ПОЭТИЧЕСКИЕ ТУРНИРЫ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ


Сорвал я цветок валерьяны,
Что в поле рос, завороженный
Голосом цикады.
Стал влажным мой рукав.
Тумана след? Или цикады слезы?

Поэтические турниры - одно из замечательных явлений культуры и общественной жизни средневековой Японии. Они отдаленно напоминают состязания трубадуров, труверов, миннезингеров в странах средневековой Европы, отличаясь своеобразием, уникальностью, даже экзотичностью. Организация и проведение турниров были строго регламентированы. Крупный турнир обычно устраивал сам император, его супруга или кто-то из первых принцев (принцесс). В таких состязаниях обязательно принимали участие знаменитые поэты.

Участники делились на две команды, или партии, - Левую и Правую. Каждая из них возглавлялась принцем или принцессой. Назначалось жюри, в состав которого входили члены императорского дома или высшие сановники - любители и знатоки поэзии. Экспертами были известные поэты. Проводились такие турниры в императорском дворце, в резиденциях императора, императрицы или других царственных особ.

Состязание часто продолжалось с утра до вечера, перемежаясь музыкальными интермедиями. Вначале представлял свой доклад-программу руководитель ("катодо") Левой партии. Потом то же самое делал руководитель Правой партии, после чего начиналось состязание. Стихи, за свою напевность называвшиеся "песнями", писались, как правило, заранее, а поэты часто даже не присутствовали на турнире: их произведения декламировались специально назначаемыми чтецами. Состязались попарно: одна песня от Левой партии и одна от Правой - определялся победитель, затем - следующая пара и т.д. В конце турнира подводился общий итог - по числу очков, и объявлялась партия-победитель.

Регламентированы были не только организация и процедура турнира, но и одежда участников - ее форма, расцветка и т.д. Кроме того, специально отбирались пьесы для музыкального сопровождения и интермедий. Музыка и песни исполнялись в положенное время, в соответствии с ритуалом. Обязательными аксессуарами были макеты живописных мест (обычно пейзаж побережья - "сухама"), которые создавали природный фон для поэтических произведений. Песни записывались на красивой цветной бумаге и складывались в драгоценные ларцы.

Произведения, представленные на турнирах, оценивались по жестким критериям. К сожалению, нормы, по которым оценивались поэтические произведения, дошли до нас лишь частично: далеко не все они фиксировались в дневниках турниров. К тому же записи делались, как правило, не по ходу состязания, а ретроспективно. Песни оценивались обычно по двум критериям. Во-первых, жюри определяло, соответствует ли каждая из них правилам и нормам стихосложения и, во-вторых, отвечает ли она эстетическим критериям эпохи, идеалу прекрасного, общепринятому в то время в хэйанской придворной среде.

Таким идеалом было "моно-но аварэ" (буквально "чары вещей"). Считалось, что поэт должен чувствовать красоту мира и уметь выразить ее в изящной форме. Тематика песен была строго определена, а поэтический язык тщательно очищался от грубых и неблагозвучных слов, от простонародной и примитивной лексики, стремясь к максимальной красоте и изысканности выражения. Критерии эти были выработаны в соответствии со сложившимся поэтическим каноном. Такова общая схема организации и проведения поэтических турниров в эпоху Хэйан.

[ . . . ]

На турнирах задавались различные темы. Были состязания, в которых предлагалось множество тем ("Турнир эры Кампё"), были такие, что посвящались двум ("Турнир в доме Юкихира"), трем или даже одной. Тема могла быть как общей, так и конкретной. Скажем, среди любовных тем встречаются такие, как "Любовь без встреч" и "Расставание [влюбленных] на заре". Но особенно популярны были темы природы, чем и объясняется возникновение сезонных турниров, проводившихся, как правило, весной и осенью.

[ . . . ]

Посвящались турниры и "малым" темам: осенним листьям, вишне и сливе, цветам и травам.

Помимо чисто поэтических, часто устраивались смешанные турниры. Например, один из самых крупных - "Турнир цветов валерианы ("оминаэси")", проходивший в 898 году, - на нем сложена 51 песня. Соревнующийся представлял на суд жюри цветок и песню. Турнир "оминаэси", наряду с "Турниром Тэйдзиин 13 года Энги", сыграл большую роль в развитии поэзии. Здесь представлена большая подборка песен с использованием игры слов, что предопределило обилие игрословных песен в "Кокинвакасю" и в последующей поэзии.

Были турниры, посвященные цветам гвоздики, особенно часто устраивались турниры хризантем. В этих случаях на суд жюри нередко выносились три предмета: цветок, песня, а также макет побережья (сухама), на который и "высаживалсь" хризантема. Подобные смешанные турниры постепенно становились популярными: например, в конце хэйанского периода был устроен турнир картин и песен ("эутаавасэ").

[ . . . ]

К началу Х в. поэзия стала практически ведущим видом искусства. Мало того, она приобрела еще и важную социальную роль как средство светского общения. Сложение стихов сделалось постоянным атрибутом придворного быта и ритуала. Стихами-"танка" обменивались друзья и влюбленные. Любое подношение сопровождалось стихотворением. Миниатюрная "танка" была общепринятой формой эмоционального отклика на ситуацию, событие. Высоко ценился поэтический экспромт, умение сложить стихотворение на случай.

[ . . . ]
И.А. Боронина