Реклама в Интернет | "Все Кулички"

Поиск



Блиш, Д.

БЛИШ (BLISH), Джеймс (Бенджамин) (1921-1975).

Амер. писатель, один из ведущих авторов НФ 1950-х гг., в значительной степени недооцененный современниками Род. в Ист-Оранже (шт. Нью-Джерси), окончил Ун-т Ратжерса по специальности "биология", после чего служил в армии (воен. годы провел лаборантом в медсанчасти); по окончании войны поступил в аспирантуру Колумбийского ун-та в Нью-Йорке, но не закончил ее, переключившись на лит. деятельность. Активный фэн с нач. 1930-х гг., Б. примкнул к группе "Футурианцев", близко познакомился с Д.Найтом и С.Корнблатом . Первая публикация - "Аварийная дозаправка" (1940). Один из организаторов семинаров в Кларионе и Ассоциации американских писателей -фантастов (вице-президент в 1966-68 гг.). Конец жизни Б. провел в Англии, где, несмотря на тяжелую болезнь (он умер от рака), стоял у истоков создания "Фонда НФ" (Science Fiction Foundation) - професс. гильдии брит. писателей-фантастов.
Успех пришел к Б. в 1950 г., когда был опубл. первый р-з из цикла о мигрирующих по Вселенной земных городах, ставших "звездными ковчегами", - "Оки" (так звали рабочих-мигрантов из Оклахомы в 1930-е гг.); не совсем убедительная с точки зрения науч. рациональности идея (отрываться от земной "тверди" и покрывать межзвездные расстояния стало возможным после открытия антигравитации, а путешествовать в космосе столетиями - после создания пилюль бессмертия) превратилась в романтический символ, позволив автору соединить космич. приключения с интересными размышлениями (в духе Освальда Шпенглера) о перспективах урбанистической цивилизации . Интерес представляет миротворческая философия "оки": "Занимайся торговлей, а не войной!".

Из р-зов об "оки" выросла масштабная тетралогия:
"Землянин, возвращайся домой" [Earthman, Come Home] (1950-53;1955; рус.1992 - "Землянин, вернись домой!"),
"Звезды будут принадлежать им" [They Shall Have Stars] (1952-54;1956; др. - "2018 год!" [Year 2018!]),
"Триумф Времени" [The Triumph of Time] (1958; др. - "Звон кимвалов" [A Clash of Cymbals])
и "Жизнь за звезды" [A Life for the Stars] (1962);
объединены в один том - "Города в полете" [Cities in Flight] (1970).

Идея "звездного ковчега" менее удачно развита в романе "...И звезды - сцена" [...And All the Stars a Stage] (1971).
Десятилетие 1950-х гг. оказалось необычайно плодотворным для Б. (спец. "Хьюго"-57 "многообещающему молодому автору"). Он переделал ранний р-з "Утонувшая вселенная" (1942 - под псевд. Артур Мерлин) в ставшую классической повесть "Поверхностное натяжение" (1952; рус.1977). Наряду с "Приходом ночи" А.Азимова это один из самых эффектных примеров концептуального переворота, история микровселенной (в капле воды), обитатели к-рой эволюционировали настолько, что задумываются о "рывке" за пределы системы к др. мирам, на поиски иной жизни . Интерес Б. к проблемам биологии (ему она обязана внедрением в совр. НФ) привел писателя к концепции "пантропии" - целеустремленного "засевания" планет семенами жизни. "Поверхностное натяжение" вместе с повестями - "Что-то на чердаке" (1954), "Водораздел" (1955) и "Время выжить" (1956) - составили сб. "Рассада для звезд" [The Seedling Stars] (1957; рус.1992 - "Засеянные звезды"). Др. аспекту биол. "тв-ва" - генной инженерии - посвящен р-з "Бобовый стебель" (1952), позже переписанный в роман "Дочь титана" [Titan's Daughter] (1961). Идея выведения в лабораториях людей-гигантов интересна автору как отправная точка полемики с предшественниками - Г.Уэллсом , О.Хаксли , Д.Холдейном, обратившими внимание на неизбежную соц. "плату" за вторжение в механизм наследственности.

Мн. р-зы Б., объединенные в сб. - "Звездный источник" [Star Cluster] (1959) и "Лучшие научно-фантастические рассказы Джеймса Блиша" [Best Science Fiction Stories of James Blish] (1965; др. - "Завет Андроса" [The Testament of Andros]), нетривиально используют трафаретные темы НФ. В р-зе "Общее время" (1953) наряду с описанием космического полета (и путешествия во времени) к Альфе Центавра есть второй план - символический; интересный, хотя и спорный фрейдистский анализ его дал Д.Найт . Путешествие во времени совершает и герой р-за "Произведение искусства" (1956; рус.1969) - Рихард Штраус, любимый композитор Б. ; побывав в будущем, он понимает: гл. "произв. искусства" - он сам, его талант. А ясновидящему из р-за "Бип" (1954) воспользоваться информацией из будущего помешали не учтенные им "хроноклазмы" ; в последние годы жизни Б. успел только начерно переделать р-з в роман "Время в шахматном порядке" [The Quincunx of Time] (1973). Экстрасенсорному восприятию посвящен и роман "Джек Орлиный" [Jack of Eagles] (1952; др. - "Эспер" [Esper]), в к-ром сделана попытка дать рациональное объяснение телепатии (хотя на протяжении всей жизни Б. относился к ней критически) .
На рус. яз. также переведены:
"День статистика" (195.; рус.1982) - парадоксальный взгляд на перспективы демографии в перенаселенном будущем;
"Король на горе" (1955; рус.1965),
"Операция на планете Саванна" (195.; рус.1976) ,
"На Марсе не до шуток" (1965; рус.1974;1985),
"Маникюр" (195.; рус. 1990).
Самый известный роман Б. - "Дело совести" [A Case of Conscience] (1953;1958; "Хьюго"-59), - справедливо причислен к классике НФ; наряду с "Песнью по Лейбовицу" У.Миллера это одно из самых глубоких худож. исследований проблем религии средствами НФ. Герой романа - иезуит, включенный в состав экспедиции на планету, населенную мирными разумными рептилиями . Выполнение им своей пасторской задачи - нести Слово Божье в иные миры - наталкивается на мучительные метафиз. и теологические вопросы, не стоявшие перед сочинителями "основополагающих" книг. Как можно спасти грешную душу тех, кто не мог знать первородного греха "по определению" (яйцекладущие)? И не наводит ли внешний вид этих созданий на страшную мысль, что не дети они Божьи, а, напротив, исчадия дьявола? Отчаянный акт "космич. экзорцизма" (по сути уничтожения того, что не способен постичь), совершенный священником, становится трагическим символом бессилия разума, опутанного догмами.
Интерес Б. к метафизике нашел отражение в трилогии:
"Доктор Мирабилис" [Doctor Mirabilis] (1964),
"Черная пасха" [Black Easter] (1968),
"День после Судного" [The Day after Judgement] (1970);
последние два романа сам автор рассматривал как части одного целого; переизд. вместе в одном томе - "День дьявола" [The Devil's Day] (1990), все четыре книги цикла объединены в один том - сб. "После такого знания" [After Such Knowledge](1991). Вопрос о моральной сущности познания (может ли тяга к нерелиг. знанию означать "извращение ума", сатанинское Зло, если оставить в стороне вопрос об использовании этого знания?) ставит перед собой герой первого романа (не НФ) - ср.-век. религ. мыслитель и гениальный провидец Роджер Бэкон .
Писал Б. и в жанре детской НФ:
"Звездные странники" [Star Dwellers] (1961),
"Миссия к сердцу звезд" [Mission to the Heart Stars] (1965),
"Пропавший самолет" [The Vanished Jet] (1968),
"Добро пожаловать на Марс!" [Welcome to Mars!] (1968),
а также романы по мотивам поп. теле-сериала "Звездный путь ".
Под псевд. Уильям Этелинг-младш. (William Atheling Jr.) Б. прославился как один из первых и "жестких" професс. критиков в НФ . Его статьи объединены в сб. - "То, что под руками" [Issue at Hand] (1964) и "Снова о том, что под руками" [More Issue at Hand] (1970); посмертно вышел критический сб. "История с намеком на Бога" [The Tale That Wags the God] (1987).
Вл.Г.

Др. соч.:
"Воины дня" [The Warriors of Day] (1951 - "Меч Ксота"; 1953).
"Замерзший год" [The Frozen Year] (1957; др. - "Падшая звезда" [Fallen Star]).
С Д.Найтом - " ФОК" [VOR] (1949;1958).
С Р.Лаундсом - "Сдублированный человек" [The Duplicated Man] (1953;1959).
Сб. "Так близко к дому" [So Close to Home] (1961).
"Ночные тени" [The Night Shapes] (1962).
С Норманом Найтом - "Ливень лиц" [A Torrent of Faces] (1967).
Сб. "Когда-нибудь" [Anywhen] (1970).
"Век лета" [Midsummer Century] (1972).

Лит.:
Brian Stableford "A Clash of Symbols: The Triumph of James Blish" (1979).
David Ketterer "Imprisoned in a Tesseract: The Life and Work of James Blish" (1988).

Дополнительные материалы

Библиография Дж. Блиша (О. Колесников, 1991)
Home: http://www.kulichki.com/inkwell/


Реклама в Интернет