.

С. Яр

Избиение Младенцев.

          Однажды случилось, что Иван повстречал П.Я.Чаадаева в челноке -
             у подножия креста христова.
           - Петр Яковлевич, - поинтересовался Иван, - вы строили свой
             челнок, чтобы плыть или чтобы ДОплыть?
           - Плыть можно до скончания времен! - гордо ответил раздражен-
                       ный философ, не замечая подвоха.
           - Но это же не дольше, чем до ИДЕАЛА !
              - (так) сказал Иван П.Я.Чаадаеву в сердце своем.

        Часто Чаадаев говорил о бесконечных возможностях совершенство-
             вания человеческого духа, - на что Иван говорил ему часто:
           - Напротив, Петр Яковлевич, - существует масса способов
             достигнуть максимальной высоты духа в кратчайшие сроки -
             и - без всякой предварительной тренировки.
             Скажем, попасть на большой дороге, ночью,
             в руки разбойников, мужчин решительных.

        Иван сказал П.Я.Чаадаеву:
           - Чтобы быть счастливым, надо все время думать ОДНУ мысль.
             И желательно - о РАЗНОМ .

           - Идеалы - это все ИДЕАЛЫ,          ОТОРВАННЫЕ ОТ          ЖИЗНИ !
             Клянусь, идеалы - это все ИДОЛЫ!
             Поэтому, идеалы - это "все!"
              - все это Иван сказал Чаадаеву.

        Удрученный такой ивановой непримиримостью, Чаадаев мрачнел и
        насупливался в сердце своем... Не имея ИНОГО способа духовно
        укрепить незадачливого философа, Иван шел даже и на недопустимые
        компромиссы:
           - И все-таки ЕСТЬ в жизни Совершенство! -
              - совершенно серьезно восклицал он. -
             Она им ЗАВЕРШАЕТСЯ!
               ( 1 Кор. ,  13, 10 )     -     так шел на компромиссы Иван.

        При прощаниях с Петром Яковлевичем Чаадаевым, Иван говорил ему
             часто:
           - Чаадаев! (Телескопец!)
             Пишите письма!
             Пишите письма ДАМАМ!
             Пишите дамам ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ письма!
              - так говорил Чаадаеву Иван.

           - До Максимов Горьких и Владимиров Маяковских мы уже добрались!
              - кипятился ледяной аристократ Иван Алексеевич Бунин, -
             Но дайте только время - дойдет дело и до Блоков!
              - горячился он.
           - Я совершенно с Вами согласен, Иван Алексеевич!
             На все сто! - отвечал Иван, -
             И я даже более того скажу:
             дело дойдет - дайте только время и место! - не только до Блоков,
             но и до Буниных, до Толстых, до Пушкиных,
             и до Иисусов и даже - до Авелей!    - сказал он.

           - Ах, Иван!,
              - воскликнул в отчаянии Федор Михайлович Достоевский, -
             если даже будет МАТЕМАТИЧЕСКИ доказано, что -
             истина   вне   Христа,    я бы скорее остался со Христом, -
             нежели с истиной! - так в отчаянии воскликнул Достоевский.
           - Мне бы тоже бы хотелось бы остаться со Христом. -
             мечтательно сказал Иван - Ф.М.Достоевскому - в сердце своем.

        Тогда :   - Что есть истина? - затаив обиду у себя в подполье,
                опять воскликнул Достоевский.
           - Истина? Это, естественно, ОТБОР.  - спокойно возразил Иван и стал
             неотвратимо отбирать у Федора Михайловича одну ступеньку
                                      пьедестала почета за другой.
             Когда, наконец, ступенек более не стало, Федор Михайлович
                был ВЫНУЖДЕН сказать себе в сердце своем:
           - Я видел, видел Истину! И светлый образ ее запечатлелся
             в сердце моем навеки!

           - Небо и Земля  -  это и есть Россия ...
              - задумчиво сказал себе Иван.

        Было так:  Пушкин с воодушевлением воскликнул Чаадаеву:
           - Твой жар воспламенял к высокому любовь!..
             Тут (как всегда) вмешался Иван и сказал им обоим -
                                           в сердце своем:
           - Лучше бы тот ЖАР - обдавал холодным душем
                  некоторые горячие головы!

                                                (МЕЖДУ ДНЕМ И НОЧЬЮ.)
        Иван всегда глубоко верил в большое поэтическое будущее Алек-
        сандра Сергеевича Пушкина. Поэтому, если он видел поэта барах-
        тающимся в бурных волнах великого дао, он со спокойного берега
        восклицал утопающему в сердце своем:
           - Я вижу в волнах силача!
             Плыви! Плыви, силач!  ( - так говорил Иван.)
           - ...Куда ж нам плыть? . . . . . . . . . . . . . . . . . .
             . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
             . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
             . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
             . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
              - долго думал после этого Пушкин.

        Когда его оставили на воле,  -  как вихорь рыл поля
             и ломал леса Александр Сергеевич Пушкин.
           - Не дай мне, Бог, сойти с ума! -
             говорил тогда Иван, укрываясь от СТИХИИ.

        Однажды Достоевский сказал Ивану в дружеской беседе о поэзии:
           - Знаешь ли, Иван, Пушкин оставил нам какую-то великую тайну,
             и вот теперь мы эту тайну все время разгадываем.  -  так сказал
             и (так) затосковал Федор Михайлович.
           - Я выскажу свою ГИПОТЕЗУ,
              - скромно но твердо сказал Иван (характер нордический), -
             Слишком рано умер этот арап. Клянусь! - он отрекся бы от себя
              - прошлого. Известное дело, - молодой человек любит и чув-
             ствует не так, как человек зрелый. И я даже более того скажу:
                 Главное, что он НЕ ТАК МЫСЛИТ !
              - так - гипотетически - разгадал великую тайну Иван.

        А.С.Пушкин часто и крепко обижался на Ивана и упрекал его:
           - Печной горшок тебе дороже! - ты пищу в нем себе варишь!
             Однако Иван не впадал в шок, а говорил дружески:
           - Я пищу в нем тебе варю !     -  варил и говорил Иван.
             Пушкин тут же успокаивался и спрашивал тогда его:
           - И, что же ты мне варишь на этот раз, Иван?
           - Я варю тебе ВТОРИЧНЫЙ бульон! - гордо отвечал тот.

           - Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман, -
             рыдал однажды Пушкин на плече у друга-Вани.
    На что Иван, мыслящий одними лишь экономическими категориями,
             воскликнул Пушкину:
           - Тьмы высших истин   МНЕ   дороже - нас возвышающий ОБМЕН!
             Рыдания поэта сделались тогда еще неудержимее...
           - Утешьтесь, Александр Сергеевич!
              - переходя на "вы" ,  сказал Иван поэту.

        Как-то раз Иван взял красный фломастер и так исправил  авторскую
             ремарку:
             "Священник уходит. Председатель остается, погру-
             женный в ГЛУБОКУЮ ЗАДУМЧИВОСТЬ.
             Пир - продолжается!"
             На что Пушкин очень обиделся и вызвал Ваню на дуэль.
             Иван же показал поэту дулю.

        Нередко случалось, что Пушкин читал Ивану вслух свой стих
             "Жил на свете рыцарь бедный..."
           - Бедный, бедный рыцарь! - неизменно восклицал тогда Иван.

           - Кстати, -  сказал Иван Пушкину, - вы были халатно невнима-
             тельны к своей Туче ,  А. С. ,   - именно ОНА застилает
                  теперь наш небосклон...     Пушкин согласился.

           - "...Мой конь и ДОНЫНЕ носил бы меня.
                 И хочет увидеть он КОСТИ коня..."
             Плохая, плохая физика! Но зато какая смелая, смелая поэзия!
              - издевался Иван над Пушкиным. Пушкин ел эти пилюли.

        Вспоминая произведения Александра Сергеевича Пушкина,
        Иван говорил себе в сердце своем:
           - Только слепой может не видеть, что -
             Абсолютно Черное Тело - это и есть
             (румяное) Солнце русской поэзии!
              - таков арап Николая Первого. - так говорил Иван.

           - Александр Сергеевич, - спросил Пушкина Иван, -
             что же это вы САМОУСТРАНИЛИСЬ от ОКОНЧАТЕЛЬНОГО выбора?
             Пушкин прикусил губу и отвернулся, - так что
                   лица его не стало видно.

        Бывало, Иван и Пушкин странствовали среди долины дикой,
             и как-то раз случайно Пушкин обнаружил невдалеке
             Спасенья Верный Путь и Тесные Врата.
             Поэт был Очень Рад.
             Однако внимательно изучив Верность Пути и Тесноту Врат
             (откуда, кстати, прорывался нестерпимой белизны СВЕТ
             (при этом Иван отошел немного в ТЕНЬ)),
           - Все Верно, - подытожил свои сомнения Иван, -
                бакенбарды не пройдут!

        Тем не менее, многие соблазнились радужными перспективами (на-
        деждами).
           - А.С., смотрите, - они теперь вошли в эдем!
             Смотрите, смотрите!
             Они   ПОТОНУЛИ   в наслажденье, не омрачаемом НИЧЕМ !
              - говорил Иван Пушкину, созерцая Великое Погружение.

           - Там - радужные НАДЕЖДЫ,
             но там - нестерпимой, неприемлемой белизны СВЕТ !
              - сказал Пушкину Иван.

           - НАПРАСНО я бегу к сионским высотам. -  уже в зрелые годы
             с горечью в голосе сказал Ивану Александр Сергеевич Пушкин.
           - Займитесь делом.  - говорил тогда Пушкину Иван просто.

           - Когда я был духовной жаждою томим, - говорил Иван поэту, -
             ВОТ ТОГДА   в пустыне мрачной я и влачился!
             Я тогда был ТОМИМ, я тогда ВЛАЧИЛСЯ в мрачной ПУСТЫНЕ!
              - говорил Иван.
             Я был тяжким бременем ПОДАВЛЕН!   Я был СОГБЕН!
              - восклицал Иван не в силах остановится.

        Когда - изредка - Пушкин колебался, увлекая за собой и других,
           - Верной дорогой идете, товарищи! -
               без колебаний восклицал Иван в сердце своем, и добавлял:
           - Здесь малейшее колебание - есть уже ПОЛНЫЙ РАЗРЫВ!
             И кто не с нами - тот против нас!
             "Кто не со Мною - тот против Меня!" - еще повторял он.

           - Я обожаю самостоянье человека! - часто говорил Иван Пушкину.

        Подъезжая под Бологое, Иван каждый раз говорил Пушкину в серд-
        це своем:
           - Чтобы не очаровывать девушку-Россию, А.С., вам достаточно было
             ограничиться "Путешествием из Москвы в Петербург".
             ...Достаточно было даже просто ОГРАНИЧИТЬСЯ.

           - Соблазнил Россию и покинул...
                   - горько говорил Иван Пушкину...

           - Ты - царь.
             Живи один. - так говорил Александру Сергеевичу Пушкину Иван.

        Когда весь охваченный нежным чувством А.С.Пушкин сочинял "Деся-
        тую заповедь",
           - Причины ваших огорчений - мне знать нельзя, - сказал Иван, -
             но - клянусь! -
             рабыня - это закономерная примета в ряду расчисленном ВЕЩЕЙ!
                  И, по совести, -
              нередко, ЗАПОВЕДЬ - есть выбор между рабыней и Вселенной.
                  И  Я  уже выбрал!   -   так говорил Иван.

           - Надо прямо сказать, - прямо говорил Иван поэту, - что это
             не самое умное занятие для мужчины - учить женщину как она
             должна вести себя по отношению к собственному мужу. Особенно
             если она - его жена!

           - "КТО сердцу юной девы скажет - люби одно, не изменись"?! -
                   - твердо спрашивал Иван Пушкина.

        Когда претензии к Наталье Николаевне Пушкиной со стороны читаю-
        щей России переполняли чашу терпения Ивана, - тогда он говорил
        читающей и ПИШУЩЕЙ России в сердце своем:
           - Поэту ДОЛЖНО погибнуть!
             Это же обязанность каждой уважающей себя женщины -
             подыскать восторженному поэту подходящего трезвого дантеса.
             Особенно, если эта женщина - Наталья...
             Особенно, если она - Николаевна.
             Особенно, если она - Наталья Николаевна ПУШКИНА.
             ...Итак, поэту ДОЛЖНО погибнуть.
             Это называется, естественно, ОТБОР.
             Или - истина.
              - так - естественно, непринужденно и ИСТИННО - говорил Иван.

        Пастернак и Шаламов долго убеждали Ивана, что высший моральный
             принцип - это беспринципность сердца.
           - Ах, оставьте меня, наконец! - умолял Иван, -
               У вас - метафизически - нет сердца!

           - Быть знаменитым - некрасиво!
              - сказал Иван Борису Пастернаку в запальчивости.

        Как-то раз спорили два рафинированных аристократа -
        именно: Иоганн Вольфганг Гете и Иван Бунин.
        Гете настоятельно советовал Бунину:
           - Живи,  - говорит, -  во Всем!
           - Нет,  - холодно возражал Бунин, -  как же я могу жить
             во Всем?, когда напротив:        Все - во мне!
             Тут не выдержал везде сущий Иван.  Он воскликнул
             двум Иванам - двум капитанам - в сердце своем:
           -     Это   ВСЕ   - Равно!
             Поэтому,  НАМ  с Эрнстом Неизвестным   -
                ДОСТАТОЧНО объединительных мифов.


      Однажды два больших романтика: наш Иван и Федор Тютчев впику всем
презренным материалистам и эмпирикам, нигилистам и скептикам решили
возвести ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ НА ПЕСКЕ. Тютчев выбирал место и мастерил, а Иван,
приговаривая, мол "что нам стоит дом построить?..", подносил различные
материалы. Все уже было почти готово, как вдруг послышался приемистый,
раздражающий своей очевидностью звук. Иван все-таки отошел в сторону,
обежал взором строение и присвистнул:
           - У нас с вами, Федор Иванович, КРЫША поехала!

           - "Гордись, таков и ты, поэт! И для тебя условий нет!"
              - добавил Иван Пушкину...

        Маяковскому-же он сказал:
           - "Поэзия (вся!) - езда в НЕЗНАЕМОЕ!" - так говорил Иван.

           - Минимально, талант художника - есть возвращение к архетипам.
             Поэтому, искусство, - говорил Иван, - ВПЕРЕД не движется.

        Иван говорил, что   когда искусство движется вперед, оно называ-
             ется иначе...  тогда оно называется публицистикой...

           - Искусство вперед не движется!
             Оно (,поэтому,) - наиболее  ДРЕВНЕЙШАЯ  из профессий!
              - заметил Иван.

        Иван сказал себе в сердце своем с воем:    - О, мать сыра-земля!
             Великое Грехопадение - ведь это же и есть та ТРЕЩИНА,
                 что проходит через сердце поэта!...

           - Поистине, - великий поэт и гениальный поэт -
             это одно и то же!   - в корне отличное друг от друга!
               - так говорил Иван.

        Иван сказал:
           - Великий поэт - есть СРЕДСТВО возвращения к Единому,
              - напротив, -
             гениальный поэт - есть СЛЕДСТВИЕ возвращения к Нему.
              - так, возвратившись от Единого, говорил Иван.

        Иван сказал более обобщенно в сердце своем:
           - Гений - это невозвращенец от Единого.
             Ибо он, глупый, еще и не отрывался от Него.

           - В России часто вообще так:   гений и невозвращенец -
              - это одно и то же! - так - менее обобщенно - говорил Иван.

        Когда Тарковский сказал, что
           - Простого ощущения Бога где-то над полотном ДОСТАТОЧНО,
             чтобы признать произведение гениальным,  -
           - Поэтому, вновь: Бог и Единое - это одно и то же. - сказал Иван.

           - Я даже более того скажу:
             ПРОСТОГО ощущения бесконечного в конечном  -  достаточно,
               чтобы признать гениальным   КОНЕЧНОЕ !
              - так говорил, конечно, Иван.

           - И более того! -      такого   ощущения   достаточно,
               чтобы признать гениальным   ОЩУЩЕНИЕ !
              - честно признал Иван.

           - ПОЭТОМУ, гениальное и безумное - это одно и то же:
                  это - ОЩУЩЕНИЕ,
              - сказал Иван строго.

        Иван говорил себе в сердце своем:
           - Поистине, "Жертвоприношение" Тарковского
              -   есть его ПОСЛЕДНЕЕ жертвоприношение.
              - Там, наконец, отчетливо звучит мотив мужества.

        Когда Ал.Блок прочитал Ивану свою речь "О назначении поэта",
        тот сказал ему в сердце своем:
           - Это непростительно для вашего назначения, Александр Алек-
             сандрович, - Сальери говорит у вас устами Моцарта!..
             Блок очень расстроился и долго горевал.
           - Когда бы   ВСЕ   так чувствовали силу гармонии!
                - воскликнул Иван.

        Иван сказал: - Когда искусство или утопия напирает на архетипы, -
             ВСЕ  типы  чувствуют силу гармонии!    И это - Очень Опасно!
             Ибо - в гармонии - не мог бы  МИР  существовать!

        Ибо ранее Иван сказал себе в сердце своем:
           - Мир - это  ДИСГАРМОНИЯ  гармоний и дисгармоний!

        Иван сказал еще в гармоническом сердце своем:
           - В гармонии - МИР не мог бы существовать!  -
             Даже если бы был он - гармонией гармоний и дисгармоний.

           - Мир, - сказал Иван, - это так же гармонично,   как и
             когда ПЕРЕКЛЮЧАЕТСЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ.

           - Текст - это воля, приложенная к контексту,
              - так говорил Иван.

        Когда Борис Гребенщиков сказал, что искусство не может не быть
                 религиозным,
        Иван согласился с ним в сердце своем и заметил:
           - Поэтому, сущности искусства и демократии - несовместимы!
              - хотя искусство и встроено в демократию...
             Будучи ВСТРОЕННЫМ,
             искусство в демократии поставлено НА МЕСТО! - сказал Иван.

           - Искусство не может не быть одиозным! - так говорил он.

        И так - одиозно - говорил он:
           - Поистине, каждый коммунизм в демократии поставлен на место!

        Пушкин сказал Ивану в сердце своем с большою помпой:
           - Вот, гений и злодейство - две вещи несовмест...
           - Ты думаешь?.. - спросил его Иван, -
             ТЫ ДУМАЕШЬ!?.....
             Посторонись же, гений!:  Зло-Действие идет!
               - парировал Иван, не отрицая, однако, сути действия.

           - Гений - это пережиток ПРОШЛОГО! - твердо сказал Иван.

           - Поэтому, - сказал он Пушкину, -
                  будь всегда на стороне НАСТОЯЩЕГО!
                  ( - в самых тесных его пределах! )
                        - так говорил   настоящий   Иван.

        Иван сказал в сердце своем твердо:
           - Гений,  будь человеком !   - СТАНЬ ЧЕЛОВЕКОМ !


        Иван говорил еще Фридриху Ницше:
           - При известной терпимости к твоей манере выражаться,
             можно было бы сказать, что
                  гений - это "свободный дух".
             А свобода и культура - это НЕ одно и то же...
             Особенно не одно и то же - культура и   свободный ДУХ !

        Ему же:    - Поэтому, гений это - на девять десятых -
                целиком антикультурное понятие.
             Он - на девять десятых - как айсберг в океане:
              под ЧЕРНОЮ водой! - говорил Иван.

           - Не спи, не спи! - замерзнешь! - часто говорил Иван Борису
                       Пастернаку в запальчивости.

        У многих была масса претензий к Ивану.  Скажем, М.Ю.Лермонтов
        часто уверял его:  - Есть чувство правды в сердце человека,
                   святое ВЕЧНОСТИ зерно!
           - Я смею надеяться, - строго сказал Иван, -
             что есть пока еще и чувство ПРАВДЫ в сердце человека...
              - так надеялся Иван.

           - И сказать ли?, М.Ю., ведь вы и сами знаете, - говорил Иван, -
             что "Какое нам, в конце концов, дело до грубого крика всех этих
             горланящих шарлатанов, торговцев пафосом, мастеров напыщенности
             и всех плясунов, танцующих на фразе?"

           - М.Ю., я прошу вас, - говорил Лермонтову Иван, - оставьте
             свою тоску!  Клянусь, чинара ДОЛЖНА расти из ПЕРЕГНОЯ!
             Не верите? - ПОСМОТРИТЕ сами!

         ( - Лучше один раз метафизически увидеть!, -
              чем сто раз увидеть.   -   тысячу раз говорил он.)

        Иван сказал себе в сердце своем:
           - Поистине, - из русских - Лермонтов был самым
                всемирным скитальцем!

           - Клянусь, существует лишь один истинный пророк в русской
             поэзии.  Это - Лермонтов.
                 - сказал Иван твердо... и тихо добавил:
                По небу полуночи   АНГЕЛ   летел...
           - Лермонтов - истинный пророк!
             Ибо он не сказал ничего РАЗНООБРАЗНОГО! - так сказал Иван и
             подтвердил свои слова тем, что
             "Смело верь тому, что вечно,
              Безначально, бесконечно"...- говаривал, бывало, ЛЕРМОНТОВ.

           - Клянусь,    - сказал Иван, -
             Лермонтов - из более глубокой пропасти -
             видел более высокие звезды, чем Пушкин!

           - И при этом, Лермонтов - как бы персонаж Маленьких Тра-
             гедий Пушкина.    -  сказал персонаж "Избиения младенцев"
                                     ( - поэмы сугубо педагогической).

           - История России и есть одна из Маленьких Трагедий Пушкина.
             Ибо Они - об одном и том же!
              -  так - о том же - сказал себе Иван в сердце своем.

        Иван - о том же - сказал также и А.С.Пушкину :
           - СВЕРХРАЗУМНОЕ и НЕДОРАЗУМНОЕ - это одно и то же:
              - это НЕРАЗУМНОЕ!
             Пусть для некоторых это и большая трагедия, но
                для жизни - это хорошо!
              - так - хорошо для себя и для жизни -
                без особых трагедий говорил Иван.

        Иван сказал:
           - Очень хочется еще похвалить Пушкина
             (муза так-и-так хвалу приемлет равнодушно...)
             Чтобы сильно не напрягаться и далеко не ходить, даю слово самому
             поэту (простите мне случайные ошибки - цитирую, как говорится, по
             памяти):
             Не все я в небе ненавидел, не все я в мире презирал; я сокрушил бы
жизнь, уродливый кумир; не то, чтоб разумом моим я дорожил; да здравствует
разум!; размышленье - скуки семя; зевай и ты; мужа Татьяна не любит; нет
истины, где нет любви; Татьяна любит пародию; пародия духовными очами
читает преданья сердечной, темной старины и письма девы молодой; делибаш
уже на пике, а казак - без головы; ужасный век, ужасные сердца; я не ропщу о
том, что отказали боги мне мешать царям друг с другом воевать; Наполеон,
который не переставая повторял, что следует не только убить русского
солдата, но еще и повалить его? - это он русскому народу высокий жребий
указал; наша общественная жизнь слаба - вы правильно сделали, что громко
сказали об этом; и мало горя мне, свободно ли печать морочит олухов; и дети
и жена кричали мне с порогу, чтоб воротился я скорей, но я тем боле спешил
перебежать городовое поле; законная жена - род теплой зимней шапки -
голова уходит в нее вся, целиком, вместе с ушами; исполнились мои желания
- Творец тебя мне ниспослал, моя косая Мадонна, чистейшей прелести чис-
тейший образец; и хотя я презираю отечество мое с головы до ног; мне
интересен всякий человек - от царя до будочника; смелой гипотезе Блока о
том, что по-пушкински: чернь - это светская чернь, существует
недвусмысленный ответ поэта: ты червь земли, не сын небес; фрагмент
"Чертог сиял" импровизатором был, видимо, сымпровизирован; нет ровно ни
одного основания считать, что отношения Пушкина и Достоевского к царице
Клеопатре в чем либо сходны -  напротив, можно уверенно сказать, что ее
высокий лик в грядущем  поколенье поэта приведет в восторг и умиленье - и
с умилением на нем царица взор остановила; однако Евангелие от этого разве
менее изумительно?; Коран - это собрание новой лжи и старых басен; в то же
время незначительный человек Радищев, кажется, легче излагает доводы
атеизма, нежели опровергает их; если и был когда-нибудь золотой век, то это
был век девятнадцатый; в мой жестокий век восславил я Свободу; и милость к
падшим от Свободы призывал; хлопец видно промахнулся - прямо в лоб ему,
зажиточному,  попал;  для вашей глупости и злобы имели вы до сей  поры
бичи,  темницы,  топоры, довольно с вас!; прости его, и Дук его простил;
народ  безмолвствует?; молчи, бессмысленный народ, поденщик, раб нужды,
забот; здоровью моему полезен русский холод,  таков  мой  организм,
извольте  мне  простить ненужный прозаизм; наше северное лето - все еще
карикатура южных  зим, поэтому нечего в калашный ряд...; воды глубокие
плавно  текут  -  люди премудрые тихо живут; без скандала  из  толпы  не
выйдешь;  в  общем, вращается весь мир вокруг поэта  -  ужель  один
недвижим  будет  он?; неплохо также помнить, что все, что Пушкиным
написано, - написано  для себя, а не для вас, а все, что напечатано, -
напечатано для денег, а не для вас;  короче говоря  -  любите самого себя,
достопочтенный мой читатель - и не ошибетесь.
                  Кто посмеет сказать, что это - не хвала, а клевета?
             Яростно протестую: я лишь продемонстрировал, как то, что
позволено Зевесу, не только позволено Ему, но даже и всячески поощряется.

        Иван сказал:
           - Идет к развязке дело...
             Конечно, Маленькие Трагедии они: Маленькие, но Трагедии, Скупой,
             но рыцарь, Во время чумы, но пир! Однако есть там одна короткая
             фраза, она ставит подножку всей русской литературе, которая вся
             и основана на этих столпах:
                  "Довольно. Сыт я."
             Недаром Золотухин у Швейцера произносит ее чуть ли не в камеру,
             еще и с выражением:
                  "Довольно! Сыт! Я."
             Недаром в последних своих записях Смоктуновский всячески пытает-
             ся скрыть эту фразу (стушевать):
                  "Довольносытя."
                  ("Довольностыдномне пред гордою полячкой унижаться.")
             Просто эта фраза - такой небольшой, шитый белыми нитками, мета-
             физический каламбурчик: дескать, взяли, воскресили бедного Моцар-
             та, заставили прожить его еще лет 10 или 20, чтобы он понял все, и
             поставили его на одну секунду перед нами вместо этого озорного
             бога...
             И тут же опять - все прозрение куда-то сразу испарилось, и:
                  "Мне что-то тяжело. Пойду засну."

        Иван сказал себе просто в сердце своем:
           - Не имеющий дома да не будет опасен для имеющего дом!

           - Всемирный скиталец, - сказал он -
             опасен для имеющего дом!       Ибо, клянусь!, -
                его дом - везде (,где есть небесный свод)! - сказал Иван,
              стоя на продувном, под открытым небом, ветру.

           - Всемирный скиталец, - сказал себе Иван в неустроенном
             сердце своем, - это и есть Великий Люмпен!

           - Всемирный скиталец - это такое большо-ое Перекати-Поле.
             Русский Всемирный скиталец есть ТАКЖЕ Перекати-Поле.
             Русское Перекати-Поле!
              - так говорил Иван.

        Николай Гумилев сказал Ивану убежденно:
           - Я знаю, что деревьям, а не нам
             Дано величье совершенной жизни.
           - Я думаю, в большей мере Оно дано кузнечикам!
              - убежденно, хотя и скромно, сказал Иван.

           - Кузнечик дорогой, коль много ты блажен!..
              - воскликнул тогда Михайло Ломоносов в восхищении.
           - А вот я убежден, что блаженство в большей степени присуще
             мировому пролетариату! -
             твердо сказал Иван и повернулся за подтверждением
             к Владимиру-Ильичу Ульянову-Ленину.
                  М.Ломоносов сразу согласился.

           - Не стать ли мне КАК лилии полевые? Или - на худой ко-
             нец - КАК птицы небесные? - еще думал после этого Иван.
              Нет, - наконец решил он твердо, -
                Я   не гораздо ли лучше их ?

           - Ты вечности - ЗАЛОЖНИК ! - часто говорил Иван Борису
                       Пастернаку в запальчивости.

        Иван спросил у Аверина:
           - А правда ли, что "Матренин двор" написал А.И.Солженицын?
           - Правда. - ответил Аверин.
           - Не может быть... И не надо ничье существование измерять
                                            пользой?
           - Согласно А.И. - нет, не надо, - в этом ЕГО УРОК.  -
                            ответил Аверин.
           - Ну, а хотя бы ЛЮБОВЬ не будет спасать мира? - со слабой уже
                  надеждой спросил еще Иван у Аверина.
           - Должен тебя огорчить: сильно намерена ЭТО сделать, но... толь-
             ко методом последовательных приближений. - ответил Аверин.
           - Хотя бы и на том спасибо... Но, все-таки, точно спасет?
           - Ей не останется другого выбора. -
                            ответил Аверин и наклонил голову.
           - А советовал ли А.И. нравственность поставить выше закона?
           - Было дело. - вздохнул Аверин.
           - И при всем том БОДАЛСЯ теленок с дубом?! - воскликнул Иван.
           - Бодался! - с вызовом ответил Аверин.
           - Милые бранятся - только тешатся! - твердо сказал Иван.

        Солженицын многим, слишком многим советовал измерять
        дальнее и ближнее по ОБЩЕЙ - ближней - шкале.
           - Но я   не могу   передать СВОЮ сущность, свою ШКАЛУ, слишком
             далеко...    и никому другому! - сказал Иван Александру Исаевичу,
              - так он посоветовал Солженицыну жить не по лжи...

        Однажды Иван и Владимир Набоков ловили бабочек на солнечном
        золотистом лугу. Случайно в сачок Ивана попался великий рус-
        ский писатель Лев Николаевич Толстой. Расставив руки и ноги, он
        упирался в края обруча и  никак  не хотел вылезать оттуда, хотя
        Иван с силой и вытряхивал писателя на землю.   На второй час
        борьбы, к вечеру, Иван сказал Владимиру Набокову в сердце своем:
           - Это будет редкостный экземпляр для вашей коллекции, маэстро!
           - Люби лишь то, что редкостно...  - воскликнул в ответ
                  потомственный русский дворянин,
           - И МНИМО ! - подхватил, ликуя, Иван. Тут же он ловко поддержал
                 великого русского писателя Льва Николаевича Толстого,
                 выпавшего, наконец, из сачка - усталого, но довольного.

        (В дальнейшем, когда какой-нибудь великий русский писатель
         проповедывал, случалось, непротивление злу насилием, -
           - Не сачкуй! - говорил ему Иван строго.)

        Увидев, как Река Событий сносит все благие начинания много ВНИЗ по
        течению, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой с криками
        "Не могу молчать!" бросился в Воду дабы показать всем КАК надо плыть,
        чтобы начинания оставались более благими.
           - Я буду руководить заплывом! - сказал ему Иван.
             Он взял в рот травинку и направлял великого русского писателя:
             Немного правее! Теперь левее! Так держать!
              - он направлял его так, чтобы наш борец
             с волнами плыл недалеко от берега и строго против течения.
           - Не могу молчать! - восклицал Лев Николаевич.
             Не могу больше молчать! - продолжал он.
             Но это длилось недолго, -
           - Не могу больше... Больше - не могу! -
             уже на второй час борьбы, к вечеру, простонал Лев Николаевич.
             Тут Иван ловко подхватил великого русского писателя
             Льва Николаевича Толстого, усталого и недовольного.

           - Честно говоря, - признался великому русскому писателю Льву
             Николаевичу Толстому Иван, - я  ТОЖЕ  часто не могу молчать...

      
Читаем дальше


Обратно, на заглавную страницу журнала