From: "Wladislav W. Lekomcev"

Погранкомендатура

Я был там в 94-м. Комендатура располагалась в бывшем :-( а/л "Юсеньги". От пос. Эльбрус по шоссе вверх 1.5 км (или около того) до моста, после моста 200 м и налево по дороге до другого моста. Последний перекрыт шлагбаумом. За ним и есть комендатура. Для разговора с погранцами лучше иметь бумагу, на которой они поставят разрешение. Подойдет все, что угодно. Я подсунул маршрутную книжку старого образца без печатей (была и нормальная, но стремался) сошло. При мне мужик ставил разрешения на командировочные удостоверения от какого-то ТОО. Важно одно - бумага должна гласить, что вы собираетесь лазать по горам на российской территории, а в Грузию не пойдете. Разрешение представляет собой надпись шариковой ручкой с подписью майора Михайленко, без печатей. Сергей (arm@rosnic.msk.su)

* Джайлык (4533 м)

- узловая вершина района ущелий Адырсу, Тютюсу, Сакашиль и Чегем. Монолитной башней поднимается она в центральной части Адырского хребта. Южнее Д. за перевалом Донкина в этом хребте расположена вершина Кичкидар с Чегемом в ее восточном отроге. Восточный гребень Д., поворачивая на север,подходит к вешине Кенчат, а с.-з. склон за широкой ледово-снежной седловиной переходит в массив Тютю.

79 Д. по Центральному кулуару. (вверх)

(маршрут комбинированный, 3Б к/тр) От альплагеря "Джайлык" перейти по мосту реку Куллумкол и по тропе ее левого берега двигаться вверх по ущелью. На развилке троп повернуть на правую и идти по ней до ледника Юном. Отсюда влево по тропе подойти к морене, ведущей на лед- ник Западный Юном. Далее по гребню морены, затем по леднику Западный Юном (закрытые трещины) направится под Ю-З стены вершины Д. На леднике З. Юном, не доходя 250-300 м до перева- ла Донкина, в снежной мульде или на скалах острова под пере- валом исходный бивак (Верхне-Кичкидарские ночевки). От а/л "Д." 5-6 часов. По леднику З. Юном подойти к Центральному ледово-снежному кулуару, спускающегося с седловины З. гребня между ним и З. ребром Ю. гребня вершины Д. С ледника, пройдя бергшрунд, 600-700 м прямо вверх по крутому ледово-снежному Центральному кулуару (крючьевая стра- ховка), сужающемуся в верхней части, на ледово-снежную седло- вину (карниз) З. гребня. С седловины прямо вверх по скалам средней и выше средней трудности 60-80 метрового взлета Западного гребня. Далее по простым разрушенным скалам З. гребня взойти на вершину Д. На- иболее технически простой подъем на вершину с седловины идет сначала вверх-вправо по ледово-снежному склону кулуара на площадку перемычки Ю. гребня под вершинный взлет (ж.Клешня остается справа-внизу). С перемычки траверс 160-180 м по пол- кам правой стороны вершинного гребня, затем подъем 60 м впра- во на В. гребень. Здесь свернуть влево. Далее подъем 30 м по В. гребню на вершину Д. От "В.-К. ночевок" 5-7 часов. Цент- ральный кулуар во второй половине дня опасен камнепадом и ла- винами.

80 ДЖАЙЛЫК по З. гребню

(маршрут комбинированный, 4Б к/тр) От а/л "Джайлык" перейти по мосту р.Куллумкол, свернуть вправо и по тропе левого берега подняться по Куллумкольскому ущелью. Затем, перейдя речку, у конечных морен ледников свер- нуть с тропы влево к травянистому склону правее скального гребня-отрога, разделяющего ледники Тютю (слева) и З. джайлык (справа). По травянистому склону, затем по оыпям подъем на конечную морену ледника З. Джайлык, который спускается с сед- ловины гребня, соежиняющего вершины Тютю слева и Джоайлык справа. По морене, далее по леднику З.Джайлык с коротким нес- ложным ледопадом в нижней части подняться на площадку у Чер- ных скал основания З. гребня вершины Д. На площадках исходный бивак. От а/л "Д." 5-6 часов. От бивака у Черных скал по ледово-снежному склону выйти на З. гребень вершины Д. По простым разрушенным скалам З. гребня подойти к высокому I жандарму. Жандарм обойти слева по крутому ледово-снежному склону и за ним выйти на ледово-снеж- ную перемычку. С перемычки по разрушенным простым 40-метровым скаламЗ. гребня подойти под II жандарм Взлет. Жандарм Взлет обходить слева; сначала по первому ледо- во-снежному 30-40 -метровому кулуару, а затем по 5-метровой косой полкевыйти вправо к плите под стенку. С плиты спуск 1.: м вправо и по выше средней трудности расщелине стенки пдъем на горизонтальную полку. По полке траверс вправо во второй кулуар. По скалам выше средней трудности этого кулуара 40 м вверх, затем из кулуара вправо на широкую полку. В правой стороне полки тур. С полки по простым скалам третьего кулуара подъем на плечо контрфорса. С плеча трудный подъем 10-12 м на полку. По полке обойти короткий овальный гребень и выйти в четвертый кулуар. По левой трудной 2-3 метровой стенке, обой- дя пробку, выйти за жандармом Взлет на З. гребень. По простому и средней трудности заснеженному скальному З. гребню подойти к жандарму "Гриб". Жанжарм обойти по полкам правой стороны. Далее по границе скал и снега левой стороны ледово-снежного кулуара выйти на ледово-снежную седловину (карниз). На седловине бивак. От исходного бивака 7-8 часов. От седловины по ледово-снежному склону кулуара подняться на площадку перемычки Ю. гребня под вершинный взлет. С пере- мычки траверс 160-180 м по полкам и простым скалам правой стороны вершинного гребня. Затем подъем 60 м на В. гребень. Здесь свернуть влево. Далее подъем 30 м по В. гребню на вер- шину Д. От седловины около 1 часа. --------------------------------------------------------------

* Адырсу (4370 м)

- Узловая вершина Адырского хребта, расположена между Сарыколом за перевалом Грановского на юге и Орубаши за перевалом Голубева на С-В.

41 АДЫРСУ по З. контрфорсу Ю. гребня (вверх)

(маршрут комбинированный, 3А к/тр) От а/л "Улутау" по тропе левого берега реки Адырсу вверх по ущелью до "Местийских ночевок". От а/л 2-3 часа. От "М.н." по левобережной морене выйти на язык ледника Адырсу, пересечь его вправо и выйти на осыпи скального острова. Обойдя остров слева, подняться по тропе к хижине "Адырсу" на вершине остро- ва. От а/л "Уллутау" 3-4 часа. Здесь исходный бивак. Из хижины спуститься влево на ледник Адырсу, пересечь его и выйти на левобережную морену. По тропе левобережной мо- рены подойти к основанию З. контрфорса Ю. гребня вершины Адырсу. Отсюда вверх-влево по крупной осыпи основания З. кон- трфорса на площадки у Рыжих скал. Здесь возможен исходный би- вак.. От хижины 1-1.5 часа. С площадок обойти Массивный жандарм слева и подняться по правой стороне широкого пологого разрушенного, местами осып- ного простого З. контрфорса. Пройти влоб Большой жандарм, спуститься с него на заснеженную осыпную перемычку. С пере- мычки по правой стороне крутой плиты подойти под 18-20 метро- вую стенку Южного жандарма Ю. гребня вершины А. От площадок у Рыжих скал 3-3.5 часа. С правой стороны плиты по скалам средней трудности 18-20 метровой стенки (крючьевая страховка), затем по крутым засне- женным простым скалам (страховка) подняться на Южный жандарм. С жандарма по заснеженному Ю. гребню спуститься на седловину. Пройдя ледово-снежную седловину (карниз), по заснеженному скальному Ю. гребню, обходя небольшие жандармы слева, подойти под стенку IV жандарма. Стенку обойти по простым скалам слева и за ней выйти под вершинный взлет. По ледово-снежному, в верхней части крутому кулуару ле- вой стороны Ю. гребня подъем 80-100 м (крючьевая страховка) на взлет. Далее по простому заснеженному Ю. гребню склону взойти на вершину Адырсу. От хижины до вершины 7-9 часов.

43 АДЫРСУ по С.-З. гребню (вниз)

(маршрут комбинированный, 3Б к/тр) От а/л "Уллутау" по тропе левого берегареки Адырсу дви- гаться вверх по ущелью. За "Местийскими ночевками" подняться на левобережную морену ледника Адырсу. По морене , миновав склоны вершины Треугольник, свернуть влево и выйти на левобе- режную морену ледника Северный Адырсу. По морене, затем по бараньим лбам, левее языка ледника С. А. выйти на левую сто- рону этого ледника и по ней (закрытые трещины) подойти к ши- рокому снежному склону, переходящему в верхней части в узкий скальный кулуар, правее широкого ледово-снежного лавиноопас- ного кулуара В. гребны вршины Химик. С ледника , пройдя по снежному мосту бергшрунд, по ледо- во-снедному склону, затем по крутому ледово-снежному сужающе- муся кулуару, далее по крутым простым и средней трудности ( "живые камни", страховка) скалам левой стороны крутого узкого кулуара подняться на седловину гребня, соединяющего вершины А. справа и Химик слева. На седловине исходный бивак. От а/л "Уллутау" 6-8 часов. На седловине свернуть вправо и по простым. местами кру- тым заснеженным скалам длинного гребня, пройдя I жандарм, спуститься на короткую узкую ледово-снежную перемычку. Прео- долев 6-8 метровую перемычку (страховка), подняться 60-70 м по крутому ледово-снежному гребню-склону (крючьевая страхов- ка) левой стороны С-З гребня. Затем по крутым 20-30 метровым занеженным скалам подняться на гребень II жандарма и по прос- тым скалам гребня выйти на его вершину. С жандарма простой спуск 10-12 м на острую ледово-снежную перемычку (карниз). Пройдя перемычку (страховка), подняться по крутому ледово- снежному выполаживающемуся склону (закрытые трещины) 300-400 м на вершинуА. от исходного бивака 5-6 часов.

40 АДЫРСУ по Ю. гребню (вверх)

(м. комбинированный, 3Б к/тр) От а/л "Улутау" по тропе левого берега реки Адырсу вверх по ущелью до "Местийских ночевок". От а/л 2-3 часа. От "М.н." по левобережной морене выйти на язык ледника Адырсу, пересечь его вправо и выйти на осыпи скального острова. Обойдя остров слева, подняться по тропе к хижине "Адырсу" на вершине остро- ва. От а/л "Уллутау" 3-4 часа. Из хижины спуститься влево на ледник Адырсу, пересечь его,далее по левой стороне ледника, п однимаясь по ущелью, подойти под седловину перевада Серова. От хижины 2-3 часа. На седловине свернуть влево и траверсом вправо по круто- му ледово-снежному склону (крючьевая страховка) войти в кулу- ар. Отсюда по крутому, средней трудности ледово-снежному ку- луару ( крючьевая страховка) правой стороны Ю. гребня вершины А. подъем 200-250 м на большой I жандарм. Далее по простым заснеженным скалам длинного Ю. гребня, пройдя II жанжарм, подойти под 18-20 метровую стенку Ю. жан- дарма. С правой стороны плиты по скалам средней трудности 18-20 метровой стенки (крючьевая страховка), затем по крутым засне- женным простым скалам (страховка) подняться на Южный жандарм. С жандарма по заснеженному Ю. гребню спуститься на седловину. Пройдя ледово-снежную седловину (карниз), по заснеженному скальному Ю. гребню, обходя небольшие жандармы слева, подойти под стенку IV жандарма. Стенку обойти по простым скалам слева и за ней выйти под вершинный взлет. По ледово-снежному, в верхней части крутому кулуару ле- вой стороны Ю. гребня подъем 80-100 м (крючьевая страховка) на взлет. Далее по простому заснеженному Ю. гребню склону взойти на вершину Адырсу. От перевала Серова 5-6 часов.

42 АДЫРСУ по С.контрфорсу З. ребра (вверх)

(м. комбинированный, 3Б к/тр) От а/л "Уллутау" по тропе левого берегареки Адырсу дви- гаться вверх по ущелью. За "Местийскими ночевками" подняться на левобережную морену ледника Адырсу. По морене , миновав склоны вершины Треугольник, свернуть влево и выйти на левобе- режную морену ледника С. Адырсу. Здесь исходный бивак. В вер- хней части цирка пересечь ледник С.Адырсу(закрытые трещины) и подойти под косой ледово-снедный кулуар левой стороныоснова- ния С. контрфорса З. ребра веошины А. От исходногобивака 1.5-2 часа. С ледника пройти берг., 40 м вверх по крутым простым скалам правой стороны ледово-снежного кулуара, затем траверс 40 м вверх-влево через этот кулуар и далее по заснеженным скалам до внутреннего угла. Отсюда подъем 40 м вправо по зас- неженным скалам средней трудности на С. контрфорс. По пологому простому ледово-снежному склону (страховка), затем по крутым заснеженным монолитным скалам средней труд- ности (крючьевая страховка) и снова по крутому ледово-снежно- му (страховка) С. контрфорсу подъем 150-160 м под взлет З. ребра. По левой стороне крутого ледово-снежного кулуара и раз- рушенным заснеженным крутым скалам средней трудности внутрен- него угла взлета подъем 120-130 м (крючьевая страховка) на З. ребро. Здесь свернуть влево и по заснеженным простым, местами крутым, средней трудности монолитным скалам З. ребра подъем 250-300 м, преодолевая жанжармы и стенки влоб (кчючьевая страховка), на ледово снежный купол вершины. По простому по- логому ледово-снежному 400 метровому склону З. ребра взойти на вершину А. От ледника С. Адырсу 7-9 часов. --------------------------------------------------------------

* Башиль (4260 м)

узловая вершина ГКХ6 расположена между перевалом Ласхедар, а за ним - одноименной вершиной на В. и перевалом Лекзыр, далее перевалом Каракая и вершиной Кара- кая-Лекзырская на С.-З. Ю.-З. гребень Башиля спускается к пе- ревалу Башиль, за которым стоит одинокая вершина Тот.

247 БАШИЛЬ по Ю. гребню (вверх)

(маршрут комбинированный, 3А к/тр) От а/л "Улутау" по тропе левого берега реки Адырсу вверх по ущелью до "Местийских ночевок". От а/л 2-3 часа. От "М.н." по левобережной морене выйти на язык ледника Адырсу, пересечь его вправо и выйти на осыпи скального острова. Обойдя остров слева, подняться по тропе к хижине "Адырсу" на вершине остро- ва. От а/л "Уллутау" 3-4 часа. Из хижины спуститься на ледник Адырсу. По нему, затем по крутому 60-70 метровому ледово-снежному взлету подняться вдоль правой стороны скал на плато. Пройдя плато и крутой 50-метровый взлет между скальными островами, свернуть вправо и по снежным полям и склонам ледника Адырсу, перейдя две ши- рокие ледовые трещины по снежным мостам, выйти на снежное плато Местийского перевала. Тур справа на скалах массива Ул- лутау. От хижины 2.5-3 часа. С перевала, придерживаясь правой стороны местийского плато, обойдя ледопад, спуститься к площадкам на морене под Ю.склонами вершины Уллутау Восточная - "Морена Лекзыр". Отсю- да пересеч В. ветвь ледника Лекзыр (закрытые трещины) и по- дойти под седловину перевала Башиль, расположенную между вер- шинами Башиль слева и Тот справа. С ледника по простому ледо- во-снежному склону выйти на перевал Башиль. С перевала Башиль спуститься по ледово-снежному склону на ледник Западный Ласхедар и по нему, обойдя слева по скалам ледопад, - на морену ледника Дзинал. Отсюда подняться по ле- вой стороне ледника Ласхедар до выхода на его верхнее плато под широкую седловину южного гребня , соединяющего вершины Б. и Б. Южная. На плато или нижней морене исходный бивак. От пе- ревала Б. 5-6 часов. С плато ледника Ласхедад , перейдя ранклюфт, по засне- женным простым, местами средней трудности скалам восточного склона Ю. гребня вершины Б. подъем 300-400 м ("живые" камни, страховка) на правую сторону седловины под взлет Ю. гребня. От ледника 1.5-2 часа. На седловине свернуть вправо и подниматься по прочным крутым простым и средней трудности скалам взлета широкого Ю. гребня (страховка) . От взлета по простому, с короткими стен- ками средней трудности, скальному узкому пологому длинному Ю. гребню подойти к Большому жандарму. По 20-метровой стенке средней трудности( ключевое место маршрута, крючьевая стра- ховка) подъем на жандарм. За жандармом по простым заснеженным скалам длинного Ю. гребня - на вершину Б. От седловины 5-6 часов.

250 БАШИЛЬ по Западной стене (вверх)

(маршрут комбинированный, 5Б к/тр) От а/л "Улутау" по тропе левого берега реки Адырсу вверх по ущелью до "Местийских ночевок". От а/л 2-3 часа. От "М.н." по левобережной морене выйти на язык ледника Адырсу, пересечь его вправо и выйти на осыпи скального острова. Обойдя остров слева, подняться по тропе к хижине "Адырсу" на вершине остро- ва. От а/л "Уллутау" 3-4 часа. Из хижины спуститься на ледник Адырсу. По нему, затем по крутому 60-70 метровому ледово-снежному взлету подняться вдоль правой стороны скал на плато. Пройдя плато и крутой 50-метровый взлет между скальными островами, свернуть вправо и по снежным полям и склонам ледника Адырсу, перейдя две ши- рокие ледовые трещины по снежным мостам, выйти на снежное плато Местийского перевала. Тур справа на скалах массива Ул- лутау. От хижины 2.5-3 часа. С перевала, придерживаясь правой стороны местийского плато, обойдя ледопад, спуститься к площадкам на морене под Ю.склонами вершины Уллутау Восточная - "Морена Лекзыр". На леднике под З. стеной вершины Б. исходный бивак. С ледника, преодолев берг., подойти по крутому ледово-снежному склону (камнепад) под скалы З. стены правее огромного Центрального вертикального камнепадного кулуара-камина. В 20-50 м правее кулуара-камина, обходя справа трудные плиты по разрушенным крутым скалам средней трудности, 50 м вверх.Затем 80 м по крутому внутреннему углу ("живые" камни) и 35-метровым крутым плитам выше средней трудности подойти под 40 метровую моно- литную стенку. Стенку преодолеть в лоб по очень трудным ска- лам (лесенки, ито) с выходом на маленькую площадку. От исход- ного бивака 10-12 часов. С площадки прямо вверх 40 м по вертикальной гладкой сте- не (шлямбуры, лесенки, ито), 50 м по трудным и выше средней трудности крутым скалам, 75 м по заснеженным, выше средней трудности и трудным крутым плитам на маленькую площадку. На площадке бивак. От предыдущего бивака 10-12 часов. С площадкм вверх 90-100 м по трудным скалам вертикально- го ребра, 30 м по разрушенным и заснеженным скалам гребешка под стенку. Стенку преодолеть в лоб по трудным 30 метровым скалам и по заснеженному разрушенному крутому 40-метровому гребешку взойти на вершину Б. От предыдущего бивака 3-5 часов. --------------------------------------------------------------

* Уллутау (4207 м)

наиболее технически трудный массив ущелья Адырсу, с неярко выраженными В., Главной и З. вершинами, расположен в ГКХ между вершиной Сарыкол за местийским перевалом на востоке ии массивом Чегеттау за перевалом Гарваш на западе.

274 УЛЛУТАУ ВОСТОЧНАЯ-ЗАПАДНАЯ

(маршрут комбинированный, 4А к/тр) От а/л "Улутау" по тропе левого берега реки Адырсу вверх по ущелью до "Местийских ночевок". От а/л 2-3 часа. От "М.н." по левобережной морене выйти на язык ледника Адырсу, пересечь его вправо и выйти на осыпи скального острова. Обойдя остров слева, подняться по тропе к хижине "Адырсу" на вершине остро- ва. От а/л "Уллутау" 3-4 часа. Из хижины спуститься на ледник Адырсу. По нему, затем по крутому 60-70 метровому ледово-снежному взлету подняться вдоль правой стороны скал на плато. Пройдя плато и крутой 50-метровый взлет между скальными островами, свернуть вправо и по снежным полям и склонам ледника Адырсу, перейдя две ши- рокие ледовые трещины по снежным мостам, выйти на снежное плато Местийского перевала. Тур справа на скалах массива Ул- лутау. Здесь исходный бивак.От хижины 2.5-3 часа. На седловине перевала свернуть вправо и по снежному склону подойти к основанию В. гребня массива У. С плато, пройдя по снежному мосту берг., выйти на В. гребень. По гра- нице скал и снега простого В. гребня подойти под I жандарм "пилы". "Пилу" из 4-х жандармов проходить по разрушенным простым и средней трудности скалам В. гребня ("живые" камни, страховка) и выйти на снежную седловину. От седловины под- няться по простому пологому длинному, местами острому снежно- му (карнизы) простому В. гребню подой ти к "пиле". Вторая "пила" проходится по гребнюмногочисленных маленьких жандармов с выходом под жандармы Огурцы, которые обходить слева по кру- тым, средней и выше средней трудности разрушенным скалам (страховка), а за ним подняться по кулуару на широкую снежную седловину В. гребня под скальную стенку В. плеча.На седловине бивак. От Местийского перевала 4-8 часов. С седловины 40 м вверх по скалам средней и выше средней трудности левой стороны стенки на левый склон-кулуар В. пле- ча. Отсюда по склону -кулуару левой стороны подъем траверсом на гребень плеча. По легким простым, местами средней труднос- ти заснеженным скалам левой стороны гребня выйти на В. плечо. С плеча простой спуск на седловину (карниз). Пройдя ее, по лелово-снежному гребню, затем по крутому склону и простым крутымскалам взойти на вершину У.В. От седловины под В. пле- чом 3-4 часа. ( маршрут 3Б к/тр) С У.В. спуск на З. по сильно разрушенным, простым и средней трудности скалам гребня. Далее по сильно изрезанному, местами острому простому и средней трудности скальному гребню с многочисленными преодолеваемыми в лоб жандармами взойти на вершину У.Г. От У.В. около 1 часа. С Г. вершины спуск по крутым плитам З. гребня. Далее по простому гребню, затем по длинному, сильно изрезанному, с многочисленными жандармами, которые в основном преодолеваются в лоб, а некоторые обходяться слева. Монолитный жандарм Зуб, наклоненный на Ю. обходить слева с небольшим спуском по силь- но разрушенным скалами плитам средней трудности. За зубом по полкам вверх-влево к Рыжему жандарму. По трудным скалам этого жандарма подняться на гребень. Далее по скалам средней и выше средней трудности острого гребня подойти к гладкому жандарму, обойти его справа по трудным гладким плитам и за ним выйти на острый гребень. Пройдя острый 10-метровый гребень, по просто- му широкому гребню взойти на Большой жандарм. От Г. вершины 6-8 часов. Около Большого жандарма на площадке бивак. С Большого жандарма дюльфер 20-30 м на перемычку. Пройдя острую заснеженную скальную перемычку по плитам, взойти на вершину У.З. С З. вершины спуститься влево по кулуару, затем траверсом вправо выйти на З. гребень. По длинному простому, сильно разрушенному скальному З. гребню спуск на перевал Гар- ваш. --------------------------------------------------------------

* Массив Сарыкол (4160 м)

с южной вершиной в нем Местией (4130 м) расположен в ГКХ между вершиной Каракая-Лекзырская на Ю.-В. и массивом Уллутау за широкой седловиной Местийско- го перевала на З.

258 САРЫКОЛ по С. гребню (вверх)

(маршрут комбинированный, 3Б к/тр) От а/л "Улутау" по тропе левого берега реки Адырсу вверх по ущелью до "Местийских ночевок". От а/л 2-3 часа. От "М.н." по левобережной морене выйти на язык ледника Адырсу, пересечь его вправо и выйти на осыпи скального острова. Обойдя остров слева, подняться по тропе к хижине "Адырсу" на вершине остро- ва. От а/л "Уллутау" 3-4 часа. От хижины выйти на ледник Адырсу и по его левой стороне подойти под седловину перевала Грановского, расположенную между вершинами Сарыкол справа и Адырсу слева. С ледника, Пройдя берг., по ледово-снежному склону подняться на перевал Грановского. От хижины 1.5-2 часа. На перевале свернуть вправо и по ледово-снежному кулуару обойти справа I жандарм С. гребня вершины Сар. За ним по простому С. гребню подойти под II жандарм, сначала обойти его слева по полкам, а потом подняться на него по простым скалам. С жанжарма простой спуск на ледово-снежную перемычку. Пройдя ее, по крутому ледово-снежному взлету С. гребня со скальным островом всередине подойти (карнизы, страховка) к скалам III жандарма. По скалам средней трудности ( "Живые" камни, стра- ховка) обойти III жандарм и выйти за ним на снежную перемычку С. гребня. От перемычки по простому С. гребню подъем на Вос- точный IV жандарм. От перевала Грановского 3-3.3 часа. С В. жандарма простой спуск на ледово-снежную седловину. По длинной седловине (карниз) подойти под стенку вершинного взлета (ключевое место маршрута). По 4-5 метровой стенке выше средней трудности внутреннего угла с расщелиной (крючьевая страховка) подъем на наклонную полку и с правой стороны ее по скалам средней трудности - на вершинный гребень. Отсюда по простому вершинному гребню, проходя невысокие жандармы в лоб (страховка, последний жандарм лучше обойти справа), взойти на вершину Сарыкол. От перевала Грановского 6-7 часов. --------------------------------------------------------------