Реклама в
Интернет
Все
Кулички

Gusarskij Klub
ГАЗЕЛИ

"Что за глупые газели?!" - вопрошал, помнится, Корней Иванович Чуковский. Что ж, для него и для всех, кто еще не знает: газель (араб. "воспевать (женщину)") - одна из наиболее распространенных стихотворных форм в персидской и тюркской лирике (ее популярность можно сравнить с популярностью сонета в поэзии европейской), жанр, в котором зафиксировано культурное своеобразие народов мусульманского мира. Сформировалась газель в X - XI вв. в творчестве персидских стихотворцев, а в тюркской поэзии впервые появилась в XIV в. Объем газели - как правило, 6-9 бейтов (двустиший). Первый бейт имеет название матла (араб. "зачин" - не путать с "зачатием"!), в нем полустишия-мисра рифмуются между собой. В последующих бейтах рифмуются вторые полустишия-мисра (первое полустишие свободно от рифмы). Схема рифмовки такова:

аа - ба - ва - га - да
Чудесно быть вдвоем, вина с красавицей испив,
Мне та подруга не нужна, чей облик не красив.
Родник живейшей чистоты, столь дивный, мог создать
Лишь сам вершитель красоты, тебя на свет явив.
                                  (Алишер Навои)
Обратите внимание на внутреннюю рифму в этом отрывке. Необязательно, но приятно.

Часто в газели присутствует и редиф (араб. "идущий вослед") - слово или группа слов, располагающиеся после рифмы. Например, следующий опус Навои - похоже, посвященный работнице ГАИ:

Украсишь ты свой наряд красным, желтым, зеленым,
И пламенем я объят - красным, желтым, зеленым.

В пустыне моей любви кострами горячих вздохов
Самумов вихрится ряд - красным, желтым, зеленым.

Цветник твоей красоты в душе моей отразился,
И блесткам цветов я рад - красным, желтым, зеленым.

Рубиновое вино, литое золото чаши,
Зеленая гроздь горят красным, желтым, зеленым.

Где бедность - там пестрота, и каждый нищий сумеет
Украсить бедный халат красным, желтым, зеленым.

Не требуй же, Навои, диван разукрашивать ярко:
Ведь сами стихи пестрят красным, желтым, зеленым.
Обратите внимание: в последнем бейте наличествует имя автора. Это и есть характерный признак финального бейта, или макта (араб. "пресечение"): в нем упоминается литературное имя автора - тахаллус. Тахаллус - это ничто иное, как nick, - он и переводится с арабского - "прозвище", и у поэтов их могло быть по нескольку штук.

Итак, конкурс газелей, позвященный дню 8 марта! Естественно, дата задает тематику. Особенности национального голосования не позволяют автору указывать свое подлинное гусарское (или посюстороннее) имя в финальном бейте, так что вам дается воля использовать любой псевдоним. Например, можно зашифровать свою гусарскую фамилию, писать от лица литературного или исторического персонажа, и т.д.

Работы принимал виконт Монтинский, до 23 апреля 2001 года.


Конкурсные работы и итоги


На закуску, вот вам зеркальная газель азербайджанского поэта Насими:
Коралл твоих уст - как мед, как мед - твоих уст коралл,
Он стал слаще жизни мне, он мне слаще жизни стал.

Сиянье луны - твой лик, твой лик - сиянье луны,
Пунцово-ал пламень щек, их пламень пунцово-ал.

А кто тебя не видал, а кто не видал тебя,
Страдал в разлуке с тобой, в разлуке с тобой страдал.

А кто твою речь слыхал, а кто слыхал твою речь,
Похвал ей много вознес, вознес ей много похвал.

Внемли ж словам Насими, словам Насими внемли:
Сказал он стих лучше всех, он стих лучше всех сказал.

При подготовке странички использованы материалы с сайта классической тюркской поэзии "Симург", рассылки азербайджанской поэзии и коллекции персидских миниатюр.


Tvorcheskaya Kuxnya
Obratno v prixozhuyu

по всем вопросам, связанным с Гусарским Клубом,
пишите дежурному офицеру.

Copyright Гусарский Клуб, 1995-2010.



Реклама в Интернет