Akselbant
Реклама в
Интернет
Все
Кулички

Gusarskij Klub





























ГУСАРСКИЙ ЛИКБЕЗ
Булат - Дамаск - Гурда - Златоуст... К истории холодного оружия.


        Массовое сознание до сих пор настолько пропитано мифами о булате, что еще несколько лет назад обыватели любым узорчатым ножом тут же начинали рубить гвозди или пытались согнуть его дугой. Это ожидание сверхъестественных свойств очень живуче, поскольку еще златоустовский "генерал от металлургии" Павел Аносов сообщал, что в его время "...под словом "булат" каждый россиянин понимает металл более твердый и острый, чем обычная сталь". И великий русский металлург Д.К. Чернов говорил, что "...самая лучшая сталь, которая когда-либо, где-либо производилась, есть, без сомнения, булат".
        О булате многие скажут, что секрет его давно утерян и "тайна сия велика есть!" И не очень ошибутся, хотя еще только сто лет назад, в одном лишь 1906 году и только в одном бельгийском городе Льеже было произведено 850 тонн(!) узорчатой стали нескольких десятков сортов. Однако она предназначалась лишь для изготовления стволов охотничьих ружей, а в те же времена клинки из узорчатой стали по всей Европе ковались уже буквально поштучно и по особым заказам. Об исторических причинах такого положения - разговор особый, поэтому здесь укажу лишь на бурное развитие промышленного производства легированной стали.
        Что же такое булат и узорчатые стали вообще, как различаются их сорта, в чем сходство и отличия технологий, по которым они изготавливались? Вопросы не очень простые, а потому и начнем в буквальном смысле с начала.

        Адам, первый на Земле человек, по повелению Бога дал имена всякой твари. Названия эти полностью определяли все качества, всю силу и свойства вещей, которыми они обладали при сотворении. Затем произошло разделение единого, истинного языка на великое множество языков народов, названия в которых отражали лишь отдельные, те или иные, признаки и свойства вещей. Разные народы как бы смотрели на цельную вещь (предмет, явление) с разных сторон, отображая ее в своем языке сообразно с увиденным. Даже если изучить все языки, как бы собрав их воедино, то и тогда нельзя будет по названию вещи полностью понять ее суть - подобно тому, как из сотен кроликов нельзя сделать одну лошадь, хотя и равную им по весу. Но знание языков все же может помочь в уточнении набора свойств конкретной вещи.
        Называли узорчатый металл в разные времена и в разных странах по-разному. Употребляются названия "вутц", "булат", "дамаск", "дамасская сталь", "булатная сталь", "сварочная сталь", "рафинированная сталь", "дендритная сталь", а также "красное", "белое" и "многосуточное железо". Встречаются термины "красный булат", "синий булат", "ликвационный булат", "сварочный булат", "микробулат", "порошковый булат" и, в противовес "ложному", какой-то "настоящий булат". Есть еще и "настоящий дамаск"...
        Наиболее известны и доныне популярны названия "вутц", "булат" и "дамаск". "Вутцем" в Англии называли слитки клинковой стали, которые привозили для исследований из Индии. Впервые этот термин появился в печати в 1795 году в сообщении Английской Королевской академии об индийской стали. В последнее время слово "wootz" понимают как английскую транскрипцию дравидских (не индоевропейских) слов ukko или hookoo, используемых для обозначения стали в центральных и южных районах Индии. Интересно, что именно от тамилов с юга Индии или Цейлона еще в Древний Рим привозили хорошую сталь ("феррум индикум") для мечей.
        Название "булат" имеет не менее древнее происхождение и произошло от индо-иранского "пулад", которое обозначает просто литую сталь (не будем здесь уточнять, что такое "просто литая" сталь). На хинди, современном официальном языке Индии, phaulad имеет значение "сталь". Частица "пу-" в древнеиндийском языке санскрите имеет значение "очищение, чистка", а в индоарийских диалектах существует слово для обозначение железа - "лауха". Если допустить родство названия литой тигельной стали "пулад" и древнего индоарийского термина "пу-лауха", то можно принять перевод слова "пулад" как "очищенное железо". О таком переводе писал еще Н.Т. Беляев в своем труде "О булатах", изданном в 1911 году.
        От чего такого должно быть очищено железо, чтобы стать клинковой сталью? Ответ несколько парадоксальный - от слабости. Мягкое железо на Востоке в древности называли "женским", т.е. слабым и, в некотором смысле, нечистым. Лишь переплавив его в смеси с особыми веществами можно было придать ему твердость и упругость, сделать его сильным, пригодным для изготовления клинков.
        Другое очень популярное название - "дамаск", отражает внешний вид поверхности клинков и произошло от "дамаст" - "волнистый, струйчатый". Автор склонен считать (допускать такую возможность), что узорчатые металлы со струйчатыми видами узоров издревле называли "дамаском" или "дамасской сталью" из-за схожести по узору с издавна производимой в Дамаске литой сталью особого сорта. Таким образом, изначально "дамаском" именовалась именно сирийская литая сталь, а лишь затем это название перешло и на другие разновидности узорчатой стали. В XIX веке особо дотошные исследователи довольно долго препирались на эту тему, вводя термины "настоящий" и "ложный" дамаск, но потом сами запутались и, в общем, договорились не особо вдаваться в нюансы. Действительно, "определить" - значит "ограничить". На нашем несовершенном языке можно дать жесткое определение вещи, лишь посмотрев на нее с какой-нибудь одной стороны - исторической (старинный булат), этнографической (индийский, иранский булат), описательной (струйчатый, коленчатый булат), технологической (литой или сварочный). Впрочем, знатоки в разговорах между собой не особо связывают себя столь узкой точкой зрения...

        Булат - одна из самых интересных и загадочных страниц в истории металлургии. Сейчас хорошо известно, как в древние времена делали каменные топоры, бронзовую утварь, варили железо и плавили чугун, но до нашего времени остаются нераскрытыми многие секреты производства булатного оружия.
        Впервые Европа познакомилась с булатом при столкновении армии Александра Македонского с войсками индийского царя Пора. Особенно поразил македонцев панцирь захваченного в плен царя. Он был сделан из необыкновенно прочного белого металла, на котором македонское оружие не смогло оставить ни вмятины, ни царапины. Из булата были изготовлены и широкие индийские мечи, которые легко рассекали пополам македонское железо. По свидетельству историков, древнее европейское железное оружие было настолько мягкое, что после двух-трех ударов уже гнулось, и воины вынуждены были отходить, чтобы выпрямить клинок. Естественно, что индийские мечи для македонцев казались чудом.
        Задолго до этого с Гималайских гор в Пенджаб (древнейшее княжество в Индии) спустилась каста кузнецов, хорошо знающих железное дело и умеющих изготовлять железное оружие с необычайными свойствами. Из Пенджаба индийское железо и способы его обработки распространились в Сиам и Японию.
        "Никогда не будет народа, который лучше разбирался бы в отдельных видах мечей и в их названиях, чем жители Индии!" - писал средневековый ученый Аль-Бируни. Он также поведал, что клинки в Индии делались разных цветов. Мечи, например, изготовлялись зелеными, синими, могли они и иметь узор, напоминающий рисунок ткани. Индийская сталь отличалась узорами, которые были видны на клинке. А свойствами клинки обладали действительно удивительными. Будучи твердыми и прочными, они одновременно обладали большой упругостью и вязкостью. Клинки перерубали железные гвозди и в то же время свободно сгибались в дугу. Нет ничего удивительного в том, что индийские мечи крошили европейские, которые в древности часто делались из недостаточно упругих и мягких низкоуглеродистых сортов стали.
        Лезвие индийского клинка после заточки приобретало необыкновенно высокие режущие способности. Хороший клинок легко перерезал в воздухе газовый платок, в то время как даже современные клинки из самой лучшей стали могут перерезать только плотные виды шелковых тканей. Правда, и обычный стальной клинок можно закалить до твердости булата, но он будет хрупким, как стекло, и разлетится на куски при первом же ударе. Поэтому позднее, когда европейские сабли начали изготовлять из прочных и твердых сортов углеродистых сталей, они ломались при ударе индийского оружия.
        Основное назначение булата - изготовление клинков. Главное достоинство клинка - острота его лезвия. Лезвие булатного клинка можно было заточить до почти неправдоподобной остроты и сохранить эту остроту надолго. У клинков из обычной углеродистой стали заостренное лезвие выкрашивается уже при заточке - как бритву, его заточить нельзя, а булат затачивали до остроты бритвы, и он сохранял свои режущие свойства после того, как побывал в деле. Такое возможно лишь тогда, когда сталь обладает одновременно высокой твердостью, вязкостью и упругостью - и в этом случае лезвие клинка способно самозатачиваться. Булатная сабля легко сгибалась на 90-120 градусов, не ломаясь. Есть сведения, будто настоящий булатный клинок носили вместо пояса, обматывая им талию.
        Слитки литого булата в виде разрубленных лепешек, "вутцев", привозились из Индии в Сирию, где в городе Дамаске из них выковывали эти сказочные клинки. Но индийская булатная сталь стоила очень дорого, и сирийские кузнецы изобрели сварной булат, правильно определив, что булат - первый созданный человеком композит, состоит из частиц твердой углеродистой стали в матрице из мягкой и упругой низкоуглеродистой стали. Дамасская сталь получалась путем многократных проковок в разных направлениях пучка из стальных прутков разной твердости. Качество клинков из сварной дамасской стали было по тем временам очень высокое, но такого сочетания прочности и упругости, как в оружии из литого индийского булата, сирийским кузнецам добиться не удалось.
        Еще один центр производства качественных клинков образовался в средние века в Японии. Японский булат обладал каким-то необыкновенным качеством железа, которое после целого ряда проковок приобретало даже более высокую твердость и прочность, чем дамасская сталь. Мечи и сабли, приготовленные из этого железа, отличались удивительной вязкостью и необыкновенной остротой.
        Уже в наше время был сделан химический анализ стали, из которой изготовлено японское оружие XI-XIII веков. И древнее оружие раскрыло свою тайну: в стали был найден молибден. Сегодня хорошо известно, что сталь, легированная молибденом, обладает высокой твердостью, прочностью и вязкостью. Молибден - один из немногих легирующих элементов, добавка которого в сталь вызывает повышение ее вязкости и твердости одновременно. Все другие элементы, увеличивающие твердость и прочность стали, способствуют повышению ее хрупкости. Естественно, что в сравнении с дамасскими клинками, сделанными из железа и стали, японские легированные мечи и сабли казались чудом. Но значит ли это, что японцы умели в то далекое время делать легированную сталь? Конечно, нет. Что такое легированная сталь, они даже не знали, так же как и не знали, что такое молибден. Руда, из которой древние японские мастера выплавляли железо, содержала значительную примесь окиси молибдена. Выплавленное из обогащенных молибденом "песков" кричное железо проковывалось в прутья и закапывалось в болотистую землю. Время от времени прутья вынимали и снова зарывали, и так на протяжении 8-10 лет. Насыщенная солями и кислотами болотная вода разъедала пруток и делала его похожим на кусок сыра. Тем самым из заготовки удалялись вредные примеси, быстрее разъедаемые болотной водой. Затем разогретую заготовку японский кузнец проковывал в тонкую полосу, сгибал, опять проковывал и так несколько тысяч раз! Но и японские клинки, при всей их выдающейся остроте и прочности, не обладали качествами индийского булата, особенно упругостью.
        Арабский ученый XII века Едриза сообщает, что в его время индийцы еще славились производством железа, индийской сталью и выковкой знаменитых мечей. В Дамаске из этой стали изготовляли клинки, славу о которых крестоносцы разнесли по всей Европе. К сожалению, в Древней Индии так тщательно прятали секреты выплавки вутца, что в конце концов потеряли их совсем. Уже в конце XII века клинки из литого булата высшего качества "табан" не могли делать ни в Индии, ни в Сирии, ни в Персии.
        После того как Тимур покорил Сирию и вывез оттуда всех мастеров, искусство изготовления оружия из литого булата переместилось в Самарканд; однако вскоре оно везде пришло в упадок. Потомки вывезенных мастеров, рассеявшись по всему Востоку, окончательно потеряли способы изготовления булатного оружия. В XIV - XV веках секрет производства литого булата и изготовления из него холодного оружия был окончательно потерян. Европейские кузнецы не смогли до конца разгадать секрет производства даже дамасской сварной стали и больше преуспели в производстве клинков из однородной (гомогенной) стали с имитацией рисунка булата на поверхности клинка. Особенно широко развернулось производство подделок под булат в XVIII-XIX веках. В это время в Европе научились производить высокоуглеродистую литую сталь, и западноевропейские мастера, оставив попытки раскрыть секреты производства сварочного булата, начали изготовлять из нее довольно хорошее холодное оружие.

        Дамаск - древнейший город на Ближнем Востоке. По преданию, его именовали "четвертым раем". На рынках города продавалось лучшее оружие, чеканка, самые дорогие ткани, редкостные пряности. В 284 - 305 годах римский император Диоклетиан повелел построить в Дамаске оружейные заводы. Это были уже не первые кузницы, где выковывалась узорчатая сталь.
        Поскольку в древности оружие из индийского и сиамского железа делалось и продавалось чаше всего на базаре в Дамаске, очень трудно выяснить, какой булат делали в Дамаске, а какой в Индии. П.П. Аносов и другие историки металлургии различают старую настоящую индийскую сталь, которую называют еще "Дамаск" или "чистый Дамаск", и новую - "наварной дамаск" или "дамасскую сталь". "Чистый дамаск", так же, как индийский "вутц" и древнеперсидский "пулад", являлся литой сталью. Клинок изготовляли из цельного куска такой стали, полученного плавкой. Он имел естественные узоры. Сегодня булатом называют литую сталь, имеющую естественный узор. Только оружие, полученное путем ковки литой булатной стали (лепешки, или "вутца") и имеющее естественные узоры, обладало очень высокими механическими свойствами. Именно о нем складывались легенды.
        В древности, конечно, не могли знать о химическом составе булата и не умели связывать строение стали с ее свойствами. Следовательно, объяснить, почему тем или иным свойствам соответствует определенная форма булатного узора, никто не мог. Этим пользовались древние мастера. Чтобы дороже продать клинок, они стремились искусственно воспроизвести на нем узоры, свойственные хорошему булату.
        Искусственные способы воспроизведения узора появились, очевидно, вначале в Дамаске. В этом городе производились знаменитые узорчатые ткани, которые еще и сейчас известны под названием "Дамаск" (во Франции - "дамасье", в Голландии - дамаст). Советский исследователь А.К. Антейн не исключает возможности, что искусственную узорчатую сталь называли "дамасской" из-за сходства рисунка поверхности клинков с узорами дамасских тканей. Это подтверждается тем, что на западе до сих пор слово "дамаск" трактуют как "цветастая", или "сталь с цветным узором". Термин "дамасская сталь" получил настолько широкое распространение, что им еще и в наше время иногда неправильно называют настоящие индийские булаты.
        Между тем искусственный узор дамасской стали отличить от естественного булатного сравнительно нетрудно. Рисунок на дамасской стали повторяется в соседних фрагментах, как на обоях, а линии узора короче и постоянны по толщине. Встречаются простые и сложные узоры. Последние представляют собой глазки или агатовидные фигуры, состоящие из ряда замкнутых концентрических линий, напоминающих лучшие сорта литого булата.
Существовало много способов изготовления узорчатых клинков. Например, скручивали в виде каната полосы или куски проволоки, имеющие различное содержание углерода и потому разную твердость. Такая "плетенка" проковывалась, а точнее, сваривалась под молотом после нагревания. Поскольку куски были разного состава, на клинке при травлении проявлялся узор. Варьируя способы сплетения проволоки или полос, можно было получить различные узоры на поверхности клинка.
        Оружие, приготовленное этим и подобными способами, и получило название "дамасская сталь", или "наварной дамаск". Последнее время "наварной дамаск" чаще всего называют сварочным булатом. Настоящий сварочный булат отличался особенно красивым, строго повторяющимся по длине клинка, цветным извилистым узором.
        Есть предположение, что способ изготовления сварочного булата мог возникнуть случайно: из-за отсутствия нового материала мастера часто сваривали старые куски железа. Это со временем и могло привести к способу получения сварных клинков.
        Изобретатели холодного оружия из сварочного булата быстро обнаружили, что, хотя его качество и уступает оружию из настоящего булата, но является несравненно более высоким, чем качество клинков из обычной стали. Поэтому ножи, кинжалы и сабли из сварочного булата также ценились очень высоко. Есть сведения, что в XVIII-XIX веках сабельный клинок из сварочной дамасской стали в Хоросане стоил огромных денег - 7000-8500 имперских талеров.
        Некоторые способы изготовления клинков из сварочного булата появились еще в глубокой древности. Во всяком случае, они восходят к эпохе поздней Римской империи. В 1859-1863 годах около селения Нидам (Дания) вблизи побережья Альзензунда в торфяниках были обнаружены три римских корабля с грузом. Корабли, очевидно, потерпели крушение во время бури. Два из них затонули, а третий сел на песчаную отмель. Среди корабельного груза оказалось свыше ста мечей, утварь и монеты. На мечах были обнаружены римские пометки, монеты оказались динарами, выпущенными в III веке.
        Исследование металла клинков мечей показало, что они имеют структуру сварочного булата, изготовленного старинными способами "наварного Дамаска". Известны три разновидности этого способа, которые отличают по узорам на клинке: полосатый дамаск, наварной дамаск и цветочный дамаск. Цветочный называют также "розовым Дамаском".
        Полосатый дамаск изготовляли простой сваркой разных по твердости стальных полос, наложенных друг на друга, причем полосы с большим содержанием углерода чередовались с полосами, содержащими очень мало углерода. Угловой дамаск делали следующим образом. Брали полосу "полосатого дамаска", нагревали и скручивали под молотом, после чего сплющивали и вновь вытягивали в полосу. К полученной полосе приваривали такую же полосу, но скрученную в противоположную сторону. В результате получали рисунок, напоминающий угольник или римскую букву V, посередине которой хорошо была видна осевая линия. Сваркой двух V-образных полос получали рисунок, напоминающий букву W. К методам получения розового Дамаска мы еще вернемся.
        На проржавевших обломках найденных мечей обнаружили рисунки всех перечисленных видов сварочного Дамаска. Интересно, что после того, как сняли ржавчину и просмотрели структуру поперечного сечения мечей, обнаружили, что рисунок ("дамасское переплетение") не проходит через всю массу металла. При исследовании прежде всего бросалась в глаза разница структуры дамаска на одной стороне клинка и на другой. После шлифовки, полировки и протравки кислотой поперечного сечения клинков на них появились темные прослойки - это были твердые куски стали с высоким содержанием углерода. Они были умышленно вварены в мягкую основу. Из этого следует, что при выработке мечей сначала ковался остов, а затем на него с двух сторон насаживались прокованные дамасские полосы.
        Лезвия у мечей были гладкие, без рисунка, следовательно, они приваривались отдельно. На отдельных мечах лезвие представляло собой сваренные полоски углеродистой стали и Дамаска. Таким образом, все найденные мечи отличались по качеству и структуре (рисунку) железа, использованного для лезвия и тела меча.
        Химическим анализом металла римских мечей обнаружено, что в стали, кроме углерода, присутствуют кремний, марганец, фосфор, сера, причем содержание углерода от оси меча к лезвию увеличивалось.
        Известны и другие способы приготовления сварочного булата. Один из них заключался в том, что полосу сваривали из 20 слоев более твердой и более мягкой стали, расположенных различным образом, в зависимости от цели употребления изделия, после чего полосу перегибали и сваривали вторично 40 слоев, еще перегибали и сваривали 80 слоев, еще раз перегибали и сваривали 160 слоев, и еще раз перегибали и сваривали 320 слоев! После вытяжки из нее делали заготовки для клинка. Если такой клинок нагреть и быстро охладить, то более твердые стальные слои становятся отчетливо видны на поверхности мягкого железа, образуя характерный древовидный рисунок. Специальной ковкой, последующей шлифовкой и травлением добивались "коленчатого" узора.
        В более поздние времена из сварочных булатов на Востоке особенно ценился амузгинский, представлявший собой крупнорисунчатую дамасскую сталь. Клинок изготовляли следующим образом. Брали три пластины: одну из среднеуглеродистой "крепкой" стали, так называемой "антушки", вторую - из низкоуглеродистой и "мягкой" стали ("дугалалы") и третью - из высокоуглеродистой "очень крепкой" стали ("альхана"). Из каждой пластины вначале выковывались тонкие полосы, после чего они сваривались. Обычно из сварочных полос выковывали четырехгранный стальной стержень, который затем вытягивался и уплощался. Из такой заготовки выходило два клинка.
        Анализом способов изготовления клинков мечей из дамасской стали и узоров сварочного булата занимались многие известные металлурги в России и других странах. А.К. Антейн и А. Льестол (на которого Антейн ссылался в своей работе) провели широкое исследование узоров мечей из дамасской стали путем моделирования способа их приготовления на пластилине и пластинах из мягкой и твердой сталей. Методика моделирования состоит в следующем: сначала берут три (или больше) стальные пластинки (черный пластилин), между ними прокладывают две железные пластинки (белый пластилин) такой же толщины. После этого с внешних сторон помещают две железные пластины потолще. Срезая лишний пластилин, блоку придают цилиндрическую форму и скручивают его несколько раз вокруг продольной оси. Разрезы на разных расстояниях от центра дают узоры различных видов. Если такой крученый брусок разрезать по осевой линии, получается крестовидный узор; если разрезать ближе к краю - узор из косых линий. Из таких линий легко сделать V- и W-образные узоры. Разрезы между указанными выше плоскостями дают промежуточные узоры. Один из промежуточных разрезов позволяет получить узор в виде розы: для этого сваривают два крученых прутика с полукруглыми узорами так, чтобы из двух полукругов разных прутиков получился один круг. Подобные узоры получены также на железе и стали методом ковки и скручивания.
        Холодное оружие из дамасской стали, дошедшее до наших дней, свидетельствует о том, что в древности существовали два способа использования сварочного булата при изготовлении клинков. Первый состоял в том, что вся средняя часть клинка изготовлялась из сварочного булата, а к ней приваривалось лезвие из углеродистой стали (0,6-0,8% углерода). При втором способе слой сварочного булата наваривался на основной металл клинка поверх дола. Клинки, сделанные по первому способу, старше. Они, как правило, относятся к IX-XI векам.
        Вплоть до конца XIV века в Дамаске изготовляли лучшее оружие в мире. В 1370 году в Самарканде к власти пришел великий эмир Тимур. Для того чтобы упрочить свою власть и удержать феодалов и кочевую знать от внутренних мятежей и междоусобиц, он начал большие завоевательные войны. В начале XV века (1401 год) Тимур покорил Сирию и взял Дамаск. Город был сожжен, а мастера, владеющие искусством изготовления оружия, были увезены в Самарканд. В этот и другие города Средней Азии переселялись десятки тысяч ремесленников из завоеванных стран. Чтобы подорвать военную мощь Золотой Орды, Тимур старался ликвидировать ее транзитную торговлю. Он разрушил такие большие города, как Сарай-Берке, Астрахань, Азов, а также Ургенч. В результате вся средиземноморско-азиатская торговля направлялась только по караванным путям, проходившим через Иран, Турцию, Армению, Грузию, Бухару, Самарканд. С этого времени начинается широкое распространение разнообразных способов изготовления сварочного булата в Средней Азии, на Кавказе и особенно в Турции.
        Поскольку донские казаки постоянно участвовали в русско-турецких войнах, их оружие претерпевало "естественный отбор": в их вооружении оказывались наиболее стойкие сабли и шашки. В джигитовках и состязаниях выявлялись не только боевые качества всадников, но и крепость булата. Советские металлурги О. Жолондковский и И. Ильчук пишут, что на Кубани и Тереке арсенал казаков представлял такую оригинальную мозаику, такую смесь оружия всех времен и стилей, что специалисты могли только диву даваться. Часть этого оружия из литого турецкого шама, дамасского сварочного булата и лучших сортов дамаскированной стали и ныне можно увидеть в Новочеркасском музее истории донского казачества и других музеях страны.
        Основное количество сабель было отбито казаками у горцев. Это оружие изготовлено прославленными мастерами Кавказа - из местечка Кубачи, знаменитыми братьями-оружейниками Исди-Кардаш, кинжальных дел мастером Магометом Муртазалиевым. Очень ценились уникальные шашки терс-маймуны и калдыны, называемые иногда "волчками". Калдын - широкий, почти прямой клинок с изображением волка на одной его стороне и круга с крестом - на другой. Терс-маймун очень похож на калдын, но бегущий зверь изображен схематично, а кресты на клинке дополняются лагинскими буквами NМ, обозначающими, по-видимому, либо название местности, либо имя изготовителя. Точных сведений о происхождении этих клинков до сих пор нет.

        Лучшей на Кавказе считалась шашка Гурда. С ней можно было вступать в бой с противником, закованным в латы. О сказочных качествах гурды красноречиво рассказывает старинная легенда: "Один горец научился ковать чудо-шашку. Но вот прослышал он, что живет на свете другой такой же мастер. Захотелось ему испытать, чей клинок крепче. Встретились кузнецы, выхватили шашки. "Смотри, "гурда",- крикнул первый,- и ударил по шашке соперника. Перерубил булат, а вместе с ним и мастера". Гурда до нас дошла лишь в отдельных экземплярах и сегодня является музейной редкостью.
        На клинках Гурды кавказскими мастерами использовалось клеймо "челюсти", которое, по мнению крупнейшего исследователя оружия Э.Э. Ленца, позаимствовано у итальянских клинков, впервые вышедших из оружейных мастерских Генуи и имевших почетную известность.
        В чеченских народных сказаниях говорится, что Гурда, словно меч Саладдина, рассекала подушку, поднесенный к лезвию человеческий волос после дуновения срезался, её клинок рубил все другие клинки. Доспехи для Гурды не являлись преградой. Своими достоинствами она приводила всех в изумление. Слава о ней уходила далеко за пределы Кавказа.
        Мы знаем о мастерах, давших клинку название Гурда, но нам неизвестно точное время ее появления. Однако многочисленные факты свидетельствуют, что в XIX веке, в бытность на Кавказе М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого, настоящая Гурда была редким и дорогим оружием. Приобрести шашку Гурда было мечтой всякого ценителя холодного оружия, посещавшего Кавказ в XIX веке. Как лучшая шашка, Гурда вызывала у всех восхищение. Это способствовало изготовлению подделок многими оружейниками Кавказа, образцы которых дошли до наших дней. Очевидно, что очень мало музеев могут похвастаться наличием у них подлинной Гурды.
        В период многолетнего изучения чеченского оружия автору приходилось слышать в народе различные версии о шашке Гурда. Наряду с версией Э. Ленца, записанной им в 1911 году, которую можно и в наши дни услышать от стариков в различных вариантах, в чеченском обществе бытуют еще две заслуживающие внимания версии.
        Первая версия. В тайпо-родовом делении чеченцев есть известный тайп (род) айткхаллой, большая часть которого, как и прежде, проживает сегодня в юго-восточной части Чеченской Республики. Тайп славился своими удалыми наездниками и оружейными мастерами.
        В ауле Айткхаллой (названный именем тайпа) были умелые мастера-оружейники. Особой славой пользовались клинки старого мастера, строго хранившего свои секреты. Говорят, что перед ковкой и закалкой клинков он долго молился в мечети, а потом надолго уходил в горы. Клинок мастера имел название "Гора да", что дословно с чеченского означает: "владеющий силой", "властелин мощи". "Гора да", произносимое слитно на русском языке, в русской интерпретации соответствует слову "Гурда"...
        Вторая версия. Наиболее распространенной среди краеведов республики является версия о принадлежности шашки Гурда к чеченскому тайпу Гордалой. Аул Гордали (носящий имя тайпа) расположен в Ножай-Юртовском районе республики. Гурда - древнее вайнахское "меч" ( т.е. "меченосцы").
        В ауле Гордали жила большая династия мастеров-умельцев по изготовлению холодного оружия, которая помимо знаменитых шашек и кинжалов изготовляла плоские стальные напильники высокой закалки, имевшие еще по бокам бугорки металлических зубьев. Напильники назывались "горда" по имени того же изготовителя шашки Гурды.
        В памяти глубоких стариков из тайпа Гордалой остались, к сожалению, очень скудные предания об оружейном производстве и мастерах села, ограничивающиеся только лишь констатацией факта о существовании у них оружейного промысла. При этом о знаменитой шашке и мастере говорят без сомнения и с гордостью. Их предания гласят, что мастер, изготовлявший знаменитые на всем Кавказе клинки, был в ауле последним из некогда большой оружейной династии. Он один знал секреты их изготовления, перешедшие к нему от предков. С его внезапной смертью была утрачена технология изготовления Гурды. Гордалинцы считают, что последний мастер жил и работал в XVIII веке. По их мнению, имя оружейника было Горда - соответственно названию тайпа. Примечательно и то, что гордалоевские старики шашку называют не Гурда, а Горда.
        Наличие двух соседствующих версий о шашке Гурда несомненно вызывает интерес. У гордалинцев бытует мнение, что первоначальной основой клейма "гурда" являются не "челюсти" города Генуя, а зубья капкана. Такая вероятность возможна, если учесть, что чеченское слово гур (гура) означает "капкан", а гур да - "владелец капкана", "основатель капкана". Речь может идти о мощных капканах с мертвой хваткой, использовавшихся в старину чеченцами для поимки медведя, барса, волка.
        Старейшины тайпа, а также нынешний директор Национального музея Чеченской Республики В.А. Асталов, являющийся выходцем из тайпа Гордалой, считает, что "клеймо "зубья" ранее накладывалось на мечи и сабли, имело внешнюю изогнутость, схожую с формой укуса. По их предположению, только с широким распространением генуэзских клинков на Кавказе (XV-XVI века) клеймо "зубья", схожее с клеймом "челюсти", стали изображать в форме последнего... Однако для нас наиболее важно то, что шашка Гурда неоспоримо является достоянием Кавказа и произведением высокого искусства его мастеров"

        Не меньшей славой пользовалось оружие старого калмыцкого мастера Басалая и его многочисленных потомков в Дагестане. Изготовленные ими кинжалы так и назывались "басалаи". Утверждали, что их лезвием можно было высечь из камня искру, а потом побриться.
        Необычный сварочный булат найден в Прибалтийском бассейне. На лезвие средневековых мечей выводили не твердую стальную, а мягкую полоску железа, и только после нее делали твердое острие. Долго металлурги не могли понять, зачем это делалось... Объяснение такой конструкции средневековых мечей дал профессор из Владимирского политехнического института Г.П. Иванов.
        Однажды адмирал С.О. Макаров присутствовал на полигоне при испытании броневых плит, цементованых и закаленных по методу Гарвея. Плиты эти на поверхности имели большое содержание углерода, и после закалки поверхность плиты приобретала высокую твердость. Однако по мере углубления содержание углерода уменьшалось, и материал становился мягче и мягче. При испытаниях по недосмотру одну из броневых плит установили к орудию обратной, мягкой стороной. Началась стрельба, и снаряды без труда пробивали плиту, считавшуюся неуязвимой. Случай этот произошел на глазах у многих специалистов, но правильный вывод сделал только адмирал Макаров.
        "Если закаленную поверхность плиты легко пробить с обратной стороны,- подумал адмирал,- то нельзя ли эту самую "изнанку" насадить на головную часть снаряда?" "Макаровские" мягкие колпачки на броневых снарядах насквозь прошивали гарвеевскую броню... Так для того ли, чтобы пробивать стальные латы противника, древние кузнецы нашивали мягкую полоску стали на закаленное очень твердое лезвие средневекового меча?
        Широко известен грузинский сварочный булат. По мнению П.П. Аносова, он близок к индийскому и дамасскому. Павел Петрович считал, что лучшие сварочные булаты делали в Индии, Турции, Сирии и Персии (Иране). Их, возможно, начинали готовить мастера, знакомые с выделкой настоящего литого булата. Традиции приготовления булата в Грузии были непосредственно связаны с производством оружия в Индии и странах Ближнего Востока.
        Как уже было отмечено, холодное оружие делали главным образом в горной части Грузии, но сварочный булат умели делать лишь в нескольких городах. Оружие тифлисского производства славилось далеко за пределами Кавказа. Есть сведения, что в XVIII веке горским народам Кавказа и Ирана сабли и кинжалы поставлялись из Тифлиса. В XIX веке Тифлис продолжает оставаться центром изготовления оружия из сварочного булата. Это хорошо известно А.С. Пушкину, который писал, что тифлисское оружие дорого ценится на всем Востоке.
        Десятилетия славилась своим булатом семья Элиазарошвили. Исследователь истории производства стали в Грузии К.К. Чолокашвили установил, "что эта семья секрет изготовления булата унаследовала от предков". Но собенно популярным был мастер булатного оружия Георгий Элиазарошвили, которого упоминает даже М.Ю. Лермонтов в одном из вариантов стихотворения "Поэт":
            В серебряных ножнах блистает мой кинжал,
            Геурга старого изделье.
            Булат его хранит таинственный закал,
            Для нас давно утраченное зелье.

        Сын Георгия - Карамон Элиазарошвили продолжил дело отца. Он знал, что в былые времена грузинские мастера изготовляли булатные клинки из индийского железа - вутца. Карамон объясняет: "Вутц - слиток стали в виде толстой лепешки. Одни полагали, что это смесь стали и железа, другие - железа и чистого графита, а третьи - что это "особая сталь". Но вутца давным-давно нет, и Карамон Элиазарошвили делает булатное оружие из грузинских подков, опилок из турецкой стали, чугуна и полос сварочного железа. "Се же оружие из грузинского булата обладало столь высоким качеством, что при испытании клинков ими отсекали одним ударом голову быка или коровы". Правда, как правильно заметил П.П. Аносов, для такой работы, кроме качества клинка, еще требовалась сила его обладателя...
        Известный историк кавказских походов русский генерал В. Патто писал в XIX столетии: "Безусловно, русские кавалеристы за счет своей отваги и богатырской силы успешно противостоят восточным конникам, но крепость и острота ятаганов и шашек, сделанных из дамасской стали, значительно превосходят крепость сабель наших солдат. Для того чтобы успешно владеть настоящим булатным клинком, не нужна особая физическая сила, он страшен даже в руках ребенка".
        Итак, к началу XIX века русская армия, считавшаяся одной из сильнейших в мире, не имела на вооружении хороших клинков. Необходимо было обратить серьезное внимание на производство холодного оружия в России... Начальник оружейных заводов и министр финансов Е.Ф. Канкрин поручил организовать изготовление булатных клинков. Обратились к Элиазарошвили, искусство которого было широко известно. Сохранились сведения, что Карамон Элиазарошвили в 1828 году раскрыл рецепт изготовления грузинской сабельной стали. К.К. Чолокашвили нашел этот рецепт в старых "Актах Кавказской архивной компании". Позволю себе привести его целиком - из этого описания даже неспециалисту ясно, как непрост был метод.
        "Для одной сабли или шашки взять 5 фунтов полосового железа, положить в кузнечный горн, в котором довести его до такой степени (т.е. раскалить), чтобы можно было разрубить на три части по длине полосы, после чего перерубить каждую часть на два куска, из чего образуется 6 равных частей, длиною каждая в четверть аршина. Потом взять два фунта стали, вываренной и сырцовой, положить также в ковш, раскалив ее так, что бы можно было разрубить оную на три части по длине полосы, равные по величине железным частям. Затем, взяв два куска означенного выше железа, вложив в них один кусок прописанной стали, сварить песком и обыкновенным порядком тоже с прочими железными частями и сталью. Когда таким образом железо со сталью сварено, должно выковать сваренный кусок длиною вдвое, т.е. в поларшина, шириною в три четверти вершка и толщиною в одну восьмую вершка. Потом каждый сей кусок, раскалив в горне, обсыпать сверху и снизу посредством железной лопатки, толченым чугуном (который должен быть приготовлен наперед подобно песку). Всего же потребно чугуна из 6 кусков означеного выше железа один фунт. После сего выковать вновь каждый кусок вдвое, т.е. в один аршин длиною, шириною в полвершка. Окончив, согнуть каждый кусок 5 раз взяв оные в клещи, сварить вместе в горне с песком; потом, вытянув посредством кожи из сего материала прут длиною в пол-аршина, перерубить на две части, сварить оный с песком и, вытянув из него вновь пол-аршина, перерубить пополам. После сего вложить в середину оных полуфунтовую полосу стали, длиною и шириною подобно сим кускам перерубленного железа, сварить с песком вместе, выковать полосу, подобную сабле, но, однако, короче двумя вершками. Сию полосу должно насечь зубилом с обеих сторон, подобно крупному напильнику, потом насечку сию сточить или спилить и тогда вытянуть о произволу саблю или шашку, после чего положить в клинок, а через четверть часа, вынув и вычистив в одном каком-нибудь месте пыль, смотреть, если струя на нем кажется хороша или по желанию, тогда вычистить тем же самым из пыли порошком и употреблять".
        Известно, что в 30-е годы XIX века в Тифлис были направлены русские ученики. В 1832 году Элиазарошвили посылает с ними императору Николаю I сабли своего изготовления. Это оружие сейчас хранится в Эрмитаже в Ленинграде и в Историческом музее в Москве. К.К. Чолокашвили приводит также архивные документы 1888 года, в которых указывается, что "лучшими клинками в кавалерии считались те, которые были изготовлены учениками Элиазарошвили".
        Рецепт Элиазарошвили весьма похож на сохранившиеся описания производства мечей в Северной Индии с искусственно науглероженной поверхностью. Полосу обычного кричного железа многократно обсыпали чугунными опилками, а затем последующей многократной проковкой при "сварочном жаре" создавали на ней нацементованную поверхность. Такие клинки обладали острым лезвием, имели некоторую продольную упругость и вязкость. Они уступали по качеству только булату...
        Приведенные сведения о сварочном булате - наиболее поздние. К концу XIX века в мире уже почти не делали холодное оружие из сварочного булата. Секрет его производства был вскоре окончательно утерян. Интересно, что в эти времена и в Индии, и в Дамаске изготовляли холодное оружие из обычных сортов английской или шведской стали.
        Производство сварочного булата было самостоятельным промыслом со своими секретами и традициями. Очень трудно сварить полосы или проволоки разнородной стали в один цельный кусок, получить определенный узор, да еще обеспечить твердость, гибкость и остроту выкованному клинку. Дело в том, что после нагрева в горне полосы стали или проволоки поверхность металла окисляется, и пленка окислов препятствует его сварке. Чтобы сварка происходила, надо очень точно выдерживать температуру и удалять окислы с поверхности стали. Способы удаления окислов, температура сварки, скорость ковки, порядок соединения полос с различным содержанием углерода и составляли, очевидно, главные секреты мастеров, делавших оружие из сварочного булата.
        Недаром в имеющихся описаниях изготовления амизгинского сварочного Дамаска обычно говорится, что, когда наступала пора сваривать пластины, мастер выгонял всех из кузницы, тщательно оберегая тайну порядка соединения пластин и способа их сварки. Если же мастер допускал посторонних, то применял такие приемы, которые отвлекали любопытных: совершал над полосой самые необыкновенные ритуалы, например, посыпал полосу пеплом заживо сожженного животного или другими неведомыми опилками и порошками. Между тем главный предмет тайны составляли, по всей вероятности, порошки, которые применялись для сварки в качестве флюсов.
        Теперь совершенно понятно, что это были флюсы, которые, с одной стороны, имели достаточно низкую температуру плавления, были жидкотекучи и легко выдавливались под молотом, а с другой - быстро растворяли окислы железа, обнажая чистую поверхность металла, необходимую для сварки. Мастера использовали разные флюсующие порошки, но каждый свято хранил в секрете состав "камней", им применяемый. Поэтому, возможно, и в рецепте Элиазарошвили нет самого главного - состава флюса для сварки полос. Мастер подробнейшим образом рассказывает о порядке сварки полос, а флюс упоминает между прочим, называет его песком, не открывая секрета его состава и способа приготовления.
        В Западной Европе до XV-XVI веков не знали о существовании литого булата. Поэтому возникающие здесь центры по изготовлению холодного оружия старались использовать секреты сварочного булата. Так, пример, испанские оружейники заимствовали приемы производства дамасской стали у арабов, живших на Пиренейском полуострове. В Толедо, который стал одним центров производства холодного оружия, впоследствии делали высококачественные клинки из обычной стали. Чтобы рекламировать их высокое качество, на поверхности клинка литографическим способом наносили дамасский узор. Такие клинки специалисты называют "ложными булатами".

        Особенно широко развернулось производство подделок под булат в XVIII-XIX веках. В это время в Европе научились производить высокоуглеродистую литую сталь, и западноевропейские мастера, оставив попытки раскрыть секреты производства сварочного булата, начали изготовлять из нее довольно хорошее холодное оружие. В Италии (Милан), в Испании (Толедо), в Германии (Золинген), во Франции и Бельгии (Льеж), даже в Англии стали широко производить "ложный булат".
        "Ложные булаты", особенно золлингеновские и толедские, приобрели известность благодаря высокой степени полировки и красивым узорам, которые наносились на клинки различными методами. Ремесленники, рисующие декоративные узоры на металле, назывались "дамаскировщиками", а клинки "ложного булата" - "дамаскированными". Многие "дамаскированные" клинки были не очень высокого качества, поскольку они изготовлялись из обычной шведской или английской углеродистой стали. Поверхность металла полировали, тщательно очищали от грязи и покрывали раствором специального состава в терпентиновом масле. Узоры булата выводили кистью или резцом, а потом протравливали рисунок соляной кислотой. Особенно преуспевали мастеровые из немецкого городка Клименталя: они получали узоры на клинках не только описанным способом, но часто его просто гравировали.
        Сходство рисунков на литом булате, сварочном булате и "дамаскированной" стали нередко приводило ко всяким недоразумениям. В частности, описание личного оружия Вильгельма I, Бисмарка и Наполеона сделано таким образом, что совершенно непонятно - то ли оно изготовлено из сварочного булата, то ли из "дамаскированной" стали.
        В Новочеркасске в музее истории донского казачества экспонируется сабля атамана М. И. Платова. Сабля сделана в 1814 году из лучшей английской стали в честь победы союзников в войне с Наполеоном Бонапартом. Сабля еще до Октябрьской революции была передана в музей родственниками Платова; но во время Гражданской войны была украдена белогвардейцами и вывезена в Чехословакию, откуда в 1946 году со многими экспонатами старинного оружия возвращена на родину. На клинке сабли надпись, свидетельствующая о том, что Лондонский городской совет, заседавший 8 июня 1814 г., единогласно решает: "Сабля стоимостью 200 гиней преподносится атаману графу Платову в знак высокого уважения, которое совет питает к непревзойденному мастерству, блестящим талантам и неустрашимому мужеству, проявленному им во время длительных конфликтов, в которых он принимал участие для обеспечения свободы, мира и счастья Европы".
        Есть сведения, что аналогичные сабли были преподнесены русскому полководцу М.Б. Барклаю-де-Толли и командующим союзными войсками Артуру Уэлсли Веллингтону и Герберту Лебрехту Блюхеру. Несмотря на высокую стоимость, сабля представляет собой всего лишь неплохой образец "дамаскированной" стали. На ее поверхности выгравирован рисунок, похожий на булатный узор. Подобных образцов в музеях можно найти немало, гораздо больше, чем настоящих сварочных булатов.
        В России многие секреты сварочного булата стали известны благодаря работам грузинского ученого- этнографа К.К. Чолокашвили, который расшифровал ряд способов его производства. Найденный рецепт изготовления грузинского булата был им передан в Институт металлургии Академии наук Грузинской ССР, где был тщательно изучен. В результате в одном из цехов Руставского металлургического завода под руководством академика АН Грузинской ССР Ф.Тавадзе в современных условиях были получены опытные образцы сварочного булата, достаточно хорошо повторяющие узоры и свойства музейных экспонатов.
        Не одно столетие металлурги всех стран и народов пытались выплавить булатную сталь, но злополучная тайна никому не давалась. В XIX веке учеными-металлургами предпринималось множество попыток раскрыть секрет литого булата, даже великий английский ученый Фарадей безуспешно бился над решением этой задачи. Но получить литой булат, не уступающий по свойствам индийскому вутцу, удалось только русскому ученому, горному начальнику златоустовских заводов П.П. Аносову в 40-ых годах XIX века. Сохранившийся до наших дней аносовский булатный клинок перерубает гвозди, гнется в дугу и на лету перерубает газовый платок. Секрет древних индийских мастеров открыт? И да, и нет. После смерти П.П. Аносова, несмотря на оставленный им подробный рецепт, воспроизвести литой булат не удается никому!
        Уже в наше время златоустовские металлурги вновь попытались воскресить технологию производства булата. Сложны и длительны были эти поиски, но узорчатая сталь вновь была получена, хотя полностью повторить аносовский булат не удалось. Легендарная упругость клинков достигнута не была. Современные качественные легированные стали превосходят булат по всем показателям: прочности, упругости, режущим свойствам, но добиться таких выдающихся свойств в одном образце не удается и сейчас. Тайна индийского литого булата ждет своей разгадки!
        Не вдаваясь в описание атомно-молекулярного строения металла, интересного только для специалистов- оружейников, отметим, что сварочный булат отличался высокой прочностью, значительно превышающей прочность стали такого же состава, потому что степень деформации структуры металла при сварке стальных полос или проволоки с различным содержанием углерода была колоссальной. Не так давно металловеды сделали рентгеноструктурный анализ сварочного булата. Рентгенограммы показали, что из кристаллов металла выпали чуть ли не целые группы атомов - так велика у него оказалась плотность дислокации. Таким образом, древние кузнецы эмпирически нашли способ приготовления очень прочного оружия. И не случайно сварочный булат (дамасская сталь) ценился не только за свои красивые цветные узоры.

        Прием изготовления клинков из одного скрученного слоистого прутка, насколько известно, в старину использовали крайне редко. Более популярный в древности прием заключался в изготовлении клинка не из одного, а из нескольких сложенных в один ряд прутков крученого дамаска. Для придания клинку устойчивости при изгибе эти прутки закручивают в разные стороны, отчего получается угловой узор "паркетного" или "шевронного" вида. Еще более прочные и упругие клинки получаются, когда устраняется ослабляющее влияние длинных продольных сварочных швов между прутками. В таком случае прутки располагают или сразу в два ряда, или складывают вдвое и снова проваривают "однорядную" заготовку клинка. Существует старинный арабский рецепт изготовления самой настоящей "дамасской стали" (так реально работали в Дамаске), в котором описывали отковку сабельного клинка из уложенных в два слоя шести закрученных прутков, состоящих из 700 слоев каждый.
        Самый, пожалуй, сложный, но и самый совершенный технологический прием, применяемый при изготовлении клинка из крученых разновидностей дамаска, в глубокой древности применялся наиболее часто. Тогда крученый дамаск использовали главным образом лишь в виде конструктивных вставок в клинок, отковывая из него центральную часть клинка или его обух. Лезвие же приваривали стальное или из твердого многослойного дамаска. Дело это хлопотное и непростое, зато позволяет добиваться затейливых узоров при прекрасных рабочих качествах клинка.
        До сих пор речь шла главным образом о методах образования узоров при изготовлении клинков из слоистых разновидностей металла. Использование его волокнистых видов даже в самом незатейливом "штемпельном" дамаске очень сильно усложняет узор. Разнообразные комбинации фигурных прутков и плоских лент в исходном пакете приводят к образованию сложных узоров мозаичного типа, отчего и сам сложноволокнистый металл получил название "мозаичного" дамаска, который используется почти исключительно в дорогих художественных изделиях.

        Итак, применяя различные виды кузнечной сварки, получают в итоге структуру металла, состоящую из более-менее сложного переплетения железных и стальных слоев или волокон. Само собой разумеется, что дамаск может и не иметь в своем составе мягкого железа, а состоять только из слоев-волокон сталей разных марок, отличающихся друг от друга содержанием как углерода, так и других легирующих элементов - например, никеля или хрома.
        Главным достоинством горновой сварки является именно ее технологическая простота. Горн и молоток, да еще горсть песка в руке опытного кузнеца - вот и вся технология. Недостатком этой древнейшей технологии является невозможность сварки большинства легированных, наиболее прочных сталей. Окисные пленки, содержащие много хрома, не удаляются обычными флюсами, поэтому прочного соединения этим методом высокохромистых сталей добиться не удается.
        Сегодня, как и во все времена, мало кто владеет методами производства "настоящего" булата со свойствами, приближенными к описанным. Потребитель, конечно, хотел бы иметь клинок именно из "супербулата", но они и в старину были очень редки. Обычному потребителю ножей, особенно не отягощенному избытком денег, можно с уверенностью посоветовать приобретать фабричные изделия с практичными клинками из многократно проверенных современных сталей, поскольку их свойства почти наверняка перекроют его запросы. Лишь особо требовательным знатокам и ценителям действительно стоит попытаться приобрести нож с узорчатым клинком. Как по этому поводу говорят практичные американцы, если вам нужно объяснять, зачем это нужно, значит вам это не нужно.
        В этой связи нужно особо отметить, что сегодня весьма немногие именитые мастера во всем мире, будь то в Америке или России, стремятся изготавливать именно практическое оружие из узорчатой стали - при том, что штучный охотничий нож, сработанный опытным мастером из хорошего булата или дамаска, может и должен заметно превосходить по своим рабочим качествам ножи фабричного производства из промышленного металла. Коммерческая целесообразность вынуждает кузнецов соревноваться в изготовлении клинков с броским и даже вычурным узором, который своей редкостью и замысловатостью притягивает "не бедных" коллекционеров, а не совершенствоваться в ковке и термообработке практичных клинков. Действительно, яркий узор клинка заметен сразу, а режущие свойства его металла в полной мере может оценить далеко не каждый потребитель.
        Однако и очень уж недоверчиво относиться к узорчатым ножам не стоит, поскольку все сколько-нибудь грамотно изготовленные узорчатые клинки, штучные или мелкосерийные, весьма неплохо режут. Причиной тому, помимо не всегда достигаемой особой мелкозернистости металла, является т.н. "булатная" микропила, автоматически возникающая на лезвии из узорчатой стали. Она образуется практически непрерывно из-за разной стойкости к износу слоев или волокон, составляющих узор металла - литого или сварочного. В древности остроту клинка прямо связывали с его узором, правдиво и точно рассказывающем о характере расположения выходящих на лезвие слоев в клинке, их форме и внутренней структуре.
        Многие пользовались ножами с нарезкой на лезвии в виде зубцов, которые отлично режут мягкие материалы - хлеб, мясо, веревки и прочее тому подобное. Наличие такого зубчатого рельефа приводит к "вспарывающему" механизму резания, когда каждый зубчик зацепляет разделяемый материал, создавая в нем более значительные растягивающие растяжения, чем при вдавливании гладкого лезвия. Поэтому узорчатые клинки с автоматически образующейся микропилой на лезвии имеют более высокую режущую способность, чем просто стальные, пусть даже и первоначально более остро заточенные.
        Легендарный трюк с рассеканием на лету тончайшего шелкового платка был возможен именно благодаря наличию микропилы на лезвии булатного клинка, зубчики которой поочередно перерезали шелковые нити, из которых был соткан платок, в то время как вроде бы остро заточенный стальной клинок не мог с достаточной силой "вдавиться" в ткань, т.к. легкий платок увлекался движением клинка. Многочисленные отзывы свидетельствуют, что хорошим булатным клинком резать настолько легко, что даже приятно. Несомненно, что понятие "хорошо режет" очень ёмкое, и на эту тему можно (да и нужно) писать отдельные обширные статьи. Да и о "микропиле", о принципах ее образования и действия, тоже надо бы пару-тройку страниц написать - не так там всё просто. Но пока отложим эту тему...
        "Хороший" булатный клинок - это понятие действительно очень емкое, поскольку главный "секрет" клинковой стали всегда, во все времена заключался в человеке, который ее изготавливал. Довольно очевидно, что если дать кусок самой распрекрасной стали главному технологу металлургического завода и его секретарше, то у них получатся очень разные ножи.
        В связи с этим затрону еще одну тему, о которой в среде профессионалов не принято много говорить - дурак все равно не поймет, а умный не спросит. Коренным отличием штучных булатных ножей от массовки является, как ни высоко это звучит, некоторая духовность изделий мастеров. Узорчатый клинок тщательно куется и обрабатывается в течение нескольких дней, металл в процессе работы находится под пристальным вниманием сосредоточенного мастера, поэтому, образно говоря, булат как бы пропитывается огнем, а на клинке, подобно невидимому клейму, отпечатывается душа изготовителя. Во всяком случае, настроение мастера во время работы влияет на свойства изготовленного им клинка весьма явственно. Даже вполне рационально и "невосторженно" мыслящие, но сколько-нибудь опытные и наблюдательные потребители отмечают, что клинки бывают "дружественными", а бывают и "кусачими", охотно режущими своего владельца - да и других. Не удивительно, ведь многотрудный булат является своеобразным аккумулятором энергии, в том числе и душевной.
        Однозначно сказать, что это хорошо, нельзя, ведь души у людей разные, засоренные страстями, поэтому и клинки "пропитаны" очень разным духом. Не всякая духовность одобрительна, поскольку демоны и их глава - тоже духи. Истинное качество клинка в первую очередь зависит от "качества" человека - не только от уровня знаний, но и от состояния его души. Мастеру-оружейнику нужно совершенствовать в первую очередь себя, свою душу, а уж затем технологию. Впрочем, это уже высоко...
                                   Материалы надыбал, надергал из статей Ю.Г. Гуревича и В.В. Белоуса
                                   и подготовил к печати главред А. Рукохвост













Реклама в Интернет