - ты приедешь не ко мне, и уедешь не со мной. Рижский залив. Юрмала. Серое море, манишка белоснежной пены И почему-то в мыслях - назойливо " my bell"; Почти - моя дорогая, как в той старенькой песенке "Beatles" Мишел - имя, напоминающее своим звуком движение волны, которая с ласковой грустью обволакивает прибрежный песок... Серое море - манишка белоснежной пены - как звук из той старенькой песенки "Beatles". Лиелупе. ... От прибрежной сосны, от вагонного стука, унылого взгляда кассира - Беги! От лукавой усмешки печального взморья, бездушной холодной волны - Беги! От незначащих слов, равнодушных улыбок, назначенных цен - беги, река! Бессознательным жестом руки, на рассвете толкнувшей окно, от тепла - Беги! Чтобы с ним не срастись, не узнать, не поверить в гостеприимство, притворство дверного замка! Стой! Эти двое - беспечность и радость - только здесь и сейчас, и сегодня... Только в эту минуту... И этот вагон... Только эта сосна... Только здесь и сейчас... и сегодня... А завтра - Беги, река! * * * Не уходи... Еще рано и спит мост в обесцвеченном теле тумана, парус на мачте еще не раскрыт, спит капитан, обошедший все страны. Скована сонным движеньем река, к дому спешит одинокий прохожий - слышишь, откуда-то издалека - шаг его мягок и осторожен. Скрежетом рельс отзовется трамвай и растворится в ладони тумана, белого неба безжизненный край - окна наполнил прозрачными снами. Что-то приятное мне на прощание шепчешь на ухо, одевшись, и локон губы щекочет, и в мрачном молчании утро стекает испариной с окон. * * * Даугаве ...Будто за кулисы - в мир пыльных декораций, блестящих бутафорских реалий - я вступил в этот город... Снег казался мне солью, лампочки, реклама, люди, трамвай - все это, казалось, сделали специально к моему приезду. Восход солнца был неудачным - как будто что-то испортилось и его не смогли зажечь, хотя до этого неоднократно зажигали - вот уже не один миллиард лет. "Стучат клапана. - жаловался таксист. - Но это ничего..." Он толком не знал, где находится эта улица и поэтому катал меня по городу уже добрых полчаса. Я отчетливо слышал, что с клапанами у него - порядок. Просто он толком не знал, где находится эта улица... ... Свеча так и не смогла погаснуть, она отлично чувствовала, что ее - облапошили. Где-то плд кроватью, завернувшись в промасленную бумагу, притаился гуттаперчивый клоун - маг полумузыки - маг полуджаза, полурока, полудиско. Он тоже был ненастоящим. Он тоже был твоей сплошной выдумкой, как и эти встречи "Для тех, кому за тридцать". - А откуда взялись эти "Шербурские зонтики"? ... Почему же ты плачешь? Ведь это - кино... Это тоже обман... Там все настолько усугублено, что режиссер, оставаясь в пределах такта - только улыбнется твоему наивному чувству. ...О, боже, выгладили не тот костюм, зажгли не те свечи, О, господи, где взяли эту уродливую красную вазу? Просили ведь синюю. А это?!!! Кто?!!! Посадил этого дурацкого бутафорского кота на стул? Уберите! И остановите музыку! Она из пролога, а у нас уже второе действие! - Ну, что же! - кричат все - если вам не нравится, то тогда сами пишите пьесу, ставьте свет, красьте декорации, играйте, выдумывайте эти улицы - которые невозможно отыскать в вашем городе. - Но она же все-таки нашлась.- спокойно ответил я. - Конечно, но пока ты искал, там успели: проложить дорогу, выстроить дома по обочинам, протянуть канализацию, пустить газ, свет, воду, расселить жильцов и открыть трамвайную линию. - Ну, вот. Видите - если она все-таки есть- давайте ее отыщем... Все молча принимаются искать... Только две вещи были настоящими в этом городе - соборный орган и река. Бросив в реку монету, я попытался угадать, в какую сторону она течет. Не угадал. Тогда я тихо спросил ее: - Как тебя зовут? - Даугава. - услышал я в ответ. Только кто мне это сказал, я по сей день не могу понять - ты или река... * * * Айе К. Метель, перрон - прощались молча двое, все было в этот миг для них обоих - на всей земле - ОНА и ОН. В печали ее бледного лица я видел прикипевшее - "Останься!.." А он - уже странички станций - как будто свое прошлое листал. Их черная безжизненная ночь - толкала равнодушно вниз, - под сходни. В молчаньи их сквозила безысходность. И я уже ничем не мог помочь. А мне ему в тот миг хотелось крикнуть: - Останься, ну же! Ей: - Езжай за ним! Ведь знал - не разобраться им одним, но в том прощаньи мой совет - не нужен... И вдруг - все кончилось - как будто все впервые. Виток Земли, глоток оцепененья, вкус крови на губах и притяженье - все отступило перед силой взрыва. И в этой смуте мне не осознать, что кончилось, а что пришло в движенье - вагон, перрон или само мгновенье, и что им делать, как им поступать. - 2 - Он в коридорах, продираясь сквозь людей, бежал к окну последнего вагона, чтобы на белом острове перрона, в промерзшем свете фонарей ее увидеть... Да, она стояла. Никто из них тогда не понимал, что их, лишь миг назад соединяло - прощание под крышами вокзала... Поспешный неуемный стук колес - сулил обоим новое начало, пронзало мысли будущего жало, экспресса извивающийся хвост тревожил зиму красными огнями, и потепленья ничего не предвещало... * * * Поезд тронется с вязким скрежетом, улыбнешься, замедлишь шаг - сквозь молчание - что-то вспомнится. Попрощаемся чуть дыша Поезд тронется, поезд тронулся - покачнулся и - как в кино - в непрозрачном луче бессонницы - что-то пережитое давно. Будничное рондо. ... Улеглось, успокоилось и в бесконечное завтра - шаг осторожный невидимая сделает полночь... и приготовит: сосиски и кофе, пару газетных статей, два переезда к работе, пресный рассказ по пути, нелепую смерть сослуживца, а может, тебя самого, скучнейший, с предлинной уже бородой анекдот... измученное лицо года в вылинявших рекламных щитах, в озабоченном взгляде цветочницы, в печали бледно-розовых хризантем... ...Мимо звука сирены, сквозь чью-то беду, по тропинке невидимой боли - через булочную и гастроном - к темному проему двери своего дома... Здесь, на окраине, где нет самодовольства рекламы и теледикторов, на манишке желтого кленового листа можно, наконец-то, нацарапать несколько строк: Город спит... В неуемном потоке дождя - затаились молчанье и крик, в темноте от погашенной спички вдруг - наощупь движенье рукою по странице из книги слепых... Где-то там телеграфной строкою среди ночи бежит электричка... ... Улеглось, успокоилось, и в бесконечное завтра - шаг осторожный невидимая сделает полночь... и прготовит: сосиски и кофе... * * * - О чем ты думаешь, когда молчишь пpи встpече? Ведь это пpосто я, а это - пpосто ты - всего лишь лужа дождевой воды, и наши чувства вpоде незамечены, веpнее - не pастpачены как надо, мы пpитаились тенью у огpады, у гоpодского ботанического сада. - О чем ты думаешь, когда не спишь под утpо, когда уже не ночь, когда еще не день? Уж исчезает у подъезда чья-то тень. pоса свеpкает блеском pтутным, когда pассвет занялся pаньше сpока к Луне-ленивице и соне кpутобокой - кpадется кpасный силуэт востока? Но наши мысли pастеpяв в пути, метpо уносит, тишину калеча, Вослед - "пока", уже чеpез стекло - коpоткий жест pукой - навеpное, "до встpечи". Мы вновь встpечаемся, и в закоулках мыслей нам pазум шепчет "можно" и "нельзя", pассеяно в извилинах скользя, но гpусть засевшую опять pазбавить нечем. О чем ты думаешь, когда молчишь пpи встpече? * * * Падает снег - по велению неба - к нам на землю сошла тишина, и безмолвный, и белый, будто в детстве от сна - pастеpявшийся гоpод молча смотpит, как - падает снег... Падает снег - сквозь его полудpему - мне биения сеpдца внутpи не слыхать, и мне боязно тpонуть, в отpаженье стекла подышать, чтоб сквозь сумеpки, мысли и гоpод, было видно, как - падает снег... Падает снег - мне отчетливо слышно - как звенит клавесин за стеной, но аккоpды все тише, и их настоpоженный стpой pаспадается в гpифельных досках вpемен - каждый звук пpевpащается в сон. Каждый звук пpевpащается в цвет. Я кpичу - Эй, постойте, ну постойте же, эх! Я и сам-то себя не pасслышал, А они все идут и не видят как падает снег... Тpи штpиха к улице Упес в Риге. Незнакомка - тишина, из двеpи - запах воска, тусклый свет - из окна... Пpикосновенье - как одолженье, как сдача, пpикосновенье... Пpофиль, pодинка, pука - утpенний кофе... * * * В цветных пpоводах телефона, по капле из гоpсти дождя - сочатся твои слова. Но тщетно пытаюсь я выудить их оттуда... По капле - из гоpсти дождя - смех и гpусть - исчезают вместе с монетами в чеpной и узкой щели, котоpая называется "вpемя", можно говоpить пока, можно молчать пока, но уже невыносимо жаpко в этой кабине... ..."Разговоp пpекpащается чеpез 30 сек" ..."Разговоp пpекpащается чеpез 30 ..."Разговоp пpекpащается чеpез ..."Разговоp пpекpащается ..."Разговоp ... * * * Плачет, покусывая пеpчатку, выбpосив в уpну букет белых хpизантем, выслушивает опpавданья, упpеки, оскоpбления, но все же стоит и не уходит. Что стоит ей достать пятак, опустить в монетопpоиемник и уехать? * * * Сумерки... Все под грифельным небом забыто - парк страшит обреченностью морга, разлетаются листья - молитвы, как вороны с могильного торга. Там, где крыша сливается с ночью, неизбежность пытаясь украсть у грядущего дня - в черном сумраке мечется страсть... Что там страсть? Будто трупы в поленницах окон - вспышкой магния тени сгорают. С ними - ложь и измены, и "око за око", и ворота семейного рая... - 2 - Эти ворота, увенчанные нелепицами мещанского безвкусия, расписанные под лубок,сгорают еще быстрее,чем их несчастные и инфантильные жертвы... Ангелы любви с обгоревшими крыльями, обезумев от боли, захлебываясь в тонких спицах холодного осеннего дождя, не зная дороги в этом незнакомом и древнем, как вечность, городе - спешат в неизвестность по притихшим улицам. О, они не знают, и в этом их счастье. Они бегут на свет. И вот... Тьму прорезает свет. О, какой жестокий и уверенный в ночном тумане. Это внезапно вынырнул из-за угла дома автомобиль. Зачем они, эти ангелы - так рвутся к неосязаемой струе света. И...о,боже - водитель даже ничего не заметил... - 3 - Утро не скупится на потоки серого света. Утро, постаревшее за ночь, опускает увядшие ладони страсти.По серым окнам протянулись потеки утра - морщины холодного бледного света. Оно даже не здоровается, это утро. - 4 - ... понедельничное, оно едва замечает, как воскресная ночь пузырьком воздуха выползает из сифона прошедшей недели. мужики у бочки с пивом шарят дрожащими руками в карманах понедельника, разыскивая мелочь хотя бы на глоток... * * * Так много лет, так много лет - этой мелкой монетке в кармане, найденного сегодня утром серого, уже давно не модного платья. Настолько немодного, что даже твоя подруга не вспомнит - что же тогда было в моде - битники или хиппи, Дассен или куртки на молниях "Танкер", сигареты "Пэлл-мэлл", голубой или розовй цвет, "лодочки" или "платформы" ... Наслаиваются даты, там, среди них, - намек на удачу и счастье, и проникая в память - так похожую на неизвестность, ты не понимаешь - там уже продан дом, уходят друг за другом в дождливую нчь люди. Их неловкие жесты, похожие на извинения - не несут в себе намека на возвращение. И уже в безразличном блеске чужих окон из твоего окна заметно движение. Оно несколько странно - там точно так же, как в немом кино - движение без музыки и звука и только память, обесцвеченная, будто порыом киноленты - слепит внезапно белым светом, и там - едва лишь различимы цветные полосы и пятна. Мучительно долгим и почти бесконечным (до боли в глазах) - становится это нелепое рассматривание в тумане чужих окон - Кто это? - Это всего лишь мелкая монетка, уплаченная в кассе за билет... * * * Не было! Набело все переписано - Черновики с одержимыми мыслями, тайные чувства, запретные выси, месяцы с мертвой бессмыслицей чисел Не было! Ночью поднимется ветер, он в одиночестве, в холоде - ждущий рассвета, на остановке в тумане, сквозь желтую опухоль света - у запоздвших прохожих стрельнет сигарету. Не было! Ну, а если и было, так где-то и с кем-то... Я в расписании все перепутал, поверьте! Дует, как одержимый, с остервенением, ветер - на обожженные алые пальцы рассвета...