Akselbant
Реклама в
Интернет
Все
Кулички

Gusarskij Klub






























         От главреда: Сия просветительская информация чудесатым образом получена мною от боярыни-борзописицы Владлены Алевтиновой. Проиллюстрированный текст был отпечатан на неком хитроумном кибениматическом агрегате и при посредстве бортовой аппаратуры пресловутого танка Т-МАГ-60 телепатирован в Скайп радистом-телепатом, заморским маркизом де Туркотом, якобы с острова Пасхи (уточнить не удалось. Ред.) Рад сообщить всем читателям "Лукоморского вестника", что пропавшие етическим пропадом известные вам персоны, как-то: спецгускор П.К. Копорский с редакционным истопником-универсалом Глебовым, более известным как Мишка-брось; П.Г. Китоврасов с радистом-телепатом де Туркотом и В.Г. Алевтинова с воеводой Михайлом Глебовым ЖИВЫ И ЗДОРОВЫ. В настоящее время все они вроде бы пребывают на острове Пасхи и шлют вам свои приветы. Связь с ними установлена, и о всех перипетиях возращения всех их на круги своя редакция ГКГ "АксельбантЪ" пренeпременно будет информировать своих постоянных читателей.

         Только что мною был принят дополнительный информационный блок с текстом новых глав саги знатного акына-мумуведа П.К. Копорского, кою вы можете прочитать на 5-й стр. сего номера ГКГ "АксельбантЪ". Вся группа упомянутых мною лиц, вынужденно покинув остров Пасхи, благополучно прибыла в Северную Америку.


                                      Главред А. Рукохвост


ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
(продолжение)

         То, что древние славяне были воинами и земледельцами, а не безмозглыми дикарями, я сумела понять, еще будучи студенткой, подрабатывая на летних каникулах лаборанткой в археологической экспедиции. Из пьяненького академика археологии, возглавлявшего экспедицию и, видимо, имевшего на меня романтические виды, после очередного выпитого им стопарика стали вываливаться потоки ошеломившей меня информации, идущей вразрез с моими скудными знаниями истории древней Руси, усвоенными из школьных учебников истории.


         "... Романовы-то, Рюриковичей изведя и в 1613 году на русском престоле воцарившись, с чего начали? Во всех монастырях с педантичностью прусской полиходействовали, все рукописные книги, до коих руки их дотянулись, огню предали. А на хрена, спрашивается? Дабы русскими ваньками, родства своего не помнящими, повелевать, аки быдлом бессловесным. История государства Российского заново немцами писалась, не зря же им Михайло Васильевич Ломоносов морды бивать изволил. Знатно бивал, да толку-то от этого уже никакого не было. Что написано государевым пером и православной церковью святой водой окроплено, то и верно! А то, что мы в своих экспедициях выкапываем, где хранится? В бронированных сундуках секретных фондов КГБ. Как это "почему"? Потому, что не согласуется с генеральной линией КПСС.
         Иная найденная береста с текстом, коей чекисты побрезговали, может такие кривотолки инициировать, что только на происки безродных космополитов, закопавших в раскопки ту бересту, конечно же, по поручению сионских мудрецов, и отбрехаться возможно, ермолки академической не потеряв. Иерархи церковные еще до Магеллана знали, что Земля круглая, а сколько еретиков на кострах сожгли. Да хоть квадратная, а умов прихожанам не мути!(с)
         Чем обряды церковные от обрядов язычников, прости Господи, отличаются? Да ничем, даже язык церковный - старославянским по сию пору прозывается и все праздники церковные, практически тютя в тютю, к древнеславянскому календарю приурочены. Мишуры дорогостоящей в храмах вельми прибавилось, суть языческих обрядов церемониальным таинством сакральных мистерий подменилась, да вместо двух-трёх старцев, хранителей капищ - десятки, а то и сотни здоровенных детин во время праздничных служб в храмах топчутся. А языческие корни в российских провинциальных городах и весях и поныне не выкорчеваны. Природное неистребимо!"
         ...Много чего наговорил в ту ночь у костра пьяненький академик, пока мог ещё языком шевелить. Шевельнуть чем-либо ещё он уже не мог, посему и уснул на походной попонке, не имея никаких романтических претензий к благодарной слушательнице его пьяных откровений. Ну а мне, впечатлённой его лекцией, в ту ночь не спалось.
         Почему православная Греция чтит своё языческое прошлое и гордится верой своих древних предков? Почему наши школьники-россияне, изучая историю Древнего мира, учат именную иерархию пантеона древнегреческих, а не славянских богов? Сказки о строительстве египетских пирамид и по сию пору есть в школьных программах, древнеримская история изучается, а именования древнеславянских племён российским школьникам неведомы.
         О географических контурных картах, на коих россияне и с дипломами вузов не нарисуют места проживания своих предков, я и распинаться не буду, нет их в школьных ранцах.
         О подвигах мифического Геракла, за исключением его 13-го, самого, пожалуй, героического, знают все россияне, а о житии отнюдь не сказочного великого воина земли русской, Ильи Муромца, известны лишь интерпретации сказителей устных былин. Создателям гротескных современных анимаций о русских богатырях, конечно же, большое спасибо, но сказочные мультики советских мастеров были понятнее детям и ближе к изустным первоисточникам. Всем ли читателям известно, что святые мощи Ильи (Ивановича?) Муромца, по прозванью Илья Чоботок, находятся в подземном некрополе Киево-Печерской лавры? По методу, разработанному скульптором, мастером пластической реставрации М.М.Герасимовым, был досконально восстановлен портрет великого русского богатыря. Могучий дед, погибший, как определили эксперты-криминалисты, видимо, от удара копьём, обладал при жизни, судя по конституции его тела, громадной силой.
         Многочисленные следы полученных при жизни травм указывают на длительную профессиональную ратную службу. Эксперты установили, что Илья Муромец в молодости с трудом мог передвигаться из-за перенесённой в раннем детстве болезни позвоночника (полиомиелита?) Былины, дошедшие до нас из глубины веков, не возникали на пустом месте и не слагались по приказу властителей. Я, по простоте своей, смею полагать, что богатыри земли Русской, да и былинные герои всех других народов, изрядно наследили своими невымышленными деяниями, потому и не канули в Лету, как павлики морозовы и прочие псевдогероические персонажи советско-партийной пропаганды. Я, православная христианка, с трепетным пиететом чтящая языческую веру своих славянских предков, всегда с душевным умиротворением отмечала и дивное искусство русских зодчих, возводивших церкви и храмы в не менее дивных местах, в коих душа начинала ликовать от гармонии природы и филигранно вписанных в неё церквей.
         Видимо, древние сокровенные знания и мастерство предавались зодчим не только по родственному, но и по профессионально-цеховому наследству. А в большинстве современных, иззолоченных храмовых новоделах моей душе неуютно, прости, Господи, меня, грешную, за крамольные речи. Церкви и храмы увенчивали ландшафтную красотищу, придавая ей лаконичную завершённость, а не довлели над местностью мрачными замками. Иисус бичом изгонял торгашей из храмов, а в нынешних церковных лавках разве что пивом пока еще не торгуют.
         Правильно напророчил пастырь коммунистов, истовый безбожник В.И. Ульянов-Ленин: "Никто и никогда в советской России не сможет победить партию большевиков, кроме самих же большевиков". Так оно и случилось. Нынешняя плеяда церковных иерархов и настоятелей новодельных раззолоченных храмов, построенных явно не на трудовые рубли истинно верующих прихожан, могут повторить пророчество истребителя православия применительно и к иным иереям православных церквей. Как написал поэт, соплеменник Иисуса Христа (цитирую):
             Есть люди - их ужасно много,
             Чьи жизни отданы тому,
             Чтоб извратить идею Бога
             Своим служением Ему.

         Мне, православной христианке, ни убавить, ни добавить к сказанному. Согласна на все сто.

         ПРАВОСЛАВИЕ - древнейший славянский термин, умело присвоенный церковью (сперва патриархом Никоном, затем Сталиным) у славянского народа. Православие - очень древнее русское понятие, оно насчитывает несколько десятков тысяч лет и берет свои корни из девней ведической русской национальной веры, которая описывала мироустройство с помощью понятий "Явь" (мир материальный), "Навь" (мир прототипный), "Правь" (мир формирующий) и "Славь" (мир творящий) - четырехуровневая структура мироустройства; в то время славяне славили "Правь", жили по Правде и называли себя Православными.
         ЯВЬ - это явленный мир, мир материальный. И не только материальный, это ещё и мир идей, мыслей, намерений. Потому что они тоже явны на уровне наших образов.
         НАВЬ - это неявленный мир, то, что не проявлено в этом мире, мир потусторонний, в который уходят умершие, именуемые "навьи". Хотя иногда навьи могут являться и в наш мир, в ЯВЬ, например, в виде птиц, чтобы посмотреть, как живут их потомки.
         СЛАВЬ - любовь к богам, олицетворяющим славных древних предков, прославление божественных сил, заложенных во всём окружающем мире, во всей Природе, в том числе и в человеке.
         ПРАВЬ - мир богов. Всеобщие правила, законы Вселенной, а также правила, установленные пращурами, после смерти ставшими славянскими богами.
         Наши предки представляли эти четыре понятия в виде славянского креста (древнейший символ в виде креста возник задолго до появления христианства, а христиане этот древний символ просто приватизировали, как и многое другое).

         
Праздников наши далёкие предки не чурались.


         1 марта, День Марены.
         Последний праздник злых Навьих богов перед приходом Весны.

         День Мары Марены - великой богини Зимы, Ночи и Смерти. Мара-Марена - могучее и грозное божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея, сестра Живы и Леля. В народе она была названа Кикиморой одноглазой. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: "Вздел Ярило зиму (Марену!) на вилы". Вспоминают и чтят в этот день богиню, что проведет народ к Калинову мосту. Владения Марены, согласно древним сказам, лежат за черной рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.
         Народные приметы к этому дню:
         Если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя, если метет метель - вся неделя метельная.
         Чем больше выпадет снега, тем выше урожай зерновых.
         Если в мороз вспотели оконницы и рамы - жди потепления.
         Вверх поднимаются по стеклу "снежные растения" - морозу продолжаться, наклонились их побеги - к оттепели.

         14 марта, Овсень малый.
         В древности славяне встречали Новолетие (Новый год) в День весеннего равноденствия (начало астрономической весны). После принятия юлианского календаря Новый год стали праздновать в первый весенний день - 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами. Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года. После принятия христианства этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии, которая взяла на себя образ Весны (Весенницы). 1 сентября 325 года на Первом Вселенском соборе в Никее было принято решение о перенесении начала Нового года с 1 марта на 1 сентября.
         20 декабря 1699 года именным Указом Петра I было установлено, что празднование Нового года в России переносится с 1 сентября на 1 января.

         Комоедица (Комоедицы) - см. выше "Четыре великих солнечных праздника".
         День весеннего равноденствия.
         Встреча Весны, древнеславянский земледельческий Новый год.


         22 марта. Сороки (Жаворонки).
         На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. На Жаворонки обычно пекли особые булочки - "жаворонки", в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
         Жаворонки, прилетите,
         Студену зиму унесите,
         Теплу весну принесите:
         Зима нам надоела,
         Весь хлеб у нас поела!

         После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: "Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был". С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.

         25 марта. Открытие Сварги - закликание Весны.
         На Открытие в третий и в последний раз закликается Весна.
         Жаворонушки, летите!
         Нам зима-то надоела,
         Много хлебушка поела!
         Вы летите и несите
         Весну красную, лето жаркое!
         Весна-красна, ты на чем пришла?
         Ты на сошечке, на бороночне:
         Весна-красна, что ты нам принесла?
         Принесла я вам три угодья:
         Первое угодьюшко -
         Животинушка в полюшке;
         Другое угодьюшко -
         С сошечкой в полюшке;
         Третье угодьице -
         Пчелки на полете;
         Да еще угодьице -
         Миру на здоровьице!

         Сварга открывается, и к людям сходит богиня Жива-Весна. Сегодня Весну кличет и славит не только человек, но и все живое на свете, празднуя победу жизни над смертью. На Открытие, в третий и в последний раз закликается Весна, когда открывается Сварга, никто не работает. Обряд закликания Весны связывали с первым прилетом птиц и началом таяния снегов. С наступлением утра угощаются ржаным печеньем в форме жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну. Главными, самыми активными, участниками обряда были девушки и дети. В этот день женщины "выкликают просо", поют известную песню "А мы просо сеяли, сеяли". Также все играют в обрядовую игру "круглые горелки".

         30 марта. Ладодение.
         В этот весенний день принято воспевать матушку-природу, которая просыпается после долгой зимы. Другими словами - это праздник весны и тепла, который наши предки отмечали в честь богини славянского пантеона Лады - покровительницы любви и брака. Некоторые исследователи считают, что Лада является одной из двух богинь-рожениц (аналогичные божества есть в пантеонах почти всех индоевропейских народов). Между тем, Михаил Васильевич Ломоносов сравнивал Ладу с Венерой. Праздник Ладодения традиционно сопровождался у славян особыми обрядами. Все воспевают пробуждающуюся природу. Девушки и юноши проводят первые хороводы, посвященные богине Ладе, покровительнице любви и брака. Женщины залезают на крыши домов, на горки, на высокие стога сена и, воздев руки к небу, призывают весну. Из теста опять изготавливаются журавлики. Обычно эти журавлики-обереги кладут на высокое место - над дверью, чтобы сохранять пространство. С Ладодением связано поверье, согласно которому птицы возвращаются из Ирия - славянского рая, и потому принято подражать танцам птиц - кобениться (вспомните выражение "ты что выкобениваешься?"). Эти старинные обряды связаны с возвращением на землю солнечной силы Жизни. 8 сентября проводится праздник Лады.

         1 апреля - именины Домового. Мистический славянский праздник
         Домовой очень дружен с домашними кошками. Он всегда приглашает их к себе на именины.
         Дача домового на даче П.К. Копорского.

         Домовой - дух дома. Живет в доме, во дворе дома. Может принимать вид хозяина дома и в этом виде показываться людям. Представления о его облике очень многообразны. Его представляли в виде небольшого седого старичка, одетого в белую рубаху и в виде старичка, покрытого шерстью. Где-то считали, что он черен, лохмат и здоров, как медведь, но может принимать вид собаки, а чаще кошки. Может он проявиться и в виде тени. Домового старались всячески задобрить, оставляли для него еду. Считалось, что в том доме, где домовой полюбит хозяев и особенно хозяина, там он будет оберегать и весь дом, и самих домашних, будет кормить и холить домашнюю скотину, расчесывать лошадям хвосты и гривы. В этом случае он печется обо всем, в том числе и самому хозяину расчесывает бороду и заплетает ее в косички. Если предвидится какое-то несчастье, то он, чтобы предупредить хозяев, будет стонать басом в переднем углу в подполье.
         "Первого апреля никому не верят". Откуда взялся этот обычай? Этот день считался днем пробуждения Домового. Древние славяне верили, что на зиму он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому.
         Спмт домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков, совсем не в марте, а в апреле. Точнее сказать, приход весны знаменовался днем весеннего равноденствия 22 марта, и все последующие дни вплоть до 1-го апреля были днями встречи весны. Первого же числа весна приходила окончательно и бесповоротно, и главный дух- хранитель очага - Домовой должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме.
         Как известно, домовой имеет иногда повадки ребенка, и после долго спячки просыпается не очень радостный. И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает.
         Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но, как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу-пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу; на ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.
         Со временем про встречу весны (праздник "Комоедица") и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день - осталась.
         Как привлечь домового, если его не было в доме?
         Ниже описан ритуал, как забрать своего домового, если вы переезжаете на новое место жительства. Если же вы, купив дом в новостройке, переехали туда от родителей (или в других случаях, когда нет возможности забрать домового с собой) привлечь домового можно следующим способом: в полночь (если вы носите крест - переместите его за спину) поставьте на стол стакан молока и ломоть хлеба и говорите трижды: "Хозяин мой, приди ко мне домой, будь всегда со мной, здесь твое жилье. Кормилец-батюшка, приди ко мне в новый дом хлеба здесь кушать, молоком запивать, а нам печали и горя не знать. Аминь". Оставьте угощение на столе на 3 дня, а потом в знак любви и уважения доешьте хлеб и допейте молоко, оставленное на столе. Вполне естественный вопрос - живет ли у Вас домовой - вы легко разрешите, обратив внимание на то, как неуловимо изменилась обстановка в доме, как стало светло и уютно, как тоска постепенно проходит. После этого поблагодарите его, поставив угощение.
         Вообще, если домового сильно достать, то он может уничтожить хозяина квартиры или его имущество. А хорошему хозяину он, наоборот, перед выходом из дома всегда напомнит: выключи свет, газ, воду, утюг и т.д.
         Обычно домовой спит где-нибудь под потолком. Да, он умеет летать, и на него сила земного притяжения не действует. В свободное ото сна время он бродит по квартире, занимается своими делами, играет с животными. Если домовой невзлюбил вашу кошку - будьте уверены: долго она в доме не продержится. Если, наоборот, полюбил, то будет с ней играть. Обратите внимание, иногда ваша пушистая любимица вдруг опрокидывается на спину и начинает махать лапами по воздуху. Это ее щекочет домовой. Иногда кошка, вылизывая себя, встрепенется, уставится в пустоту, и смотрит, как бы провожая кого-то взглядом. Вот этот невидимый путешественник и есть домовой.
         Домового стесняться не стоит. Хоть его и называют мужским именем, на женщин он смотрит равнодущно. У домового нет пола. Так что можете смело переодеваться у себя в квартире, где хотите
.          Иногда домовой может являться людям. Это происходит в двух случаях - либо перед хорошим событием, либо перед плохим. И тогда вы можете спросить у него: "К худу или к добру?" Домовой ответит глухим голосом: "К худу!" или "К добру!" Домовой любит являться маленьким детям, которые воспринимают его как большую плюшевую игрушку и от души возятся и играют с ним. Внешне домовой выглядит как мохнатый человечек (ростом примерно 1 м) с лицом, похожим на главу семьи, но может появляться и в других обликах. С детьми домовой играет с удовольствием, как с кошкой или собакой. Если домовой любит возиться с вашим малышом - это хороший знак. Он не только будет играть с ним, но и беречь от мелких неприятностей - спичек, ножниц и т.д.
         Многие могут рассказать об этом жителе своих квартир. Не надо пугаться, если подозреваете, что он есть и у вас. Итак, что нужно, чтобы домовой чувствовал себя хорошо, помогал и не шкодил?
         Для начала нужно знать, что с домовым можно разговаривать вслух. Если ваша семья это воспринимает нормально, то можно в присутствии членов семьи. Просите его помочь в чем-то, обещайте вкусненького или игрушек. Если домовой разбалуется, то следует его пожурить: "Такой взрослый дедушка и проказничаешь. Ай-яй-яй!". Ему станет стыдно и он постарается загладить вину. Никогда не оставляйте на ночь на столе колющие и режущие предметы. Оставленные на столе вилки, ножи, ножницы; соль, перец, чеснок, лук - все это очень мешает домовому бороться против злых сил. Он хоть и считается двоюродным братом черта, но борется с его силами, защищая нас. Давайте не будем создавать ему препятствий в этом полезном деле.
         Если вам не удается договориться с домовым, берите веник и, приговаривая: "Выметаю тебя, чужой, вредный домовой, выгоняю" - метите полы, заглядывая веником в каждый угол. И так каждый день, кроме пятницы, всю неделю. Хочу предупредить, стоит попробовать все указанные методы воздействия на него, указанные здесь. И пожурить, и поругать, и приласкать, и только если уж ничего не выходит, и он действительно очень злой, тогда выгоняйте, но помните, без домового житье худо.
         Чем домовой любит играть?
         Старые бусы, бижутерия, блестящие пуговицы, старые монетки. Все это сложите в красивую коробочку без крышки, скажите домовому, что это подарок для него, и поставьте в тайное место. Никто не должен трогать коробочку и ее содержимое. Коробочку можно сшить из открыток, склеить или взять готовую и нарядить ее всякими блестящими бумажками, дождиком. Одарите домового денежкой. Обычно это пять копеек одной монетой или другая мелкая монета. Ее кладут в труднодоступное место в доме, нередко оставляют между щелями в полу. В это время говорят: "Дедушка домовой! Вот тебе денежка на сапоги и семечки. От души даю, тебе дарю!"
         Переезжая в новый дом или квартиру, не забудьте взять с собой своего Домового.
         Покидая старую квартиру, на пороге произнесите: "Хозяин мой, пойдем со мной!" или ночью хозяин должен пригласить его, поставив ему угощенье - ломоть хлеба с солью и чашку молока. Говорят: "Батюшка, хозяин мой, добрый мой домовой. Дам я тебе хоромы новые, палаты светлые. Идем со мной, без тебя счастья не будет". Переносят домового в мешке, куда его вежливо просят забраться. Материальным воплощением домового становиться уголек или шило, которое следует положить в мешок. Без приглашения домовой с вами не пойдет. И останется одиноким и покинутым. А со своим домовым благополучье на новом месте вам обеспечено. Он может в реальной жизни появляться в виде кота, поэтому при переезде на новое место жительства впускают первым это животное, говоря: "Вот тебе, хозяин, лохматый зверь на богатое жилье". Если в доме есть печь, ей следует поклониться 9 раз, затем к печке поднести кошку со словами: "Вот тебе, хозяин, лохматый зверь на богатое жилье".
         Затем изготовить пирог. Замесить песочное тесто: 800 г муки, 2 яйца, 2 столовые ложки сахара, 200 г сливочного масла, 2 щепотки соли (можно добавить 2 ст. ложки водки или коньяка, или рома, или какого-нибудь вина, лучше крепкого и сладкого). Испечь булку удлиненной формы. Три дня изделие не трогать. По истечении указанного срока вечером накрыть стол для всей семьи, поставить лишний прибор и рюмку. Старший в доме наливает вино, разрезает булку. Одну половину делит на всех, а вторую ставит вместе с рюмкой на столе со словами: "Батюшка домовой, меня полюби, охраняй и береги мое добро, прими мое угощенье и вина отпей из полной чаши". Если по прошествии суток вино выпито, то долить снова, произнося те же слова, если нет - то 9 раз попросить своими словами домового принять угощенье.
         Выполнять ритуал чествования своего домового надо каждое первое число месяца, радуя этим праздником и домового, и всех своих домашних. У тех, кто не забывает ежемесячно чествовать домового, в доме всегда лад и порядок.
         Иногда домовой может по ночам душить, но не нужно бояться, а постараться спросить: "К худу или к добру?" Ответ последует незамедлительно, так как он предупреждает о каких-либо переменах в жизни.
         Порой он невзлюбит людей, проживающих в этом доме. В этом случае на кухне, в укромном уголке на закате солнца оставить блюдце с молоком и хлебобулочным изделие и искренне попросить у домового прощения.
         Домовой не только выполняет обязанности хозяина дома, но и покровительствует домашнему скоту, охраняет и заботиться о нем. Когда купленную скотину вводят в стойло, то кланяются на все четыре стороны и говорят: "Вот тебе, хозяин, моя (кличка), люби, пои и корми". При переводе со старого двора на новый старший в семье произносит: "Кормилец-батюшка, как я люблю этих (клички), так и ты их люби".

         Некоторые славянские общины справляли Именины Домового 30 марта.

         3 апреля. Водопол - именины Водяного.
         Этот праздник, (даже, скорее, обряд) - очень древний, зародившийся на Руси в период двоеверия. Иногда Водопол называют Переплутом, Днем Водяного, именинами Водяного или Никитой Водополом, но сущность остается неизменной - в третий день цветеня (3 апреля) на Руси привечали пробуждение от зимней спячки Водяного, русалок и всей водной живности. Вместе с приходом весны и пробуждением природы просыпается от зимней спячки и Водяной. За долгую холодную зиму дедушка-Водяной ослаб и проголодался. Пробудившись, Водяной сразу желает поживиться чем-нибудь, а потом идет оглядывать да осматривать свое водяное царство.
         В этот день в полночь рыболовы приходили к воде полакомить и задобрить дедушку-Водяного какой-нибудь едой. В некоторых областях рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: "Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью" и "Весь год ловись, рыбка, большая и маленькая!".
         Примерно с этого времени славяне ожидали начала ледохода и разлива рек. По этому поводу существовала и примета: когда в этот день рыбаки приносили Водяному корм, то обязательно примечали: "Если лёд в этот день не тронется, то и рыбный лов в этом году будет худой".

         6-7 апреля. "День пробуждения Лешего".
         7 апреля. День Карны-Плакальщицы (Благовещенье).

         Карна (Кара, Карина) - богиня печали, скорби и горя, у древних славян ей отведена роль богини-плакальщицы и, возможно, богини погребальных обрядов. Считалось, что если воин погибает вдали от дома, то первой его оплакивает богиня Карна. Небесная богиня-покровительница всех новых рождений и человеческих перевоплощений. От имени богини происходят слова, сохранившиеся до наших дней: "инкарнация", "реинкарнация". Она дарует право каждому человеку избавиться от совершенных в своей жизни ошибок, неблаговидных поступков и выполнить свое предназначение, уготованное высшим богом Родом.
         Сегодня - второе обращение к предкам, в день богини похорон, плача, горя и слез.
         В "Слове о Полку Игореве" говорится:
         "О, далече зайде сокол, птиць бья, к морю! А Игорева храбраго полку не кресити! За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, смагу мычючи в пламяне розе. Жены руския въсплакашась, аркучи: "Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати!"
         ("О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить! По нем кликнула Карна, и Желя проскакала по Русской земле, огонь сея из пламенного рога. Жены русские восплакались, говоря: "Уже нам своих милых лад ни мыслию смыслить, ни думою сдумать, ни очами приворожить, а золота и серебра и в руках не подержать!")

         На столе в ночь Карны оставляют кутью заупокойную - каша пшеничная с изюмом или медом - а во дворах домов жгут костры, около которых греются души предков.
         Также приносится треба Карне-Кручине - цветы, особенно гвоздики. С языческих времен действует старая славянская традиция приносить на могилы гвоздики - символ скорби и печали.

         14-21 апреля. Фомина Неделя - неделя поминовения усопших.
         Вторник на этой неделе - Радуница - поминание родных и близких; четверг (опасный) - "Навий день"


         14 апреля - День Семаргла
         Семаргл (или Симаргл) - "Огнебог". Его предназначение до сих пор не выяснено до конца. Считается, что это бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага. Огнебог хранит семена и посевы и может оборачиваться священным крылатым псом.
         Семаргла почитают в те дни, когда в народном календаре упоминаются обряды и приметы, связанные с огнем и кострами. 14 апреля Семаргл топит последние снега. Есть упоминания о появлении Семаргла на свет из пламени. Говорят, что однажды сам небесный кузнец Сварог, ударив магическим молотом о камень Алатырь, высек из камня божественные искры. Искры ярко разгорелись, и в их пламени появился огненный бог Семаргл, восседавший на златогривом коне серебряной масти. Но, казавшись тихим и мирным героем, Семаргл оставлял выжженный след везде, где бы ни ступала нога его коня. Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего потому, что его имя чрезвычайно свято. Святость объясняют тем, что этот бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди земных людей! Имя его стараются произносить вслух реже, обычно заменяя иносказаниями.
         Издавна славяне связывают с Огнем возникновение людей. Согласно некоторым сказаниям, боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви. Семаргл также не пускает в мир зло. Ночью Семаргл стоит на страже с огненным мечом, и лишь один день в году он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день осеннего равноденствия. А в день Летнего солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купало.
         1 березня (см. ниже), в 2012 году - 19 апреля. Навий день.
         Праздник воскрешения мертвых (с наступлением березня), у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб.

         Народ приносит требы - исконно славянский термин, означающий богослужение, приношение, жертва, отправление таинства или священного обряда. По-славянски "треба" означает "Т" - тею (творю), "Р" - Ра (Бог), "Б" - ба (душа). Вместе - "Творю боговой душе".
         Славяне хоронили родичей в курганах, на этих высоких насыпях творили тризну, клали требу, совершали возлияния. В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая:
         Свети, свети, Солнышко!
         Дам тебе яичко,
         Как курочка снесет в дубраве,
         Отнеси его до раю,
         Пусть все души радует.

         Требы славян - это пища, предметы обихода, но только те, которые сделаны своими руками. Из еды и питья - это кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун (род браги).
         "Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед..." Требы каждому богу соответственно определены. В воду бросают скорлупу освященного красного яйца. Считается, что скорлупа доплывет до забытых душ умерших (тех, которых давно не поминают), к Русальному дню.
         В ночь перед Навьим днем навьи (чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.

         22 апреля. Лельник.
         Праздник "Лельник" обычно праздновался 22 апреля, накануне Юрьева дня (Егория вешнего). Эти дни назывались также "Красной горкой", потому что местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли (Лели). Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки. Иногда после праздника на холме разжигали костер ("олелию"), вокруг которого также водили хороводы и пели песни.
         Для современного человека имя Лели ассоциируется со сказкой А.Н. Островского "Снегурочка" где Лель представлен как прекрасный юноша, играющий на свирели. В народных песнях Лель является персонажем женского рода - Леля, а основными участниками посвященного ей праздника были девушки.
         Показательно, что в обрядах, посвященных Лели, всегда отсутствовал мотив похорон, присутствующий в других летних праздниках, например, в Русальной неделе и Дне Ивана Купалы. В весенней обрядности, повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц "писанок", "крашенок" - и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся самым массовым наследием языческих представлений.
         Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился "с солью, с хлебом, с белым яйцом"; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на Юрьев день и Лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.
         Аналогичные праздники существуют у многих народов Европы, у которых в дохристианские времена существовала религия друидов-волхвов. В Италии отмечают примаверу - день первой зелени, в Греции еще с античных времен празднуют в этот день возвращение на землю Персефоны, дочери богини плодородия Деметры.

      23 апреля. Ярило Вешний
             Ты спаси скотинушку,
             Нашу сиротинушку,
             Всю животинушку,
             В поле, да за полем,
             В лесе, да за лесом,
             В лесу за горами,
             За широкими долами,
             Дай ты скотине траву да воду,
             А злому медведю пень да колоду!

         С таким приговором молодежь обходила дворы рано утром в день, когда первый раз после долгой и холодной зимы скотина торжественно выгоняется на пастбище, на так называемую Ярилину росу.
         Перед выгоном скотины, хозяева гладили животных по хребту крашеным в красный или жёлто- зелёный цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха. После чего скотину выгоняли веткой вербы во двор и кормили "бяшками" - особыми хлебцами. Перед выгоном со двора под ноги скотине выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасли скот до высыхания росы.
         Просили Ярилу - покровителя пастухов, охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря - оберечь скот от всякого хищного зверя. Пастух гудит в рожок, оповещая народ о начале обряда "обхода", после чего, взяв в руки решето, трижды обходит стадо посолонь (на жизнь) и трижды противосолонь (на смерть). После правильно проведённого обряда вокруг стада выстраивалась невидимая волшебная изгородь, которая защищала "от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего". После чего волшебный круг замыкался железным замком. В этот день также проводится важный обряд - Отмыкание Земли, или по-другому - Зарод. В этот день Ярило "отмыкает" (оплодотворяет) Мать-сыру землю и выпускает росу, после чего начинается бурный рост трав. На Ярилу запахивали пашню, говорили: "На Ярилу выезжает и ленивая соха". С этого дня начинаются весенние свадьбы. Мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. Вечер заканчивался всеобщим гулянием.

         30 апреля. Родоница.
         Тридцатого апреля заканчиваются последние весенние холода. С заходом солнца открывают зачин.
         В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: "Летите, милые деды...". Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшённую кашу, крашенные яйца-писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе "боряхуся по мертвецы", показывая своё боевое искусство. С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чье яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи на той же горе раскладывают дрова для большого костра.
         Заполночь начинается праздник - Живин день. Женщины, взяв мётлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Прославляют Живу, богиню жизни, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через огонь, очищаясь от наваждений (Навий) после долгой зимы. На той же высокой горе затевают веселые игрища и хороводы вокруг костра. Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Навий и возвращении в Явь.
         С наступлением утра угощаются булочками в виде "жаворонков", отпускают птиц из клеток на волю, призывая весну.

         1 мая. Живин день (Родоница)
         Первого мая, заполночь, начинается весенний славянский праздник - Живин день. Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает "дающая жизнь") - богиня весны, жизни во всех ее проявлениях, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруги Даждьбога. Она - подательница жизненной силы Рода, делающей все живое собственно живым.
         Жива - богиня животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жен. При христианстве культ богини Живы был заменен культом Параскевы Пятницы. В Живин день женщины, взяв мётлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы...
         Кто прыгнет высоко -
         У того смерть далеко.

         Здесь же затеваются веселые игрища и ведутся хороводы вокруг костра:
         Коло яри светом зарим
         Мару борем, благодарим
         Ярило, Ярило, яви свою силу!

         Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну:
         Жаворонушки, летите!
         Нам зима-то надоела
         Много хлебушка поела!
         Вы летите и несите
         Весну красную, лето жаркое!

         Весь наступающий день первого травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.

         2 мая - День всходов;
         6 мая - День Даждьбога, Овсень большой. Встреча весны.

         Даждьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные варианты имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Он считается первопредком славян (славяне по тексту "Слова о Полку Игореве" - даждьбожии внуки).
         По славянским преданиям, Даждьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Даждьбога и Живу. Затем обрученные боги родили Ария, по легендам, прародителя многих славянских народов - чехов, хорват, киевских полян.
         Почитали в этот день и Ярило (Солнце), лик Даждьбога, возрождение природы, первую пахоту. Бога Яра часто сравнивали с пахарем и воином Арием, сыном Даждьбога. Арий почитался, подобно Яру, воплощением Рода (в иных толкованиях - Велеса либо Даждьбога).          В день Даждьбога люди радовались, что Даждьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало окончание долгой Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях шумно славили Даждьбога. День Даждьбога - это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Даждьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:
         Ты, Дажьбоже храбрый!
         Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!
         Охрани от медведя лютого,
         Сбереги и от волка хищного!

         Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы, и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Даждьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дождьбога над Велесом.

         7 мая - Пролетье.
         В Пролетье приходит окончательный конец зиме. В этот день славянами совершаются обережные обряды пробуждения земли, приносящие силу и здоровье.
         Славится Майя Златовласка - Матерь всех богов. В ее честь происходит возжжение священного огня, знаменующего начало лета. Вращение Белого Солнцеворота. Обряд опахивания, приносящий здоровье и удачу. Скоморошьи забавы, игры, песни и хороводы. Танцы и песни под традиционные славянские инструменты: барабан, кугиклы, дудки, свирели. Прославление Майи Златовласки на капище Макоши. Волшебное чародейство у Триглы, помогающее женщине сохранять лад в семье. Молодецкие забавы, посвященные Летеню.

         10 мая - Никола Вешний. Вешнее Макошье. День Матери-cырой земли.
         Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать-сыра земля чествуется как "именинница". Считается, что в этот день земля "отдыхает", поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить, в нее нельзя втыкать колья и метать ножи. Особо чтятся в этот день Велес и Макошь - земные заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву - "слушают землю".
         На зачине во вспаханную загодя борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, став лицом на восток:
         Мать-сыра земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела!
         Повернувшись на запад, продолжают:
         Мать-сыра земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, во смолу горючую!
         Обратившись к полудню, произносят:
         Мать-сыра земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью!
         На полночь обращаются:
         Мать-сыра земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы с метелями!
         После каждого обращения льют пиво в борозду, а затем разбивают кувшин, в котором оно было принесено. Когда-то в старину был и другой обряд с бороздой и зерном, после которого появляются на свет дети, но теперь, в связи с изменениями нравов, обряд ограничен заклятиями на стороны света.
         После заклятий волхвы, раскапывая пальцами землю и нашептывая: "Мать-сыра земля, скажи, да всю правду расскажи, на (имя) покажи", гадают о будущем по приметам, в земле встречающимся. Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дерна, присягают Матери-сырой земле, обязуясь защищать ее от ворогов.
         Зачин оканчивается славлением:
         Гой, Земля еси сырая,
         Земля матерая,
         Матерь нам еси родная,
         Всех нас породила,
         Вспоила, вскормила
         И угодьем наделила.
         Ради нас, своих детей,
         Зелий еси народила
         И злак всякий напоила
         Польгой беса отгоняти
         И в болезнях помогати.
         Повели с себя урвати
         Разных надобьев, угодьев
         Ради польги на живот.

         После зачина освященную горсть земли собирают в мешочки и хранят как обереги. Хмельной пир и игрища завершают праздник.
         Завершив написание информационного перечня основных дат весенних славянских праздников, поняла, что не выговорилась, и решила дописать начальный текст своего опуса. Мне, самозванному историку-дилетанту, простительна и эмоциональность там, где весьма не помешала бы большая правдивая монография истрика-профессионала. Посему не судите меня строго, а если я смогла вас заинтересовать, то не поленитесь и сами порыскать по сайтам Интернета. Ищите и обрящете!..

         В 1955 году в районе Владимира при строительных работах было найдено захоронение эпохи палеолита, известное под названием Сунгирь, в котором обнаружены останки мужчины и двух детей. Вот что мы узнаем из данных археологических исследований.
         Реконструкция одежды и облика мужчины из захоронения Сунгирь-1 показала, что неплохо одевались наши древние предки 25-30 тысяч лет назад, весьма стильно даже по нынешним гламурным временам.
         Количество и изящество найденных здесь украшений, орудий и предметов быта исключает расхожие представления о жизни людей в верхнем палеолите как о непрерывной борьбе за выживание. Вызывает удивление мощное телосложение мужчины из захоронения Сунгирь-1. При росте 180 см он был гораздо сильнее современного человека и шире в плечах - длина его ключицы составляла 190 мм. Его одежда была богато расшита изящными украшениями из бивня мамонта. Удивляет уровень технологий, которыми владели сунгирцы - например, они не только легко сверлили костяные бусы и пластины, но умели распрямлять бивни мамонта для изготовлений костяных копий! Никакими современными технологиями распрямить бивни невозможно (Прим. ред.: существует версия размягчения мамонтового бивня в соляной кислоте, вот только при этом кость теряет свою твердость и становится непригодной для изготовления прочного копья; современным людям распрямить бивень с сохранением твердости кости пока не удается).
         Реконструкция облика и одежды захороненного мужчины показывает, что он выглядел вполне импозантно с точки зрения современной эстетики и мог бы сниматься в боевиках в роли главного положительного героя...
         Реконструкция жилища наших предков 25-30 тысяч лет назад по данным археологических раскопок:
         Еще одно захоронение и реконструкции обликов людей и одежды. Это захоронение двух подростков, юноши и девушки, умерших в одно время, вероятно, от какой-то болезни или от отравления. Их одежда тоже обильно и искусно украшена бусами. Все найденные остатки одежды обшиты, в общей сложности, десятком тысяч бусин. Подобным образом украшенная одежда говорит не только о высокой культуре её носивших, но и о наличии большого количества свободного времени для её изготовления. Та же ситуация и с найденными предметами обихода. Они тщательно вырезаны из костей мамонта, на них нанесены рисунки, но самое интересное - для их окраски использовали охру! А от получения охры один шаг к получению железа, которое возникает как побочный продукт при выжигании охры из сферосидерита (по-русски сферосидерит называется "кровавик") и болотной руды. Но если тогда в обиходе и было что-то железное, оно не могло сохраниться 25-30 тысяч лет в достаточно влажной владимирской земле. А вот отверстия в костяных бусинах отчетливо показывают, что их, скорее всего, сверлили чем-то металлическим. Только сверление металлическим орудием позволило бы изготовлять бусины в столь огромных количествах для обильного расшивания ими даже детской одежды (всего в тамошних раскопах найдено более 10 тыс. бусин, т.е. древние наладили их массовое производство).
         Этим вещам, которыми пользовались наши древние предки, жившие на современных владимирских землях, не менее 25 тысяч лет.
         Опираясь на доказательства, которые предоставляет нам декорирование, можно сделать вывод, что уже 25-30 тысяч лет назад на территории Владимирской области находились поселения людей, которые активно использовали в быту достижения науки и организовывали свое хозяйство так, что у них оставалось время для творчества. Вот такие получаются "дикие жители деревьев". Что интересно - все эти артефакты находятся в открытом доступе в музеях, и ознакомиться с ними может каждый.
         Достижение всеобщей грамотности а СССР, конечно же, дало свои плоды, но никоим образом не поспособствовало всеобщей любознательности...
         Когда, по воцарении династии Романовых на русском престоле, в поисках благ на ниве просвещения в сермяжно-кондовую Московию толпами повалили европейские прощелыги-просветители, их исторические изыскания выявили немало удручающей, якобы, исторической фактологии, по сравнению с изначально динамично развивающейся европейской цивилизацией. По их "историческим" изысканиям, активно внедряемым в сознание европейских и тем паче российских обывателей, выходило, что древняя лапотная Русь, кряхтя, переместившись в столетия средневековья, так и осталась никчемным квази-государственным образованием, с навсегда изувеченным татаро-монгольским игом становым хребтом. Стал быть, не напрасно Илью Муромца нарекли Чоботом, видимо, не имел русский богатырь путёвого меча и отбивался от супостатов сапогом, не иначе, как облачённый в воловии шкуры, а не в кольчугу. Позволю себе процитировать выдержку из романа-эссе В.А. Чивилихина "Память" (изд. "Современник", 1982):
         "Не каждый читатель, вероятно, знает, что это простое защитное средство было чудом средневекового мастерства. Полная кольчуга делалась примерно из ТРЁХСОТ ТЫСЯЧ мелких колечек, и подобное стальное одеяние было найдено однажды на Куликовом поле. А для тех, кто пока совсем лишён уважительного интереса к родной старине, я кратко сообщу об одном ювелирном чуде - тверских колтах, сработанных на Руси хадолго до нашествия восточных орд".
         Слово "колты" - старинное, и его трудно сыскать в современных словарях; означает оно ушные подвески, женские серьги. Представьте себе кольцо с полукружьем внизу, к которому прпаяно шесть миниатюрных серебряных конусов. На каждый конус напаяны колечки диаметром чуть поболе полумиллиметра из проволоки толщиной в в две десятые миллиметра. На каждом конусе таких колечек ни много ни мало, а ПЯТЬ ТЫСЯЧ! И вот в каждом из ТРИДЦАТИ ТЫСЯЧ этих кольцевых гнёздышек сидит крохотное зёрнышко серебра диаметром в четыре сотых сантиметра (0,4мм)! Размеры установлены спецмальной современной микрофотосъёмкой, и я не понимаю, попросту отказываюсь понимать, каким образом мастер, почти тысячу лет назад, мог без микроскопа или хотя бы сильнейшей линзы, проделать такую тончайшую, поражающую воображение работу!.. Звёздчатые эти колты дивно искрили, переливались, сияли, играли при легчайшем повороте головы тверской модницы. Волшебное творение средневекового русского ювелира чудом дошло до наших дней - его сохранила земля, и им сегодня можно полюбоваться в ленинградском Русском музее. И другие изделия средневековых ювелиров поражают воображение - серебряные, например, так называемые лунницы с резнью. Представьте себе миниатюрную вещицу, на которую плотно, рядочками напаяно 2250 мельчайших серебряных зёрен, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки. А в Государственном Историческом музее в Москве хранится оправа с крестовой прорезью, которую специалисты считают верхом совершенства средневековой русской ювелирной техники. Вот что пишет Б.А. Рыбаков:
         "Между двенадцатью камнями, оправленными в золото, мастер устроил целый цветник из миниатюрных золотых цветов, посаженных на спиральные пружинки в 4-5 витков, припаянные только одним концом к пластинке. Спиральные стебельки были сделаны из рубчатой золотой проволоки. Цветы имеют по пять тщательно сделанных лепестков, фигкрно вырезанных и припаянных к пестику. На пространстве 0,25 кв.см рязанский мастер ухитрился посадить от 7 до 10 золотых цветов, которые колыхались на своих спиральных стеблях на уровне лиловых самоцветов. Нет, не могу себе представить, как такое можно сделать без микроскопа!"
         Ну а вы, уважаемые читатели, можете себе представить неграмотного пра-пра... предка некого современного россиянина Ваньки Пупкина, заскорузлыми от сохи руками, при свете лучины припаивающего раскаленным шилом золотые миниатюрные цветочки на серьги своей бабе? Вот и не могу, не могу согласиться с остепенёнными академиками от истории, толкующими о примитивности жития-бытия древней и средневековой Руси. От времени создания тверских колков (1100 - 1200гг.) до изобретения микроскопа в 1600-м году прошло не менее четырех веков. Накиньте сверх того пару-тройку веков на появление мастеров, научившихся, пусть даже и от иноземцев, ковать не только клинки мечей и секиры с рогатинами, но и сумевших создать уникальные микроинструменты и освоивших изощрённую ювелирную технологию. Чубайс со товарищи какой уж год, нехилый бюджет осваивая, так ничего путного из НАНО-обещанного не создал. А наши предки, НАНО-ремеслом предметно овладев, изумительные НАНО-серьги своим жёнам ковали.
         Ни в коей мере не умаляю изобретательность и мастеровитость талантливых мастеров и ремесленников народов всех стран мира древних и средних веков. Смею полагать, что в любые времена, да и по сию пору, равнозначные идеи и сокровенные знания для их понимания даруются истинным Творцам свыше. Все значимые открытия совершаются по мере их насущной необходимости для прогресса всего человечества, причём практически одновременно в разноудалённых географических точках планеты. Нет в природе народов просвещённых, варваров и дикарей, всяк из них существует в своей географической нише, дарованной ему для проживания. И нет на свете ни одной религии более правильной, чем другие. Апостол Павел в "Послании к Колоссянам" (гл.3) мудро сказал: "Несть ни эллина, ни иудея".
         Увы, во все века находились разномудрые толкователи сказанного не только апостолом, но самим Господом Богом, своими толкованиями зарабатывающие на хлеб с маслом. Не могут быть канонические догмы одной какой-то веры равно благотворными для чукчей в северной тундре, аборигенов степей Австралии, туземцев джунглей Бразилии, Гималайских горцев, бедуинов Аравии и христиан Европы. Рождественский пост в заполярной тундре и в подмосковном монастыре - две большие разницы, как и крещенское омовение в р.Иордан в Иордании, и сигание в прорубь на Индигирке в Оймяконе.

         Утомила я вас? Всё, выговорилась до сухого остатка. Сей материал был написан мною и отправлен в эфир главреду Рукохвосту с места невероятной встречи на о.Пасхи с Полканом Гусаровичем Китоврасовым и радистом-телепатом де Туркотом, а также с Полканом Китоврасовичем Копорским и Михаилом Глебовым, известным вам по прозванию Мишка-брось. Увы, передача материала не удалась по форс-мажорным причинам.
         Когда мы все неким непонятным мне образом оказались в Северной Америке, связь с редакцией ГКГ "АксельбантЪ" была успешно установлена. Репортаж о нашей встрече и о дальнейших перипетиях нашего с воеводой путешествия на танке МАГ-60 читайте в следующем выпуске "Лукоморского вестника"


                                       Боярыня-борзописица
                                       Владлена Гегеляновна Алевтинова.












Реклама в Интернет