Akselbant
Реклама в
Интернет
Все
Кулички

Gusarskij Klub






























НОВОСТНАЯ ХРОНИКА

       На исходе октября из похода в южно-восточные порубежья вернулась богатырская мотогопа, знатно вразумившая ханыгу Гырдырбайбекова. Князь-батюшка Жихарь за отменное выполненное поручение одарил богатырей новыми мотобайками, выписанными из Неметчины. После непродолжительного отдыха, проведённого в гостевых покоях стольного театра-БУФета "Грим", богатырская мотогопа встала на боевое дежурство в районе пресловутой Лысой горы, зорко следя за соблюдением правопорядка нежитью Берендеевщины.
       Сдавшая богатырям дежурство мотогопа галльских мушкетёров убыла на заслуженный отдых в слободу торговых немчинов, в коей, по имеющимся в редакции "Лукоморского вестника" слухам, предалась разгулу и привычному им буянству.
       Ноябрь сего года никакими происшествиями не отметился, разве что знатными снегопадами, коих в эту пору лукоморцы давно не видывали, посему и незлобно поругивали погоду.
       Постарался оклемавшийся Карачун, не преминувший навестить вашу информаторшу, пребывающую в праздной печали.
              Владлена Гегеляновна Алевтинова.

       Карачун Гипербореевич, вернувшийся в своё прежнее обличие заметно внешне подобревшим, выглядел весьма молодцевато: видимо, пребывание на излечении в островном имении великого лукоморского мага не обошлось и без побочных эффектов.
       Уж, да уж, Яков Велимович Брюс не только искусный знахарь, врачеватель бренных тел, но и вельми искушённый душевед, ведает сокрытые таинства и душ человеческих, и непостижимую нашим мирским умам сущность лукоморской нежити. Ликом Карачун Гипербореевич по-прежнему грозен, но уже не страхолюден, как в былые времена.
       Перед расставанием К.Г. Морозов достал из своего объёмистого мешка две предивные обутки и пару мудреных приспособлений, пояснив, что это скоробеглые сапоги и прыгучие скакалки из Неметчины. Сапоги, мол, презент благодарственный от Яги Чадоедовны Костяноговой за новую избушку, а скакалки банник Елисей и лешие Аким с Демьяном за баньку новодельную передать просили. Мол, за добро лукоморцев и берендеи порой отдариваться горазды, хотя и редкость это великая.
       От себя дед Карачун шапку-невидимку в дар преподнёс и, уже прощаясь, пояснить не преминул: "Сапожки копытные себе оставь, а сапоги босяцкие, скакалки немчиновские и шапку-невидимку воеводе Михайле Абросимовичу передай, оне ему вскорости вельми пригодятся".
       Боярин-воевода Михайло Глебов, вызванный редакционной курьершей, сорокой Мотей-сплетнесборщицой, аж крякнул одобрительно, гостинцы карачунские узрев, пояснил свою выказанную радость тем, что дорогА, мол, ложка к обеду, а яичко к Христову дню. В канун дня зимнего солнцестояния, в самую длиннющую ночь года, самое время Кощею объявиться, со всей навербованной им нечистью, считает лукоморский стратег. Так оно и сталось...

Хроника декабрьского сражения
       Вечером 20-го дня нонешнего декабря все лукоморские кудесники и маги, возглавляемые знатными чародеями Яковом Брюсом, Мазаем Прутковым и не менее знатным знатоком етитско-етической силы Николой Теслой, организовали своеобразный штаб обороны столицы Лукоморья на макушке пресловутой Лысой горы. Вся жихарьградская рать, именуемая с некоторых пор вардейцами (из-за места постоянной дислокации в воинском поселении рекомым Вардой), стольный гусарный полуполк, вкупе с конными сотнями казаков-сiчевиков и пеших рот латников-сябров, загодя присланных на подмогу князю-батюшке Жихарю его боевыми побратимами Энеем Анхизовичем Трояно-Рымским и Песняром Мулявичем Бульбашенко, построившись в боевые порядки, заняли предписанные им места. Мобильная конная орда нашхана Соловья Якшисовича Разбойдуллина и лосино-оленьи отряды ханьги Ыйхуякута Однакойетиевича Тайгатундрова расположились во второй линии обороны, получив предписание боярина-воеводы М. Глебова обеспечить с великим бережением доставку увечных воинов в лазареты Жихарьграда. Во всех стольных лазаретах топились печи и дежурили лекарские отряды жихарьградских молодух, толково обученных берендеевскими знахарками врачеванию и всем азам целебной магии. В самую полночь вселукоморский князь-батюшка Жихарь, передав все бразды воинского управления боярину-воеводе Глебову, изволил в безымянной личине стать в строй стольной вардейской рати...
       Я, хоть и прозываюсь борзописицей, никогда не была мастерицей описания батальных сцен, сие изрядно удавалось пропавшему пропадом старшему писарю газетного приказа Полкану Гусаровичу Китоврасову. Посему поведаю лишь то, что смогла увидеть и уразуметь своим женским умом.
       В начале второго часа пополуночи на ритуальном столбе, врытом в макушку Лысой горы, заголосил дозорный штабной петух, а над северной стороной берендеевщины появилось пятно света, вроде диска луны, из коего вскоре выметнулся луч, по коему заскользили вниз зловещие тени. Мои копытные сапожки нервно запритаптывали и попытались унести меня подалее от места предстоящих событий. С превеликим трудом мне удалось укротить их мандраж, хотя и сама я мандражировала не меньше своей чудесатой обувки.
       Призрачный свет померк, а с разом потемневших небес, нескончаемым потоком посыпались звёздочки, своим жутковатым, неживым светом напоминающие светлячков.
       То было десантирование кощеевых наёмников.
       Над впавшим в етический транс Николой Теслой образовалась неистово искрящаяся огненная дуга. В центре Лысой горы возник громадный разделительно-объеделительный портал, над коим, подобно двум громаднейшим мыльным пузырям, грозно раздувались етитско-етические сферы.
       Из мгновенно уплотнившихся туч в толпы строящейся в боевые когорты кощеевской десантуры впились десятки злобно извивающихся жгутов молний.


       На высокий холм берендеевщины спикировал с небес разъярённый Змей Горыныч Драконов, снёсший одним махом с верхушки холма штаб Кощеевых вояк, и деловито приступил к уничтожению вторгшихся в Лукоморье супостатов.
       Яков Велимович Брюс, ставший похожим на древнего волхва, в окружении очистительного пламени, творил чудеса магии, громогласно извергая из своих уст затейливые заклинания.
       К нашему штабу на Лысой горе, сметая всё и вся на своём пути, ломился древний собутыльник Кощеея, бог норманнов Тор, размахивая чудовищным молотом. Илья Иванович Муромец, скинувший шапку-невидимку, полученную от Боярина-воеводы Глебова, разом охолонил воинственный пыл неистового бога северян-норманнов, нанеся оному жуткие раны своим мечом-кладенцом.
       Сама не видела, но по рассказам очевидцев, князь-батюшка Жихарь, ничем до нужной поры не выказавший своего присутствия в рядах жихарьградских латников-вардейцев, сумел-таки пробиться к смертельно боящемуся личной встречи с ним Кощею Басурмановичу Бессмерному. Копьё князя, с навершием из чистейшего магически закалённого серебра, взятого из набора антивампирного инструментария Я. Брюса, навсегда прервало давно доставшее всех лукоморцев, да и берендеевцев, бессмертие этого поганца.



       Оставшаяся без своего главного военачальника Кощея вся оккупантская рать не собиралась сдаваться воинству Михайлы Глебова, успевавшего в чудесатых сапогах-босяках, притороченных к не менее дивным немчиновским "скакалкам", появляться там, где требовалось его воеводское присутствие. Снега на промёрзших в лютые декабрьские морозы болотах от жара проявления етических сил растаяли, битва ратей происходила в талой воде.
       Точку в сражении к моменту полного рассвета поставило появление диковинного механического зверя, подмявшего под себя и разом перемолотившего своими железными гусеницами большую часть кощеевского воинства, и вогнавшего в полный ступор своими скорометательными устройствами всех переставших помышлять о дальнейшем сражении пришлых вояк. А когда сей цельно-железный зверь-громила жахнул пламенным зарядом из торчащей на его спине трубы, охреневшие агрессоры и вовсе побросали оружие, предварительно обмочившись в свои и так уже давно мокрые портки. Се, как потом пояснил нам Михайло Абросимович Глебов, был давно изобретённый им и внезапно пропавший на зимнем полигоне, став невидимым для всех по причине раздолбайства механика-водителя, экспериментальный танк Т-МАГ-60, опередивший время своим появлением.
       Егерь Герасим, сидя верхом на Муму, временно принявшем облик исполинского медведя, согнал всех уцелевших кощеевских недобитков в одну злобно матерящуюся кучу.
       Знатный лукоморский кудесник Мазай Козьмич Прутков и не менее великий чародей Яков Велимович Брюс разом произнесли магическую абракадабру и вся, недавно ещё грозная рать, взвилась в морозный воздух и завертелась в чудовищной круговерти. Объявившийся из ниоткуда Карачун Гипербореевич Морозов, обряжённый в какой-то импозантный, явно басурманский празднично-новогодний прикид, вскинул свой посох, и все остатки былой супостатской рати грохнулись в мгновенно замёрзшие болота и превратились в причудливые ледяные глыбы.
       Налетевшие вихри ветра восстановили во всей округе снежный покров, покрывший аки саваном и все следы ужасной ночной брани, и начавшие исчезать под лучами солнца ошмётки кощеевской рати.        Самого Кощея, ставшего и смертным, и плюгавым, напоминающем в своем новом обличие трухлявый пень, князь-батюшка Жихарь водрузил в самый центр плеши Лысой горы.
       Никола Тесла произвёл некие магические действия, в результате коих из сгустившихся облаков ударил яркий луч, и... на месте былого берендеевского многовекового властелина образовалась глубокая дыра, тотчас же заполнившаяся подземной водой и запечатавшаяся пробкой толстого льда.


       А над заснеженными полями восходило во всей своей дивной красе дневное Светило в обрамлении распухающей чудесатой сферы трёх, могучих в своём проявлении, етититских, етических и магических сил, оберегающих не менее чудесатое княжество Лукоморье.
       Все лукоморцы, получившие в сражении раны, были быстро и с бережением доставлены в лазареты Жихарьграда. Павших в ночном бою воинов приняло в свои объятия пламя великого ритуального костра. Мир праху героев и вечная слава их доблести!



Главнющая новость декабря
       Лукоморский князь-батюшка Жихарь после проведения великой тризны впал в меланхолию и тоску-кручину. Начавшийся было княжеский запой был им неожиданно прерван, и внезапно протрезвевший Князь изволил учредить Великий сенатско-думский Совет, из числа знатных лукоморских бояр, учёных мужей и воев.
       Единолично и несменяемо главенствовать над учреждённым новодельным Великим советом лукоморский князь повелел рачительной, многолетней домоуправительнице усадьбы М.К. Пруткова, Элеоноре Фомичне Колдуновой и вместе с титулом Наибольшей боярыни, должной именоваться впредь по его именному Указу Матерью берендеевско-лукоморской, вручил оной Матери и знаки своей княжеской власти: Державу со Скипетром.
       А сам Жихарь, изрядно проставившись на прощальном пиру в узком кругу друзей-соратников, знатно покуролесил с актрисами стольного театра-БУФета "Грим" в компании своего древнего дружка-собутыльника, викинга Ёрника-рыжего, прибывшего третьего дня в Жихарьград посредством Мазайского портала из своей Норвежчины.
       Меланхолию и тоску-кручину Жихарь вознамерился излечить в странствиях по белу свету на предмет поиска приключений. Воля героического князя-батюшки Жихаря для всех лукоморцев свята!
С НОВЫМ ГОДОМ, ДОРОГИЕ ЛУКОМОРЦЫ !

Последняя хроника событий
       Поздним утром первого дня наступившего Нового года в редакционный терем прибыл удручённый боярин-воевода Михаийло Абросимович Глебов и поведал мне о только что состоявшемся расстовании с Жихарем и его дружком-приятелем Ёриком-рыжим. Недолго потренькав на гитаре, воевода Глебов сообщил, что во время ночного сражения его иномирская ипостась, известная мне по иномирью как редакционный истопник- универсал Мишка-брось, воссоединилась с ним. Но в портале, при совместном с Мишкой-брось переходе через портал из дворницкой в Лукоморье, пропал спецгускор иномирского ГКГ "АксельбантЪ" Полкан Китоврасович Копорский. Какой-либо военной угрозы после уничтожения Кощея и его прихвостней, для Лукоморья ноне не существует, посему и Жихарь отправился искать приключений на свой афедрон. Вот и Михайло Глебов, вкупе с Мишкой-брось, решили сегодня же отправиться на своём, чудесно явленном хрен знает откуда, танке Т-МАГ-60 на поиски пропавших Полкана Гусаровича Китоврасова и редакционного радиста-телепата, маркиза заморского Маркони де Туркота. Могла ли я оставаться в редакции "Лукоморского вестника" после услышанного? Ни за что! Да, я весьма молодая особа женского полу, но, имея не забываемый мною жизненный опыт немало пожившей иномирской Алевтины Владленовны Гегелян и здоровье молодой девахи, обузой в поисковой экспедиции не буду. Да и журналистско-репортёрское любопытство, весьма мне присущее, тоже учитывайте, уважаемые читатели Вестника. После непродолжительных споров и недолгих сборов, в чреве (кстати сказать, весьма комфортно оборудованном для экипажа танка) Т-МАГ-60, опрокинув по стремянному стопарику "За удачу!" и ещё по одному, выпитому на брудершафт, мы выехали из ворот Жихарьграда во чисто поле...

       Уважаемые лукоморские читатели "Лукоморского вестника" и не менее уважаемые читатели иномирской ГКГ "АксельбантЪ"!
       От имени нашей редакции приношу извинения за прекращение выходов в свет нумеров нашей чудесатой газеты, в связи с форс-мажорными обстоятельствами. Смею полагать, что мы, весь наш редакционный коллектив, ещё вернёмся к редакционным столам и поведаем вам о всех перипетиях странствий, выпавших на нашу долю. Не поминайте лихом, ну а ежели наша с вами встреча не состоится, помяните нас добрым словом.
                     Искренне ваша,
                     Боярыня-борзописица Жихарьградского газетного приказа
                     Владлена Алевтинова



ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Славянские календари

       День богини Макоши - последняя пятница октября.
       Макошь - богиня брака и родов, в ее ведении находится такое ремесло, как прядение. В славянском язычестве Макошь считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. Издревле ее просили дать легкие роды и здоровых детей.
       У древних славян днем поминовения Макоши считалась Пятница. После принятия христианства пятый день недели - пятница - связывался со святыми женского пола. Некоторые источники утверждают, что культ Макоши возник 40-30 тысяч лет назад.
       Макошин металл - серебро, камень - горный хрусталь и так называемый "лунный камень". Зверь Макоши - кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища (от старославянск. капь - изображение, идол, культовое сооружение у восточных славян дохристианского периода).
       Кумиры Макоши могли быть изготовлены из "женских пород дерева", в первую очередь - из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть также рогат или иметь в руках рог изобилия. Слуги Макоши - пауки, потому считается хорошей приметой, если в лицо прилетит паутина. Также с Макошью связывают оберег-веревочку, повязываемую на правое запястье.
       В этот день женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а также купаться и купать детей. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты - наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.
       Еще одна особенность праздника: водят двухкольцевой хоровод. Одно кольцо (внешнее) закручивается посолонь - на жизнь, а другое закручивается противосолонь - на смерть. Означает приближающуюся зиму. С этого дня начинались большие зимние работы: прядение, ткачество, шитье, вышивание.
       На западе примерно в то же время празднуют Хэллоуин, когда люди наряжаются в "личины", чтобы отпугнуть злых духов. Хеллоуин имеет общие корни с данным праздником славян.

       Марена - 25 ноября.        В славянской мифологии Марена (Марана, Морёна, Маржана, Маржёна) связывается с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя.
       Двадцать пятого ноября устанавливается премерзкая погода: дождь, снег, холодный ветер, слякоть. На зачине не произносится никаких славлений, не возжигается огонь, не приносятся жертвы и требы. Обавница провозглашает: "А ни Мара ни Морока не смиемо славити".
       После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, идут на болото, где тушат горящие головни в болотной елани (незамерзшей трясине).
       Обрядовая пища в этот день включает кисель, оладьи, морковь, репу.

       Карачун (Корочун) - День зимнего солнцестояния.
       День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога), отмечаемого 21 декабря, приходится на день зимнего солнцеворота - самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы.
       Считалось, что в этот день берет свою власть грозный Карачун - божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.
       Слуги грозного Карачуна - медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: "На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой".
       В народе понятие "карачун" в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: "пришел ему карачун", "жди карачуна", "задать карачуна", "хватил карачун". С другой стороны, слово "карачить" может иметь следующие значения: пятиться задом, ползком, "скорячило" - скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.
       Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз - просто повелитель зимних холодов.

Четыре сезонные ипостаси славянского бога солнца:
Коляда - Ярило - Купайла - Световит

       Достоверно известно, что древний славянский календарь строился по явлениям четырех сезонных ипостасей языческого бога солнца - Коляда-Ярило-Купайла-Световит, привязанным к четырем астрономическим солнечным событиям года:
       - слабенькое зимнее солнце-младенец Коляда - рождается обновленным утром после Ночи Зимнего солнцестояния,
       - в День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юношу Ярило,
       - в День Летнего солнцестояния обращается в могучее солнце-мужа Купайлу,
       - в День Осеннего равноденствия обращается в стареющее и слабеющее мудрое осеннее солнце-старика Световит, умирающее на закате перед Ночью Зимнего солнцестояния, чтобы наутро возродиться обновленным солнцем-младенцем Колядой, вновь набирающим свою солнечную силу.

       Известно, что в разные времена и в разных местностях славяне пользовались разными календарями - с древнейших времен между тогдашними племенами и народами Евразии и Северной Африки шел постоянный культурный обмен. Славянский Новый год в глубокой древности приходился на 12-ю Ночь великого Йоля-Солнцеворота (см. ниже), затем на День весеннего равноденствия, уже в христианские времена - на День осеннего равноденствия.
       Дошедшие до нас скудные сведения о древних дохристианских славянских календарях фрагментарны, весьма путаны, во многом противоречивы. Кроме того, в течение столетий значительно "дополнены" и "поправлены" церковниками и различными исследователями.
       Потому никакой полностью достоверной реконструкции хотя бы одного древнего славянского календаря нет - большая часть сведений о них утрачена безвозвратно. То, что преподносится сейчас как некий "истинный древний славянский календарь" - всегда смесь некоторых дошедших до нас в разной степени достоверных исторических сведений и собственной богатой фантазии очередного "исторического реконструктора".
       Такое явление в исторической науке называется "кабинетная мифология". Причин у "кабинетной мифологии" может быть две: или желание не слишком добросовестного историка оригинальным образом выделиться, или заказ историкам от властей сочинить что-то "историческое", подходящее для сложившейся ситуации.
       Большинство ныне известных "славянских языческих праздников" при ближайшем рассмотрении оказывается чисто христианскими церковными праздниками, появившимися после принятия христианства, но обретшими в разных местностях некоторые особенные черты обрядности.
       Достоверны только языческие празднования дней весеннего и осеннего равноденствий и летнего и зимнего солнцестояний. Но древняя языческая обрядность этих праздников практически полностью утрачена - и утрачена безвозвратно.
       Современные "реконструкции" былой языческой обрядности празднеств весьма эклектичны, т.к. искусственно "составлены" из дошедших до нас упоминаний о празднованиях этих праздников разными племенами и народами и в совершенно разные времена (будто тогда все люди жили одинаково, а мир тысячелетиями стоял на месте, нисколько не изменяясь), а также изрядно "сдобрены" появившимися позднее христианскими обычаями.
       Ниже на этой странице приводятся разнообразные воззрения различных исследователей на структуры древних дохристианских славянских календарей и взаимная критика некоторых высказанных положений.
       Истину в последней инстанции не знает никто.

       Для справки:
       Даты и время летнего и зимнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий по времени UTS:


Год




2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017


Март
(Весеннее
равно-
денствие)
день/время

20 11:44
20 17:32
20 23:21
20 05:14
20 11:02
20 16:57
20 22:45
20 04:30
20 10:28


Июнь
(Летнее
солнце-
стояние)
день/время

21 05:45
21 11:28
21 17:16
20 23:09
21 05:04
21 10:51
21 16:38
20 22:34
21 04:24


Сентябрь
(Осеннее
равно-
денствие)
день/время

22 21:18
23 03:09
23 09:04
22 14:49
22 20:44
23 02:29
23 08:20
22 14:21
22 20:02


Декабрь
(Зимнее
солнце-
стояние)
день/время

21 17:47
21 23:38
22 05:30
21 11:11
21 17:11
21 23:03
22 04:48
21 10:44
21 16:28


       Дни этих 4-х ежегодных астрономических событий, столь важных для людей и всей природы, были самыми главными и самыми священными языческими праздниками наших предков. Ныне от этих языческих праздников у нас осталась только последняя и самая волшебная 12-я Ночь Йоля - теперь это наша Новогодняя ночь.

Современные схемы солнечных праздников


       Земля вращается вокруг Солнца, делая один оборот за год. При этом Земля, как волчок, вращается вокруг своей оси, делая один оборот за сутки. Т.к. ось вращения Земли наклонена, при годичном обращении вокруг Солнца Земля больше подставляет под солнечные лучи то Северное, то Южное полушарие. Когда больше освещается Северное полушарие - у нас лето, в Южном - зима. Потом наоборот - когда у нас зима, в Южном полушарии - лето.
       Из-за наклона земной оси у нас зимой дни короткие, а ночи долгие, Солнце низко над горизонтом, угол падения лучей относительно земной поверхности - мал (раньше чем достичь поверхности, лучи проходят больший, чем летом, слой воздуха), поэтому зимой холодно. А летом всё иначе, лучи падают более отвесно, поверхность прогревается лучше, и летом тепло.
       В году бывает самый короткий день - это День зимнего солнцестояния. В этот день Солнце поднимается совсем невысоко над горизонтом и быстро заходит. В эти сутки у нас самая долгая ночь - Ночь зимнего солнцестояния.
       Йоль-Солнцеворот - 2-недельное празднование рождения обновленного Солнца-младенца Коляды, вновь набирающего свою солнечную силу после Ночи зимнего солнцестояния (начало астрономической зимы).
       Наша современная волшебная Новогодняя ночь (завершающая 12-я Ночь Йоля), сияющая огнями нарядная новогодняя вечнозелёная ёлка, венок Йоля (ныне именуемый "Рождественский венок"), новогодние свечи (огни Йоля), всемогущий языческий бог Дед Мороз, маскарадные маски и костюмы, шествия ряженых, кондитерские сливочные, бисквитные и шоколадные "брёвна" (символы "Йольского бревна"), День чествования женщин - это наследие традиций великого священного Йоля, весёлого 2-недельного языческого зимнего праздника наших древних предков, которым они отмечали рождение обновленного солнца.
       Йоль-Солнцеворот - самый великий и самый священный 2-недельный праздник наших предков-язычников. Ныне мы празднуем только последнюю, самую волшебную 12-ю Ночь Йоля - это наша Новогодняя ночь.
       Когда позднее осеннее Солнце-старик Световит совсем состарится и утратит былую силу, оно умрет на закате перед Ночью зимнего солнцестояния, чтобы утром вновь возродиться обновленным и постепенно набирающим новые силы Солнцем-младенцем Колядой.
       Таинственная самая долгая Ночь зимнего солнцестояния, когда старое Солнце-Световит уже умерло, а новое Солнце-Коляда еще не родилось - это, по верованиям древних, сказочная мистическая брешь во времени, безвременье, в котором властвуют духи и тёмные силы.
       Противостоять этим силам можно, только собираясь всем родом на совместное веселое пиршественное празднование. Против общего веселья темные духи бессильны. Но горе тому родичу, кто останется в эту ночь в одиночестве, вне своего рода- племени, без близких людей рядом - тёмные духи будут завлекать его и толкать на всякие ложные мрачные мысли.

Храм бога Знича.
       Вечер накануне Начальной ночи Йоля. Скоро все родичи соберутся на совместное 2-недельное празднование. К наступлению темноты волхв разжег путеводный костер, чтобы никто из родичей не сбился с пути.
       По датам современного календаря празднование этого солнечного праздника начиналось на закате 19 декабря и продолжалось до заката 1 января. О праздновании священной Ночи зимнего солнцестояния - самой долгой ночи в году, вечером накануне которой умрет старое Солнце-Световит, а утром родится обновленное Солнце-младенец Коляда.
       Во время празднования великого Йоля проводился День чествования женщин - 25 декабря.
       "Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи". (А. Стрижев, "Народный календарь").
       Коляда - солнце-младенец, в славянской мифологии - воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Овсенем. Коляда праздновался в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5-6 января.
       Славяне отмечают Коляду, когда день "на воробьиный скок" прибыл, и начинает разгораться зимнее солнце. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком, и обавник (читающий славления и приговоры на обрядах во время праздников) восклицает:
              "Овсень, куда едешь? Мосты мостить!
              Кому ездить? Коляде государю!
              На чем ему ездить?
              На солнечной свинке!
              Чем погонять?
              Поросенком!"

       Накануне Нового года дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. Святочные игрища и гадания - остатки этого праздника древних. Обряды сохранились в народе, и в последнее время становятся все более популярными. "Колядники" рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда - веселое, желанное божество.
       Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура. Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар (взвар) и кутью.
       Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: "В гору катись, с весной воротись".

       Щедрец, 31 декабря.
       Последний день уходящего года носит название "Щедрец". С давних времен в этот день устраивается большой праздничный пир, и повсюду слышатся щедровки (щедровальные песни). Среди обильного праздничного угощения непременно находится место блюдам из свинины. Считалось, что это символизирует богатый урожай и плодородие.
       Перед пиром, как заведено, нужно повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде. Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: "Щедрый вечер! Добрый вечер!"
       Затем колядовщики начинают "коляду томить", то есть выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что "шли издалека", "у козы ноги болят"...
       Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые из которых содержат шуточные угрозы. Считается большим стыдом не одарить колядовщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают "проклятьице":

              "Уж дай им, Свароже, по спине и по роже.
              Разрази их, Перун-батюшка!
              Пустой им мешок, дырявый горшок!"


       Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить Новый год в семейном кругу. Наступает последняя и самая волшебная 12-я Ночь великого Йоля (наша Новогодняя ночь).


       Турицы, 6 января
.        Турицы посвящены туру - одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского.
       Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, плясам и веселью, а также рощам и зверью лесному. На Севере Тур предстает гордым оленем, а в таежных лесах - сохатым.
       В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки.
       12-й день святок соответствует 12-му месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Собирают снег для отбеливания холстины. Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец, может сохранить воду на весь год.
       Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура.
       Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не знали страха и не щадили себя, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника.
       Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки.
       Турицы - еще и пастуший праздник, в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община - кушанья, и праздником отмечают свой сговор. С этого момента пастух принимает заботу о стаде, а тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отелу коров от различных напастей и болезней.

       Бабьи каши, 8 января
       В день Бабьих каш принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Позднее православная церковь стала отмечать в этот день праздник иконы пресвятой Богородицы.
       Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о легких родинах.
       Еще в не столь далекие времена матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, осыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: "Не во всяком дому каравай выпечен, да еще чтобы всему семейству вдосталь".
       И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. "Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!" И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали:

              "Ты, хозяюшка, подай!
              Ты, отрадушка, подай!
              Подавай - не ломай!
              Отломишь немножко -
              будет Ермошка.
              Отломишь горбушку -
              будет Андрюшка.
              А подашь середину - быть свадьбе!"


       И так ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.
       Наблюдали и за приметами: если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится - к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.

       День похищений, 12 января
       В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило.
       Также в День похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады Кощей похитил у Дажьбога (бога лета и счастья) его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы. Дажьбог же отправился на поиски своей супруги. Он будет ее искать всю зиму, и потому морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут всё вокруг.
       В этот день кресеня почитали священный камень Алатырь (либо два камня: Бога и Божиху - камни Велеса и Ясуни - Бури Яги).

       Интра, 18 января
       Интра (Змиулан, Индрик-зверь, Вындрик) - сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат "Ящера" и его противник, покровитель змей. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии - дух смерти, а также мертвец).
       В ночь ведуны заговаривали трубы домов, через которые Навь проникал в дома. Интра - обитатель подземелья, и в преданиях славян сказано так: "Как Солнце на небе, так и Интра - в Нави".
       В индийских ведах Интра - это демон и царь-змей. На последнее указывает то, что Индерию населяют змеи, а сам Индра - муж Змеи Параскевы. По нашим ведам, Змиулан - победитель козла-Пана (сына Вия), по сути - своего двоюродного брата (так как Дый и Вий - братья).
       В деяниях Интры есть и доблесть, и низость, и честные победы, и жестокость. Несмотря на то, что он муж демона-змеи, он сражается на одной стороне с Перуном. Больше всех он близок людям из "Воинского Триглава" (Перун-Интра-Волх). Если Перун - это чистая "воинская правда", Волх - чародейство, жестокость и темный гнев, то Интра - это Свет и Тьма, борьба противоположенностей.
       Интра, скачущий верхом на единороге, - покровитель воинов, символ, олицетворяющий ратную доблесть и отвагу.

              Чуткий Интра, услышь наш призыв!
              Восприми наши ты воспеванья!
              О, мы знаем тебя, ярый бык!
              Победи врага, мощный Интра!
              Сокруши мощь Виева племени!


       Просинец, 21 января
       Просинец - название января, его отмечают водосвятием. Славят сегодня Небесную Сваргу - Сонм всех Богов. "Просиять" - означает возрождение Солнца. Просинец приходится на середину Зимы - считается, что Холод начинает спадать, и в земли славян по велению богов возвращается солнечное тепло.
       В этот день в ведических храмах вспоминают, как в древности Крышень дал огонь людям, погибавшим от холодов во время Великого Оледенения. Потом он пролил из небесной Сварги на Землю волшебную Сурью.

              Сурья - мед, на травах бродивший!
              Сурья - также и Солнце Красное!
              Сурья - Вед понимание ясное!
              Сурья - след Всевышнего Вышня!
              Сурья - истина бога Крышня!


       Излитая на землю Сурья в этот день делает все воды целебными, поэтому верующие купаются в освященных водах.
       В годовом круге Перуновых празднеств этот день соответствует также победе Перуна над Скипером-зверем и купанию его сестер Живы, Марены и Лели в молочной реке. В этот день славяне купались в холодной речной воде и давали грандиозные пиры, в которых непременно должны были присутствовать молоко и молочные продукты.

       День Деда Мороза и Снегурки - 30 января.

              Но что со мной - блаженство или смерть?
              Какой восторг! Какая чувств истома!
              О Мать-Весна, благодарю за радость,
              За сладкий дар любви! Какая нега
              Томящая течет во мне! О Лель,
              В ушах твои чарующие песни,
              В очах огонь... и в сердце... и в крови
              Во всей огонь. Люблю и таю, таю
              От сладких чувств любви! Прощайте, все
              Подруженьки, прощай, жених! О милый,
              Последний взгляд Снегурочки тебе.
(Тает)
                      (А.Н. Островский, "Снегурочка")

       В эти дни обычно рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека и потому с приходом Весны не стала улетать на Север. Но как только "яркий луч солнца прорезает утренний туман и падает на Снегурочку", она тает.
       В этот день славяне почитали противника Перуна - Мороза - ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз - зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) - весенняя. Мороз был женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы была красавица-дочь - Снегурочка.
       День Деда Мороза и Снегурки был символическим окончанием периода сильных зимних холодов.

       Громница, 2 февраля
       Громница - по верованиям древних славян, единственный день зимой, когда может приключиться гроза - можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы зовут этот праздник "Свjетло".
       День посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) - богине молнии и кормления детей.
       Громница в разгар зимы напоминает нам о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света - как яркая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда. Славяне чествовали Маланьицу за то, что она дает им надежду на скорейшую весну.

              "Ой Додола-Додолюшка,
              Перуница светлая!
              Муж твой в походе,
              Правь воеводит;
              Дива в лесах,
              Крышень - в небесах.
              Сойди к славянам
              Молнией рьяной!
              У нас вдоволь хлеба -
              Сойди к нам с неба!
              У нас вдоволь соли -
              Не лиши нас доли!
              Сойди громливо,
              Сойди счастливо,
              Сойди красиво -
              Честным людям на диво!
              Додола славна,
              На надежду дана!"


       По погоде на Громницу предсказывали погоду. Какова погода в этот день - таков и весь февраль. Ясный, солнечный день приводил раннюю весну. На Громницу капель - в весну раннюю верь, если метель разгуляется - долго будет погода метельная, до конца месяца.

       Велесичи (Кудесы) - День домового, 10 февраля.
       Кудесы - день угощения домового. Домовой - запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника - кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:

              Дедушка-суседушка!
              Кушай кашу, да избу храни нашу!


       Если "дедушка-суседушка" на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага он превратится в достаточно лютого духа. После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придет ужинать.
       В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу - главе небесных воинств.
       Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми - это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес - стали лешими, кто в воду - водяными, кто в поле - полевыми, а кто в дом - домовыми.
       Домовой - дух добрый. Обычно он - рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя ее на загнетке. Кормят и приговаривают:

              Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
              И ешь пироги - наш дом береги!


       В некоторых областях праздник отмечается 28 января.

       Велесов день, 11 февраля.
       Велес (Волос) - покровитель домашнего скота ("скотий Бог") и пастухов, почитался славянами как любимый бог, от которого зависит благополучие каждой семьи и всего рода славянского.
       Велесов день - середина зимы. Вся природа все еще пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину "коровью смерть", но никак не может одолеть.
Поселяне в этот день кропят домашний скот водой, приговаривая:

              "Велес, скотий бог!
              Дай счастья на гладких телушек,
              На толстых бычков
              Чтоб со двора шли - играли,
              А с поля шли - скакали!"


       Молодые женщины в этот день пьют крепкий мед, чтобы "коровы были ласковы", а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы "волы были послушные". В этот день в требу приносится коровье масло.
       После зачина женщины совершают обряд опахивания для отгона "коровьей смерти". Для этого выбирается повещалка, которая повещает по всем домам: "Пора унять лихость коровью!" Женщины омывают руки водой и утирают их рушником, который носит повещалка. Затем повещалка приказывает мужскому полу "не выходить из избы ради беды великия".
       Повещалка с воплем - "Ай! Ай!" - бьет в сковороду и выходит из села. За ней идут женщины с ухватами, помелками, серпами и дубинами. Повещалка, сбросив с себя рубаху, произносит с неистовством клятву на "коровью смерть". Повещалке одевают хомут, подвозят соху и запрягают. Затем, с зажженными лучинами, трижды опахивают селение (капище) "межеводной" бороздой. Женщины следуют за повещалкой на помелах в одних рубашках, с распущенными волосами.
       Горе тому, кто во время шествия попадется навстречу, будь то животное или человек. Встретившегося бьют палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается "коровья смерть". В стародавние времена попавшихся навстречу забивали насмерть. Сейчас трудно поверить, что женщин, заподозренных в злом умысле, завязывали в мешок с кошкой и петухом, а затем зарывали в землю или топили.
       По окончании шествия происходил обрядовый бой Велеса и Марены. Под подбадривающий крик собравшихся: "Велес, сшиби рог с зимы!", ряженый, одетый Велесом (турья личина, шкура, копье), сшибает "рог с Марены". Затем начинается пир, сопровождающийся игрищами, на котором запрещалось вкушать говядину.

       Сретение, 15 февраля.
       На Сретение зима с весною встретилась.
       Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
       Простолюдины западнорусского края сретенскими свечами на праздник Сретения имеют обычай поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли.
       В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения сельские жители судят о наступающих весне и лете, особенно о погоде, урожае. О весне судили так: какова погода на Сретение, такова будет и весна.
       Ежели на Сретенье установится оттепель - весна ранняя, теплая, коли холода завернут - весна холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. Если на Сретенье снег через дорогу несет - весна поздняя и холодная.
       Именно на этот день говаривали: "Cолнце на лето - зима на мороз". А еще - "Будет снежок - весной дрожок." Коли метель дорогу переметает - весна поздняя да холодная; ежели тепло - ранняя и теплая. На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру - поздних. На Сретение капель - к урожаю пшеницы.
       От имени праздника Сретения в нашем просторечии последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются "сретенскими".
       На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись и яйца были крупнее и вкуснее. С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон - для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть. Белили плодовые деревья.
       Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. В этот день в деревнях раньше проводили гулянья.
       В день Сретения наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы - так называемую Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями - цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.
       На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые - они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить животных от болезней. В этот день зажигались костры, народ веселился ритуальными плясками.
       Скучать в Сретение нельзя - бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.

       Починки, 16 февраля.
       Следуя поговорке "Готовь сани летом, а телегу зимой", хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря, называя этот февральский день "Починками".
       Расчиная Починки, крестьяне помнили: чем раньше примешься за хозяйство - тем больше весне угодишь. Тянуть с починками до настоящих теплых дней настоящему хозяину не пристало. Открывая сарайки, прикидывали крестьяне: за какую работу надо вперед взяться?
       Работали дружно, всей семьей, находя посильное дело и малым и старым: "В Починки дед встает чуть свет - чинит сбрую летнюю да соху столетнюю". Отремонтированную упряжь не без гордости вывешивали на видном месте - мы, мол, к пахоте и севу готовы. Да и хозяйки в это время без дела не сидели: готовили, стирали, перебирали вещи в сундуках.
       Существует ошибочное мнение, причем упоминаемое именно в Починки, что Домовой в ночь тревожит лошадей и может загнать их насмерть. Домовой хорошему хозяину помощник, а никак не враг, а иначе для чего бы Домового в новый дом из старого переносили в совочке с углем от старой печи. Домовой - оберег для дома и никак не нечистая сила!

       Троян Зимний, 18 февраля
       Троян зимний - важная дата для древних славян. В тот день непобедимые римские воины были повержены и изгнаны из русских земель. Этот день наши предки считали днем Воинской славы, когда много русских воинов пали от римских воинов в придунайской области, у Трояного Вала (этимология названия не выяснена до сих пор). Скорее всего, Троян Вал был оборонительной насыпью, но, возможно, на этом месте был воздвигнут небольшой форпост.
       Воины те бились, не сложив оружия и не показав спины. Этот праздник известен также под названиями "Стрибожьи внуки", "Поминовение падших у Троянова Вала". К сожалению, на сегодня много не выяснено из истории героического подвига у Трояного Вала, в том числе - точной даты (около 101 года нашей эры) и других подробностей. Этот эпизод в истории Древней Руси восхваляется в "Слове о полку Игореве".
       Древние воины-славяне думали о потомках и о величии земель русских - не испугались они смерти, а вступили в бой, даже не допуская мыслей о предательстве, отступлении или сдаче врагам. Так будем же и мы достойными жизней наших предков - издревле у славян было принято в этот день совершить что-то героическое, опасное, полезное для родины или семьи и помянуть за столом отважных воинов.












Реклама в Интернет