Akselbant
Реклама в
Интернет
Все
Кулички

Gusarskij Klub





























БАННЫЙ ТРАКТАТ
Просветительная информация, написанная знатным акыном в гостевой избе главреда Рукохвоста на основе личных наблюдений и сдобренная натыренным в Интернете материалом.
         О многофункциональной пользе бани наши предки знали уже во времена правления пресловутого царя Гороха. Древний грек, Саня Македонский, полиходействовав со товарищи по городам и весям не менее древнего Египта, весьма был впечатлён житейско-бытовой хитроумностью египтян, и по возращении в Элладу повелел всюду понастроить бани ("лаконикумы" или "палестры") на восточный манер. Понастроили, распробовали, да так впечатлились, что даже редкий деревенский царёк с тех пор в ручьях продолжал мыться, баню себе не построив. Особенно любили бани древнегреческие атлеты. Бани имелись в каждой древнегреческой "гимнасии" и включали помещения для холодных обливаний, массажа. О допинге тогда и разговоров не было, а банька взбадривала знатно и весьма способствовала установлению новых олимпийских рекордов, да и общему развитию физкультуры.
         Завидущие латиняне, сиречь римляне, предметно наваляв эллинам, присвоили себе, переименовав на свой лад, не только весь пантеон греческих богов, но и не преминули срисовавать чертежи эллинских бань. Будучи менее древними, чем покорённые ими греки, римляне приступили к постройке бань, именуемых ими "термами", с творческим подходом. Многие ученые считают, что, вероятней всего, палестры (древнегреческие здания для мытья) с их простыми банями и стали предшественниками римских терм.
         До конца республиканского периода римляне использовали для мытья невероятно скромные постройки, но позже, в эпоху империи, строительство терм стало стремительно развиваться. Из-за наличия огромных водных ресурсов термы стали основным развлечением бедных римлян, а также особым наслаждением высших слоев населения.
         В Риме водопроводная система подпитывала гигантские бани, которые занимали территорию более 11 гектаров. До окончания имперской эпохи здесь были возведены более 150 общественных бань. Древние римляне очень ценили баню, как незаменимое средство от разнообразных заболеваний. И подтверждением этого являются многочисленные документы, написанные древнеримскими учеными, такими, как Гиппократ, Гален и другие.
         Известный римский целитель Асклепиад за свою любовь к баням даже был прозван "банщиком". Он был уверен, что здоровый образ жизни и регулярное посещение бани являются необходимыми для долгой и здоровой жизни. Именно такой образ жизни и вел этот целитель. С очень многими задачами термы справлялись лучше различных лекарств. Невероятно целебное и лечебное расслабление всего организма в чудесной атмосфере термы прекрасно привлекало многих римлян. Именно поэтому римляне ходили в бани для здоровья и чистоты, а не для развлечения.
         Во времена правления Юлия Цезаря мужчины не приветствовали посещение бань женщинами. В то время присутствие в бане лиц разного пола было запрещено. Часто для женщин строились отдельные бани. Постепенно правила изменялись. В самом начале новой эры в Риме было разрешено совместное купание мужчин с женщинами, но были установлены определенные правила. Первым правилом было "не глазеть", а вторым - вести себя порядочно. Но в итоге термы превратились в места оргий.
         Из Древнего Рима термы распространились по всем провинциям, естественно, сохраняя особые черты римских бань. Строительство терм в провинциях стало очень популярным благотворительным мероприятием. Необходимость в решении разных проблем, с которыми сталкивались архитекторы, привели к значительному развитию римской архитектуры. Частные и общественные бани поражали своей роскошью и идеальным интерьером: многие бассейны были построены из высокого класса мрамора, сосуды и рукомойники производились из драгоценных металлов. Термы были одними из первых зданий, которые были сделаны для большого числа посетителей. Но после падения Римской империи термы пришли в полный упадок и практически два века не пользовались популярностью. Так, большинство из них были разрушены дикими народами. Дольше всего термы просуществовали в Византии. Под действием разнообразных культур римская баня на Востоке преобразовалась в великолепную восточную баню под названием "хаммам".
         Хаммам (хамам), то бишь турецкая баня, появилась благодаря Римской империи и её "термам". От арабского (возможно, ивритского?) слова "хам", что означает "жарко", и пошло название "хаммам". Температуру в турецкой бане поддерживал большой водяной котёл. Образующийся пар подавался в помещение бани через небольшие отверстия в стенах. Внутреннее убранство турецкой бани выполнялось из мрамора.

         И всегда было изысканным, теперь для отделки помещений используют не только камень, но и керамическую мозаику, которая создаёт неповторимое впечатление восточного колорита. В российских городах, в крутых оздоровительных комлексах, хаммамы могут быть обустроены и деревом благородных пород, для услады потребностей отечественных олигархов, не успевших ещё обстричь свои сермяжные корни.
         Для большинства мусульманских стран Ближнего Востока и Средней Азии посещение хаммам - это неотъемлемая часть жизни. "Чистота - половина веры" - объявил пророк Мухаммед, и еженедельное посещение хаммама стало обязательным для всех правоверных мусульман. Таким образом, турецкие бани получили массовое распространение, как особая философия "хамам", с коей были связаны и особые традиции, и ритуалы. Турецкие бани всегда считались на Востоке источником истинного наслаждения.
         В Турции хамам - это место общения не только для мужчин, но и для женщин. Каждый муж обязан не реже, чем раз в неделю, отпустить свою жену в баню, куда она наряжается и берёт с собой сладости, с которыми, за неспешной беседой с подругами, пьёт чай или кофе. Нередко женщины проводят в бане весь день. Турецкая баня прекрасно снимает головную боль, усталость в суставах и мыщцах, открывает поры и выводит шлаки, очищая организм (картина Жака Энгра "Турецкие бани", 1862).
         Принципиальным отличием турецких бань, от бань другого типа - это температурный режим 50-55 градусов С и высокая влажность. Турецкая баня считается самой мягкой по воздействию на организм, в ней можно находиться длительное время даже людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Хаммам идеально подходит для людей, которые не переносят высоких температур русской бани или сауны.

Японские бани

              В островной Японии, существовавшей долгое время в самоизоляции от материка, идею бани о-фуро первыми предметно опробовали, как я смею полагать, не японцы, а замерзающая местечковая популяция обезьян. Тёплая вода термальных источников стала для них спасением от холодов. Ну а самураи стали "обезьянничать" и понастроили себе бань, названных ими "о-фуро" (домашняя баня) и "сэнто" (общественная баня).
         Офуро и сэнто - это ванны необычной формы, наполненные горячей водой, температура которой достигает 40-55°С. Сэнто - место встреч, дружеских бесед, обмена информацией.
         В комнатах отдыха создается аура полного душевного спокойствия, там ставятся большие аквариумы, цветники, все это располагает к отдыху и создает прекрасное настроение. Для удобства в раздевальной комнате сэнто делают несколько маленьких кабин. В банной части офуро обычно пол покрывают плиточкой с разными узорами в традиционно японском стиле, посредине комнаты бассейн с горячей водой. Вокруг бассейна расположены деревянные вёдра.
         Прежде чем войти в бассейн японской бани, необходимо хорошо помыться под краном или вылить на себя несколько ведер горячей воды и только потом погружаться в воду. После выхода из бассейна парящиеся садятся на пол и жестким полотенцем или специальной рукавицей растирают все тело. После такого процесса самостоятельного массажа ненадолго еще раз погружаются в деревянный бассейн. На этом японская банная процедура заканчивается; далее переходят в комнату для раздевания, и на разгоряченное тело надевается хлопчатобумажное кимоно.
         Домашняя офуро - сооружение очень простое. Она очень похожа на большую деревянную бочку (или деревянный бассейн со скамьей - фурако) и наполнена чистой водой. Бочку ставят на печь, разогревая воду до 40-50 градусов, и парятся в ней полулежа, погружаясь телом в воду. После такой бани необходимо как следует отдохнуть - завернуться в простыню и полежать. Потоотделение при этом продолжается.
         В Японии очень популярны и пользуются спросом опилочные бани (ванны). Чтобы соорудить такую баню - офуро, надо деревянную бочку наполнить не водой, а опилками хвойных деревьев, нагретыми до тех же пятидесяти градусов. Продолжительность процедуры примерно десять минут. Преимущество такой процедуры состоит в том, что опилки хорошо впитывают пот, а лечебные вещества из древесины (обычно используют опилки хвойных деревьев) через поры проникают в организм. Японцы высоко оценивают русскую баню с березовым веником, но считают, что офуро лучше.
         Можно считать, что название японских бань условно, так как ни водяные, ни опилочные бани в полном понимании этого слова не относятся к истинным баням. Это, в сущности, гипертермические ванны. Однако японцы издревле называют их банями.
         Незатейливая простота японских офуро широкого распространения, по крайней мере в России, не получила, но сама идея использования незатейливых по своей конструкции бочек фурако не осталась совсем уж незамеченной, и при необходимости срочной помывки успешно реализуется сметливыми россиянами в самых разнообразных условиях.

Паровая баня - Темескаль
         Наиболее продвинутые индейцы племени майя, задолго до появления на американском континенте испанцев, строили каменные сооружения, прозванные ими "темескаль", предназначенные исполнять банные функции. Ацтеки, принявшие у майя эстафету дальнейшего развития благ цивилизации, строили так называемые "сумпул-че", что на европейских языках звучало как "баня для беременных женщин и больных, которая используется для излечения их от недугов и болезней."
         Если для древнеегипетских жрецов четырёх разовое посещение бани (два раза днём и пару раз ночью) было составной частью их профессиональной деятельности, то, как я смею предполагать, для жрецов племён майя и ацтеков, баня не являлась чем-то важным в проведении обрядов. Сравните феноменальную тщательность постройки культовых сооружений и непрезентабельность сохранившихся до наших дней каменных фундаментов и стен индейских бань темескалей и сумпул-че. Тем, кого интересует боле подробная информация, рекомендую обратиться по адресу.
         Ну, а я склонен согласиться с теми историками, кто полагает, что кочевые, по преимуществу, индейские племена Южной и Северной Америки использовали в качестве бань возводимые ими шалаши или перевозимые лёгкие разборные сооружения, мало чем отличающиеся от типовых индейских жилищ, вигвамов и типи. Необходимых для каменки булыжников и дров для костра у любого путёвого водоёма предостаточно.
         Аборигены Африки и Австралии, вкупе с туземцами Полинезии и прочими экваториальными племенами бань никогда не строили, поскольку они им на хрен не нужны, и так живут, как в сауне, о зиме не ведая.



         На основании всего вышеизложенного смею утверждать, что все существующие ныне модификации бань являются перепевом одной здравой мысли, пришедшей в головы нашим смышлёным предкам, покинувшим Африку, знойную прародину человечества, и расселившихся на просторах Евро-Азийского материка. Ледники, настырно ползущие к тёплому югу от холоднющих гиперборейских широт, стали мощнейшим катализатором прогресса человечества. Прошла пора безмятежной всеобщей голожопости.

         Звериные шкуры, согревавшие наших предков, попахивали весьма не ароматно, и раздражала необходимость постоянно чесаться. Те дети природы, что и поныне живут себе поживают в экваториального поясе, по сию пору не склонны к излишней трудовой деятельности. Для человека лень - нормальное состояние. "Если человек не глуп и не ленив, значит, он опасно болен", - сказал один весьма учёный деятель, добавив, что именно лень позволила сделать большинство технологических открытий. Чесаться нашим пра-пра-предкам было лень, что и явилось причиной изобретения ими бань. Гигиену, сиречь потребность к чистоплотности, вкупе с применением всевозможных благовоний придумали пребывающие в праздности наложницы жрецов, для пущей привлекательности своих выпуклостей и впуклостей. А откуда, собственно, образовались продвинуто-просвещённые жрецы, в том же древнем Египте, к примеру, и с какого такого бодуна им приспичило бани в африканском пекле изобретать?
         Ответ на сей вопрос очевиден. Где стремительно начали умнеть наши пра-пра-предки? На родине слонов, сиречь на исконно русских землях, что ни одна высоколобая курва опровергнуть не в состоянии. Об этом, ещё в той самой древности, ведали арии, то бишь наименее приспособленная к пригиперборейскому климату часть древнейших русичей. Мало того, что они попёрлись в Египет и в Индию, так и слонов для перевозки поклажи прихватили. Так в арийских ведах и понаписано. Оставшаяся в пригиперборейщине часть слоновьего поголовья, мамонтами прозываемая, обросла шерстью и поотращивала себе громадные клыки, дабы из вечной мерзлоты себе пропитание выковыривать.
         Вот из-за этих самых клыков всех мамонтов совсем уж дикие тунгусы и перебили, жильё себе в безлесной тундре из них строили, а заодно индрик-зверей ухайдакали, браконьерствуя, из рога индриков копья они себе ладили. Индрики-единороги в северные моря переселились и ноне нарвалами зовутся.

         Что из выше мною сказанного следует? Правильно соображаете, Россия - изначальная родина бань всего мира, однозначно! Поинтересуйтесь при случае у великого эрудита и знатока банных историй, моего знаменитого шурина Кузьмича, о национальных особенностях русской бани и об истории её возникновения.
         Ни один яйцеголовый академик не поведает вам больше того, что известно всенародно известному своей простодушной честностью национальному егерю. С хрена ли б я стал таким шибко умным и продвинутым по банной части, если б не общение с Кузьмичом?
         А общались мы с ним довольно часто и весьма продуктивно и, как говорится, с кем поведёшься, от того и наберёшься... А набирались мы с ним порой знатно, что опосля отменной баньки не предосудительно. Исторические лекции Кузьмича, вкупе с фактологическими байками, подвигли меня проникнуться его убеждённостью в исконной приоритетности именно русских бань и стать апологетом их лепоты и пользительности.
         Имею сказать вам, милостивые государи и государыни, что, в отличие от изнеженных древних египтян, эллинов, римлян и турок, возводивших свои культовые, жилые и прочие постройки из подручного каменного материала, древние русичи, располагая громаднейшим запасом добротных лесов, привычкам своим не изменяли. Не было и нет поныне материала для строительства человеческого жилья лучшего, чем древесина кедра, лиственницы, ели и сосны. Относительная недолговечность древесины - не более чем продолжение её достоинств, и компенсировалась её природным воспроизводством. Да, мои рассудительные измышления зримо не подтверждаются ни сохранившимися фундаментальными развалинами древнерусских бань, ни сохранившимися летописными чертежами оных. И что из того? На Руси мужики даже при строительстве феноменальной красоты храмов отродясь чертежами не пользовались, на глазок строили, в Кижи прогуляйтесь, сами убедитесь. Рисовать умели, как без этого, но краску изводили не на ерунду, а на богомазание и лики святых, на древесных же плахах писали. Иноземцы, на Русь-матушку зачастив, лишь диву давались, на лепотень построек московитов пялясь, а от вида диковинных для них бань и вообще в осадок выпадали, дурно попахивающий, кстати сказать. Поскольку в Западной Европе с русскими банями было, прямо скажем, слабовато.
         По свидетельству летописца, монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, уже в Х веке в Киеве и Новгороде имелось множество бань, в которых пользовались вениками для хлестания по телу и обливались холодной водой или купались в проруби. В "Повести временных лет" приводятся восхищенные слова побывавшего на Руси иноземца: "Удивительное видел я в славянской земле. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги... и подымут на себя прутья гибкие, и бьют себя сами, едва слезут, обольются водой студеною. И этим совершают омовенье себе, а не мученье".
         Примечательный факт привел в своих исторических исследованиях русский писатель Н.М. Карамзин: Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню; жители московские заключили из этого, что он не русский.
         Приобщению к благому обычаю хаживать в баньку в странах Европы в известной мере способствовали русские солдаты. Сопровождая Петра I во время его пребывания в Амстердаме и Париже, они привели в изумление голландцев и французов тем, что после русской бани, несмотря на мороз, купались в реке. Об этом поведал журнал "Сын Отечества" за 1819г.: В 1717 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадеров баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан и, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей. Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: "Не опасайся, г-н Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русскою банею. У нас бывает сие и зимою: привычка - вторая натура."
         Всмотритесь в рисунки художника Е.М.Корнеева "Русская баня 1812г." Мало кто из шибко просвещённой двунадесятиязычной кодлы, вторгшейся в пределы якобы немытой России, мог себе вообразить такую общественную баню в центре Парижа, а ведь сто лет минуло, как русские гренадеры в Сену опосля баньки сигали, изумляя парижан. Знаменитые Сандуновские бани с более чем 200-летней историей в начале ХХ века публиковали рекламные фото.
         Картины Фирса Журавлева "Девичник в бане 1885г." и Жерара де Лабарта "Серебренические бани. Конец XVIII в." дают внятное представление о широком распространении в России общественных бань.
         Кстати: постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649г. предписывал "мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором". Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями, и в эти дни не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи - одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных (торговых) банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины - на другой. И только в 1743г. сенатским указом было запрещено в "торговых" банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста - соответственно в мужскую.
         Личный врач императрицы Елизаветы Петровны, португалец Санчес в 1778 году написал трактат о русской парной бане, в котором пишет: "Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный, безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани российские, для пользы общества." В конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.

Ода русской бане
         Русская баня делится на два основных вида: белая баня и баня чёрная. Каждая из них имеет по три подвида: душевная банька, банька так себе, и новодельно-навороченная, сиречь ни то, ни сё... В русской армии и поныне существуют
мобильные, палаточные варианты бань для полевых условий.
         С недавних пор появились и всевозможные дачные и туристические варианты русских бань. Одна из них знатно тешит душу героической чете Копорских на их чухонской дачке. Настоятельно рекомендую всем любителям попариться на пикнике, возле понравившегося водоёма. Переносная, малогабаритная печь и разборный тент легко упаковываются в две сумки, свободно помещающиеся в багажник машины.
         Русская парная баня представляла собой деревянную избу, в которой расположены два помещения: раздевальное и парильное отделения. В парильне размещалась каменка - печь с камнями.
         Топка "по-черному" самая древняя, но она сохранилась до наших дней в некоторых областях, например, в Сибири, на поморском севере и в северозападных губерниях. Печь топят без дымовой трубы, дым выходит через открытое окно парильни и вентиляционные лючки, расположенные намного выше полка, посему и сам полок, стены и лавки остаются чистыми. Прокопчённые стены вид имеют страшноватенький, но не пачкаются.Когда каменка хорошо разогрета, топку прекращают, остатки горения, тлеющие угольки и зола, как правило, выносятся наружу. Баню проветривают, стены окатывают водой, затем закрывают окна и двери, и дают баньке выстояться.

         Поддают воду на каменку для образования пара весьма осторожно, поскольку огромный объём раскалённых камней ответствует на воду мощным паровым облаком так, что меня, к примеру, мигом сдуло с полка на пол, при первом моём знакомстве с чёрной баней. Такая баня имеет особый дух за счет воздействия дыма на деревянные конструкции сруба и придаёт великолепную стерильность самой бане. Посему и рожали безбоязненно деревенские бабы именно в таких банях. Современные банных дел мастера изготовляют знатные каменки для топки бань дедовским способом. Суть топки по-чёрному, с её определёнными преимуществами осталась прежнею, а внутри банный вид перестал пугать нервных эстетов-горожан своей зримой страхолюдностью.
         Баня с топкой "по-белому" распространена по всей территории страны. В ней дым из каменки отводится через трубу, благодаря чему атмосфера в парильне не загрязняется, и проветривания парильни и обмывки стен не требуется.
         А внутреннее обустройство ничем не отличается от бань построенных по дедовским заветам: предбанник для отдыха и переодевания, парилка с каменкой и полкАми и, если общая площадь бани позволяет, отдельное помещение для помыва. Всё зависит от вкусов хозяев бани и наличия у них нужной толщины кошельков...
         У русской бани есть еще одна, весьма редкая разновидность, которая встречается в степных и безлесных районах, где нельзя построить бревенчатое помещение. В русской печи после выпечки хлеба выгребают золу, настилают доски и забираются внутрь, куда заранее помещены ведерко с водой и веник. При увлажнении горячих стенок печи водой образуется пар.
Сам залезал, зуб даю! Тесно, неудобно, какой там веник, если им не размахнуться... Но хлебный дух в печи и запах влажной соломы, вкупе со знатной истомой охреневших от такой благодати телес - это нечто невероятное! Как говорится: голь на выдумку хитра! Да и привычка способствует выработке необходимой ловкости, что нивелирует тесноту печи бедолаг, не имеющих бани. А сама русская печь требует отдельной песни.
         Ну, а мне, милостивые государи и государыни, осталось пропеть оду банному венику, этому истинно русскому изобретению, но я наступлю на горло рвущейся из меня песни, дабы не обидеть ненароком истинных банщиков, у коих свои критерии и предпочтении к сему, ничем не заменимому, банному сотоварищу. И заготовляет веники всяк по-своему, используя ветки лЮбых именно ему деревьев, и вяжет их всяк на свой лад, да и ублажает в банной парилке всяк себя на свой, эксклюзивный манер. В бане веник всем начальник всех равно знатно охаживать смеет и царей-императоров, и генсеков с президентами. Веник всех парящихся лишь по разнополости различает, дабы "фаберже" мужикам не отбить и бабёнкам перси не ошпарить.

Финские сауны
         Само слово "сауна" происходит из финского языка. В Финляндии до сих пор очень сильны традиции саунирования, которые зачастую проводятся в соответствии с древними обрядами. Лечебное воздействие сауны на здоровье человека стало известно во всем мире и привело к распространению саун во многих странах мира.
         Для финнов сауна всегда играла важную роль, и возможно, что сауна существует там так же долго, как и сами финны. Около 2000 лет назад финны жили в землянках, покрытых торфом. Они еще не умели строить деревянные дома. Обычно в такой землянке можно было найти груду камней, которая служила очагом. В середине этого очага было сделано углубление, в котором разводился огонь для нагрева камней. Горячие камни являлись тогда единственным способом сохранять тепло без постоянного поддержания огня на протяжении холодных ночей. Именно тогда финны обнаружили, что землянку можно прогреть еще сильней, если плеснуть воды на горячие камни. Тепло при этом поднималось вверх. И именно тогда возник первый полок под потолком землянки, то есть место для лежания, где застаивалось тепло.
         Посетители финской сауны не всегда признают веник, наверное, из-за того, что он делает воздух в парилке влажным, но все финны любят в процессе банного ритуала испытать резкую перемену температур и прыгнуть прямо из парилки в ледяную воду или в снежный сугроб. В наше время финская баня бездымная и оснащена камином. Это - специальный камин, который оборудован заслонкой с трубой, через которую выходит дым, не попадая в помещение сауны. Соответственно топить такой камин можно и во время банных процедур.
         В частные сауны финны издавна ходят всей семьей. Древние финны считали сауну чем-то вроде святыни и даже верили, что в области пара скрывается добрый дух. До настоящего времени дожила финская народная пословица: "Если человека нельзя вылечить с помощью духов, смолы и сауны, он умрет".
         А вот одна современная поговорка финнов звучит так: "Сауной может пользоваться всякий, кто способен до нее дойти". В Финляндии сауна уже давно стала не просто бытовой традиции, она является живой потребностью тела и души. Скамьи в своих банях финны делают из тополя, осины, липы, что всегда поддерживает там ароматный запах. В финнской сауне относительная влажность воздуха в парилке поддерживается на уровне 5-15%, при этом температура воздуха достигает 80-140°С. Сухой воздух способствует теплообменным процессам в теле и дает возможность легко переносить высокие температуры не только заядлым любителям сауны, но и детям, и пожилым людям.

         Завершая свой ночной трактат, написанный под впечатлением посещения главредовской бани и продолжительным выпивательным диспутом с главредом Рукохвостом, пребываю в надежде на новое и неоднократное посещение его очаровательной загородной резиденции. Полагаю возможным и необходимым проведение выездного заседания в составе всей редакционной гопы ГКГ "АксельбантЪ", именно в главредовской бане, она того стоит, несмотря на высказанное мною критиканство.
         Готовясь убыть на розыски пропавшего истопника-универсала Мишки-брось, прошу всех членов династии Рукохвостов принять мои заверения в самом совершенном почтении.
                  Засим, честь имею!

      Знатный акын-мумувед, полковник Гусарского клуба,
      экс-спецгускор ГКГ "АксельбантЪ"
      Полкан Китоврасович Копорский.

         P.S.
         Настоятельно рекомендую читателям сего опуса просмотреть дополнительную информацию на сайтах Интернета:
***
      Гимн русской бане.
      Энциклопедия банных веников.
      Баня в живописи. Авторские странички хорошего мужика Парашутова,
      баня, живопись, ню, подборка, художники.
Русские и зарубежные мастера живописи о банях и саунах
      Истинное здоровье: русская баня,
      а также банные анекдоты.
      И, конечно, песен о русской бане сложено множество, вот некоторые из них...
















Реклама в Интернет