В: С начала и до конца формы тайчжи имеется около 70 позиций. Это Чжан Саньфэн преподавал тайчжи таким способом, или изменения были внесены позже?

О: Я слышал, что когда-то тайчжи практиковали в одиночных позициях, но я не знаю, когда они были объединены в единую последовательность. Я думаю, что Ван Цзунюй, который написал Тайчжи-чуань Лунь и описал позиции последовательно по названиям, является автором этого. Он заслужил похвалы, поскольку, если бы он этого не сделал, то тайчжи вероятно бы исчезло совсем.

В: Те, кто практикуют тайчжи в Пекине выучили это у семьи Ян. Почему тогда существуют небольшие различия в форме?

О: Форма может немного отличатся, но принципы сохраняются те же. Я полагаю, что существует две причины для изменений в форме. 1) В прежние времена отношения между учителем и учениками были очень строгими. Ученики не осмеливались задавать вопросы, а учителя не часто показывали. Поэтому точные позиции было трудно понять. 2) Более того, даже если кому-то удавалось понять правильную позицию, передача этого через поколения вызывала изменения, поскольку характеры каждого практикующего не одинаковы. Следовательно, если преподавание не было точным или ученик не был прилежным, тогда он не достигал правильного понимания.

В: Как можно судить о том, какая форма является правильной?

О: Нам следует обратится к словам Ван Цзунюя о том, что " тело должно быть прямым, устойчивым и спокойным"1. "Прямо" значит не наклонятся; "спокойно" значит без напряжения и силы. Помимо этого, я перечислю десять принципов тайчжи, которые являются фундаментальными. Если голова не подвешена сверху и вы отклоняетесь в сторону; если грудь выпячивается и вы стоите вертикально и прямо; если верхняя часть туловища тяжелая, а нижняя- легкая; на ногах двойная нагруженность, а вещественное и невещественное ясно не различаются; если поворачиваетесь слишком быстро и руки движутся бесцельно; если двигаясь вверх и вниз, плечи ерзают и покачиваются; если шаг слишком короткий, поясница не поворачивается- все это против принципов. Короче. когда все тело прямо и спокойно- воплощает все десять принципов- ваша форма будет хорошей, даже если вы и не достигаете абсолютного совершенства.

В: Говорят, что шаг не должен быть слишком широким или длинным поскольку это мешает быть проворным.

О: Это правильно. Но когда занимаетесь, то поначалу делайте большой шаг. Обычно в стойке одна нога согнута, а другая прямая. Если левая нога прямая, то правая нога будет согнута. Для согнутой ноги остается верным правило, что носок стопы и колено на одной вертикальной линии. Эта равновесие дает возможность вашей пояснице расслабится, поэтому она может легко поворачиваться. Если ваш шаг узкий и короткий, тогда возможность для поворота будет меньше и если оппонент сильно толкнет вас, то у вас не будет достаточно места для того чтобы нейтрализовать его и вы должны будете отшагнуть назад. То есть, если место является слишком узким, не оставляя пространства для шага назад, что вы можете сделать? Но если ваш шаг более широк, вы можете повернуть поясницу более полно, нейтрализовать его силу и затем контратаковать.

В: Некоторые говорят, что стойка не должна быть слишком низкой. Правда ли это?

О: Если ваша стойка низкая и шаг больше, то вы обнаружите, что поворачиваться значительно легче. Но если ваша стойка слишком высокая, то способность поясницы поворачиваться будет также маленькой. Высота стойки зависит от степени сгибания обех ног- одна прямая, а другая согнутая. Если вы стоите слишком низко, то ваш центр тяжести прогрузится слишком глубоко вниз и вы не сможете с легкостью двигаться вперед или разделять вещественное и невещественное. Классики говорят "Сначала ищи закрытие, затем открытие". Если вы практикуете добросовестно, то через некоторое время сфера вашего шага и движение руки ноги могут быть более определенными. Маленькое всегда приходит из большого, высокое из низкого, сжатое из свободного и разорванное из связанного. Следуя этому принципу, вы сможете управлять вашей формой при любых положениях, маленьких, высоких, сжатых или разорванных. Иначе, в случае опасности, вы не сумеете правильно среагировать а ваши передвижения будут неудачными.

В: Мне сказали, что для того, чтобы улучшить тайчжи не нужно много практиковать форму, а только нужно практиковать "толкающие руки". Это правда?

О: Люди, которые сказали так, не понимают принципов формы. Форма - основа "толкающих рук". После долгого периода практики формы, вы станете тяжелым как гора и легким как перо. Но если вы пренебрегаете формой и практикуете только "толкающие руки", то неизбежно, ваше тело будет неустойчивым и вас легко можно будет толкнуть.

В: Кто-то сказал, что все-таки следует использовать силу в тайчжи. Это правда?

О: В Классиках сказано "Когда подлинная мягкость достигает своей границы, она становится подлинной твердостью". Сила тайчжи исходит изнутри и основана на податливости и расслаблении. Чем больше вы практикуете податливость, тем быстрее вы приобретете внутреннюю силу. Если вы все еще имеете напряжение в каком-либо месте, то это затруднит собирание внутренней силы. Когда вы расслабляетесь, руки легко погружаются и становятся тяжелыми; иначе они плавают. В моей предыдущей книге Тайчжи Чуань Шу я сказал об этом ясно. Те, кто говорят, что вы должны использовать силу, обычно имеют избыток силы или ранее практиковали жесткий стиль и до сих пор его не бросили. Они не могут поверить, что на границе податливости лежит иное качество силы. Такие люди никогда не поймут сущность тайчжи.

В: Хотя учитель использует одинаковый метод обучения, некоторые ученики делают хорошо, а некоторые плохо. Почему это происходит?

О: Плохой ученик твердый и использует силу; хороший должен быть податливым без силы. Например, кузнец использует высокую температуру, чтобы расплавить золото и затем придать ему ту форму, которую он пожелает. Железный молот не может обрабатывать золото до тех пор, пока оно не станет мягким. Поэтому если учитель предлагает ученикам использовать силу, чтобы сделать тело твердым, нельзя ожидать, что стойки у таких учеников будут хорошими. Наша сила в точности подобна железу. Мы сначала должны сделать ее мягкой и тренироваться долгое время. После она будет выглядеть мягкой, но в действительности быть крепкой. Это внутренняя сила тайчжи.

В: Как следует держать голову, практикуя тайчжи?

О: Держите голову прямо, не опуская глаза вниз. Если голова наклонена, то дух не может подняться.

В: Как насчет глаз?

О: Глаза- вместилище духа. Взгляд иногда следует движениям рук и когда взгляд следует движениям руки, поясница автоматически поворачивается. Иногда глаза смотрят вперед. Об этих отличиях сказано в Классиках как о движениях "смотреть налево", "смотреть направо" и "центральное равновесие". Смотрите налево или направо, и поясница поворачивается, позволяя вам нейтрализовать силу оппонента. Смотря вперед вы находитесь в центральном равновесии и можете вытолкнуть противника. Если вы практикуете тайчжи в течении долгого времени ваш взгляд станет ярким и сильным, а техника достигнет высокого уровня.

В: Следует ли держать рот открытым во время практики тайчжи, или он должен быть закрыть?

О: Один из основных даосских трактатов Цань Ту Чи говорит, что " глаза, уши и рот являются тремя сокровищами и их следует держать закрытыми, не открытыми". Тайчжи ищет покой в движении и поэтому является дополнением медитации. Если вы открываете рот чтобы дышать, то яэык и глотка становятся сухими. Если вы держите рот закрытым, а язык касается верхнего нTба, слюна будет естественно собираться и проглатываться, благотворно сказываясь на здоровье. Если вы однако практикуете с открытым ртом, то вы растратите эту пользу впустую.

В: Как я должен расслаблять поясницу при практике?

О: Расслаблять поясницу не значит толкать ее вниз при помощи силы- если вы будете делать таким образом, то обнаружите, что поворачиваться трудно. Если вы действительно освобождаете поясницу, вы можете поворачиваться так, как вы пожелаете. Классики говорят "поясница подобна оси", что значит она живая... и "прямая как флаг". Если вы не расслабляетесь и стоите жестко и вертикально, тогда прямота превратится в напряженность в бедрах и вы будете перекошены; копчик не сможет выпрямиться, и это помешает духу достичь макушки головы. Тогда сила не может быть испущена из спины.

В: Как следует держать пальцы при использовании ладони?

О: Сохраняйте свои пальцы естественно открытыми, не слишком согнутыми, не слишком жесткими или прямыми, не слишком растопыренными. Если вы сгибаете их, делая их слишком жесткими, или слишком выпрямляете их, то чи не будет течь к кончикам пальцев. Не выталкивайте ладони за линию ваших коленей; если вы делаете так, то вы потеряете баланс. Некоторые выставляют ладони слишком далеко и наклоняются вперед, из-за чего их бедра отклоняются назад. Это происходит от того, что их шаг слишком мал, а поясница не может погрузится вниз. Когда их руки распрямляются далее, чем их стопы, они не только не могут толкнуть оппонента, но, так как они наклоняются вперед, они сами становятся неустойчивыми. Вы должны подшагнуть, тогда обе ваши руки будут следовать за движением поясницы вперед и вы можете вытолкнуть вашего противника. Это и есть энергия целого тела.

В: Используются ли сила при ударах ногами в тайчжи?

О: Нет, используется чжинь- упругая энергия, не жесткая сила.

В: Как насчет внешнего вида практикующего тайчжи?

О: Концентрируйте дух, сохраняйте чи спокойным, стойте прямо, удобно и расслабленно. Движения связаны и кажутся легкими и проворными, но в действительности являются тяжелыми и погруженными. Выглядят подвижными, но в действительности очень спокойны. Ваш вид выражает все это. Те, кто плывут или движутся с возбужденным видом, никогда не постигнут настоящего тайчжи.

В: В форме тайчжи имеется более 70 позиций. Их порядок неизменен или его можно поменять?

О: Традиционно, последовательность позиций неизменна и переход от одной позиции к другой очень естественен. Ученики должны следовать этому. Вы не можете просто так добавлять или убирать слова в хорошей книге. Хотя существует множество почерков, если текст написан, он не может быть сокращен без ущерба. Для большей части тайчжи действует то же правило. Если, однако, вы случайно нарушили порядок, но переход произошел естественно, то все в порядке. Хотя форма предназначена для ежедневной практики, когда вы используете тайчжи для борьбы, вы следуете определенной схеме.

В: Можно ли использовать вашу книгу Тайчжи Чуань Шу в качестве модели?

О: Может быть. Учась у профессора Яна, я был очень тщателен и когда я писал эту книгу, я спрашивал его много раз о каждой позиции, перед тем, как описать еT. Он был очень отзывчив и всегда давал мне подробные разъяснения, и поэтому, содержание этой книги является его наследством, не моим. Я просто записал его учение.

В: К Долгому Боксу вы добавили упражнение для противоположной стороны. Почему?

О: Если вы практикуете для борьбы, то вполне достаточно тайчжи, и Долгий Бокс (Чань Чуань) не является обязательным. Но я подумал, что в качестве упражнения для развития равновесия, людям полезно иметь зеркальное отображение движений. Вот почему я добавил упражнение для левой стороны.

В: В позиция тайчжи, подобных ОБМАХНУТЬ КОЛЕНО, вы делаете круговое движение рукой вперед медленно и затем толкаете вперед. Это так медленно: как это может быть действенным в драке?

О: Тайчжи использует медленное и круговое чтобы расслаблять. Когда все ваше тело вращается, то это для ти (вещественность). В применении это делается не так. Действуя, вы быстро используете лишь часть большого круга. Иначе, вы просто глупы.

В: Не известно, как мастера прошлого делали тайчжи. Есть ли у вас какие-либо соображения на этот счет?

О: Я слышал от Ян Шаохоу, что его дедушка, Ян Лучань, в НИЗКОМ ОДИНОЧНОМ ХЛЫСТЕ мог ртом поднять монету с пола. Более того, его поясница была настолько гибкой, что он мог использовать свое плечо против колена оппонента. Я также слышал, что когда он делал форму, Ян Баньхоу иногда счастливо смеялся или выглядел злым. На этом уровне, подобные эмоции возникает спонтанно, без намерения.


1 - Эта цитата взята из трактата Ван Цзунюя Разъяснение тринадцати позиций

Оглавление