---------------------------------------------------------------
     Muriel James
     Dorothy Jongeward
     BORN TO WIN
     Transactional Analysis with Gestalt Experiments
     A SIGNET BOOK
     NEW AMERICAN LIBRARY
     OCR - Сергей Бровко
---------------------------------------------------------------


     Мюриел Джеймс
     Дороти Джонгвард
     РОЖДЕННЫЕ ВЫИГРЫВАТЬ
     Трансакционный анализ с гештальтупражнениями

     Перевод с английского Б.Е.ВОЛЫНСКОГО
     Общая редакция и послесловие доктора психологических наук
     Л.А.ПЕТРОВСКОЙ

     МОСКВА
     ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА "ПРОГРЕСС"
     "УНИВЕРС"
     1993

     ББК 88 Д 40
     Редактор Л. Л Дорогова
     Джеймс М., Джонгвард Д.
     Д    40    Рожденные     выигрывать.     Трансакционный     анализ    с
гештальтупражнениями: Пер. с англ./Общ. ред. и  послесл. ЛА. Петровской.  --
М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Универс", 1993. -- 336 с.: ил.

     Авторы книги,  известные  американские  психологи  и  психотерапевты М.
Джеймс  и Д. Джонгвард, знакомят читателей с  двумя известными в современной
психологии   подходами  --   трансакционным   анализом  и  гештальттерапией,
раскрывают возможности их  применения  к  повседневной жизни человека для ее
лучшего понимания и совершенствования.
     Книга   может  быть   использована  как   учебное  пособие  теми,   кто
интересуется  теорией личности и межличностными отношениями. Она также может
оказаться  полезной  как  профессионалам,  работающим  в сфере  психического
здоровья или связанным с обучением  и  управлением, так и  непрофессионалам,
которые интересуются новыми методами самопознания.

     0304000000-055
     006(01)-93 КБ-- 41-- И-- 92
     ББК 88
     Издательская фирма "Универс"
     ISBN 5-- 01-- 003824-- 2
     ╘ Перевод на русский язык, послесловие и оформление издательская группа
"Прогресс",
     1993








     НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ К СЕБЕ
     -- Вы Жертва? Преследователь? Спаситель?
     -- Какому жизненному сценарию Вы следуете?
     -- Насколько Вы Ребенок? Родитель? Взрослый?
     --   Насколько   Ваши  отношения  с  другими  поверхностны?   Насколько
действительно откровенны?
     -- Вы положительно влияете на людей, создавая у них хорошее настроение,
или общение с Вами оставляет у них неприятный осадок?
     -- Вы Выигрывающий или Проигрывающий?
     Когда Вам станут понятны эти вопросы и Вы начнете искать на них ответы,
Вы окажетесь на пути к становлению тем, кем Вам предназначено быть --
     ВЫИГРЫВАЮЩИМ.

     Доктор Мюриел Джеймс -- признанный  специалист  в области супружеских и
семейных  отношений, международный консультант по межличностным отношениям в
правительственных учреждениях, в системе образования и  бизнеса. Д-р  Джеймс
получила степень доктора в Калифорнийском  университете в Беркли, автор книг
"Трансакционный анализ для мам  и  пап", "Рожденные любить",  "Преуспевающий
руководитель", "Брак и  любовь", соавтор книг "Выигрывающие вместе с людьми"
и "Новая самость".
     Доктор Дороти Джонгвард -- профессор Калифорнийского университета, член
Международной ассоциации трансакционного анализа и Калифорнийской ассоциации
супружеских  и  семейных  консультаций.  Д-р Джонгвард  защитила  докторскую
диссертацию  по  психологии в  Калифорнийском Западном  университете,  автор
книги  "Каждый выигрывает",  соавтор книг "Утверждающая деятельность женщин,
выигрывающих вместе в людьми" и "Женщины как выигрывающие ".
     
     ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
     Даже учителю не стыдно сказать:
     "До сих пор я был еще ребенком". Полезные  вещи нужно усваивать в любом
возрасте и не пренебрегать ими.
     Диоген
     Эта  книга будет  с  большим  интересом  прочитана людьми, склонными  к
самоанализу  и  интересующимися  проблемами   общения.   Она   может  помочь
выработать более критичное  отношение к  себе и ответить на  такие  вопросы,
как:
     -- Не являемся ли мы сами. причиной многих наших неприятностей?
     -- Что  мешает нам полнее использовать  свои способности и хорошо ли мы
знаем свои ограничения?
     -- В чем мы чрезмерно потакаем своим слабостям, а  в чем излишне строги
к себе?
     -- Умеем ли мы быть по-детски непосредственными или, наоборот, никак не
можем сосредоточиться и стать серьезными?
     -- Часто ли в своей жизни мы руководствуемся предубеждениями?
     -- Мы любим поучать других или предпочитаем оставаться в стороне?
     -- В случае неудач мы скорее склонны обвинять себя или других?
     -- Достаточно ли при общении мы учитываем настроение собеседника и свое
собственное?
     Естественно, что данная  книга будет меньшим  откровением для тех,  кто
имеет продуманные ответы на эти вопросы.
     Отношения  ребенка с  родителями и окружающая  его  обстановка  в семье
являются   первым  опытом  взаимоотношений  с  людьми  и  миром.  Этот  опыт
закрепляется   и   служит   своеобразной  моделью  отношений,   на   которую
накладываются  все  последующие впечатления  и переживания человека.  Именно
этот первый  опыт продолжает влиять на наш  характер  и на  наши отношения с
другими, хотя это влияние, как правило, труднее всего нами осознается. Часто
в этом влиянии  детства  и  заключается большинство ответов на перечисленные
вопросы.   Эта   мало   освещаемая   в  отечественной   литературе  проблема
рассматривается в книге достаточно подробно.  Книга написана  очень просто и
ясно, и, хотя  ее авторы живут в  США и примеры в ней взяты из  американской
жизни,  остается  удивляться,  насколько  интернациональный  характер  имеют
человеческие слабости и недостатки воспитания.
     Не  следует, однако, думать,  что все  проблемы  человеческих отношений
являются чисто психологическими. Более того, многие психологические проблемы
порождаются совсем непсихологическими  причинами  (например,  экономическими
или политическими) и при помощи психологии разрешены быть не могут.
     С  другой стороны, никакая психологическая  литература и  никакие новые
знания  не помогут  нам  измениться,  если  у нас  нет  к  этому  настоящего
внутреннего стремления. Часто его источником становится кризис, переживаемый
личностью.
     Достижение личностью внутренней уверенности в себе и гармонии с собой и
миром -- главная  направленность данной книги,  именно таких людей авторы  и
называют Выигрывающими. Оптимизм авторов и вера в то, что каждый может стать
Выигрывающим,  основываются  на  их  многолетнем  опыте  работы  в  качестве
консультантов-психологов  и  психотерапевтов  на   стыке  двух   влиятельных
направлений   в   западной  психотерапии  --   трансакционного   анализа   и
гештальттерапии.
     Б.Е. Волынский
     

     Посвящается памяти нашего
     друга и учителя Эрика Берна,
     д-ра медицины
     ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ
     В последнее время  растет интерес к  вопросам человеческого поведения и
поискам  смысла   человеческого  существования.  Руководители  изучают,  как
работать с  подчиненными,  родители  посещают  курсы  по  воспитанию  детей,
супруги учатся общаться .друг с другом и "грамотно ссориться", преподаватели
изучают,  как  помочь  справиться  с   эмоциональным  волнением  и  чувством
растерянности своим студентам.
     Наряду  с  интересом к материальному благосостоянию  и к бизнесу многие
люди стремятся понять себя и понять, что значит быть человеком. Одна молодая
женщина, руководитель отдела в  крупной фирме,  выразила это так:  "Когда я,
имея степень магистра по бухгалтерскому учету, пришла работать в свою фирму,
то  думала,  что  основными  моими  проблемами   будут  проблемы  учета.  Но
оказалось,  что  это  не  так.  Основными  оказались  проблемы  человеческих
отношений".
     Два   новых  подхода,   помогающие   лучше   понимать   людей,  --  это
трансакционный анализ  *, развитый д-ром  Эриком Берном, и гештальттерапия в
интерпретации, данной д-ром Фредериком Перлзом. В этой книге рассматривается
наше понимание трансакционного анализа и его применение к повседневной жизни
обычного человека. Гештальториентированные упражнения используются для того,
чтобы  дополнить  теорию  трансакционного  анализа. Примеры  для иллюстраций
взяты из опыта нашей работы в качестве преподавателей и консультантов.
     Трансакционный анализ дает людям рациональный метод анализа и понимания
поведения;   гештальттерапия   открывает   отдельные   стороны   личности  и
способствует их  интеграции,  а  также  помогает  развитию веры  в себя. Оба
метода   помогают   осознанию   неосознанных   сторон  личности,  воспитанию
ответственности и искренности. Оба метола сосредоточены прежде всего на том,
что происходит с нами в настоящее время.
     Мы  надеемся, что  эта книга будет использоваться как  хрестоматия  или
учебное  пособие теми, кто  интересуется теорией  личности и  межличностными
отношениями. Она может оказаться полезной как  профессионалам, работающим  в
сфере психического здоровья или  связанным с управлением  и обучением, так и
непрофессионалам, которые  интересуются новыми методами  самопознания.  Это,
конечно,  не  означает,  что  наша  книга  может  заменить  профессиональную
психотерапию. При серьезных психических расстройствах людям требуется помощь
извне до наступления полного выздоровления.
     Мы убеждены  в том, что люди  не  находятся полностью во  власти  своих
привычек  и  своего  окружения.  Они могут  изменять и первое, и  второе. Мы
надеемся,  что  эта  книга  поможет   Вам  лучше  осознать   Ваши   реальные
возможности,  чтобы  управлять  своей  судьбой, принимать решения, развивать
свои этические взгляды, повышать уважение к другим и  понять, что Вы рождены
выигрывать.
     Мы  выражаем нашу искреннюю  признательность тем, кто оказывал  на  нас
влияние  и  помогал нам.  Невозможно  упомянуть  всех  поименно. Мы особенно
признательны д-ру Эрику Берну, и д-ру Фредерику Перлзу за их теории и книги,
а также Международной  ассоциации  трансакционного анализа  и  д-ру  Кеннету
Эвертсу, ее прежнему президенту.
     Мы хотим поблагодарить наших студентов и  консультантов за.  их веру  в
нас и за то, чему мы научились друг у друга.
     Мы  также благодарим наших  мужей  и  детей за  их  терпение,  любовь и
поддержку.
     Мюриел Джеймс
     Лафайет, Калифорния

     Дороти Джонгвард
     Оринда, Калифорния
     1971
     
     

     Я полагаю, что каждый должен в конце концов стать  хозяином собственной
судьбы.
     Артур Миллер. После падения
     1. ВЫИГРЫВАЮЩИЕ И ПРОИГРЫВАЮЩИЕ
     Вы ничему не можете научить человека.
     Вы можете только помочь ему открыть это в себе.
     Галилей
     Каждое  человеческое существо появляется на  свет как  нечто новое, еще
никогда  не существовавшее до сих пор. Каждый рождается способным выигрывать
в жизни. Каждая личность по-своему видит, слышит, осязает, изучает и думает.
Каждый имеет свои индивидуальные  возможности -- способности  и ограничения.
Каждый может быть значительным,  думающим, осознающим и творческим человеком
-- продуктивной личностью, Выигрывающим.
     Слова  "Выигрывающий" и "Проигрывающий" имеют  много значений. Когда мы
говорим о  личности как  о  Выигрывающей,  мы  имеем  в  виду  не того,  кто
заставляет  кого-либо  проигрывать.  Для нас Выигрывающий --  это  тот,  кто
аутентично  (подлинно) реагирует на  все как личность  и  как член общества,
проявляя  доверие,  заботу, ответственность и искренность. Проигрывающий  --
это  тот, кому не удается быть аутентичным. Мартин Бубер делает,  видимо, то
же различие, когда  пересказывает старую историю  о раввине. Когда  раввина,
находящегося на смертном одре, спросили, готов ли он вступить в мир иной, то
раввин ответил утвердительно.  Но  там его не  спросят:  "Почему  ты не  был
Моисеем?" Его только спросят: "Почему же ты не был самим собой?" (1).
     Редко кто является стопроцентным Выигрывающим или Проигрывающим. Каждый
из нас в чем-то Выигрывающий, а в чем-то Проигрывающий. Но возможность стать
Выигрывающим  увеличится, если  стремиться  к  этому.  Данная  книга поможет
ускорить этот путь.
     
     Выигрывающие
     Выигрывающие  (Победители) имеют различные возможности.  Для них  самым
важным в  жизни являются не  "достижения, а аутентичность  (возможность быть
собой). Аутентичная личность  реализует себя, познавая все новое и становясь
все  более  откровенной  и  отзывчивой.  Аутентичные  люди   реализуют  свою
неповторимую индивидуальность и ценят ее в других.
     Аутентичные  личности  --  Выигрывающие  --  не  посвящают  свою  жизнь
фантазиям  о  том,  кем они могли  бы  быть;  являясь  самими  собою, они не
заносятся,  не высказывают претензий, не манипулируют другими.  Выигрывающие
умеют  раскрыть  себя,  а  не создавать  образы,  которые  нравятся  другим,
привлекают их или, наоборот,  вызывают у них раздражение. Они  понимают, что
существует разница между быть любящим и играть любящего, между быть глупым и
поступать глупо, между  быть знающим и  изображать знающего. Выигрывающим не
нужно скрываться за маской.  Они отвергают нереальный образ себя, не  считая
себя  ни  самыми  лучшими,  ни  самыми  худшими.   Независимость  не  пугает
Выигрывающих.
     У  каждого бывают  в жизни моменты, когда он  независим, но они  быстро
проходят. Выигрывающие могут быть независимыми в течение длительных периодов
времени. Они могут также  терять почву под ногами и терпеть неудачу. Однако,
несмотря на препятствия, Выигрывающие не теряют главное -- веру в себя.
     Выигрывающие не боятся самостоятельно  мыслить и применять свои знания.
Они  умеют отделять факты от мнений и не претендуют на то, что  имеют ответы
на  все  вопросы. Они  прислушиваются  к мнению  других, оценивают,  что  те
говорят, но  приходят  к своим  собственным заключениям.  Хотя  Выигрывающие
могут  восхищаться  и уважать  других людей, они  никогда  не зависят от них
полностью,  никогда  не  связаны  ими  полностью  и  никогда  не  испытывают
благоговения перед другими.
     Выигрывающие не разыгрывают из себя беспомощных, так же как не играют в
обвинения.  Вместо этого они принимают ответственность за собственную жизнь.
Они не ссылаются  на ложные авторитеты, а сами являются своими единственными
руководителями и знают это.
     Выигрывающие  правильно  используют свое  время.  Они реагируют  на все
адекватно  ситуации. Их реакции зависят от посланного  сообщения и оберегают
значимость, благополучие и достоинство других людей. Выигрывающие знают, что
для всего есть свой черед и для каждой деятельности свое время.
     Время быть энергичным и время быть инертным,
     Время быть вместе и время быть одному,
     Время ссориться и время любить,
     Время работать и время отдыхать,
     Время плакать и время смеяться,
     Время встретиться лицом к лицу и время удалиться,
     Время говорить и время быть молчаливым,
     Время спешить и время ждать.
     Выигрывающие дорожат  своим временем. Они  не убивают его,  а живут  по
принципу  "здесь  и  теперь".  Жизнь  в  настоящем   не  означает  бездумное
пренебрежение  прошлым  или  неумение  подготавливаться  к будущему.  Скорее
наоборот,  зная свое  прошлое, они осознают и глубоко  чувствуют настоящее и
смотрят вперед в будущее.
     Выигрывающие учатся понимать свои чувства и ограничения и не боятся их,
не зацикливаются на  внутренних  противоречиях и  на  двойственных чувствах.
Являясь  аутентичными, они осознают,  когда  раздражены, и  могут  выслушать
другого, когда тот раздражен, могут  влиять на других и поддаваться влиянию,
способны любить и быть любимыми.
     Выигрывающие  умеют быть  непосредственными. У  них нет раз и  навсегда
предопределенного,  жесткого образа действий, и они могут менять свои планы,
когда этого требуют от них обстоятельства. Выигрывающие испытывают интерес к
жизни и получают удовольствие от работы, игры, от других людей, от  природы,
пищи,  секса.  Без  чувства  ложной  скромности   они  радуются  собственным
достижениям. Без чувства зависти радуются достижениям других.
     Хотя   Выигрывающие  могут   свободно  наслаждаться,  они  также  могут
откладывать  удовольствия, могут  дисциплинировать себя в  настоящем,  чтобы
усилить удовольствие в  будущем. Они  не боятся следовать своим желаниям, но
следуют  им  наиболее  адекватным  образом.  Выигрывающие  не  стремятся   к
безопасности  за счет  контроля  над  другими.  Они не  настраивают  себя на
неудачу.
     Выигрывающие  заботятся о  мире и о  людях,  они не отделены от главных
общественных  проблем,  а,  интересуясь  ими,  сопереживая  им,  борются  за
улучшение жизни.  Даже  перед  лицом национальных и  международных  бедствий
Выигрывающие не считают себя бессильной личностью. Они живут для того, чтобы
сделать мир лучше.

     Проигрывающие
     Хотя люди рождаются, чтобы выигрывать,  они все-таки появляются на свет
беспомощными  и  полностью  зависящими  от  своего  окружения.  Выигрывающие
успешно осуществляют переход от полной беспомощности к независимости и затем
к взаимозависимости. Проигрывающие (Неудачники) --  нет. С какого-то момента
своей   жизни  они   начинают  избегать   появляющейся   ответственности  за
собственную жизнь.
     Как  уже  отмечалось,  мало  кто  является полностью  Выигрывающим  или
полностью Проигрывающим. Большинство из нас являются  Выигрывающими  в одних
областях и  Проигрывающими в других. Кем является  человек, Выигрывающим или
Проигрывающим, во многом зависит от того, что происходило с ним в детстве.
     Недостаточная отзывчивость на потребность в заботе,  плохое воспитание,
конфликты в  семье, грубость,  болезнь, длительные неприятности,  чрезмерная
физическая  работа,  травмирующие  события  являются  некоторыми  из  многих
факторов,  которые  способствуют  формированию  Проигрывающих.  Эти  условия
мешают,  сдерживают или останавливают нормальное  развитие  независимости  и
самоактуализации. Чтобы совладать с этими отрицательными переживаниями, дети
приучаются манипулировать собой и  другими. От этих способов манипулирования
им  тяжело отказаться  в последующей жизни, и  часто они превращаются  в тип
поведения.  Выигрывающие  стремятся  избавиться   от   них,,   проигрывающие
прикованы к ним.
     Некоторые   Проигрывающие  говорят  о  себе  как  о  преуспевающих,  но
тревожных, как  преуспевающих,  но попавших в ловушку или преуспевающих,  но
несчастных.
     Другие жалуются,  что они совершенно измучены,  безвольны, не  способны
стремиться к чему-либо, "полуживые" или до смерти скучные.  Проигрывающие не
могут осознать, что в  большинстве случаев они сами посадили себя в  клетку,
сами  роют  себе яму  и сами  себе  наскучили. Проигрывающие  редко живут  в
настоящем,  вместо  этого  они  уничтожают  настоящее,  сосредоточиваясь  на
воспоминаниях  о прошлом  или на ожиданиях будущего. Проигрывающие,  которые
живут  воспоминаниями,  пребывают в  старых  добрых  временах или в  прошлых
личных  несчастьях. Тоскуя по  прошлому, Проигрывающие  или цепляются за то,
как "могли бы" произойти те или иные события, или оплакивают свою несчастную
судьбу. Проигрывающие жалеют себя  и перекладывают  ответственность  за свою
неудовлетворительную жизнь  на  других. Обвинение других  и  оправдание себя
являются частой ролью Проигрывающих. Проигрывающие, которые живут в прошлом,
могут сокрушаться о том, что произошло бы, если бы только:
     "Если бы только я женился на ком-нибудь другом..."
"Если бы только я имел другую работу..."
"Если бы только я окончил школу..."
"Если бы только я был красивым..."
             "Если бы только мой супруг бросил пить..."
                "Если бы только я родился
богатым..."
                   "Если бы только я имел лучших родителей..."
     Люди, которые живут  в будущем, могут мечтать  о каком-либо чуде, после
которого они смогут "зажить  счастливо". Вместо того  чтобы следовать  своей
собственной  жизни,  Проигрывающие  ждут -- ждут волшебного спасения.  Какая
замечательная  жизнь начнется, когда:"Когда наконец явится  прекрасный принц
или идеальная женщина..."
     "Когда я кончу школу..."
"Когда вырастут дети..."
"Когда представится новая работа..."
              "Когда босс умрет..."
                  "Когда я разбогатею..."
     В  противоположность  тем,  кто  живет с иллюзией  волшебного спасения,
некоторые  Проигрывающие  живут  со  страхом будущих  несчастий,  вызывая  в
воображении предвкушение того, что если:
     "Что если я потеряю работу..."
"Что если я лишусь рассудка..."
"Что если что-нибудь упадет на меня..."
"Что если я сломаю ногу..."
             "Что если я не понравлюсь им..."
               "Что если я допущу ошибку..."
     Непрерывно  концентрируясь  на  будущем, такие Проигрывающие испытывают
тревогу в настоящем. Они беспокоятся сверх меры из-за своих предчувствий  --
реальных  или  воображаемых  --  проверок,  уплаты счета,  любовной истории,
кризиса, болезни, отставки, погоды и  т.д.  Люди, слишком погруженные в свои
сомнения, упускают действительные возможности настоящего, проходят мимо них.
Они занимают голову мыслями, не  относящимися к делу в  текущий  момент.  Их
беспокойство искажает восприятие реальности.  Следовательно, такие люди сами
себе мешают видеть, слышать, чувствовать и понимать.
     Проигрывающие  неспособны  полностью  использовать   возможности  своих
ощущений, их восприятие неточно и  неполно. Они видят себя и других в кривом
зеркале.  Эффективное  использование  их   способностей  в   реальной  жизни
затруднено. .
     Большую  часть  своего  времени Проигрывающие играют роли, притворяясь,
манипулируя, повторяя  старые роли своего детства; они расходуют  энергию на
сохранение  масок,  часто  пряча  свое настоящее  лицо.  Карен Хорни  пишет:
"Появление  ложной  самости  происходит  ценой  реальной  самости, последняя
презирается в лучшем случае как бедный родственник" (2).  Для играющего роли
Проигрывающего сама игра часто более важна, чем реальность.
     Проигрывающие  подавляют  свои  возможности   к   непосредственному   и
адекватному выражению  полного спектра  возможного поведения. Они  могут  не
подозревать  о   возможности  иного,   более   продуктивного,   наполненного
жизненного  пути.  Проигрывающие боятся оказаться в новых  обстоятельствах и
прежде  стремятся  сохранить  статус-кво,  повторяя  не  только  собственные
ошибки, но не менее часто и ошибки своей семьи и культуры.
     Проигрывающие  избегают взаимной близости (привязанности) и не вступают
в честные  и  откровенные отношения  с другими.  Вместо этого  Проигрывающие
пытаются манипулировать другими так, чтобы те поступали  в соответствии с их
ожиданиями. Силы Проигрывающих также часто  направляются на то, чтобы  жить,
следуя ожиданиям других (3).
     Люди, являющиеся Проигрывающими, используют свои умственные способности
не лучшим образом, направляя их  на рационализацию и интеллектуализацию. При
рационализации  Проигрывающие пытаются  придать своим  действиям благовидные
предлоги.  При  интеллектуализации  они  стремятся  засыпать  других  пустым
красноречием.    Поэтому   многие   их   возможности    остаются   скрытыми,
нереализованными   и  неосознанными.   Подобно   сказочной   Царевне-лягушке
Проигрывающие заколдованы и  живут в этой жизни, являясь кем-то другим, а не
самим собой.
     Методы изменения
     Человек, желающий  открыть и изменить свои черты Проигрывающего,  чтобы
больше  походить на  Выигрывающего,  может использовать гештальтупражнения и
Трансакционный анализ.  Это  два  увлекательных  психологических  подхода  к
человеческим проблемам.  Первому  дал жизнь  д-р Фредерик Перлз, второй  был
развит д-ром Эриком Берном.
     Перлз родился в Германии в 1893 году и покинул ее когда к власти пришел
Гитлер.  Берн родился в Монреале в 1910 году. Оба ученых изучали психоанализ
Фрейда, оба порвали с применением ортодоксального  психоанализа, оба  обрели
свою  наибольшую популярность и признание  в  США. Мы  занимались у обоих, у
Берна и Перлза, и нам нравятся их методы, потому что их методы работают.
     В этой книге мы  надеемся показать, как теория трансакционного анализа,
дополненная упражнениями,  как  созданными нами лично, так и полученными  из
гештальттерапии,   может  использоваться  для  развития  и  углубления  черт
Выигрывающего.  Мы  верим, что  каждый, по  крайней мере  в некоторых  своих
проявлениях,  имеет  возможность   быть  Выигрывающим  --   быть   подлинной
личностью, чуткой и осознающей.
     Фредерик Перлз и гештальттерапия
     Гештальт-психология  не  новое направление  в  науке, таковым  является
гештальттерапия.    Д-р    Фредерик    Перлз,    много   лет   проработавший
психоаналитиком,     использовал     некоторые    принципы    и     открытия
гештальт-психологии   для  создания   и   развития   гештальттерапии.  Слово
"гештальт" (от нем. Gestalt) не имеет  точного  английского (как и русского.
--  Ред.)  эквивалента,   оно  означает,  грубо   говоря,   нечто   целостно
организованное.
     Перлз изучил многих людей с точки зрения потери  ими  целостности своей
личности,  людей,  являвшихся фрагментарными личностями.  Он утверждает, что
люди часто  осознают только часть себя. Например,  женщина не может осознать
или  не хочет допустить,  что  иногда  она ведет себя подобно  своей матери;
мужчина  не  может  осознать или не хочет  признать,  что иногда ему хочется
плакать, как ребенку.
     Цель гештальттерапии -- помочь людям стать целостными, помочь им  стать
осознающими, принимающими,  исправляющими и объединяющими разрозненные части
своей  личности.  Интеграция помогает  личности  перейти  от  зависимости  к
самостоятельности, от опоры на внешние авторитеты к  аутентичным  внутренним
авторитетам (4). В действительности наличие внутреннего авторитета означает,
что  личность  уверена И  себе.  Такую личность не подчинишь зависимости  от
супруга/  супруги,  ученых степеней, служебного  звания, терапевта,  счета в
банке или  других внешних  авторитетов. Вместо  этого она  обнаруживает, что
требуемые возможности находятся внутри нее и что они зависят только от  нее.
Согласно  Перлзу,  личность, которая  отказывается  поступать так,  является
невротичной:
     Я называю невротиком любого человека,
     Который использует свои возможности, чтобы Манипулировать другими
     Вместо того чтобы совершенствоваться самому.
     Он стремится управлять другими, становится
     Помешанным на власти,
     Мобилизует друзей и родных
     Там, где он бессилен
     Использовать собственные возможности.
     Он поступает так потому, что не может вынести
     Те напряжения и разочарования,
     Которые сопутствуют внутреннему росту.
     А рисковать настолько опасно,
     Слишком опасно, чтобы думать об этом (5).
     Основными   процедурами  и  методическими  приемами  в  гештальттерапии
являются:  использование фантазий;  принцип  пребывания  в  текущем  моменте
(принцип  "здесь  и  теперь"),  который  является  опытом  "существования  в
настоящем"; предпочтительное употребление  местоимения "я"  по  сравнению  с
местоимением "это"  как  путь  принятия  ответственности за свое  поведение;
обучение тому,  как говорить "с" кем-либо, а  не "для" кого-либо;  осознание
своих телесных ощущений; обучение "пребыванию в своих чувствах", пока они не
будут поняты и интегрированы (внимание к ним) (6).
     Наиболее трудным для многих людей является понимание специализированной
Перлзом  формы  исполнения  ролей.   Исполнение  ролей  не   новый  метод  в
психологической  практике. Уже в 1908 году д-р Якоб Морено разрабатывал этот
метод,  от  которого в  дальнейшем  и произошли многие  виды групп  встреч и
групповой  терапии.  Он  ввел термин  "психодрама" в  1919 году для описания
того, как он предлагал людям принимать на  себя роли других и проигрывать их
проблемы с различных точек зрения (7).
     В противоположность  Морено  Перлз  редко  использует  других  людей  в
ролевой игре с пациентом. Он утверждает, что эти другие могут быть "взяты из
его собственных фантазий, его собственных наблюдений" (8). дм образом, Перлз
требует  от  пациента  представить.  и  проиграть  все   свои   стороны.  Он
сосредоточивается на том, как пациент ведет себя сейчас, а не на том, почему
он так себя ведет.
     Хотя  для этого вида  исполнения  ролей  могут использоваться различные
средства,  техника двух стульев  Перлза является единственной в  своем роде.
Ее,  оснащение:   1)  "горячий  стул",  стул  для  пациента,  который  хочет
"работать";  2)  пустой  стул,  расположенный перед  пациентом,  на  который
пациент  проецирует  различные стороны своего  Я,  и 3)  коробка  из ткани с
картонными повешенными носами и прослезившимися глазами.
     Метод "горячего стула" применялся,  например, в случае  с учительницей,
которая, описывая себя  как  человека дружелюбного,  помогающего  людям,  не
понимала, однако, почему у нее нет близких друзей. Хотя она отрицала наличие
в себе чувств  раздражения,  ее обычными выражениями были: "Ты  пожалеешь об
этом" и  "Мне  жаль  таких, как  ты". Другие,  видимо,  воспринимали это как
угрозу и враждебность.
     Когда  эта  женщина играла роли  своих разрозненных сторон,  она играла
свое "дружелюбное Я" с "горячего стула" и представляла свое "раздраженное Я"
на пустом стуле. Меняя стулья при смене ролей, она постепенно начала диалог:
     Горячий стул: Я не знаю, почему я здесь. Я всегда дружелюбна с людьми и
стараюсь приносить им пользу.
     Пустой стул: Ты  слишком  хорошо знаешь, почему ты здесь. У тебя нет ни
одного друга.
     Горячий стул: Я не  могу понять это. Я всегда делаю что-нибудь полезное
для людей.
     Пустой  стул: От тебя только  беспокойство. Всегда  являешься "полезной
Анной". Ты заставляешь всех быть обязанными тебе.
     За  короткое время голос учительницы  стал резким и громким. Когда  она
находилась на "горячем стуле", она придумывала  возражения  против "полезной
Анны".  Изумленная  собственной  агрессивностью, она сказала с сомнением: "Я
никогда не знала, что могу быть такой раздраженной". Хотя другие люди видели
эту  сторону  ее личности очень часто, это  был первый раз,  когда  она сама
восприняла свои полярные противоположности: раздраженность и полезность.
     Иногда  люди осознают только одну  из  своих  сторон, как  в  случае  с
учительницей,  приведенном  выше. Иногда  они  могут  осознавать  их  обе  и
говорить: "Я или парю в небесах, как воздушный змей,  или придавлен к  земле
депрессией"; "Я или раздражен и агрессивен, или напуган и полон сомнений".
     Человек,  личность  которого расщеплена  на  части противоположностями,
поступает  по принципу  "или-или"  --  или  высокомерно, или  унижаясь;  или
беспомощно, или авторитарно; или безнравственно, или добродетельно. Человек,
который остается в тупике этих противоположных сил"  ведет внутреннюю войну.
Используя метод исполнения ролей Перлза, эти противостоящие силы могут  быть
обнаружены при помощи друг друга, примирены друг с другом, и, таким образом,
может быть найден компромисс между ними или по  крайней мере положено начало
к осознанию их существования.
     Используя  технику  двух  стульев,  люди могут  достичь осознания своих
отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с
каждой  сменой роли. Исполняемая  роль может  быть ролью  человека, какой он
сейчас, ролью  ребенка,  матери,  отца, супруга или начальника.  Исполняемая
роль также может быть  физическими  симптомами  --  язвами, головной  болью,
болью в  пояснице, потными  ладонями, сильным сердцебиением. Она даже  может
быть  предметами, встретившимися во сне, такими, как часть мебели, животное,
окно.
     Исполнение ролей с использованием "горячего стула"может применяться для
того, чтобы прояснить некоторые отношения между людьми. Чтобы достичь этого,
один  человек представляет  другого на пустом стуле. Человек  говорит с этим
другим, высказывая то, что действительно у него на уме. Затем он может стать
этим другим и отвечать. В этом процессе невысказанные обиды и чувства  часто
выходят наружу и могут быть поняты и осознаны.
     Различные части  сна также  могут  исполняться для того, чтобы  достичь
более полного самоосознания. Согласно  Перлзу, "сон  -- это царская дорога к
интеграции личности" (9).
     ...все  различные  части  сна  являются  фрагментами   нашей  Личности.
Поскольку   наша   цель  сделать  каждого  целостной  личностью,   то   есть
интегрированной личностью,  личностью без конфликтов, то для этого мы должны
совместить  различные  фрагменты сна.  Мы  должны снова признать  своими эти
спроецированные,  отдельные  части  нашей  личности  и  признать своими  эти
скромные возможности, которые проявляются во сне (10).
     Или,  иначе  говоря,  весь   сон  является  личностью  спящего.  Каждый
персонале  и  каждый  предмет  сна  представляют  некоторую  сторону  самого
спящего.  С  помощью  проигрывания  ролей  людей,  предметов  сна  или  даже
отдельного фрагмента сна может быть обнаружено скрытое содержание сновидения
не путем его анализа, а через его переживание.
     Например,  один  мужчина  видел  повторяющийся сон,  в  котором  всегда
присутствовал письменный  стол.  Когда  его  просили  вообразить  себя  этим
столом,  он  бормотал:  "Какая  глупость, я  не  письменный стол". Затем  он
все-таки преодолел смущение и начал свою роль. "Я большой письменный стол. Я
полностью  забит чужими вещами. Люди  сваливают на меня  свои вещи, пишут на
мне,  тычут  в  меня  перьями.  Они  просто  пользуются мной,  а я  не  могу
двинуться..." Позже  он  сказал:  "Да,  это  я, все  правильно.  Я  позволяю
пользоваться мною как письменным столом, и именно поэтому я нахожусь здесь!"
     Гештальттерапия  усиливает  как  эмоциональный, так и  интеллектуальный
инсайт, но ее методы сосредоточены скорее на первом. Эмоциональный инсайт --
это такой  момент  самораскрытия,  когда человек  восклицает:  "Ага!"  Перлз
описывает это переживание "Ага!" так: "Всякий раз, когда что-нибудь щелкает,
попадая  на свое  место,  закрывается  гештальт,  это и есть  щелчок "Ага!",
потрясение  от узнавания"  (11). Интеллектуальный инсайт  приходит  по  мере
накопления фактов.
     Эрик Берн и трансакционный анализ
     При   использовании   трансакционного   анализа   люди   достигают  как
эмоционального,  так  и  интеллектуального  инсайта,  но  этот метод  скорее
сосредоточен  на  последнем. Это процесс понимания, чаще аналитического, при
котором человек обычно заключает. "Да, именно так это и происходит!"
     Согласно д-ру Берну, его теория возникла, когда он наблюдал изменения в
поведении  пациента, происходящие в нем при  попадании в центр его  внимания
новых  стимулов,  таких, как  слова,  жест,  звук.  Эти  изменения  включали
выражения лица, интонации голоса, структуру речи, телодвижения, мимику, позу
и  манеру держать себя.  Это  происходило так, словно  внутри  личности было
несколько  различных  людей.  Временами та  или  другая из  этих  внутренних
личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента.
     Он заметил, что эти различные внутренние Я по-разному взаимодействуют с
другими   людьми   и   что  эти   взаимодействия  (трансакции)  могут   быть
проанализированы.  Д-р Берн  понял,  что некоторые трансакции  имеют скрытые
мотивы  и  личность  использует  их  как  способ  манипулирования  другими в
психологических играх и при вымогательствах .
     Он также  обнаружил,  что  люди ведут  себя  предопределенным  образом,
поступая так, как будто они  читают  театральный  сценарий.  Эти  наблюдения
привели Берна к  развитию его замечательной теории, названной трансакционным
анализом, сокращенно ТА.
     Первоначально   ТА    развивался   как   психотерапевтический    метод.
Трансакционный   анализ   предпочтительно  применяют   в  группах   (как   и
гештальттерапию).  Группа  служит  окружением,  в  котором  люди могут лучше
осознать себя,  структуру своей  личности,  то, как  они  взаимодействуют  с
другими, игры, в которые они играют, и сценарии, которым  они следуют. Такое
осознание  позволяет  более  ясно  понять  себя, с  тем чтобы  человек  смог
изменить или усилить в себе то, что он хочет.
     Изменение  начинается  с  двухстороннего  договора  между  терапевтом и
пациентом.  Договор   может  касаться   прояснения   таких  симптомов,   как
застенчивость, половая холодность, головные боли. Он может касаться вопросов
достижения  контроля  над  поведением  в  таких  случаях,   как  неумеренное
пьянство,  непослушание  ребенка,  слабо   успевающего  в  школе.  Он  может
сосредоточиваться на детских переживаниях, которые  скрыты под определенными
симптомами и  поведением  в настоящем, на переживаниях, при  которых ребенок
был  униженным,  заброшенным,  слишком  избалованным, отвергнутым или с  ним
жестоко  обращались (13). Этот договорный подход сохраняет самостоятельность
пациента.  Он  также  позволяет ему  узнать,  когда условия  договора  будут
выполнены.
     ТА  эффективно  применяется   не  только   в   психотерапии,  он  также
представляет  метод,  вызывающий  размышления о  возможностях  человеческого
поведения, который большинство людей может понять и использовать. Этот метод
предпочитает   использование  прямых,   простых  и  даже  разговорных   слов
использованию   психологических  научных   терминов   или  профессиональному
жаргону. Например, основные стороны личности  называются в ТА  состояниями Я
-- Родитель, Взрослый и Ребенок.
     Трансакционный  анализ  --  это рациональный метод понимания поведения,
основанный  на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе,
думать за себя, принимать  самостоятельные  решения  и открыто выражать свои
чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями
-- везде, где люди имеют дело с людьми.
     Берн  говорит,  что  важной  целью  трансакционного  анализа   является
установление  "возможно  более  открытых  и  подлинных  взаимодействий между
эмоциональными  и  интеллектуальными компонентами личности" (14). Когда  это
происходит,  личность  способна использовать  как свои эмоции,  так  и  свой
интеллект, а не только  одно  за счет другого. Гештальтметоды могут ускорить
этот процесс, особенно в области чувств.
     Каждая  глава этой книги содержит упражнения,  которые  построены  так,
чтобы  помочь  Вам  в  применении   этой  теории.   Мы  советуем,  когда  Вы
заканчиваете  каждую  главу,  прочитывать  упражнения,  относящиеся  к  ней.
Выполняйте  то,  что  представляется  возможным  и интересным, сразу. Затем,
через некоторое время, выполняйте  то, что имеет к Вам  отношение,  является
существенным для Вас.
     Резюме
     Личность,  которая  не  осознает  того,   как  она  поступает  или  что
чувствует, является обедненной. Лишенная уверенности, такая личность мечется
между внутренними конфликтующими  силами. Эта личность не является целостной
и  представляет  отчужденные  стороны  -- интеллект,  эмоции,  ощущения  или
поведение. Личность, которая  начинает  лучше осознавать себя и изменяться к
большей целостности, духовно обогащается.
     Люди,   решившие   освободиться   от   черт   Проигрывающих   и   стать
Выигрывающими,  способны  достигнуть  такого  проникновения. Через него  они
откроют,  что  могут все  больше и  больше  полагаться  на  свои собственные
способности,  свободно  чувствовать  и  составлять  собственное  мнение. Они
продолжат открывать и обновлять себя. Для них жизнь станет заключаться  не в
том, чтобы получать больше, а в том, чтобы быть чем-то большим. Выигрывающим
нравится быть полными жизни!

     Упражнения
     1.Проверочный список черт
     Быстро просмотрите следующий список черт. Используйте метку (v) для тех
черт, которые  соответствуют Вашему мнению о  себе. Используйте крестик (х),
чтобы  отметить черты, не свойственные Вам, и знак  вопроса (?), если  вы не
уверены в ответе.
     -- Нравлюсь себе
     -- Остерегаюсь других или обижен ими
     -- Люди могут доверять мне
     -- Всегда сохраняю хорошее выражение лица
     -- Обычно высказываю правильное мнение
     -- Недоволен собой
     -- Завишу от чужого мнения
     -- Теряю время зря
     -- Использую свои способности
     -- Думаю сам за себя
     -- Не могу найти работу
     -- Верю в свои силы
     -- Обычно высказываю ошибочное мнение
     -- Люди мне нравятся
     -- Мне не нравится мой пол
     -- Обескуражен жизнью
     -- Не люблю находиться среди людей
     -- Не развиваю своих способностей
     -- Доволен своим полом
     -- Часто поступаю неправильно
     -- Знаю свои чувства
     -- Не понимаю себя
     -- Чувствую себя скованным
     -- Хорошо использую время
     -- Люди избегают меня
     -- Не интересуюсь общественными проблемами
     -- Доволен своей работой
     -- Получаю удовольствие от природы
     -- Участвую в решении общественных проблем
     -- Люди любят быть около меня
     -- Компетентен в работе
     -- Владею собой
     -- Жизнь мне нравится
     -- Не умею сдерживаться
     -- Не нравлюсь себе
     -- Недоволен своей работой
     Теперь посмотрите на отмеченные Вами черты.
     * Отражают ли они Ваш характер?
     * Это черты Выигрывающего, Проигрывающего или смешанные?
     * Какие черты Вы хотели бы изменить?
     В  процессе   чтения  книги,  возвращайтесь   к   этому   списку  черт.
Просматривая те черты, которые Вы отметили,  пытайтесь исправить те, которые
Вы решили изменить.
     2.Шкала Выигрывающий/Проигрывающий
     Оцените  Ваши чувства к себе, к тому, чего Вы достигли в своей жизни, и
Ваши  отношения с другими,  поместите свою оценку где-либо вдоль  следующего
континуума. Считайте, что один конец континуума  соответствует  трагическому
Проигрывающему, а другой конец -- совершенно благополучному Выигрывающему.
     * Каким Вы себя чувствуете?
     Проигрывающий-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Выигрывающий
     * Как Вы относитесь к своим достижениям?
     Проигрывающий-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Выигрывающий
     * Как Вы воспринимаете свои отношения с другими людьми?
     Проигрывающий-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Выигрывающий
     * Вы удовлетворены тем, где Вы себя расположили?
     * Если нет, то что бы Вы хотели изменить?
     3. Исполнение ролей внутреннего диалога
     В  дальнейшем Вы не должны отвлекаться  или  прислушиваться к чему-либо
постороннему,  так как Вы будете вести диалог, повторяющийся в Вашей голове,
и начнете осознавать смысл этого диалога.
     *  Вслушайтесь  в  него.  Кто  говорит в  Вашей  голове?  Вы говорите с
определенным человеком?
     *  Теперь постарайтесь  "вывести" этот  диалог  наружу.  Установите два
стула  напротив  друг  друга.   Используя  метод  исполнения  ролей  Перлза,
произнесите этот диалог вслух. Меняйте стулья со сменой ролей.
     * Попытайтесь привести этот диалог к какому-либо заключению.



2. ВВЕДЕНИЕ В ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
     Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн".
     Невротик говорит: "Я хочу, чтобы я был Авраамом Линкольном".
     Здоровая личность творит: *Я -- это я. а ты -- это ты".
     Фредерик Перлз (1)
     В  жизни каждого  человека наступает такой момент, когда ему необходимо
разобраться в  себе. Трансакционный анализ дает  ряд  рекомендаций,  которые
человек  может понять  и  использовать в  своей жизни. В этой  главе  дается
краткий  обзор ТА и его  приложений (2). В последующих главах каждая сторона
ТА рассматривается более подробно.
     Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа:
     Структурный анализ: анализ отдельной личности.
     Анализ  трансакций: анализ того, как поступают люди и что  говорят друг
другу,
     Анализ игр: анализ скрытых трансакций, ведущих к расплате
     Анализ  сценария: анализ индивидуального жизненного сценария,  которому
люди невольно следуют.
     Введение в структурный анализ
     Структурный анализ является единым методом  ответа  на  вопросы: кто я?
Почему я поступаю именно так? Как я приобрел эти качества? Это метод анализа
мыслей, чувств и поведения человека, основанный на изучении состояний  его Я
(3).
     Представьте себе мать, громко ругающую своего непослушного ребенка.  Ее
лицо  нахмурено,  голос  резок, а  рука высоко занесена  над головой.  Вдруг
звонит телефон, и она слышит голос  подруги.  Поза  матери, тон ее  голоса и
выражение  лица  начинают  меняться.   Недавно  напряженная  рука   спокойно
опускается.
     Представьте двух рабочих,  сердито  спорящих друг с другом. Их спор все
более  ожесточается.  Они напоминают детей,  ссорящихся из-за конфеты. Вдруг
они  слышат грохот металла, за которым раздается истошный крик. Их поведение
меняется. Спор прерывается. Раздражение сменяется беспокойством. Один спешит
выяснить,  что случилось,  другой  вызывает "скорую помощь".  Следуя  теории
структурного  анализа, эти рабочие,  так  же  как и мать  ребенка,  изменили
состояние своего Я.
     Берн   определяет  состояние   Я  как   "устойчивый  тип  восприятия  и
переживаний, связанный  с соответствующим устойчивым  типом поведения"  (4).
Берн пишет:
     ...в этом отношении мозг работает подобно магнитофону, сохраняя полноту
переживаний  в последовательной форме, воспринимаемой как  состояния Я.  Это
означает, что состояния Я  включают в себя естественный способ переживания и
записи   переживаний   во  всей  их   полноте.  Наряду  с  этим  переживания
записываются в виде отдельных фрагментов... (5).
     Переживания  личности  записываются  в мозгу  и  в нервных клетках. Они
включают  все  переживания  детства, все  перенятое у родителей,  восприятия
событий  и   чувств,  связанных  с   происшедшими  событиями,  и  искажения,
привнесенные   в  воспоминания.  Эти  записи  хранятся  подобно  записям  на
магнитной ленте. Их можно воспроизвести, а события вспомнить и даже пережить
заново.
     Каждая  личность имеет три состояния Я,  которые являются  отдельными и
особыми источниками поведения: состояние Я Родителя, состояние Я Взрослого и
состояние Я  Ребенка. И это не абстрактные понятия, а реальность. "Родитель,
Взрослый и Ребенок  представляют  реальных людей, которые  существуют сейчас
или которые существовали некогда, которые имеют законные имена и гражданскую
подлинность" (6).
     Структура личности схематически изображена на рис. 1.

            
     Состояния Я  сокращенно называют  Родитель,  Взрослый, Ребенок.  В этой
книге  они обозначают состояния Я,  а  не реальных родителей,  взрослых  или
детей  (В тех случаях, когда  авторы называют  конкретных людей  родителями,
взрослыми или детьми, они пишутся со строчной буквы. В тех же случаях, когда
говорится  о состояниях Я, те  же слова будут  написаны  с  заглавной буквы:
Родитель (Р), Взрослый (В). Ребенок (Ре). -- Прим. ред.*)
     Эти три состояния Я определяются следующим образом.
     Состояние Я Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в
первую очередь от родителей. Внешне  они часто выражаются  в предубеждениях,
критическом  и  заботливом  поведении  по отношению к другим.  Внутренне они
переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на
нашего внутреннего Ребенка.
     Состояние   Я  Взрослого  не   зависит   от   возраста   личности.  Оно
ориентировано на  восприятие текущей  реальности и на  получение объективной
информации.  Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым
и  действует,  изучая  реальность,  оценивая  свои  возможности  и  спокойно
рассчитывая.
     Состояние  Я  Ребенка  содержит  все  побуждения, которые  возникают  у
ребенка  естественным  образом.  Онотакже  содержит  запись  ранних  детских
переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как
"старое" (архаическое) поведение детства.
     Когда  Вы действуете,  чувствуете, думаете подобно тому, как это делали
ваши родители, Вы находитесь в состоянии Я Родителя.
     Когда Вы  имеете  дело с  текущей реальностью,  накоплением  фактов, их
объективной оценкой, Вы находитесь в состоянии Я Взрослого.
     Когда  Вы  чувствуете и ведете себя подобно  тому, как Вы делали это  в
детстве, Вы находитесь в состоянии